Значимость человеческого капитала в условиях инновационной экономики Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 08:20, доклад

Краткое описание

Переход в 1991г. Казахстана в рыночную экономику перевернул все сферы деятельности человека, в том числе и социальную сферу. До настоящего времени был известен традиционный подход к социальной сфере как системе отношений, направленных на удовлетворение социальных потребностей населения. С ним связано устаревшее представление о том, что социальная сфера не производит, а лишь потребляет национальный доход.

Файлы: 1 файл

Значимость человеческого капитала в условиях инновационной экономики Казахстана.docx

— 26.52 Кб (Скачать)

                                                                                                            Аханова А.О.

                                    Факультет Экономика;  специальность ОиНТ, 102 группа

Значимость  человеческого капитала в условиях инновационной  экономики Казахстана.

     Переход в 1991г. Казахстана в рыночную экономику перевернул все сферы деятельности человека, в том числе и социальную сферу. До настоящего времени был известен традиционный подход к социальной сфере как системе отношений, направленных на удовлетворение социальных потребностей населения. С ним связано устаревшее представление о том, что социальная сфера не производит, а лишь потребляет национальный доход. Данное   утверждение обусловлено тем, что в СССР многие отрасли социального хозяйства не признавались частью реальной экономики, а оценка их деятельности осуществлялась по затратам на функционирование, то есть сильно занижалась. Но сейчас мы осознали, что от состояния социальной сферы напрямую зависит человеческий капитал нации, экономическая сущность которого выражена в следующих определениях. «Человеческий капитал-это форма выражения производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества с социально-ориентированной экономикой рыночного типа», «Человеческий капитал-это важнейший ресурс постиндустриального общества». Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные  усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов  их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества. Об актуальности обозначенной темы свидетельствует интерес главы государства, который отмечает в ежегодных посланиях. Путь, который наметил Президент Казахстана - это инновационная экономика, т.е. интеллектуальная экономика, основанная на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Сама же  инновационная экономика характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами как высокий индекс экономической свободы, высокий уровень развития образования и науки, высокое и конкурентоспособное качество жизни, высокое качество человеческого капитала в его широком определении и т.д.

     Под человеческим капиталом понимает совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных  потребностей человека и общества в  целом. Впервые этот термин использовал  Теодор Шульц, а его последователь-Гэри Беккер развил идею, обосновав эффективность  вложений в человеческий  капитал  и сформулировав экономический  подход к человеческому поведению. Если под человеческим капиталом понимались лишь совокупность инвестиций в человека, повышающую его способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы – затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

     Человеческий  капитал в широком смысле –  это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого  труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное  и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора  развития. Одним словом, человеческий капитал - это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Сравнительный анализ приведенных и других определений позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах человеческого капитала.

     Во-первых, человеческий каптал неотделим от его  носителей – работников отдельной  фирмы или населения региона  или страны.

     Во-вторых, физиологические свойства и природные  способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого  капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

     В-третьих, данный капитал, как и другие виды капитала, может быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего.

     В-четвертых, данный капитал используется его  носителями для получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального  потенциала путем образования и  повышения квалификации. Другими  словами, для того, чтобы процесс  воспроизводства человеческого  капитала носил завершенный характер, должна быть установлена связь между  величиной приобретенной части  данного капитала и доходом человека.

     С изменением роли трудовых ресурсов в процессе создания добавленной стоимости пересматривается и  важность инвестиций в развитие трудовых ресурсов экономики. С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал - это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих заводов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Поэтому общепринято использовать в анализе эффективности таких инвестиций показатели социально-экономического развития страны или региона.

     Принципиальные  изменения в процессе труда, которые  происходят при переходе к «информационному обществу» сводится к осознанию  того, что информационные технологии изменяют не виды деятельности, а их технологическую способность использовать в качестве прямой производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий – способность  обрабатывать и понимать символы, генерируя  новое знание. Такие изменения  структуры современной экономики  рассматриваются сегодня как  глобальный структурный сдвиг, онемевавший  переход от «материальной» к «интеллектуально » экономике, «экономике, базирующейся на знаниях»(knowledge-based economy). В программе развития человеческого капитала  сформулированы основные характеристики человека, востребованные экономикой знаний:

- обладают навыками адаптации, психологически готовы к переменам, в том числе готовы рискнуть;

- владеют современными средствами коммуникации и активно используют их как в личной, так и в профессиональной деятельности;

- обладают навыками поиска информации и саморазвития:

- имеют унифицированные базовые знания, при этом, присутствует глубокая специализация профессиональных знаний;

- готовы  к развитию профессиональных  навыков, к смене профессии  и вида деятельности;

- склонны  к большой территориальной мобильности;

- законопослушны;

- сориентированы на достижение результата;

- имущественное  благосостояние считают важной  жизненной целью;

- рассматривают  собственное здоровье как объект  инвестиций (денег, времени);

- коммуникабельны и открыты для внешних контактов;

- стремятся  вести самостоятельное домохозяйство,  что предполагает трудоустройство  в раннем возрасте;

- терпимы  к проявлению «чужого», другого  мнения;

- общественно  активны. 

       Понятие человеческого потенциала  более раннее, чем «человеческий  капитал» и более широкое. Оно  включают и способности человека, используемые помимо основного места работы (для себя, для общества, для карьерного роста). Указанные выше свойства современного работника характеризуют именно потенциал. При сопоставлении понятий потенциала и капитала выделяют два момента. Во-первых, указывают, что имеются в виду те свойства потенциала, которые могут быть использованы в процессе труда. Например, «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используется в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействует росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека». Во-вторых, человеческий капитал, как и всякий другой капитал должен иметь способность воспроизводиться, то есть, понесенные на его создание расходы должны принести еще больше доходы.

     Таким образом, проблема человеческого потенциала в инновационной экономике возникает  как цепочка задач: увеличение человеческого  потенциала в двух аспектах, каждой личности и населения в целом; создания условий для превращения  потенциала в человеческий капитал; реализация этой цепочки применительно  к особым требованиям инновационной  экономики. Собственно, особые требования возникают как профессиональные, в остальном же это общие требования постиндустриальной экономики.

     По  сложившейся в экономической  теории традиции  разграничивают труд и капитал, и выделяют их в два  самостоятельных фактора общественного  производства. Человеческому капиталу в определенной степени присущи  черты и первого и второго. Труд является непосредственным процессом  использования человеческого капитала. Так же как и основной капитал, человеческий капитал изнашивается, амортизируется, подвержен влиянию  научно-технического прогресса. Для  него характерен закон снижающейся  предельной отдачи: по мере роста знаний и навыков каждое следующее приращение человеческого капитала делает все  меньший вклад в увеличение производительности. Совокупный потенциальный эффект от наращивания человеческого капитала в процессе образования сокращается с уменьшением предстоящего периода трудовой деятельности, а альтернативные издержки растут по мере роста доходов. Вместе с тем, в отличие от основного капитала, на эффективность использования человеческого капитала влияет субъективный фактор психофизиологических свойств и личностных мотиваций конкретного работника. Что касается основного капитала, то продуктивность его использования зависит от квалификации и работоспособности персонала предприятия. Поэтому экономическая теория рассматривает вопрос инвестиционного поведения работодателя в отношении интеллектуального потенциала работников как источника экономической эффективности.

Одним из ключевых тезисов теории человеческого  капитала состоит в том, что в  условиях информационного общества человеческий капитал является важнейшим  фактором воспроизводства национального  богатства  и его необходимым  элементом. Т. Шульц на примере экономики  США доказал, что доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем  от инвестиций в физический капитал. Отсюда следует вывод, что странам  с низким уровнем реализации человеческих возможностей  и низкими доходами  особенно важно осуществлять инвестиции в здравоохранение, образование  и науку. Количественный анализ значительных массивов статистической информации  с использованием экспертных компьютерных систем обеспечил практическую значимость исследований представителей человеческого капитала.

Таким образом, процесс воспроизводства  человеческого капитала как части  национального богатства страны невозможен без соответствующих  инвестиций. На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и. т. п.

На микроуровне  роль инвестиций выполняют, во-первых, затраты домашних  хозяйства сохранение и восстановление человеческого капитала, во-вторых, государственные социальные трансферты социальные налоговые льготы. Яркий пример активных государственных инвестиций демонстрирует США.

 Отрасли  социальной сферы выступают механизмом  воспроизводства и амортизации  человеческого капитала, который  в цивилизованном мире признается  частью национального богатства  и важнейшим фактором экономического  роста. Инвестиции в человеческий  капитал помимо социальных эффектов  всегда предполагают стоимостный  эффект для лица, их осуществляющего.  Для работника мотивацией к  поддержанию здоровья и получению  образования и формированию профессиональных навыков является дифференциация его доходов. Для фирмы, вкладывающей деньги в развитие персонала, речь идет о повышении производительности труда. Для общества в целом эффект выражается в поддержании конкурентоспособности национальной экономики и росте ВВП.

Резюмируя выше сказанное, сделаем несколько  выводов. О важности человеческого капитала свидетельствует и опыт послевоенных десятилетий.

Информация о работе Значимость человеческого капитала в условиях инновационной экономики Казахстана