Выработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия, находящегося в кризисном положении. Следовательно, задачи дипломной работы включают в себя:
1. Изучение теоретических вопросов управления предприятием в условиях кризиса;
2. Анализ финансового состояния предприятия и констатация факта кризисного положения;
3. Выяснение причин и факторов, обусловивших появление кризисного состояния;
4. Определение путей улучшения финансового состояния предприятия;

Оглавление

Введение
1. Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии
1. 1 Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии
1. 2 Причины возникновения кризисной ситуации на предприятии
1. 2. 1 Внешние факторы
1. 2. 2 Внутренние факторы
1. 3 Пути выхода предприятия из кризисной ситуации
1. 3. 1 Роль финансового анализа в диагностике кризисного состояния
1. 3. 2 Стратегическое планирование
1. 3. 3 Реструктуризация
1. 3. 4 Система банкротства
1. 3. 5 Пути выхода из инвестиционного кризиса предприятия
2. Анализ кризисной ситуации на предприятии
2. 1 Общая характеристика предприятия
2. 2 Финансовый анализ деятельности предприятия
2. 3 Анализ и оценка состава и динамика имущества и источников его формирования
2. 4 Анализ ликвидности баланса предприятия
2. 5 Анализ финансовой устойчивости предприятия
2. 6 Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2. 7 Диагностика кризисного состояния
3. Разработка и внедрение мероприятий по выходу предприятия из кризисной ситуации
3. 1 Выбор и обоснование стратегии управления предприятием в кризисной ситуации
3. 2 Активизация сбытовой деятельности предприятия
3. 3 Реструктуризация производства
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Выработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (Квп(уп)) показывает наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода (установленный норматив (Квп(уп) ≥ 1). [8]

Для более точной оценки финансового состояния можно воспользоваться коэффициентом, рассчитываемым при помощи «z-счета» Е. Альтмана:

 

 

Вероятность банкротства может быть определена по таблице1. 1. [45]

Таблица 1. 1

Определение вероятности банкротства

 

z-счет

Вероятность банкротства

1, 8 и менее

от 1, 81 до 2, 7

от 2, 8 до 2, 9

3, 0 и выше

Очень высокая

Высокая

Возможная

Очень низкая


 

 

Международный опыт показывает возможность проведения комплекса экономико-правовых мероприятий (с общим названием – санация – оздоровление) на фирмах, предприятиях, испытывающих не только серьезные трудности, но и финансовое банкротство. В Российской Федерации с 1 марта 1993 г. вступил в силу Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В соответствии с Законом в целях улучшения экономического, финансового положения на некоторых предприятиях может проводиться комплекс мероприятий, которые комплектуются в реорганизационные процедуры, когда собственникам предприятия-банкрота, кредиторами предприятию оказывается помощь финансового или иного характера. Такие процедуры называются санацией, оздоровлением, внешним управлением предприятием-банкротом.

Санация позволяет предотвратить полное банкротство и ликвидацию предприятия путем:

       восстановления финансовой устойчивости фирмы, предприятия;

       пополнение собственных оборотных средств за счет оказываемой заинтересованности лицами помощи.

Мероприятия, включаемые в бизнес-план санации, должны учитывать отраслевые особенности предприятия. Санация в зависимости от комплекса и направленности мероприятий может быть: экономической, структурной, финансовой, технологической, экспортно-импортной, юридической, маркетинговой и др.

К структурной санации могут быть отнесены следующие мероприятия: выделение филиалов, организация и открытие дочерних фирм, выделение с баланса предприятия некоторых объектов и др. К экономической санации: освоение новой продукции, консервация отдельных производств; сокращение общезаводских, цеховых накладных расходов, организация и внедрение контроллинга и другими мероприятиями. Маркетинговая санация может включать: создание системы маркетингового управления с определением –затрат, реализации и результатов; разработка контрактов и другое. Техническая санация: замена технологического оборудования; внедрение ноу-хау; экономия энергоносителей в соответствии с имеющимся перечнем мероприятий. Технологическая санация: внедрение новых элементов в технологическом процессе; внедрение новых видов материалов. Экспортно-импортная санация: участие в международных ярмарках и другое. Мотивационная санация: создание системы участия работающих в прибылях; выделение руководителями определяющих структурных подразделений предприятия пакетов, акций и так далее. Налоговая санация: ликвидация обязательств перед бюджетом, по внебюджетным фондам, перед пенсионным фондом, по социальному страхованию, перед фондом занятости и другие мероприятия. [34]

В законе от 01. 03. 98 г. санация предусмотрена как досудебная процедура для предупреждения банкротства и доказательства ее возможности необходимости проводится не в суде, а перед кредиторами. Наиболее «мягкой» и экономически целесообразной в условиях современной российской экономики является процедура внешнего управления имуществом предприятия-должника, учитывая, что она призвана решать двуединую задачу – удовлетворение требований кредиторов и продолжение функционирования предприятия. [4]

Успех внешнего управления во многом зависит от следующих организационно-экономических предпосылок:

       понимания со стороны предприятия-должника необходимости проведения реорганизационных процедур;

       грамотного финансового менеджмента со стороны внешнего управляющего и наличия производства финансовых структур, оказывающих ему собственную поддержку;

       наличия на предприятии «команды» единомышленников, готовых поддерживать действия внешнего управляющего;

       существования платежеспособного спроса на традиционную или альтернативную конкурентоспособную продукцию;

       наличия у предприятия стратегии развития;

       наличия у предприятия имущества в размерах, достаточных для продажи части для удовлетворения требований кредиторов без нарушения целостности производственно-технологического комплекса.

Внешнее управление вводится на срок 12 месяцев и может быть продлено на 6 месяцев. При введении внешнего управления производятся следующие процедуры: отстранение руководителя, передача документов и реквизитов внешнему управляющему, снятие принятых мер по обеспечению требований кредиторов; могут быть наложены аресты на имущество должника; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам.

План внешнего управления разрабатывается внешним управляющим и представляется собранию кредиторов не позднее чем через 1 месяц после назначения внешнего управляющего.

Внешний управляющий может осуществлять следующие меры по восстановлению платежной способности должника:

       перепрофилирование производства;

       закрытие нерентабельных производств;

       ликвидация дебиторской задолженности;

       продажа части имущества должника;

       исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом;

       продажа предприятия (бизнеса должника);

       иные способы восстановления платежеспособности должника.

План проведения внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов и доведенный до сведения арбитражного суда не является догмой и требует соответствующих корректировок при возникновении новых, не учтенных ранее обстоятельств. Изменения и дополнения к нему обосновываются с экономических позиций, в соответствующие разделы планы вносятся коррективы, которые обсуждаются и утверждаются собранием кредиторов.

По результатам внешнего управления за 15 дней до истечения его срока внешний управляющий представляет собранию кредиторов свой отчет. К нему прилагается:

       бухгалтерский баланс;

       счет прибылей и убытков;

       отчет о движении денежных средств;

       расшифровка дебиторской задолженности;

       реестр требований кредиторов.

Отчет утверждается в арбитражном суде. Если кредиторы обращаются с решением о прекращении внешнего управления и переходят к расчетам, то отчет утверждается. После утверждения отчета производство по делу о банкротстве прекращается. [8]

 

1. 3. 5 Пути выхода из инвестиционного кризиса предприятия

Совокупное и взаимосвязанное воздействие тенденций на макро- и микроуровнях неотвратимо ведет к исчезновению финансовой базы инвестиций и предпосылок промышленного подъема. Проблему инвестиций следует признать одной из самых болезненных в российской экономике. Нормальному процессу воспроизводства капитала был нанесен серьезный удар процессами либерализации цен, внешней торговли, приватизации. Процентная политика оторвала процент от нормы прибыли и сделала бессмысленным вложение капитала в реальный сектор экономики. Острый дефицит денежной массы вызвал цепную реакцию платежного кризиса, превратившего предприятия в должников друг друга и бюджета.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий заставляет сделать вывод, что оздоровление их финансов и принятие решительных мер по активизации инвестиционных устремлений должны составить краеугольный фундамент финансовой политики государственной власти. Исследования, проведенные в ИЭ РАН, позволили очертить ряд ключевых направлений в решении этой задачи. В политике оздоровления финансов предприятий и повышения их инвестиционной активности должны быть реализованы следующие меры.

Во-первых, необходимо осуществить комплекс мер по созданию реального и долговременного хозяина предприятия, заинтересованного в эффективной работе, реконструкции, модернизации и и укреплении его позиций на рынке не только в текущей конъюнктуре, но и в перспективе. Прежде всего, нуждается в восстановлении реальный контроль собственника под финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Это в корне изменит методы и результативность управления ими, переход к менеджменту, соответствующему рыночным условиям.

Во-вторых, необходимо изменить экономический менталитет, образы экономического поведения в среде руководства предприятий и их объединений, создавать маркетинговые службы, изучать конъюнктуру и перспективу рынка, научиться планировать ликвидность и так далее. Речь идет о переходе с производственно-технологического на маркетинговый, рыночный подход, не технология должна определять затраты, цены, и финансовые результаты. Требуется искать такую технологию, ориентироваться на выпуск такой продукции, которая может быть реализована по выгодным ценам, с наименьшими затратами и наилучшими финансовыми результатами.

В-третьих, для инвестиционной активности важное значение может иметь наведение порядка в использовании амортизационного фонда. В настоящее время крупные суммы амортизационных отчислений используются не по назначению вопреки порядку, установленному законодательством. Направляются они на цели потребления, помещаются под высокие проценты в коммерческие банки и прочее. Между тем это крупный источник инвестиций в реальное производство.

В-четвертых, на предприятиях имеются большие неиспользуемые резервы по вовлечению в оборот иммобилизованного, омертвленного основного и оборотного капитала. Целесообразно предпринять меры по инициированию предприятий, акционерных обществ к их мобилизации. Формы могут быть разные: продажа через аукционы предприятий, находящихся в государственной собственности или в составе акционерного общества, холдинга; реализация части неиспользуемого имущества; сдача в аренду неиспользуемых производственных площадей или их продажа; реализация незавершенного строительства; эффективное использование части земельных участков, занимаемых предприятием, но не используемых им, и другие.

В-пятых, предстоит разработать систему мер по более полному привлечению предприятиями кредитных ресурсов на техническое перевооружение предприятий и организацию выпуска продукции, способной конкурировать с лучшими мировыми фирмами. В этом направлении целесообразно предусмотреть механизмы и условия кредитования под залог: имущества предприятия, нематериальных активов и акций, земельных участков. Важную роль могут сыграть кредиты банков под гарантийные обязательства правительства и администрации областей. [6]

Таким образом, в первой главе даны понятия «кризиса» и «кризисной ситуации». Рассмотрены причины возникновения кризиса на предприятии. Изложены основные пути выхода из сложившейся ситуации.

 

2. Анализ кризисной ситуации на предприятии

2. 1 Общая характеристика предприятия

Государственное унитарное предприятие «Дорожное Ремонтно-Строительное Управление № 4» является правопреемником Дорожного Ремонтно-Строительного Управления № 4, образовано 25 февраля 1995 года. Оно относится к федеральной форме собственности.

ГУП ДРСУ – 4 выполняет работы и оказывает услуги с целью удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли за счет:

       содержания и ремонта автомобильных дорог и сооружений;

       строительства, ремонта, реконструкции и сооружения других автомобильных дорог и сооружений.

Предприятие вправе осуществлять также:

       посредническую деятельность;

       коммерческую деятельность;

       лесозаготовку и переработку;

       маркетинговую деятельность;

       снабженческо-сбытовую деятельность.

Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Местонахождение предприятия: Россия, Республика Саха (Якутия), Алданский улус, г. Томмонт, ул. Семенова, б/н.

Учредительным документом ГУП ДРСУ - 4 является Устав.

Устав состоит из следующих разделов:

1. Общие положения.

2. Цель и предмет деятельности предприятия.

3. Имущество предприятия.

4. Организация деятельности предприятия.

5. Управление предприятием.

6. Трудовой коллектив предприятия.

7. Прекращение предприятия.

Учредителем предприятия является Министерство транспорта РФ.

Предприятие ДРСУ - 4 является хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием, бланки.

Координацию и регулирование деятельности предприятия осуществляет Федеральный дорожный департамент Министерства транспорта Российской Федерации и в рамках, делегированных Департаментом полномочий, Федеральная дирекция Амуро-Якутской автомобильной дороги.

Взаимоотношения с трудовым коллективом, возникшие на основе трудовых договоров, регулируются законодательством Российской Федерации о труде. На основе полученной прибыли предприятие реализует социальный и экономические интересы членов трудового коллектива и интересы собственника имущества.

Предприятие состоит из производственных звеньев, занятых изготовлением продукции, органов управления, обслуживающих организаций.

Состав подразделений, их взаимосвязь в процессе выпуска продукции и обслуживания коллектива, количество, состав, соотношение по численности работников, занимаемые площади и территориальное их расположение образуют структуру предприятия.

Информация о работе Выработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия