Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе перед государством стоит важная задача по возрождению культурных ценностей человека, способного гармонически развиваться, социализируясь в обществе. А так же отвлечь население от дурных привычек, научить оптимально распределять свой досуг, направить людей в нужное, полезное русло, совершенствуя личность, воспитывая на положительном примере. В свою очередь, задачей учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности учреждений культуры является организация досуга населения.

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации

1.1. История возникновения массовых праздников
5
1.2. Понятие праздника и его основные виды
7
Глава 2. Эстетическое воспитание средствами массовых праздников

2.1. Сущность эстетического воспитания
12
2.2. Влияние массовых праздников на эстетическое чувство человека
14
2.3. Анализ массового мероприятия на примере Масленица
19
Заключение
21
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 1.76 Мб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра социальной психологии

 

 

 

Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения Курсовая работа

направление – Социально-культурная деятельность

 

 

 

Допущена к защите

«___»________2013г.

Научный руководитель:

____________________.

 

Исполнитель:

А.Д. Городилова – студентка группы БС32Z 2, заочного отделения

Научный руководитель:

Л. А. Максимова


 

 

 

 

Екатеринбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации

 

1.1. История возникновения массовых  праздников

5

1.2. Понятие праздника и его основные виды

7

Глава 2. Эстетическое воспитание средствами массовых праздников

 

2.1. Сущность эстетического воспитания

12

2.2. Влияние массовых праздников на эстетическое чувство человека

14

2.3. Анализ массового мероприятия на примере Масленица

19

Заключение

21

Список литературы

23

Приложения

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За последние годы повышается  интерес  общества к массовым праздникам, фестивалям, театральным постановкам, разным формам зрелищного искусства. Эти мероприятия соответствуют стилю жизни современного человека и отвечают его потребностям.

На современном этапе перед  государством стоит важная задача по возрождению культурных ценностей человека, способного гармонически развиваться, социализируясь в обществе. А так же отвлечь население от дурных привычек, научить оптимально распределять свой досуг, направить людей в нужное, полезное русло, совершенствуя личность, воспитывая на положительном примере.   В свою очередь, задачей учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности учреждений культуры является организация досуга населения.

Использование свободного времени является своеобразным индикатором  культуры, круга духовных потребностей и интересов личности  или социальной группы. Досуг  влияет на производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.

Объект исследования:

Эстетическое воспитание населения средствами массовых праздников.

Предмет исследования:

Массовые праздники как форма организации досуга населения.

Цель исследования:

Изучить особенности организации и проведения массовых праздников для населения. 

Задачи исследования:

1. Познакомиться с историей возникновения праздников;

2. Раскрыть понятие праздника и его основные виды

3. Рассмотреть сущность эстетического воспитания через проведение массовых праздников;

4. Проанализировать массовое мероприятие  на примере Масленица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации.

 

1.1. История возникновения массовых  праздников

 

Народные обычаи, праздники и обряды, зрелища появились много веков назад. Они крепко связаны с трудом, бытом, укладом жизни народа. Наиболее важные этапы трудовой деятельности народа сопровождались особыми обрядами, которые отражали все стороны трудовой деятельности человека: охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие и т.д.

Жизнь любого народа сопровождалась праздниками, к ним приурочено и огромное большинство народных сказаний, поверий, обычаев. На протяжении столетий они передавались из поколения в поколение, постоянно дополняясь вое новыми деталями. Праздника были формой общественной жизни, совпадающей с важнейшими моментами производственного года охотника, пастуха или земледельца.

История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Элладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово "эортология", то есть наука о празднествах. Многодневные праздничные действа, возникавшие на улицах городов-государств Древней Греции, триумфальные шествия Древнего Рима, средневековые мистерия Западной Европы, превращавшие площади и улицы огромный многотысячный театр, традиционная весенняя игра в "майского короля", популярная в феодальной Англии, буйство красочных карнавалов Итальянского Возрождения, традиционные театрализованные шествия по улицам средневековых городов представителей гильдий и цехов, празднества французской революции, старославянские "игрища", русские народные гулянья "под горами", "под качелями", наконец, революционные народные праздники в Красном Петрограде и других городах Советской России, а также современные массовые представления - все это та или иная разновидность массовых праздничных действ. Они веками сопровождали все значительные события в жизни народа, выявляя и фиксируя в народном искусстве общественные и политические идеалы, господствующие в данную эпоху. [3]

Сегодня мы можем с полным основанием утверждать, что массовые празднества и зрелища стали в последние годы поистине всенародными, охватывают самые глубинные народные массы, Изучая сегодня проблемы жанра, еще и еще раз убеждаешься, что массовые празднества, где сам народ является их сотворцом, становятся самовыявлением народа, убедительной демонстрацией его сплоченности и единения. Мы должны учитывать эту особенность жанра и, развивая и углубляя его, помнить, что в нем заключена большая сила эмоционального воздействия на народные массы. Сегодня мы уже можем говорить об огромном многообразии разновидностей жанра. Одни родились в наше время, а иные, придя из других эпох, видоизменились, приобретя новую силу и убедительность благодаря творческому развитию традиционных форм народного массового праздника.

Мы должны знать многообразие массовых народных действ, их возможности, наиболее действенные формы и использовать их как средства пропаганды. Необходимо полностью поставить жанр на службу нашим идеям, чтобы превратить его в активного помощника в деле воспитания народа. В этом — главная задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие праздника и его основные виды

 

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и 

исполнением традиционных обрядов  идёт через праздник.

Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к

которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое  любо-пытство. Знание истоков отечественной  культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной. [9]

Виды праздников:

Инициации –  посвятительные обряды и таинства в  родовом обществе, связанные с  переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

Календарные обряды – связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Так появились

Русская  Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.

Государственные праздники – это праздничные  и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся  День образования ПМР, Международный женский день, День солидарности трудящихся, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города и района.

Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалисти-ческому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (строителя, железнодорожника, медика, учителя и т. д.). [13]

Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника прежде всего определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.

Школьные праздники: День знаний. Последний звонок, Выпускной  
бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи, предметные, тематические вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник книги. Дни встречи с выпускниками.

Праздники Природы  и Времен года: Новый год, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, День птиц, Троица, Осенний бал.

Воинские: День Победы, День защитников Отечества.

Семейно-бытовые: День рождения, День именинников, День пожилого человека и другие.

Типы массовых  праздников:

Из всех принципов  классификации массовых праздников на виды самым логичным является тип ситуации. Характер ситуации дает возможность наиболее целостно охарактеризовать тот или иной праздник и при этом учесть сразу несколько его характеристик.

Основными характеристиками массового праздника являются обще-ственная значимость и масштаб проведения.

Если брать в основу классификации масштабность, то тут можно

выделить как минимум три группы праздников.

Первая группа - это общие праздники, которые  являются значимыми

событиями в  жизни государства и каждого  человека. К общим праздникам относятся даты, которые имеют весомое историческое основание. Это эпохальные события и переломные моменты в истории государства и вообще в природе человека. Общие праздники отмечаются не только какой-то определенной страной - они безграничны, их празднует все человечество.

В проведении такого вида праздника задействованы различные

социальные группы: рабочие, интеллигенция, молодежь. Кроме того, в нем принимают  участие этнографические и территориальные  группы людей, рабочие коллективы и т. д. Все, что объединяет этих людей – единая цель и порыв.

Вторая группа праздников по принципу масштабности – локальные. Они отличаются от общих  тем, что в их основе положено событие, которое значимо для определенной группы людей. Не смотря на то, что эти праздники охватывают не все человечество одновременно, они представляют самый многообразный срез. Так, к локальным праздникам относятся профессиональные (День милиции, День радио), праздники по принципу возрастных групп (День детей, День людей пожилого возраста), праздничные даты определенных городов, учебных учреждений и т. д. Масштаб такого праздника определяется, прежде всего, количеством людей, относящихся к нему.

Третья группа - это личностные праздники. Они характеризуются  тем, что относятся к конкретному человеку или кругу людей. Это может быть семья, трудовой коллектив, учащиеся одной группы университета и т. д.

Личностный  праздник персонифицирован, что отличает его от всех остальных видов. [4]

Отметим, что  порой очень сложно причислить праздник к той или иной группе, так как не существует четко очерченных границ. К примеру, если локальный праздник проводится зрелищно, то он, несомненно, привлекает внимание и всех остальных людей. Порой это приводит к тому, что к празднованию какого-либо локального события приобщаются люди, которые фактически не имеют никакого отношения к празднику.

Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны  с его своеобразием, которое в  первую очередь состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет глубокие социально-психологические корни, полностью исключает элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен тогда, когда этого хочет тот или иной организатор, то или иное учреждение. Он проводится лишь тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация. 

Массовый праздник предполагает одновременное возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном определенном объекте, имеющем в данный момент решающее значение. [3]

Информация о работе Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения