Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:59, реферат
Повышение эффективности труда – важнейшая проблема экономики страны. Базируясь на экономическом учении об использовании живого труда в производстве, научная организация труда должна постоянно совершенствоваться в связи с изменением производственных факторов и развиваться в борьбе нового, нарождающегося в производстве - со старым, отживающим. Поэтому ведущим методом научной организации труда и его нормирования является диалектический метод, требующий комплексного и аналитического решения изучаемых явлений, проведения соответствующих экспериментов, накопления фактических данных, на основе которых возможны новые обобщения, обоснованные выводы и рекомендации.
Введение
Тема 1 Сущность организации труда
1.1 Рост производительности труда – важнейшее условие повышения эффективности производства.
1.2 Сущность, содержание и задачи организации труда.
1.3 Возникновение и развитие науки об организации труда.
1.4 Этапы становления науки «Организация труда».
1.5 Основные принципы организации труда.
Тема 2 Разделение и кооперация труда
2.1 Сущность и объективная необходимость разделения труда.
2.2 Кооперация труда, ее значение и сущность.
2.3 Применение математических методов для решения задач по разделению труда.
Тема 3 Приемы и методы труда
3.1 Понятие производственного процесса, его содержание.
3.2 Трудовая операция, ее элементы и их характеристика.
3.3 Рационализации рабочих приемов и методов труда.
Тема 4 Организация и обслуживание рабочих мест
4.1 Понятие и классификация рабочих мест
4.2 Основные направления совершенствования организации рабочих мест
4.3. Эргономические требования к рабочим местам.
4.4 Организация рабочих мест вспомогательных рабочих
4.5 Особенности в организации рабочих мест при многостаночном обслуживании
4.6 Типовые проекты организации труда и рабочих мест
4.7 Аттестация и рационализация рабочих мест
Тема 5 Условия труда
5.1 Понятие, сущность и значение условий труда
5.2 Классификация факторов, составляющих условия труда
5.3 Методы оценки условий труда на производстве.
5.4 Пути улучшения условий труда
5.5 Режим труда и отдыха
Тема 6 Дисциплина труда и творческая активность работающих
6.1 Понятие трудовой дисциплины
6.2 Трудовой распорядок. Уставы и положения о дисциплине.
6.3 Поощрения за труд и дисциплинарная ответственность работников.
6.4Соревнование и другие формы творческой активности работающих.
Тема 7
7.1 Сущность и значение повышения профессионального и культурно – технического уровня работающих
7.2 Система трудовой подготовки и профессионального образования
7.3 Профориентация и профотбор
Тема 8 Организация труда руководителей, специалистов и служащих
8.1 Особенности содержания и характера труда служащих
8.2 Разделение и кооперация труда служащих.
8.3 Совершенствование трудового процесса служащих.
8.4 Организация рабочих мест служащих.
8.5 Оценка эффективности труда служащих.
Дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения работника в качестве меры дисциплинарного взыскания) в трудовую книжку не записываются .
До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника.
Отказ работника от дачи
объяснения не является препятствием
для применения взыскания и оформляется
актом с указанием
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя.
Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок.
Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
6.4 Соревнование и другие формы творческой активности работающих
Важнейшим средством укрепления дисциплины, развития творческой активности трудящихся в их трудовой и общественно-политической деятельности является соревнование.
Соревнование - объективная закономерность нашего общества. В нем отразились те новые производственные отношения, которые возникли в стране. Цель соревнования - повышение организованности, дисциплинированности, производительности труда, переходе к высшей технике, экономики труда и продуктов.
В сущности соревнования сформулированы основные принципы его организации: гласность, сравнимость результатов и возможность практического повторения опыта.
Гласность предполагает постоянную осведомленность всех трудящихся о ходе соревнования и его результатах. Сравнимость результатов предусматривает сравнение достигнутых успехов с прошлыми показателями и планами на будущее, а также возможность сравнения показателем работы соревнующихся. Возможность практического повторения опыта обеспечивается осуществлением системы мероприятий по изучению, обобщению и широкому распространению приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, добившихся лучших результатов в соревновании.
Соревнование представляет собой непрерывный процесс, состоящий из постоянных законченных циклов, каждый из которых в свою очередь 3-х взаимосвязанных этапов: подготовительного, организации выполнения обязательств и поведения итогов.
Важное значение имеет разработка условий соревнования и обязательств. Главное при этом - обеспечение активного участия в соревновании всех трудовых коллективов, каждого работника. Условия соревнования разрабатываются на длительный период, а затем могут уточняться с учетом очередных задач
В условиях развития экономики значение о соревнования возрастает, усиливаются его экономическая и социально-воспитательная функция.
Экономическая функция соревнования состоит в мобилизации работающих на неуклонное повышение производительности труда, экономию материальных ресурсов, лучшее использование производственных фондов, повышение качества продукции.
Социально-воспитательная функция заключается в воспитании добросовестного отношения к труду. Оно учит государственному подходу к любому делу, повышает ответственность за личную работу и деятельность коллектива, дает почувствовать каждому его причастность к решению задач, стоящих перед коллективом, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи.
Характерной особенностью соревнования в условиях развитой экономики его массовость - оно стало подлинно всенародным.
На современном этапе развития нашего общества соревнование отличает также его целенаправленность, нацеленность на конечные результаты, что весьма важно в условиях роста и усложнения экономики.
В организации о соревновании и повышении его эффективности большое значение имеет правильное использование его видов и норм.
Применяемыми на предприятиях видами соревнования являются: индивидуальное и коллективное.
Индивидуальное организуется между отдельными работниками. Оно широко распространено на предприятиях и должно осуществляться всюду, где существует возможность индивидуального учета работы. Участники индивидуального соревнования берут на себя обязательства или заключают между собой договоры о соревновании.
Формы индивидуального соревнования разнообразны. Это соревнование за выполнение и перевыполнение личных планов, за звание лучшего рабочего по профессии, лучшего молодого рабочего, лучшего наставника, лучшего изобретателя, отличника качества и т.д.
Коллективное соревнование на предприятиях организуется между бригадами, участками, сменами, цехами, отделами.
Бригадная форма соревнования применяется не только внутри одного цеха, но и по предприятию в целом, а также между бригадами отрасли или региона (paйона, города, области, республики).
Для развития творческой активности и взаимопомощи в труде между соревнующимися рабочими, специалистам и служащими, а также между трудовыми коллективами - бригадами, участками, цехами, отделами - заключаются договоры о соревновании.
Особенно важное значение на современном этапе развития нашей экономики приобрело соревнование между предприятиями-смежниками, заключающими договоры с взаимными обязательствами, направленными на согласованные действия по всемерному использованию резервов производства в целях увеличения выпуска конечной продукции и повышения её качества.
Организация соревнования на предприятии предполагает три этапа.
На первом (подготовительном) этапе осуществляются: анализ и оценка результатов соревнования и практики его организации в предшествующий период; разработка условий соревнования на планируемый период; разработка и принятие обязательств, встречных планов, заключение договоров и соревновании.
Большое значение имеет разработка научно обоснованных условий соревнования. Условия соревнования включают - определение целей, задач и конкретной формы соревнования, систему показателей для сравнимости результатов, сроки подведения итогов, условия поощрения победителей.
Второй этап организации соревнования является решающим Он включает организаторскую работу по повышению обязательств, в том числе - создание условий для высокопроизводительного труда каждого работника, контроль за ходом соревнования, использование средств гласности для освещения хода соревнования.
Весьма важное значение
имеют постоянный учет и контроль за ходом соревнования и их гласность,
что обеспечивается введением
промежуточных этапов контроля - регулярной
проверкой выполнения обязательств и
договоров о соревновании.
В ходе соревнования осуществляется изучение и
распространение передового опыта. Для этого используются
следующие формы:
- распространение и пропаганда передового опыта в школах передовых приемов и методов труда посредством массовой информации;
- внедрение
передового опыта
Подведение итогов - третий, заключительный этап соревнования. На этом этапе:
- осуществляются проверка и анализ выполнения плана, обязательств и договоров о соревновании;
- оцениваются итоги работы, определяются передовики и отстающие;
- выявляются
факторы, которые способствовали
достижению успехов
- решаются
вопросы морального и
Наряду с соревнованием на предприятиях широко применяются и другие формы творческой активности работающих: постоянно действующие производственные совещания, собрание акционеров, организации НТО, создаваемые при профсоюзных организациях общественные конструкторские бюро, советы новаторов, общественные бюро нормирования труда, общественные отделы кадров и т.д.
Тема 6 Дисциплина труда и творческая активность работающих
Вопросы:
6.1 Понятие трудовой дисциплины
6.2 Трудовой распорядок.
Уставы и положения о
6.3 Поощрения за труд
и дисциплинарная
6.4Соревнование и другие формы творческой активности работающих.
7.1 Сущность
и значение повышения
Научно-технический прогресс,
механизация и автоматизация
производственных процессов, внедрение
современной технологии создают конкретные
условия для конкретного изменения характера и содержания
труда работающего, что вызывает изменение
уровня квалификации, расширяет возможность
более широкого применения интеллектуального
труда. Чем выше уровень технического
оснащения производства, тем сложнее управлять
технологическими процессами производства,
тем более развитым, технически подготовленным
должен быть работающий. Это оказывает
решающее влияние на изменение профессионально-
Научно-технический прогресс требует от работающего не только хорошей специальной подготовки и высокого мастерства, но и достаточных общеобразовательных знаний, чтобы он мог постоянно совершенствоваться в своей профессии, в короткие сроки овладевать новыми, возникающими специальностями и новыми технологическими процессами производства. Современный рабочий для успешного выполнения своих трудовых функций должен уметь управлять комплексом машин и агрегатов, налаживать работу оборудования технологической линии, а для этого он должен хорошо разбираться в устройстве машин, в принципе их действия, в чертежах и схемах, в свойствах обрабатываемых материалов, производить различного рода технические расчеты, знать экономику и организацию производства. Чтобы быть на уровне, соответствующем таким требованиям, рабочий должен обладать определёнными теоретическими знаниями в области механики, физики химии, математики и др. Так, комплексная механизация вносит существенные изменения в содержание труда и квалификационную структуру вспомогательных рабочих: значительно сокращает число вспомогательных рабочих низкой квалификации (подсобных рабочих, грузчиков, транспортных рабочих) и значительно увеличивает удельный вес высококвалифицированных рабочих, занятых обслуживанием технических средств (наладчиков, механиков, электриков и др.), от которых требуется хорошее знание механики, физики, электротехники и электроники.
Автоматизация производства приводит к расширению зон обслуживания, многостаночной работе, совмещению профессий, необходимости овладения другими или смежными профессиями.
Процесс постоянного усложнения технической базы производства обусловливает необходимость в неуклонном повышении культурно-технического уровня работающих, становится необходимым условием для подготовки квалифицированных кадров.
С целью ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности общественного производства и обеспечения высокого уровня производительности труда правительство постоянно обращают особое внимание на улучшение и совершенствование дела подготовки высококвалифицированных кадров на базе профессионально-технических учебных заведений для подготовки рабочих со средним образованием. Особое внимание обращено на повышение уровня технического и производственного обучения, обеспечение взаимосвязи профессиональной подготовки и общего политехнического уровня, широкого овладения учащимися знаниями и профессиональными навыками, на изучение в профтехучилищах вопросов научной организации труда, экономики производства и опыта новаторов, широкого внедрения в учебный процесс современных технических средств обучения, на формирование у молодых рабочих идейной убежденности, воспитанию высоких моральных качеств, сознательного отношения к труду.
7.2 Система
трудовой подготовки и
Роль подготовки квалифицированных кадров в современных условиях существенно возрастает и еще более возрастает необходимость обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования, исходя из требований научно-технического прогресса, потребностей страны в специалистах и квалифицированных рабочих и задач неуклонного повышения культурно-технического и образовательного уровня трудящихся.
Одним из важнейших положений является совершенствование подготовки молодежи к труду, ее трудовое воспитание и овладение нужными народному хозяйству профессиями.
В основу общего и профессионального образования должны быть положены непрерывность, единство и взаимосвязь всех ступеней образования и типов учебных заведений. Получив общетрудовую политехническую подготовку в 1—9 классах неполной средней школы, молодежь может получить профессиональную подготовку либо в 10—11 классах средней школы, либо в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях.
Трудовое обучение и профессиональная подготовка в общеобразовательной школе. Один из стержневых вопросов реформы общеобразовательной школы — соединение обучения с производительным трудом. Оно предполагает включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд, в процессе которого они последовательно, от ступени к ступени получают общетрудовые навыки и овладевают нужными народному хозяйству профессиями.
Информация о работе Влияние этикета в деловой сфере деятельности