Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:43, контрольная работа

Краткое описание

Античный мир – эпоха греко-римской классической древности. Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII века до н.э. вплоть до VI века н.э.
Античная философия развивалась неизолированно, она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран как Египет, Персия, Древний Китай, Древняя Индия.

Оглавление

1. Античная философия (общая характеристика) 3
2. Философская категория «бытие» и его основные формы 8
3. Проблема познаваемости мира 12
4. Формационный подход к анализу исторического процесса 15
5. Человек как биосоциальное существо 19
6. Философское обоснование права 22
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная Философия.docx

— 40.68 Кб (Скачать)

 Несмотря на всю значимость  социальной сущности человека, ее  нельзя противопоставлять природному, биологическому началу. Человек  - живой организм, обладающий биологическими  потребностями, функциями, высшими интеллектуальными и другими формами психики. Он находиться в сложных биологических отношениях с другими людьми, с животным и растительным миром, с неорганической природой. Чтобы быть существом социальным, человек должен быть прежде всего живым существом, обладающим наиболее сложной среди живых существ биологической организацией. Сегодня биологические основы человеческого существа подвергаются мощному деформирующему воздействию. Нервно-психологические стрессы, загрязнение окружающей среды сделали одной из глобальных проблем сохранение человека как биологического вида.       

 В отличие от животных человек  может адаптироваться к весьма  широкому диапазону внешних условий. Однако и его возможности не безграничны. Сейчас человечество близко стоит к порогам, за пределами которых биологическая организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие изменения. Особую сложность данной ситуации придает то, что пагубное воздействие многих факторов, приводящих к ухудшению экологической обстановки, непосредственно не ощущается людьми и скажется лишь в будущем.      

 Человек - сложное природное  образование, являющееся компонентом  более сложных систем - биологической  и социальной.                          

                                   

   

 

Философское обоснование  права         

 Философия права занимается поисками и установлением истинного знания о праве как о специфической форме социального бытия людей в особом типе социальной регуляции.       

 Философской (мировоззренческой)  основой теории права выступает диалектика, то есть учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания. На этом учении строится метод творчески познающего мышления.        

 Наиболее общими законами диалектики  являются:        

1. Переход количественных изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального обеспечения фактически способствует изменению исторического содержания государства)        

2. Закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права,  связанного с борьбой социальных сил).        

3. Закон отрицания отрицания (в  новой государственно-правовой системе  всегда присутствуют элементы  старой и зародыши новой системы).         

 Законы диалектики находятся  в неразрывной связи с логическими  средствами познания, имеющими интегральное значение в исследовании правовых явлений и процессов. Например, анализ и синтез позволяют переходить от менее конкретных к более конкретным правовым реальностям. Посредством анализа правовая целостность делится на отдельные составные части (нормы права, правонарушения, юридические факты и так далее), каждая из которых детально рассматривается самостоятельно, а затем с помощью синтеза все части соединяются в мышлении во всем богатстве их специфики.        

 В философии права исследуется  право в целом, весь мир права, охватывающий и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления).      

 К правовым явлениям относятся  все те реальные явления (официально  установленный закон, фактически  существующее государство, поведенческие акты субъектов социальной жизни, их взаимоотношения), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа.       

 Таким образом, в предмет философии  права вместе с другими правовыми явлениями входит и государство в качестве особого правового явления, а именно в качестве конституционо-властной формы проявления всеобщей и единой правовой сущности.       

 Право - система норм и правил, которые сформулированы в специальных  государственных документах - нормативных актах, они охраняются от нарушений не только силой общественного мнения, но и мерами государственного принуждения.        

 В философии права развитие  представлений о праве происходило  по нескольким направлениям. Так,  например, теория естественного права (Локк, Руссо, Радищев) предполагала, что кроме позитивного права, которое создается государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения (право на труд, свободное развитие и так далее). Материалистическая (классовая) теория права (Маркс, Ленин) трактует право как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни общества.       

 Пытаясь решить проблемы правопонимания, философия права сталкивается не только со множеством теорий и взглядов на право, но и с вечным вопросом, касающимся возможности (или невозможности) выработки общего, универсального представления о праве и его соответствующего, адекватно отражающего потребности общества определения понятия.        

 Юридические понятия формулируются  в виде определений, которые  должны кратко и четко раскрывать  сущность правовых явлений. Они,  несомненно имеют теоретическое  значение для соответствующей  отрасли правовой науки и немаловажный для практики применения права. Чем сложнее правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить в его кратком определении все существенное. Определение в таком случае служит лишь средством для первоначальной ориентировки в предмете, но раскрыть  полностью конкретное содержание данного явления не может       

 К настоящему времени в философии  права не выработано единого  представления о праве, многие  проблемы, касающиеся правопонимания, едва ли не стали вечными и неизменными. Об этом со всей очевидностью свидетельствует государственно-правовой опыт многих стран, а также многочисленные исследования, проводившиеся по данной тематике в течение ряда последних столетий.

 

 

Список использованной литературы   

Грядовой  Д.И. Философия. Структурированный учебник. М., 2003.  

Золкин  А.Л. Философия. Учебное пособие. М., 2005.  

Краткий философский словарь. Под ред. А.П. Алексеева. М., 2004.  

Философия. Учебник для вузов. Под. ред. В.В. Миронова. М., 2005. 

 


Информация о работе Античная философия