Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе перед государством стоит важная задача по возрождению культурных ценностей человека, способного гармонически развиваться, социализируясь в обществе. А так же отвлечь население от дурных привычек, научить оптимально распределять свой досуг, направить людей в нужное, полезное русло, совершенствуя личность, воспитывая на положительном примере. В свою очередь, задачей учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности учреждений культуры является организация досуга населения.

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации

1.1. История возникновения массовых праздников
5
1.2. Понятие праздника и его основные виды
7
Глава 2. Эстетическое воспитание средствами массовых праздников

2.1. Сущность эстетического воспитания
12
2.2. Влияние массовых праздников на эстетическое чувство человека
14
2.3. Анализ массового мероприятия на примере Масленица
19
Заключение
21
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 1.76 Мб (Скачать)

Праздник –  это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом.

Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что празд-ничная атмосфера колеблется между серьезным  и игровым, строго опреде-ленным и  произвольно свободным. Если в обыденной жизни практическое и игровое действие разделены между собой, то праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный, символический, обрядно зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил наиболее существенных, переломных моментов человеческой жизни.

Является совершенно бесспорным, что главным художественным порождением революции всегда были и будут народные празднества. Настоящий праздник  должен быть организован как  все на свете, что имеет 

тенденцию  произвести высоко эстетическое впечатление. Для праздника нужны следующие элементы. Во-первых, действительный подъем, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое празднуется. Во-вторых, известный минимум праздничного настроения.

В-третьих, талантливые организаторы.

Социальная  сущность праздника в первую очередь  проявляется в том, что он представляет собой особый тип социального  действия людей, объединяющий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эстетическое воспитание средствами массовых праздников

 

2.1. Сущность эстетического воспитания

 

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. [7]

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их поведение, повадки.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования.

В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

В настоящее время в науке наблюдается тенденция абсолютизации роли эстетического воспитания во всестороннем и целостном развитии личности, что, как отмечает В. В. Богатов противоречит практике. Последние исследования показывают что, если ранее эстетическое воспитание нередко отождествлялось с художественным, то на современном этапе в педагогической науке имеет место тенденция сращивания, интеграции эстетического и духовно-нравственного (эмоционально-ценностного) в единое целостное.[12]

На наш взгляд современное «прочтение» эстетического воспитания вплотную смыкается с ценностями и прежде всего общечеловеческими.

Несмотря на то, что многовековой путь развития взглядов на эстетическое воспитание основанный на взаимосвязи эстетического и этического, на современном этапе естественно подводит к поискам высших форм эстетического воспитания через ценность искусств, через синтез, интеграцию эстетического и нравственного, формированию эстетической культуры, нам представляется такое решение вопроса несколько утопическим, а абсолютизация роли эстетического воспитания в эстетическом отношении к действительности, как мы полагаем, спровоцирована односторонним взглядом на саму проблему эстетического воспитания как систему воздействия.

 

 

2.2. Влияние массовых праздников  на эстетическое чувство человека

 

Праздник - душа народа. Так было во все времена. Он - одна из самых ярких примет нашей жизни.

Едва ли можно найти в нашей стране такой уголок, где бы ни проходили массовые праздники. Исполненные глубокого смысла, разнообразные по форме, они проходят в каждом городе, каждом селе, каждом трудовом коллективе и занимают ведущее место в культурной жизни масс.

Одна из традиционных форм проведения массовых мероприятий — праздник. Праздники планируются к определенным датам. Традиционно отмечается праздник, посвященный природе: «Осенины» (сентябрь), связан с окончанием сбора урожая, с целью демонстрации природных даров в осеннее время. Обучающиеся на этом празднике участвуют в конкурсах костюмов «Мисс золотая осень» и в выставке садово-огороднических культур, выращенных на дачных участках.

Праздники к календарным датам: День защитника отечества, Международный женский день, День победы в ВОВ. Главная цель этих мероприятий воспитание патриотизма – работа по созданию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. [5]

На 9 мая ребята поздравляют ветеранов Великой отечественной войны. Встречаются с ними, дарят сувениры, изготовленные в детских объединениях, комнатные цветы, выращенные в теплицах, возлагают гирлянды из хвои к памятникам погибших воинов.

Экологические праздники, посвящены Всемирным или Международным экологическим датам: День воды, День здоровья, День Земли, которые проходят в рамках Дней защиты от экологической опасности. В ходе подготовки к праздникам проводятся тематические экскурсии, конкурсы, организуются выставки, беседы, лекции.

Среди праздничных дат Российского государства можно выделить такие, основным содержанием которых не является обращение к национальным корням россиян. К этим датам можно отнести 12 июня, 12 декабря, а также дни, отражающие образование регионов, городов и сел. Цель подобных праздников состоит не только в том, чтобы напомнить об определенном историческом событии и подвести итоги прошлого, но и в том, чтобы актуализировать гражданские чувства россиян. Люди, населяющие тот или иной регион, город, село, должны ощутить общность, свое сходство и принадлежность к государству, на территории которого они проживают. Содержание подобных праздников подчеркивает, что любой человек – прежде всего гражданин своего государства, а уже потом представитель какой-то народности. [9]

К первой группе можно отнести фестивали, направленные на знакомство населения края с определенной национальной культурой.

Во вторую группу входят фольклорные фестивали различных видов искусства. Основной задачей подобных фестивалей является оценка мастерства, достигнутого участниками в определенном виде искусства. Как правило, такие фестивали имеют конкурсную программу. Кроме оценки мастерства, такие фестивали знакомят участников и зрителей с традициями различных народов.

В третью группу выделяют фестивали, направленные на активное взаимообщение и взаимообогащение национальных культур. В данной группе фестивалей содействие воспитанию толерантности достигается путем равноправного диалога культур. В диалоге могут участвовать две или несколько различных культур.

Наибольшего эффекта в процессе формирования национальной аутентичности и межнациональной толерантности можно достичь посредством третьей группы фестивалей. Благодаря негласному принципу этих фестивалей – "активность и равноправие", создается благоприятная атмосфера для межкультурной коммуникации. Очень важно, что такие фестивали, как правило, собирают людей с разными интересами посредством разнообразной программы. Они привлекают не только молодежь, изучающую иностранные языки или занимающуюся художественным творчеством, но и студентов, пробующих себя на поприще науки, а также общественных деятелей.[11]

Современный праздник как целостное явление традиционно анализируется как социально-педагогическое явление, обладающее значительным психолого-педагогическим потенциалом воздействия на личность. Однако выявляется разрыв между философско-психологическим рассмотрением праздника и организационно-педагогическими технологиями режиссуры массового детского праздника как практической задачи. Восполнить это должны психолого-педагогические стратегии, направленные на выявление психологических (возрастных, этнических и т.п.) особенностей подготовки (включая создание социально-психологической установки на праздник), организации и проведения современных детских праздников, фестивалей, способных стать событиями в детской жизни, оказывающими заметное влияние на формирование и развитие личности в детском возрасте. В книге С.Л. Рубинштейна “Человек и мир” проблема праздничного поведения затрагивается в связи с эстетической темой (мотивом) в жизни человека, изначально восходящей к способности видеть эстетическое, прекрасное в природе, вырабатывать чувствительность к нему как предпосылку для появляющегося этического отношения. Праздник и связанная с ним радость жизни всегда играли существенную роль в воспитании, однако для ее реализации в современных условиях невозможно полагаться лишь на стихийные, природные факторы. Современная режиссура массовых детских праздников предполагает выявление сущностных особенностей праздничного поведения, которые затем воспроизводятся и реализуются (с той или иной степенью психолого-педагогической, режиссерско-постановочной и т.п. успешностью или неуспешностью) через сложную систему продуманных мероприятий, обеспечивающих изначальный творческий замысел. Психология и аксиология праздничного поведения, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, связана с “утверждением эстетического отношения к человеку и необходимостью этого отношения как условия полноценного, радостного человеческого существования”. Это объединяет задачи психологов праздничного действа и искусства как творчества, поскольку в этом отношении теоретическая постановка проблемы совпадает с реальной практикой подготовки режиссеров массовых праздников в системе университетов и институтов культуры. Однако анализ деятельности занятых в этой сфере специалистов показывает, что сущностные психолого-педагогические особенности праздников для детей и молодежи отступают на второй, третий и т.д. планы, замещаясь организационными, технологическими и иными проблемами режиссерско-постановочной деятельности. Если в работах К.С. Станиславского, П.М. Ершова и др. режиссура рассматривается как практическая психология, то в отношении режиссуры массовых праздников такие задачи предстают как актуальные.

Режиссура массовых праздников - это идеологическое оружие. Оно работает на идею государственности. А на сегодняшний день, что касается государственных праздников, то просто не существует единой идеологической установки. Если во времена Советского Союза с этим было все понятно, то сейчас нет ничего. Это с одной стороны хорошо, а с другой плохо. Сейчас в основном массовые праздники воспитывают местный патриотизм. И большое влияние имеют праздники региональные, местного значения, потому что они воспитывают любовь к своей малой родине, гордость за себя. С другой стороны нет общегосударственных праздников.

Вызвать у человека глубокое эстетическое чувство, переживания определенного характера — основная задача художественного оформления праздника. Эта задача по силам искусству. Интенсивная способность искусства вызывать сильное эстетическое чувство, как мы знаем, заключена в целостности его воздействия, которое обусловливается целостностью нашего восприятия.

Это очевидно, поскольку изобразительное оформление помещений к праздникам нужно рассматривать как произведение декоративно-оформительского искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ проведенного мероприятия

 

Праздник это, прежде всего, время отдыха, вместе с тем праздники имеют важно социально-культурное значение, позволяют обеспечить преемственность поколений, сохранить традиции.

Проведение данного мероприятия обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе с традициями родной страны.

Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

   Анализируя результаты мероприятия, мы  увидели, что дети с большим  интересом включаются в различные  виды деятельности, проявляют чувство  ответственности за себя и  других. Реализуя сценарий, мы ставили  перед собой цель - сделать жизнь  детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.

Единодушно, было принято решение проводить такие  мероприятия для школьников ежегодно. Подтверждением этого было нежелание детей расходиться после объявления окончания праздничного гулянья. 

Информация о работе Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения