Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:45, реферат

Краткое описание

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до.н.э. Около 1200 лет. Древнейшие античные философы жили в греческих колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т.д.

Оглавление

Введение. Философия древних греков и древних римлян.
Зарождение и формирование философии.
Время зрелости и расцвета греческой философии.
Кризис и угасание философии в эпоху Римской империи.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Античная философия.docx

— 66.44 Кб (Скачать)

       IV. Богатым на разнообразные школы был и завершающий цикл античной философии (поздняя классика). Остановимся на идеях авторитетнейших школ этого этапа (схема 2.3).

Эпикуреизм. Основателем школы был последователь Демокрита Эпикур (342—270 гг. до н. э.). Основное его произведение — ≪О природе≫. Эпикур учил, что главная цель философии — счастье человека, которое возможно через познание законов мира. Для достижения своей цели философия формирует и включает в себя три вида знания: физику (учение о природе и ее законах), канонику (учение о познании), этику (учение о достижении человеком счастья). Все явления природы и Вселенной Эпикур объяснял различными соединениями бессмертных атомов, которые отличаются не только по форме и величине, как у Демокрита, но и по весу. Их прямолинейное движение сочетается со спонтанными, внутренне обусловленными отклонениями в сторону от прямой линии, которая закладывает основы свободы не только естественной, но и индивидуальной (человеческой), — становится возможным свободный выбор, независимый от предопределенности, т. е. появляется возможность выбора из нескольких

жизненных вариантов, возможность ≪избежать≫ обреченности.

В теории познания Эпикур, как  и Демокрит, придерживался учения об эманации (≪истечении≫), т. е. считал, что образы-копии, отделяясь от предметов окружающего мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения-копии. Основные позиции этического учения Эпикура таковы: человек есть чувственное существо, а потому его чувства выступают критерием нравственности, ≪ведь всякое благо и зло — в ощущениях≫. Главная жизненная задача человека — достижение счастья и душевной невозмутимости (т. е. состояния атараксии). Эпикуреизм довольно активно влиял на сознание мыслителей своей эпохи. Наиболее известным из последователей Эпикура был древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 гг. до н. э.). До нас дошла полностью его поэма ≪О природе

вещей≫, в которой он детально изложил свою философскую позицию.

Лукреций считал, что основная цель философии — избавление человека от страха загробного наказания. Освободиться от этого человек может через познание природы, законов ее функционирования. Полученные знания нужны человеку для понимания сложных этических проблем. В особенности важным является понимание двух вопросов: смертности души и невозможности богов повлиять на жизнедеятельность человека. Признавая существование богов, Лукреций отрицал их влияние на природу, так как природа состоит из наименьших частичек и возникает сама по себе. Наименьшие частицы природы вечны, никем не созданы и являются первоосновой мира. Душа также телесна. Она отличается от других физических тел, по мнению Лукреция, лишь формой атомов. Атомы души более мелкие, подвижные, гладкие и округлые. Жизнь и смерть встретиться не могут. Пока человек живет, смерть ему не страшна, а если смерть настала, человека уже нет; нет души — нет и ощущения страха.

Скептицизм. Как философская школа скептицизм (от греч.skeptikos — рассматривающий, критикующий) возник в VI—III вв. до н. э. Вершины достиг в учении Пиррона из Элиды (ок. 360—270 гг. до н. э.), Энесидема из Кносса (I в. до н. э.), Секста Эмпирика (конец II — начало III в. н. э.) и др. Специфика мировоззрения скептиков состоит в том, что они указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость. В основе всех суждений скептицизма находились три знаменитых вопроса с тремя ответами:

1) какими есть все вещи? — Каждая вещь является не более такой, чем какой-либо иной, поэтому она не может быть названа ни прекрасной, ни безобразной; противоположные суждения о вещи справедливы в одинаковой степени;

2) как человек должен  относиться к предметам мира? — Зная, что противоположные суждения о предметах мира в равной степени достоверны, мудрый человек будет воздерживаться от любых суждений о предметах, а значит, и от принятия окончательных решений по поводу своего отношения к этим предметам;

3) какую выгоду получает человек от своего отношения к предметам мира? — Воздерживаясь от суждений об истинной сущности вещей и от окончательного принятия решений по поводу своего отношения к этим вещам, мудрый человек относится к ним равнодушно и невозмутимо, т. е. с позиции апатии и автаркии (самообладания), — только так достигается высшее блаженство. В этом — единственно возможная выгода от отношения человека к предметам и явлениям мира.

Стоицизм. Основателем его был Зенон из Китиона (ок. 333— 262 гг. до н. э.), который находился на Кипре. Школа получила название от слова ≪стоя≫ — названия портика — открытой галереи, которая поддерживается колоннадой. Там, в этом приюте, учил своих приверженцев Зенон Китионский. Духовными наследниками Зенона были Клеанф (331—233 гг. до н. э.) и Xpucunn (ок. 281—205/208 гг. до н. э.) Последний систематизировал учение стоиков в так называемой Старшей Стое, где он оказался наиболее плодотворным мыслителем. Ученики Хрисиппа распространили стоицизм в Риме. Среди римских стоиков наиболее известны Сенека (ок. 4 г. до н. э.—65 г. н. э.), Эпиктет (ок. 50-138), Марк Аврелий (121-180).

Стоицизм — философская  школа в основном этической направленности. Она, как и предшествующие школы, призывала человека к жизненной мудрости и самообладанию, но с позиции совсем иного понимания бытия и человека. Стоики считали, что весь мир — это единое тело, насквозь пронизанное активным началом, которым является Бог. А Бог — это творческий ≪огонь≫, телесное дыхание (≪пневма≫), жизненное тепло, разлитое в теле природы. ≪Творческий огонь≫ обеспечивает обусловленность всех явлений мира. Каждое событие — необходимое звено незыблемой цепи постоянных преобразований. В этом — необходимость всех вещей и явлений, которую не может нарушить никакая сила. Значит, благодаря ≪творческому огню≫ в мире властвует фатум — неумолимый закон судьбы. Судьба является предначертанной. Поэтому человеку не следует сопротивляться фатуму. Судьба ведет того, кто добровольно и, безусловно, ей подчиняется, и тянет силой того, кто неразумно и безрассудно ей сопротивляется.

Отсюда следует, что человек  должен сознательно, разумно познавать свое место в мироустройстве; он должен постичь, какое поведение отвечает его собственной природе и естественному взаимоотношению с другими существами.

Неоплатонизм. Основные творцы неоплатонизма: Плотин (205—270), Порфирий (232 или 233 г. — начало IV в.), Ямвлих (ок. 280 — ок. 330), Прокл (410—485). Философским источником неоплатонизма является учение Платона о первичности мира идей и вторичности материального мира. Оно было истолковано в духе мистицизма. Концепция возникновения и развития мира у неоплатоников очень сложная. Творцом выступает сверхчувственное

абстрактное ≪Единое≫, которое путем эманации (влияния) выделяет из себя мировой разум (мир идей), мировую (божественную) Душу и чувственный материальный мир. Индивидуальная (земная) душа, которая ≪охвачена≫ небытием (материей, телом) есть частица мировой Души. Они взаимосвязаны. Земная душа стремится быть максимально подобной мировой. Гармония между ними определяется поступками и деятельностью человека. Чем больше человек руководствуется принципами добра, тем ближе он к божественной Душе. Поэтому смысл жизни человека — повседневное духовное самосовершенствование. Душа, как считают неоплатоники, должна все время очищаться от земного. Очищение достигается отречением от земных потребностей и интересов, постоянными раздумьями о высочайших Божественных истинах. Вершина очищения есть состояние транса, когда душа человека сливается с мировой Душой.

     В 529 г. император Юстиниан издал указ о закрытии философских школ в Афинах. Это было свидетельством того, что античная философия завершила свое существование, но она навеки осталась источником философской мысли.

     V. Таким образом, в античной философии были поставлены и частично разрешены основные философские проблемы: возникновения мира и человека, первоосновы всего сущего, соотношение двух основных форм бытия — материальной и идеальной, смысла жизни, смерти и бессмертия. Результаты исследований античных мыслителей существенно повлияли на дальнейшее развитие философской мысли во всем мире.

 

Список литературы

  1. Философия. Учебник. В.Г.Кузнецов, И.Д.Кузнецова, В.В.Миронов, К.Х.Момджян, К89 Философия.Учебник-М.: ИНФРА-М, 1999, – 519c.
  2. Философия: учебник/О.Г.Данилян, В.М.Тараненко.-М.:ЭКСМО, 2006.-512с. (Образовательный стандарт XXI).
  3. Философия: учебник.- М.:Гардарики, 2000 – 816с.

1 Акме (греч. акте — высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) назывался период высшего творческого развития у мыслителей Древней Греции.

2 Теология (греч. theos — Бог, logos — слово; русская калька — богословие) — феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего.

3 Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая.                                                                                                                                                                                                                                                         

4 Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

 


Информация о работе Античная философия