Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:45, реферат
Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до.н.э. Около 1200 лет. Древнейшие античные философы жили в греческих колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т.д.
Введение. Философия древних греков и древних римлян.
Зарождение и формирование философии.
Время зрелости и расцвета греческой философии.
Кризис и угасание философии в эпоху Римской империи.
Заключение.
I. Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до.н.э. Около 1200 лет. Древнейшие античные философы жили в греческих колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т.д.
Этот живой и всесторонний контакт с разными культурными слоями должен был влиять на греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить своё мировоззрение. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм. Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока.
Именно здесь зародилась Европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех её последующих школ идей и представлений, категорий проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему источнику и колыбели, образцу мышления.
Как и вся античная культура, философия прошла свой цикл развития от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В истории античной философии просматриваются 4 периода. Первый определяется как натурфилософский. В рамках этого периода шло зарождение и формирование философии (VI в. до н. э.). Второй период вошел в историю как классический. Это время зрелости и расцвета греческой философии (V-IV вв. до н. э.). Третий период связан с кризисом древнегреческого общества. На смену онтологическим и гносеологическим проблемам приходят этические проблемы. Это время эпохи эллинизма и латинской философии Рима (III—I вв.). С одной стороны, Рим выступил правопреемником греческой философской мысли, а с другой стороны, заложил основы принципиально иной философии — философии христианства. Четвертый период связывают с угасанием философии в эпоху Римской империи (I-V вв.).
II. Начинается античная философия с появления натурфилософских
идей, т. е. из философского осмысления природы. На греческом языке слово природа звучит как ≪фюзис≫, поэтому такую философию называли ≪физической≫, а философов этого периода — ≪физиками≫. Они интуитивно формировали субстанциональную модель мира с помощью выяснения первоосновы всего сущего как основы, сути.
У истоков формирования натурфилософии стояла милетская школа (г. Милет, Малая Азия, VII в. до н. э.). Основателем школы был Фалес (около 624—547 гг. до н. э.), выдающийся математик и астроном. Его последователи — Анаксимандр (610—546 гг. до н. э.) и Анаксимен (585—525 гг. до н. э.).
Основное внимание представители этого течения сосредоточили на поисках той первоосновы, из которой возникают все конкретные предметы и явления. Вещи являются чем-то временным, они возникают и исчезают, а их основа является вечной, существует всегда. Фалес усматривал такую первооснову в воде, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней. Анаксимандр считал, что ею является неопределенное начало, которое он назвал апейрон, Анаксимен принял за первооснову воздух. Выделение этих конкретных веществ в качестве первоосновы мира неслучайно. Именно вода своими наглядными преобразованиями в лед или пар наталкивает на мысль о возможности бесконечного количества метаморфоз, порождений из единой исходной (первой) формы целого множества качественно отличных форм. Воздух, в свою очередь, своим ≪всепроникновением≫ порождает представление о вещественной ≪заполненности≫ бытия, которое имеет способность ≪сгущаться≫ и ≪разрежаться≫, порождая таким образом все многообразие конкретных вещей в мире. Ведь вода, воздух и т. д. как ≪первоосновы≫ мира являются не просто обычными ≪ощутимыми≫ веществами, они одновременно являются ≪видимым≫, ≪вещественным≫ принципом, законом возникновения, существования и исчезновения конкретно-жизненного разнообразия вещей окружающего мира.
Идея ≪апейрона≫ также не является отходом от вещественных представлений о первооснове мира, поскольку эта идея является конкретно-чувственным представлением о первоначальном состоянии бытия — хаосе, ≪смешении≫, еще не упорядоченном, догармоничном бытие. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий.
Главное достижение деятелей милетской школы — разработка идеи о мироздании; разработка, которая выявляет движение человеческой мысли от конкретного через абстрактное к углубленному осознанию реальности.
Основные философские принципы милетской школы были развиты Гераклитом Эфесским (544—483 гг. до н. э.). Он усматривал первооснову мира в огне. Все возникает из огня и в огонь превращается. ≪Мир, единый из всего, — утверждал Гераклит, — не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно затухающим≫. В этих словах — идея о непостоянном, преходящем характере всего сущего. Гераклит — один из первых философов, заметивших, что одно и то же является вместе с тем и
разным, противоположным. Он указывал, что существенное изменение
— это преобразование в свою противоположность, что одна противоположность выявляет ценность другой, противоречивость
сближает противоположности. Если исчезают противоречия, то исчезает движение, а если исчезает движение, то исчезает все. Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Движение — это жизнь. Вот почему Гераклита считают одним из основателей наивной диалектики. Гераклит первым начал размышлять над проблемами познания. Он подчеркивал трудности, которые возникают в
процессе познания, неисчерпаемость предмета познания. Гераклитова философия считается вершиной интуитивно-диалектического понимания мира и природы человека. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него.
II.(II). Следующей известной философской школой, существовавшей в западной части Великой Греции, т. е. в Южной Италии, была школа пифагорейцев. Ее основателем был Пифагор (ок.580—500 гг. до и. э.).
Школа была основана в Кротоне
(Южная Италия) и просуществовала
до начала IV в. до н.э., хотя гонения на
нее начались практически сразу
после смерти Пифагора в 500 г. По сути,
это была первая философская школа,
религиозно-философское
Союз отличался строгими обычаями и высокой
нравственностью. Образ жизни пифагорейцев
вошел в историю: как рассказывают легенды,
учеников Школы всегда можно было узнать
по их внешнему облику и благородному
поведению.
Однако и облик, и поведение были лишь
следствием взглядов философов на человеческую
душу и ее бессмертие, подразумевавших
в здешней, земной жизни определенное
воспитание. В этом они близки к своим
предшественникам - орфикам, последователям
учения, проповедывавшего чистейшую нравственность
и суровый аскетизм; основателем его считается
легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям,
душа человека проходит в своем развитии
несколько этапов, в частности ряд воплощений
на физическом плане, смысл которых - приобретение
внутреннего опыта, достижение катарсиса,
очищения от наследия ранних этапов развития.
Этому служили нравственные
принципы, которым следовали пифагорейцы:
"Быть всегда в словах и поступках
стремись справедливым", "Пусть -
что важнее всего - твоим главным
судьей станет совесть". Утром и
вечером - в часы, наиболее подходящие
для размышлений - следовало окинуть
мысленным взором все, что сделано
и что предстоит еще сделать:
"В успокоительный сон не должно
тебе погружаться прежде, чем снова
не вспомнишь о каждом сегодняшнем
деле, в чем провинился? Что мог
совершить? И чего не исполнил?"
Пифагорейская
школа положила начало математическим
наукам. Источником и первоосновой мира
для Пифагора является
не то или иное природное вещество, а количественное
отношение — число. Оно владеет
вещами, моральными и духовными качествами. ≪Земной порядок должен соответствовать
небесному.≫ Основой мира являются числа, которые
и создают космический порядок. Единица — основа
всего, линии создает двойка, поверхности
— тройка, а тела
— четверка. Числа выступают
как самостоятельные сущности. Священной
декадой является число 10, так как это
подобие Вселенной с десятью небесными
сферами и десятью светилами. В частности,
декада отображает законы музыкальной
гармонии: через нее выражаются основные
музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта
(3:2), кварта (4:3). В отличие от предшествующих
философов, которые обращали внимание
на качественную сторону вещей, Пифагор
утверждал, что качество связано с количеством
и сделал вывод: ≪число владеет вещами≫.
Математический метод
в современной науке в этом
смысле является следствием популяризации
и демистификации пифагорейского учения.
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке
сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем
гармонию Солнечной системы, где каждой
планете соответствует определенная нота,
а все вместе они создают интервалы музыкальной
гаммы. Ими же положено и начало музыкальной
психологии: музыка использовалась как
средство воспитания и исцеления души
и тела.
В пифагорейской школе начали развиваться
астрономия и медицина. Ею создано множество
аллегорических комментариев Гомера,
а также грамматика греческого языка.
Как конструктор новых понятий Пифагор
считается первым, кто употребил
понятия ≪философ≫, ≪философия≫.
Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.
В VI в. до и. э. в южно-итальянском городе Элее возникает еще одна философская школа — элейская, последователей которой называют элеапшми. Если представители милетской школы брали за основу мира какую-либо материальную стихию (воду, огонь и др.), то в элеатской философии впервые в качестве такой основы берется неконкретное: не вещество, а начало, которое обозначается понятием ≪бытие≫. Наиболее глубокие идеи этой философии были разработаны Парменидом (ок. 540—480 гг. до н. э.) и Зеноном (ок. 490—430 гг. до н. э.). Парменид разделял мир на истинный и неистинный. Истинным есть бытие, поскольку оно вечно и неизменно, всегда тождественно самому себе. Мир конкретных вещей есть неистинное бытие, ведь вещи постоянно изменяются, сегодня они отличны от вчерашних, а завтра и вовсе исчезают.
Логическое обоснование выводов Парменида сделал Зенон. Развивая взгляды учителя, он подчеркивал, что логически невозможно представить множественность вещей и допущение движения — это приводит к противоречиям. В соответствии с принципами элейской школы Зенон разрывал чувственное и рациональное познание. Истинным признается только рациональное познание, а чувственное познание считается ограниченным, противоречивым. Наиболее известным изложением элейского
отрицания движения и неизменности бытия являются апории (логические затруднения) Зенона, которые доказывали: если предположить существование движения, то возникают неразрешимые противоречия.
Современником Зенона был Эмпедокл (ок. 490—430 гг. до н. э.) — автор философских поэм, врач, инженер, философ. Он был основателем школы эволюционизма. Эмпедокл принял в качестве первоосновы мира все четыре традиционные стихии: землю, воду, воздух и огонь. Эти первоосновы у Эмпедокла не переводят одна в другую, они пассивны. А потому, по Эмпедоклу, источником Вселенной является борьба двух психических начал:
Любви и Ненависти. Любовь - космическая причина единства и добра. Ненависть — причина разрозненности и зла.
После Эмпедокла утверждается оригинальная философская школа ноологии, или концепция всемирного разума. Разработал ее Анаксагор (500—428 гг. до н. э.). Вопреки своим предшественникам Анаксагор отвергал стихии как начала. Для него первичны все без исключения состояния вещества. Один из последних представителей элейской школы Мелисс (его акме1 приходится на 440 г. до н. э.) доказывал бесконечность бытия в пространстве и времени, сформулировал закон сохранения бытия, суть которого выразил в формуле ≪из ничего ничто не возникает≫.
Значительным этапом в развитии античной философии была школа атомизма. Идеи об атомистической природе мира развивали Левкипп (ок. 500—440 гг. до н. э.) и Демокрит (ок. 460—370 гг. до н. э.). Философское наследие Левкиппа и Демокрита сложно разделить (хотя существуют разные точки зрения на эту проблему), поэтому их учение, как правило, рассматривают вместе. Левкипп и Демокрит, в отличие от представителей других философских школ, признают бытие (атомы) и небытие (пустоту). Атом, по их мнению, — это наименьшая частичка бытия, она неделима, вечна и неизменна. Атомы отличаются по величине, форме, порядку расположения. Они свободно двигаются в пустоте, а столкнувшись, изменяют порядок движения. Причины движения атомисты не описывают. Атомы сами по себе бескачественны. Из атомов состоит и душа. После смерти тела атомы души тоже распадаются, поэтому душа является смертной. На поверхности вещей находятся более легкие, летучие атомы. Они ≪втягиваются≫ нами при дыхании, и благодаря органам чувств мы имеем определенные образы предметов и представления о них. Познание, по Демокриту, имеет два вида: ≪темный≫ путь познания осуществляется с помощью чувств и дает человеку видимый мир предметов, образованных взаимодействием атомов в пустоте; ≪светлый≫ путь познания осуществляется с помощью мышления и дает понимание атомов и пустоты, т. е. сути вещей и мира. К ≪темному познанию≫ относятся зрение, слух, обоняние, вкус, осязание: когда они уже не способны ни видеть весьма малое, ни слышать, ни воспринимать обонянием, осязанием или вкусом, а исследование должно перейти к более тонкому познанию, тогда ≪на сцену выходит≫ мышление (≪светлое познание≫) — наиболее тонкий познавательный орган. Результатом познавательного процесса для человека является истина — правильное знание о сути вещей и мира, а конечным следствием — мудрость. Мудрость как талант познания дает три плода — дар хорошо думать, дар хорошо говорить, дар хорошо действовать.
Древнегреческая натурфилософия развивалась динамично, демонстрируя этим некоторые общие закономерности движения человеческого мышления — от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от недифференцированной проблематики к дифференцированной, от неосознанного к осознанному, выдвинув целый ряд продуктивных для европейской цивилизации идей и теорий.