Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе перед государством стоит важная задача по возрождению культурных ценностей человека, способного гармонически развиваться, социализируясь в обществе. А так же отвлечь население от дурных привычек, научить оптимально распределять свой досуг, направить людей в нужное, полезное русло, совершенствуя личность, воспитывая на положительном примере. В свою очередь, задачей учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности учреждений культуры является организация досуга населения.

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации

1.1. История возникновения массовых праздников
5
1.2. Понятие праздника и его основные виды
7
Глава 2. Эстетическое воспитание средствами массовых праздников

2.1. Сущность эстетического воспитания
12
2.2. Влияние массовых праздников на эстетическое чувство человека
14
2.3. Анализ массового мероприятия на примере Масленица
19
Заключение
21
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 1.76 Мб (Скачать)

    На мой взгляд, педагогическая ценность данного мероприятия важна для формирования личности подростка, так как связана и с его культурно-эстетическим воспитанием,  с патриотическим воспитанием, которое выразилось в  формировании любви к своей стране через изучение её истории, культуры и богатых традиций.

В дальнейшем считаю целесообразным готовить различные  праздничные программы,  так как они разнообразят школьные будни, нравятся ребятам всех возрастных групп и,  безусловно, способствуют разноплановому развитию и воспитанию наших учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основополагающей формой массового общения является праздник. Праздник – это всеобщая радость и изгнание скуки бытия.

С давних времен и до наших дней праздник всегда идет в ногу с эпохой, став образным воплощением ее устремлений, ее надежд и являясь яркой характеристикой того или иного периода в жизни народа, в развитии страны. Может быть, поэтому жанр насчитывает такое многообразие форм, равного которому мы не найдем ни в одном другом виде искусства.

Праздник – неотъемлемая составляющая человеческого группового взаимодействия со времен появления homo sapiens. Человек нуждался не только в единении, в солидарности, в круговороте стрессово-экстремального бытия, он, как в воздухе, нуждался в хорошем оптимистическом настроении. Праздник изгонял стрессы и скуку, люди тосковали без эмоциональной подпитки друг друга. Уже у обезьян наблюдается эффект слияния, когда в стрессовой ситуации они бросаются друг к другу и обнимаются, прижимаются.

Праздник воздействует на чувства человека через художественные образы, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств.

Массовые праздники сопровождают нас с самой зари человечества и до сегодняшних дней, приобретая разные формы, видоизменяясь, но суть и значение для культурного воспитания граждан не теряя.

Значимость массовых праздников связана также и с тем, что они объединяют как форма досуга все возрастные категории, и самую разную по социальному статусу аудиторию социально-культурной деятельности.

В наши дни массовые празднества и зрелища достигли небывалого, невиданного расцвета, став подлинно народными, приобретя большие масштабы. Сегодня этот жанр, равноправный в ряду зрелищных искусств — театра, кино, телевидения, является мощным средством эмоциональной пропаганды, выполняя миссию огромной важности и значения — воспитания народа.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Таким же образом, следует искать новые подходы к организации традиционных, «старых» форм досуга – массовых праздников.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Брудный, В.И. Обряды вчера и сегодня [Текст] / В.И. Брудный // Наука, - 2008 – 200 с.33
  2. Вершковский, Э.В. Режиссура массовых клубных представлений [Текст] / Э.В. Вершковский //  Учеб. пособие, - 2011 - 72 с.
  3. Гвоздев, А. Массовые празднества. Об истории массовых празднеств и о массовых празднествах при Советской власти  [Текст] / А.  Гвоздев //  - Рабочий и театр - 2010
  4. Генкин, Д.М. Масовые праздники [Текст] / Д.М. Генкин // Учеб. пособие для студентов институтов культуры – 2005 – 140 с. 3.
  5. Ермакова, Е. Курс нравственного воспитания «Этика» [Текст] // Народное образование - 1998, № 9-10.
  6. Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра [Текст] /Б. Е. Захава//–Просвещение, 2008– 320 с.
  7. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России: Теоретико-методологический и исторический аспекты [Текст] / Е.М Клюско //  учеб. пособие для студентов вузов культуры/ 2-е изд., 2009.
  8. Культура в современном мире [Text] / РГБ, Вып.2. - 2008.
  9. Марков, О. И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба [Text] / О. И. Марков //  Учебное пособие для студентов институтов культуры - 2008 – 158 с.
  10. Ратнер, Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств [Text] / Я.В Ратнер // Искусство, - 2010-136 с.
  11. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Text] / А.З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001 - №6 - С.11-18
  12. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений [Текст]/ И.В Суханов // -2006. - 216 с.
  13. Шароев, И. Г. Драматургия массового действа [Текст]/ И. Г. Шароев// Учеб. пособие по курсу "Режиссура и мастерство актера",- 2009 – 67 с.

 

 

Проект

Название проекта:

Масленицу встречаем, весну зазываем!


 

Место реализации:

ООО «Дворец культуры металлургов» 


 

Руководитель проекта:

И.В. Поломарчук, заведующая молодежным отделом


 

Команда проекта:

О.С. Яковлева, Максим Белов, Анна Городилова, коллектив детей театральной студии.


 

Партнерские организации:

ОАО «Металлургический завод им. А. К. Серова»

ИП Смирнов Д.Н. Салон детской одежды «Непоседа»


 

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть.

  Масленица один из самых радостных  и светлых праздников на Руси.  Программа проведения «Масленицы» дает детям возможность понять  всю глубину, широту и глубокий смысл этого  веселого праздника. Поэтому и возникла идея в  проведении праздничного гулянья «Масленица».

Целевой аудиторией являются учащиеся 1 - 4 классов.


 

Цель проекта:

Знакомство с народной культурой, народными традициями, воспитание чувства национальной принадлежности, создание эмоционального настроя.


 

Технология проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, песни попеть да в игры поиграть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Данное мероприятие позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам русского народа.

Мы разработали это мероприятие с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.

Мероприятие рассчитано на 60 – 80 минут.


 

Задачи проекта:

Образовательная

- формировать  интерес к народным играм;

- приобщать  детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку;

- развивать  физические (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и  психические (воля, целеустремленность, самоконтроль) качества;

Коррекционная

- способствовать  развитию внимания, координационных  способностей 

- способствовать  сплочению детей в коллективе

Воспитательная

-воспитывать  уважение друг к другу, чувство  ответственности, внимательное отношение  к окружающим;


 

Логотип проекта

Нарисуйте эскиз логотипа (узнаваемого графического образа), ассоциативно связанного с  деятельностью по проекту:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пресс-релиз проекта

Составьте  информацию о проекте для средств массовой информации:


 

                                                                                                   Рекламная афиша

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Оценка результатов проекта

Опишите ожидаемые результаты проекта

Укажите способ оценки

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Активное участие в мероприятии

 

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Обмен впечатлениями, выслушивание критики

Повышение познавательного интереса к родной истории.

 


 

Перспективы развития проекта

Возможные направления развития проекта в случае его успешной реализации:

1. Включение в городской план  проведения «Масленицу встречаем, весну зазываем!».

2.   Ежегодная организация  и проведение народного праздника  Масленица.

3. Включение актива жителей микрорайона  в организацию и проведение  народного гуляния «Масленицу  встречаем, весну зазываем!»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий праздника «МАСЛЕНИЦА».

Действующие лица: два Скомороха, Зима, Весна, Масленица, Баба-Яга.

Вступление: звучат русские народные песни.

 

1-ый Скоморох:        


Эй, люди добрые!

От дел оторвитесь!

Все на проводы зимы торопитесь!

К нам, на площадь, собирайся народ –

Праздник веселый здесь каждого ждет!

 

2-ой Скоморох:

Маски, пляски, новинки,

Давних времен картинки.

Веселиться будем мы

Все на проводах зимы!

 

1-ый Скоморох:

Добро пожаловать!

Всех привечаем, душевно встречаем!

У нас сегодня представленье – всем на удивленье!

 

2-ой Скоморох:

Приходите без стесненья: билетов не надо – предъявите хорошее настроение!

 

1-ый Скоморох: Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

 

2-ой Скоморох:

Весна, весна красная, приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью, с великой милостью!

Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом великим!

 

Зима: Подождите! Подождите! Как Весна? А как же я? Я вновь вернулась к вам, ребята! Мне попрощаться с вами надо. Я ведь тоже Весну с нетерпением жду. Снег в моих закромах кончился, ветры выдохлись, да и сама я уже устала. На отдых хочу – в отпуск заслуженный! Давайте попрощаемся зимними, активными играми.

 

1-ый Скоморох: И парней, и девчат вызываем на канат. Десять слева, десять справа, только мускулы трещат

Игра «Чья команда сильнее?» - перетягивание каната

Цель игры: развитие ловкости, выносливости, сплоченности.

 

1-ый Скоморох: Отлично, понравилось играть? Давайте ещё поиграем!

 

2-ой Скоморох: Точность, меткость прояви – и на конус попади

Игра «Самый меткий» - кольцеброс

Цель игры: развитие точности, внимательности, ловкости.

 

2-ой Скоморох:  Поздравляем победителей, но всё же победила наша дружба!

Зима: Ну, повеселились, вспомнили забавы, а теперь пора и Весну встречать. Приходи, Весна!

 

Весна: Встречающим – земной поклон, привет вам, взрослые и дети! Мне дороги со всех сторон улыбки радостные эти!


Зима: Поклон тебе, Весна-Красна,

Давно ты людям всем нужна.

Хочу отдать тебе ключи,

Ключ от природы получи! (вручает ключ Весне).

 

Зима: А мне уже пора. До свидания, друзья! (уходит).

 

1-ый Скоморох:        

Здравствуй, Вёснушка-Весна! (поклон).

С чем, Весна, ты к нам пришла?

Что с собою принесла?

 

Весна: Я пришла к вам с радостью, с великой милостью,

С рожью зернистой, с пшеницей золотистой,

С чёрною смородиной, с цветами лазоревами,

Информация о работе Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения