Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:29, курсовая работа
Целью данной работы является выработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия, находящегося в кризисном положении. Следовательно, задачи дипломной работы включают в себя:
1. Изучение теоретических вопросов управления предприятием в условиях кризиса;
2. Анализ финансового состояния предприятия и констатация факта кризисного положения;
3. Выяснение причин и факторов, обусловивших появление кризисного состояния;
4. Определение путей улучшения финансового состояния предприятия;
Введение
1. Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии
1. 1 Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии
1. 2 Причины возникновения кризисной ситуации на предприятии
1. 2. 1 Внешние факторы
1. 2. 2 Внутренние факторы
1. 3 Пути выхода предприятия из кризисной ситуации
1. 3. 1 Роль финансового анализа в диагностике кризисного состояния
1. 3. 2 Стратегическое планирование
1. 3. 3 Реструктуризация
1. 3. 4 Система банкротства
1. 3. 5 Пути выхода из инвестиционного кризиса предприятия
2. Анализ кризисной ситуации на предприятии
2. 1 Общая характеристика предприятия
2. 2 Финансовый анализ деятельности предприятия
2. 3 Анализ и оценка состава и динамика имущества и источников его формирования
2. 4 Анализ ликвидности баланса предприятия
2. 5 Анализ финансовой устойчивости предприятия
2. 6 Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2. 7 Диагностика кризисного состояния
3. Разработка и внедрение мероприятий по выходу предприятия из кризисной ситуации
3. 1 Выбор и обоснование стратегии управления предприятием в кризисной ситуации
3. 2 Активизация сбытовой деятельности предприятия
3. 3 Реструктуризация производства
Заключение
Библиографический список
Чистая прибыль = 3686, 1 * 3, 46 – 3686,1 * 1, 753 – 3223, 54 = 3070 т. р.
Если через Х обозначить какой-то объем производства (количество квадратных метров), при котором предприятие имеет затраты, равные выручке, получим уравнение:
3,46 Х – 1,753 Х = 3223,54
Х (3,46 – 1,753) = 3,223,54
Х = 1888,4 КВ. м.,
То есть критический объем производства для ДРСУ – 4 равен 1888,4 кв. метра.
Метод маржинального дохода – разновидность метода управления основывается на формуле:
Графический метод выявляет теоретическую зависимость совокупного дохода от реализации, издержек и прибыли от объема производства на основе построения графиков безубыточности – это график линейной зависимости совокупного дохода и совокупных издержек от изменения объема производства.
Основанием для анализа служит расчет точки безубыточности (критической точки). Зона прибыли и зона убытков распространяется направо и налево от критической точки (рис. 3. 2).
На графике представлена одна точка безубыточности В и приемлемый диапазон объем производства. При этом линия АК показывает постоянные затраты, АД – совокупные издержки, отрезок КД характеризует величину переменных затрат, ОС – выручка от реализации продукции [15].
Рис. 3.2 график безубыточности производства
Если выручку представить как произведение цены продаж единицы продукции (Р) и количества проданных единиц (q), а затраты пересчитать на единицу продукта, то получим развернутое уравнение:
Р * q = Zc + Zv * q
где с – постоянные расходы на весь объем производства продукции;
q - переменные расходы в расчете на единицу изделия.
Это уравнение является основным для получения необходимых оценок.
расчет критического объема производства:
где: q - объем производства продукции;
d - маржинальный доход на единицу изделия, т. р.
q = 1888, 4 т. руб.
расчет критического объема выручки (реализации). Для определения критического объема реализации используются уравнения критического объема производства. Умножив левую и правую части этого уравнения на цену (Р), получим необходимую формулу:
где условные обозначения соответствуют принятым ранее.
3. расчет критического уровня постоянных затрат.
Для расчета используется исходная формула выручки.
N = Zcost + Zvar
Отсюда имеем
Zc = N – Zvar = p q – Zv q = q (1 – Zv), то есть Zcost = q d
Zcost = 6223,54 т. руб.
4. расчет критической цены реализации. Цена реализации определяется исходя из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат в расчете на 1 м².
Имеем
5. расчет уровня минимального маржинального дохода. Если известны величина постоянных расходов и ожидаемая величина выручки, то уровень минимального маржинального дохода в процентах к выручке определяется из формулы:
Таким образом, для того, чтобы предприятие не несло убытков критический объем производства должен составить не выше 1888,4 кв. м., объем выручки от реализации при этом 6606, 007 т. р., объем критического уровня постоянных затрат не превышать должен маржинального дохода, то есть 6223,54 т. руб., критическая цена реализации 2, 63 т. руб. за квадратный метр, уровень маржинального дохода критический не должен превышать 25, 3 % от выручки.
Предприятие ДРСУ – 4 выполняет объем производства работ выше критического, но, тем не менее, находится в критической ситуации, поэтому необходимо проверить издержки, прибыль и объем производства на оптимальность [42].
Оптимизация прибыли, издержек и объема производства.
Объем производства продукции, цена продаж и издержки находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли возможно при определенных сочетаниях между этими величинами. При принятии решений, нацеленных на увеличение прибыли предприятия, необходимо учитывать предполагаемые величины предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход – это прирост выручки от реализации на единицу прироста количества производимого продукта. Соответственно предельные издержки равны приросту затрат на производство продукции, приходящемуся на единицу прироста количества продукта. Чтобы прибыль была максимальной, необходимо равенство предельных издержек и предельного дохода.
Введем следующие условные обозначения:
Q -количество товара;
Р – цена единицы товара;
Q * Р - доход (выручка) от реализации товара;
С – издержки производства (затраты);
R – прибыль от реализации.
Тогда стремление получить максимальную прибыль может быть представлено в формальном виде следующей функцией:
R (Р * Q) – С = max
Применение предельного дохода к этой функции дает следующее соотношение:
Отсюда следует, чтобы прибыль была максимальной необходимо равенство предельных издержек и предельных доходов. Это соотношение позволяет найти оптимальный размер объема производства при известных функциях спроса Р = f (Q) и издержек С = q (С) [16].
Проведем анализ на оптимальность объема производства по предприятию ДРСУ – 4. Предварительно сделаем необходимые выписки исходных данных для последующих расчетов (таблица 3. 2).
Таблица 3. 2
Исходные данные для анализа
Показатель | Значение по годам | ||
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | |
1. Производство продукции в натуральном выражении (Q), кв. м. | 1935,12 | 3394,2 | 3686,1 |
2. Цена единицы продукта (Р), т. руб. | 2,93 | 2,93 | 3,46 |
3. Затраты (издержки производства) по полной себестоимости (С), т. руб. | 8751 | 8916 | 9687 |
4. Выручка от реализации (Р * Q),т. руб. | 5667 | 9940 | 12757 |
5. Прибыль (R), т. руб. | -3084 | 1024 | 3070 |
Анализ зависимости между ценой продукта и его количеством в динамике позволяет выбрать для функции спроса линейную форму вида P = a0 + a1Q. По методу наименьших квадратов определяются неизвестные параметры a0 и a1 на основе составления и решения системы нормальных уравнений вида
где n - число наблюдений (лет),
Рi – цена единицы продукта,
Qi - количество продукции в натуральном выражении.
При подстановки данных получим:
Тогда, функция спроса примет вид
Р = 2,4987268 + 0,0002023Q
Для функции издержек выбрана так же линейная форма вида С = в0 + в1Q. Неизвестные параметры в1 и в0 также находятся по методу наименьших квадратов на основе составления и решения системы уравнения вида
Тогда функция издержек примет вид
Таблица 3. 3
Анализ оптимальности показателей
Показатель | Фактически 1998 г. | Оптимум | Отклонение |
1. Показатель продукции в натуральном выражении, кв. м. | 3686,1 | 5190,582 | 1504,482 |
2. Цена единицы продукции, т. руб. | 3,46 | 3,54878 | 0,08878 |
3. Затраты по полной себестоимости, т. руб. | 9687 | 9989,155 | 302,155 |
4. выручка от реализации, т. руб. | 12757 | 18420,233 | 5663,233 |
5. прибыль, т. руб. | 3070 | 8431,078 | 5361,078 |
Применение предельного анализа показывает, что у предприятия имеются возможности увеличить прибыль на 5361, 078 т. руб. (40,815 %) за счет увеличения объемов производства и реализации продукции. При этом затраты предприятия возрастут всего на 302, 155 т. руб., или примерно на 3,1 %. Оптимальная цена продукта составит 3, 54878 т. руб, что выше фактической цены на 2, 6 %.
Предприятие может в перспективе придерживаться стратегии, направленной на рост объемов производства, однако необходимо при этом сохранить достигнутый уровень затрат на производство или увеличить его лишь до оптимального уровня.
Таким образом, на основе проведенного анализа во второй главе, анализа безубыточности производства и оптимизации в третьей главе пришли к выводу, что для предприятия ДРСУ – 4 приемлема смешанная стратегия управления кризисной ситуацией, то есть защитные мероприятия сопровождаются наступательными: ростом объема производства до оптимального, разработка маркетинговых программ и др. защитные мероприятия включают сокращение затрат.
3. 2 Активизация сбытовой деятельности предприятия
Для большинства российских предприятий и ГУП ДРСУ – 4 не является исключением, характерны общие проблемы, связанные с «наследием прошлых лет». Однако главной проблемой этих предприятий является практически полное отсутствие планов маркетинга и развития предприятия, преимущественно из-за существовавшего ранее и частично сохраненного госзаказа.
Поэтому для предприятия ДРСУ – 4 необходимо совершенствовать систему планирования и контроля посредством использования маркетинговых элементов и методов прогнозирования объемов сбыта (реализации) продукции, работ, услуг.
План реализации продукции должен разрабатываться на основе плана маркетинга.
План маркетинга включает в себя следующие разделы:
1. Свод контрольных показателей;
2. Изложение текущей маркетинговой ситуации;
3. Перечень опасностей и возможностей;
4. Перечень задач и проблем;
5. Стратегия маркетинга;
6. Программа действий;
7. Бюджет маркетинга;
8. Контроль за исполнением намеченного.
В сводке контрольных показателей дается краткая характеристика основных целей и рекомендаций, о которых пойдет речь в плане.
Изучение текущей маркетинговой ситуации представляет описание характера целевого рынка и положение предприятия на этом рынке.
Перечень опасностей и возможностей должен включать все опасности и возможности, которые могут возникнуть перед товаром, все важные события, которые могут сильно сказаться на предприятии.
Перечень задач и проблем должен разрабатываться после изучения опасностей и возможностей и формироваться в виде целей, которых предприятие стремится достичь за период действия плана.
Стратегия маркетинга предполагает разработку конкретных стратегий по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг.
Программа действий означает превращение стратегии маркетинга в конкретные программы действий.
Бюджет маркетинга разрабатывается на основе вышеперечисленных пунктов плана маркетинга, по сути они являются прогнозом прибылей и убытков.
В последующем разделе плана должен излагаться порядок контроля за ходом выполнения всего намеченного [21].
Исходя из необходимости введения в работу отдела сбыта вышеперечисленных мероприятий по повышению объема производства и сбыта целесообразно провести разработку плана маркетинга ГУП ДРСУ – 4 следующим образом.
План маркетинга.
сводка контрольных показателей: маркетинговый план призван обеспечить значительный рост продаж и прибыли предприятия по сравнению с прошлым годом, контрольный показатель продаж определен в размере 5190, 582 кв. м. или 18 420, 233 тыс. руб., это будет оптимальная величина объема реализации (см. табл. 3. 3), что равняется приросту в 44, 39 %. Этот рост представляется возможным благодаря наметившейся стабильной тенденции роста прибыли от реализации (см. табл. 3. 2 ). Планируемый размер текущей прибыли 8 431, 078 т. руб. Эти цели должны быть достигнуты с помощью бюджета в размере 368, 4 т. руб., выделяемого на стимулирование сбыта, что составляет 2 % от запланированной суммы продаж. Размер бюджета на рекламу – 552, 6 т. руб., что составляет 3 % от запланированной суммы продаж.
Текущая маркетинговая ситуация. Рынок, на котором работает ДРСУ – 4, охватывает три участка дороги. Основными потребителями являются организации, население и администрация городов Алдана и Таммота. Конкурентами ДРСУ – 4 являются МК – 74, Сахатрансмеханизация, кооператив «гранит» и другие организации занимающиеся содержанием дорог.
Опасности и возможности.
Наиболее вероятной опасностью является то, что на современном этапе основные потребители, оказываемых ДРСУ – 4 услуг, переживают кризисное состояние, то есть платежеспособного спроса, что в свою очередь ведет к сокращению объемов потребления. Но предприятие имеет возможность расширения рынка за счет привлечения новой клиентуры.
задачи и проблемы.
Таким образом, главной задачей по реализации данного вида продукции является завоевание высокой доли рынка, 40 % прибыльности и 40 % уплаты налогов.
Здесь возникает ключевая проблема; каким образом можно добиться увеличения доли рынка? Данная проблема должна решаться с помощью применения определенной стратегии маркетинга.
Стратегия маркетинга.
Для реализации своих услуг (строительство и реконструкция дорог, приготовления и дробления щебня, столярные услуги в лесопильном цехе и другие) наиболее подходящей является стратегия глубокого внедрения на рынок за счет стимулирующих сбыт мероприятий. Данные мероприятия должны включать:
Информация о работе Выработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия