Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:43, контрольная работа
Античный мир – эпоха греко-римской классической древности. Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII века до н.э. вплоть до VI века н.э.
Античная философия развивалась неизолированно, она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран как Египет, Персия, Древний Китай, Древняя Индия.
1. Античная философия (общая характеристика) 3
2. Философская категория «бытие» и его основные формы 8
3. Проблема познаваемости мира 12
4. Формационный подход к анализу исторического процесса 15
5. Человек как биосоциальное существо 19
6. Философское обоснование права 22
7. Список используемой литературы
Задание
1. Античная философия (общая
2. Философская категория «бытие» и его
3. Проблема познаваемости мира
4. Формационный подход к анализу
5. Человек как биосоциальное существо
6. Философское обоснование права
7. Список используемой
Античная философия (общая характеристика)
Античный мир – эпоха греко-римской классической
древности. Античная философия – это последовательно
Античная философия развивалась
Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:
Самой древней философской школой является Милетская (VII – V вв. до н.э.), ее родоначальники – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.
Фалес, астроном и политический деятель, произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции – первоосновы всего. Первоначало всего – вода, которая соотносится с божественным началом. Земля у Фалеса – центр Вселенной, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде.
Анаксимандр первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, взяв за первооснову сущего апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.
Анаксимен первоначалом всего предложил воздух, видя в нем легкость и изменяемость вещей. Воздух – источник жизни и психических явлений, а Земля – плоский диск, парящий в воздухе.
Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу о происхождении сущего: к идее субстанции, то есть первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.
Пифагор (VI в до н.э.) также был озабочен проблемой «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число» - вот его ответ. Он организовал свою школу, в которую входили и женщины.
В числах пифагорейцы видели:
- свойства и отношения,
- объяснение скрытого смысла явлений и законов природы.
Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса. Пифагору также принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.
Основоположниками Элейской школы являются Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский.
Ксенофан, философ и поэт, высмеивал богов в человеческом виде; жестоко бичевал поэтов, которые приписывали небожителям желания и грехи человека; считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Ксенофан стоял во главе скептиков. Он осуществил разделение видов знания.
Парменид – центральная фигура Элейской школы, философ и политический деятель. Парменид считал, что главной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия. По его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия; сущее он считал лишенным изменчивости и многообразия.
Зенон Элейский - философ и политический деятель, последователь Парменида. Вся его жизнь представляет собой борьбу за истину и справедливость.
В понятии бытия элеаты видели три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3),бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.
Выдающийся афинский философ Сократ (469
– 399 гг. до н.э.) – представитель
Крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа Платон организовал собственную философскую школу. Академию, которая просуществовала около тысячи лет. Он является основоположником идеалистического направления в философии (мир, который обозначается понятием «бытие», есть «мир идей», которые пребывают в душе человека).
Ученый энциклопедист, философ Аристотель (з84 – 322 гг до н.э.) основал философскую школу – Ликей. Научная деятельность Аристотеля охватывала все области античного знания – философию, естествознание, историю, этику, логику, политику, литературу. Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель попытался построить единую систему наук. Аристотель считал, что бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания.
Материалистическая
В античной философии выделяются следующие характерные черты:
Античные философы исследуют разные проблемы: натурфилософские, онтологические, эстетические, логические, этические, правовые. В античной философии познание рассматривается как эмпирическое , чувственное, рациональное, логическое.
Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон, труд, управление, война и мир, желания и интересы власти, имущественное деление общества. По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.
Античная философия оказала большое
Философская категория «бытие» и его основные формы
Бытие – философская категория, обозначающая, прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие.
Первыми философами, которые вели категорию «бытие» были Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель. Парменид и Гераклит под бытием подразумевали весь мир. Для Демокрита бытие – это не весь мир, а основа мира. Он отожествлял бытие с простыми физически неделимыми частицами – атомами. Все богатство и множество мира он объяснял наличием бесконечного множества атомов.
Бытие для Платона – это нечто вечное и неизменяемое, что могло быть познано только разумом. Он противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям, тем самым сведя бытие к бестелесому созданию – идее.
Аристотель отверг платоновское учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, нее связанных с бытием отдельных вещей, и выдвинул предложение различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).
В древнегреческой философии на проблему бытия смотрели с двух точек зрения:
- проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и Космос);
- в проблеме бытия выявилась абсолютизация знаний об объектно-чувственном мире (вечные бестелесые идеи).
С наступлением христианской эры произошло соединение философии с интенсивным богопознанием.
В средние века сформировалось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, которое состояло в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Либо о нем можно помыслить, и возможно существование вне ума, что противоречит исходной посылке.
В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит явное разделение философии и естественной науки. В XVII веке появляется термин «онтология». Онтологией стали называть учение о бытие, сознательно отделенное от теологии. В теологическом мышлении Бог является вечным творцом бытия. В конце Нового времени в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология того времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию, тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности.
Онтология (от греч. оn – сущее и logos - учение) – наука о бытие как таковом, о всеобщих определениях и знаниях бытия.
В XIX веке философское понимание бытия было дополнено принципом историзма, соответственно которому бытие объекта раскрывается только через полноту его истории. Философы того времени считали, что можно найти способ в процессе познания перейти от предмета, данного в мысли через явление (феномен), к его бытию как таковому.
Первым философом, который обосновал принцип тождества бытия и мышления, был Гегель. Исходя из гегелевского объективного идеализма, понятие бытие приобрело смысл не состояния, а закономерного и вечного движения. Его наличное бытие – это реальность, ограниченность, конечность, бессознательность, объективность.
«Бытие» - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии.
Необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное – сущностью. Реальное бытие – это то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер; оно индивидуально, оно неповторимо. Идеально бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактором, оно является строго неизменным (застывшим) существующим вечно. Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.
Бытие – предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.
Бытие – это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым.
Основные модусы бытия:
- бытие как субстанция (истинное бытие – исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира; все возникает из этой первоосновы, а после разрушения вновь возвращается в нее; сама эта первооснова существует вечно, изменяясь как всеобщий субстрат, то есть носитель свойств, или материя, из которой построен весь слышимый, видимый, осязаемый мир переходящих вещей);
- бытие как логос (истинное бытие имеет своими признаками
вечность и неизменность, оно должно существовать всегда и
никогда; в этом случае бытие не субстрат,
а полностью очищенный от случайностей и
- бытие как эйдос (истинное бытие делится на две части
– универсально-всеобщие идеи – эйдосы и материальные копии,
Основные формы бытия:
- бытие вещей «первой природы» и «второй природы» - отдельные предметы материальной действительности, имеющие устойчивость существования; под природой подразумевается совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм, природа в таком смысле выступает как условие существования человека и общества. Следует выделять естественную природу и созданную человеком, то есть вторую природу» - сложную систему, которая состоит из множества механизмов, машин, заводов, фабрик, городов и т.п.;