Выполнение курсовой работы для студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:19, методичка

Краткое описание

Целью курсовой работы является расширение, систематизация и закрепление знаний, полученных в процессе изучения курса. Она позволяет привить навык и выявить степень подготовленности студентов к самостоятельному и творческому решению организационно-экономических задач.

Файлы: 1 файл

metodichka_dlya_kursovika_(1).doc

— 653.00 Кб (Скачать)

Защита проводится открыто, в аудитории, где присутствуют другие студенты и лица, заинтересованные в теме данной работы в дни и часы, назначенные руководителем. Студент излагает кратко поставленную перед ним задачу, анализ состояния вопроса, методы его решения и конкретные результаты работы. После этого руководитель или присутствующие на защите могут задать интересующие их вопросы по данной работе. В ответах на вопросы студент должен четко излагать свои знания и суть выполненной работы, чтобы можно было дать объективную оценку его труду.

Оценка производится по установленной  бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно) и отражается в выписке к диплому, выдаваемому по окончанию курса обучения. В случае неудовлетворительной защиты студент должен получить рекомендации по устранению дефектов. По решению руководителя в отдельных случаях может быть определена новая тема и выдано задание на другую работу.

7. Методические рекомендации по  выполнению отдельных разделов  курсовой работы.

Для анализа целесообразности создания предприятия и тщательной подготовки с целью предотвращения неэффективного использования средств, составляется инвестиционный проект. Инвестиционный проект - это система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления комплекса действий, обеспечивающих достижение определенных целей, и описывающих порядок этих действий. Это сложный комплекс документов, требующий большой работы по сбору исходной информации, проведению детальных расчетов и формированию набора юридически грамотно оформленных документов. Эта работа очень дорогостоящая и длительная. Так как не все возможные проекты целесообразно реализовывать, то она выполняется в несколько этапов, на каждом из которых происходит отсев заведомо невыполнимых или малоэффективных проектов. Сначала проводится исследование возможностей, которое носит весьма поверхностный характер и основывается в большей степени на общих оценках, чем на детальном анализе. Его можно сделать по материалам газет или отзывам работников данного вида деятельности, а также опроса возможных потребителей в конкретном районе, в котором намечается организация производства товара (услуги). Цель - быстро и без больших затрат оценить реальность проекта. Эту работу студент выполняет на этапе выбора темы курсовой работы.

Далее выполняется предварительное  технико-экономическое обоснование (ПТЭО) инвестиционного проекта. Это  промежуточная стадия между исследованием  возможностей проекта и детальным  технико-экономическим обоснованием (ТЭО), после которого обычно следует уже реализация проекта. Различие между ПТЭО и ТЭО в степени детализации исходной информации, тщательности проработки экономических расчетов и глубине рассмотрения вариантов проекта. Выполнение ТЭО очень сложная дорогостоящая задача, требующая высокой квалификации специалиста, глубоких знаний в области организации и планирования производства и труда, менеджмента и стратегического планирования, коммерческого права. Результатом разработки ТЭО обычно является бизнес-план, который предлагается потенциальным инвесторам для решения вопроса о финансировании проекта. Эти знания студенты получат в дальнейшем при изучении специальных дисциплин и практически смогут их применить в курсовом проектировании по «Планированию деятельности предприятия» и дипломном проектировании. На данном этапе обучения студенты уже имеют представление о ресурсах предприятия, расчете потребностей в них, формировании финансов предприятия, специфике рынка и ценообразовании в сфере сервиса, оценке эффективности производства и инвестиций. Поэтому они выполняют ПТЭО, логически связывая все изученные разделы.

Далее приведены рекомендации по выполнению отдельных разделов с учетом того, что студент хорошо освоил терминологию и основные формулы из курса «Экономика предприятия» в процессе выполнения курсовой работы по данному предмету. Поэтому перед началом работы рекомендуется повторить данный материал.

Обратите внимание! Примеры расчетных таблиц специально приведены для разных предприятий  и не соответствуют друг другу  с целью предотвратить дублирование их содержания в курсовых работах. Однако в индивидуальной работе студента все таблицы должны быть логически связаны между собой и значения одинаковых показателей в разных таблицах обязаны иметь одинаковое значение.

7.1 Введение.

Курсовую работу начинают с определения  цели и задач. Далее следует актуальность в виде краткого изложения основной коммерческой идеи, ее основных достоинств, выгод для потенциальных потребителей и инвесторов.

7.2 Оценка рынка сбыта.

Изучая возможности наиболее эффективного вложения капитала на перспективу, непременно нужно ознакомиться с положением дел на рынке. Поэтому начинают работу с описания рынка сбыта: дать характеристику основным потребителям, провести их сегментацию, определить территорию обслуживания, оценить потенциальный объем спроса. Далее необходимо охарактеризовать конкурентную среду: определить, к какой группе относится рынок сбыта (монопол, олигопол, полипол и т.п.), выделить основных конкурентов, описать их преимущества и недостатки, сформулировать свои потенциальные конкурентные преимущества. Желательно охарактеризовать рынок с точки зрения стабильности, т.е. наличия соответствия между спросом и предложением (оценить эластичность спроса и предложения), условий торговли для всех его участников (возможна неценовая конкуренция, государственное регулирование рынка), динамики (рост, стагнация, сокращение, прогноз развития на будущее),

Изучая рынок необходимо учитывать особенности, обусловленные природой услуг: неосязаемость, невозможность хранения и транспортировки, одновременность производства и потребления, необходимость личных контактов потребителя и производителя, высокая степень индивидуализации, нестандартность спроса на услуги. Их тоже необходимо охарактеризовать:

  1. Рынок услуг отличается большей сегментацией, т.е. большей ориентированностью на определенную группу покупателей по уровню доходов, роду занятий, половозрастным признакам, интенсивности потребления. При определении границ своего рынка нужно базироваться на мнении потребителей о равнозначности, взаимозаменяемости продукции, работ, услуг. Охарактеризуйте своих конкурентов с этой точки зрения. Найдите свой сегмент рынка.
  2. Поскольку производство услуг рассредоточено, а транспортная доступность - один из важных показателей качества услуги. Территория обслуживания различна по разным группам потребителей. Поэтому необходимо выбрать наиболее удачное место расположения и очертить себе зону обслуживания, рассматривая клиентов только в ней. Желательно в приложение вынести карту территории обслуживания, указав ваше потенциальное местоположение, расположение конкурентов, основные транспортные пути или зоны сосредоточения потенциальных клиентов.
  3. Необходимо учесть взаимодополняемость рынков товаров и услуг. Появление нового вида продукции или расширение доступности (за счет снижения цен или упрощения в использовании) ведет к росту спроса на услуги по поддержанию и восстановлению потребительских свойств изделия, а улучшение качества и надежности, ведет к спаду спроса на эти виды услуг. Поэтому, если вы планируете организацию ремонта какого-либо вида товара, то непременно надо учесть этот фактор.

Рентабельность производства обеспечивается не столько экономией  на масштабе, сколько за счет разнообразия и качества услуг. Поэтому имеет смысл рассматривать комплексные услуги (дополнительные виды сервиса к стандартному набору), изучить конкурентов с точки зрения качества и комплексности их работы.

  1. Одновременность производства и потребления ведет к существенной зависимости и необходимости согласования спроса и предложения, поэтому широко распространена практика введения предварительных заказов и дифференцированных цен, специальные графики работы. Отразите политику, используемую вашими конкурентами и основные моменты, которые необходимо учитывать Вам. Особое внимание обратите на режим работы Вашего предприятия и конкурентов.
  2. Неустойчивость спроса в связи с иррациональностью поведения людей требует специальных мер по повышению меры доверия клиентов, утверждение репутации фирму. Какова репутация Ваших конкурентов? Какими способами и методами будете формировать свою? Выберите основную рекламную стратегию предпочтительную для данного рынка.

Изучая рынок необходимо четко определиться с возможными объемами продаж в натуральном или стоимостном выражении по каждой номенклатурной группе услуг (потенциально возможные и рекомендуемые для создаваемого предприятия), уровнем цен (максимальная и минимальная), зафиксировать дополнительные параметры по набору услуг, их качеству, стратегии маркетинга. Эти параметры явятся отправной точкой для проведения дальнейших расчетов.

7.3 Описание процесса  обслуживания.

Цель этого раздела - дать представление  о технологическом процессе производства и обслуживания. Не требуется очень  подробного описания или разработки детальных технологических карт изготовления, главное при этом четко фиксировать все параметры, которые потребуются в дальнейших расчетах:

  1. трудоемкость основных и вспомогательных операций, последовательность их выполнения;
  2. квалификацию специалистов, их выполняющие и предпочтительная форма оплаты их труда;
  3. необходимое оборудование и инвентарь, ориентировочные цены на них (если много мелких позиций, то лучше выделить крупные группы, например: прочий вспомогательный инструмент 500 руб. на одно рабочее место, посуда и приборы общей стоимостью от 10 до 12 тыс. руб. и т.п.)
  4. для каждого рабочего места или вида основного оборудования указывается его производственная мощность (например, 5-10 клиентов в смену), необходимые технологические перерывы для расчета эффективного времени работы. Эти данные должны позволить рассчитать необходимое количество рабочих мест (единиц оборудования) либо производственную программу, если производственная мощность фиксирована технологически (например, покупаем минипекарню для собственного производства горячей выпечки в кафе) или заранее определено количество мест обслуживания (например, организуется парикмахерская, в которой будет 6 посадочных мест или мини-гостиница на 5 номеров);
  5. зафиксируйте номенклатуру основных видов ресурсов, нормы расхода и средние цены для каждого из них, более мелкие сгруппируйте и укажите расход за определенный период времени или на плановый выпуск.
  6. определите потребность в помещениях и на схеме представьте расположение основных рабочих мест, контактной зоны, вспомогательных помещений. Данную работу желательно выполнять параллельно с выполнением пункта 7.4.1.

Обязательно сформировать схему технологического процесса и  стандарт обслуживания. Схема технологического процесса может быть представлена в виде таблицы или алгоритма с указанием всех этапов от момента появления клиента до окончания выполнения услуги. Пример такой схемы представлен в приложении 2. Стандарт обслуживания – это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Стандарт обслуживания устанавливает критерии, по которым оценивается уровень обслуживания клиентов и деятельность любого сотрудника фирмы, он может включать в себя: допустимые границы времени обслуживания и времени ожидания в очереди, организация приема клиентов и их обслуживания в случае образования очереди; количество жалоб на одного сотрудника и порядок реагирования на них; список обязательных рекламных материалов, имеющихся в офисе; требования к одежде и облику сотрудников; требования по оформлению документов, писем, вывесок и т.п.; описание знака обслуживания и т.п.

Желательно также  сформировать типовой договор на оказание услуг и вынести его  в приложение (пример – в приложении 3).

7.4 Определение величины  начального капитала.

Для создания предприятия  необходимы инвестиции. Инвестиции представляют собой все виды вложения капитала в форме имущественных и интеллектуальных ценностей в экономические объекты с целью получения в будущем доходов или иных выгод.

Под словами «Вложение капитала» понимают вложения средств в: основные фонды предприятия, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, создание или увеличение оборотного капитала.

Таким образом, в данном разделе необходимо произвести расчет величины денежных средств, необходимых для реализации проекта отдельно по каждому направлению вложения, общую сумму необходимых денежных средств и определиться с источниками финансирования.

Однако прежде чем  начать такую работу необходимо окончательно определиться и планируемыми объемами оказания услуг. После того как вы определились с номенклатурой и границами возможного объема реализации в анализе спроса, необходимо сопоставить их с возможностями основного технологического оборудования или особенностями технологического процесса. Это можно сделать в стоимостной или количественной оценке, например:

Планируется создание парикмахерской на 6 посадочных мест. Режим работы 6 дней в неделю по 12 часов. Среднее  время обслуживания клиента 1 час. Средняя заполняемость зала на нашей территории обслуживания по оценке эксперта может составить около 70%.

Плановое количество клиентов в год – эффективный  фонд времени в год * число рабочих мест* длительность смены * среднюю трудоемкость обслуживания * среднюю заполняемость зала =

= (365-52*1(выходные)-8 (праздники))*12*6*1*0,7=15372 клиента.

Или планируется создание магазина. среднедневной оборот магазина аналогичного профиля и площади составляет 100-150 тыс.руб. в день. Режим работы – без выходных. Плановый товарооборот по пессимистической оценке составит 365*100=36500 тыс.руб.

7.4.1 Определение величины инвестиций на формирование  
основных средств предприятия

Основные средства представляют собой  стоимостную оценку основных фондов предприятия. В бухгалтерском учете к ним относят материальное имущество, используемое для производственной деятельности, со сроком службы более 1 года: здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и хозяйственный инвентарь и прочее. Расчет необходимых средств для приобретения основных фондов заключается в определении количества необходимого оборудования и составления сметы затрат на его приобретение. При оценке балансовой стоимости оборудования учитывается стоимость их приобретения с учетом их транспортировки и монтажа, наладки, уплаты всех причитающихся налогов и сборов.

Для определения количества единиц оборудования (Ni) исходят из планируемой производственной программы и трудоемкости изготовления одного изделия на данном виде оборудования.

,где

ВП - количество изделий, планируемое к выпуску;

ti - тудоемкость изготовления 1 изделия на i - ом виде оборудования;

F/эфi - эффективный фонд времени работы единицы оборудования i- ого вида:

, где

Dраб - количество рабочих дней в периоде;

tсм - длительность рабочей смены;

kсм - коэффициент сменности;

Dраб*tсм*kсм - номинальный фонд рабочего времени;

Тпотерь - плановые потери рабочего времени, связанные с ремонтом, обслуживанием и переналадкой оборудования, а также необходимыми технологическими перерывами для рабочих.

Для расчета необходимых  затрат на покупку мебели для аппарата управления или рабочих мест можно рассчитать приблизительную стоимость оборудования одного рабочего места и количество рабочих мест.

Таблица 7.4.1.

Пример расчета стоимости основных фондов

вид ОФ

кол-во, шт.

цена за 1 шт., тыс. руб.

ОФ, стоимостью до 10 тыс. руб./шт.*

ОФ, стоимостью более 10 тыс. руб./шт.

сервер

2

30

 

60

мини АТС с телефонными аппаратами

1

20

 

20

персональные ЭВМ

40

25

1000

 

факс

5

4

20

 

принтер

4

5

20

 

сканер

1

5

5

 

рабочее место

10

5

50

 

учебное место

30

2

60

 

машина

1

75

 

75

оборудование для кухни

1

10

10

 

итого

   

1165

155

Информация о работе Выполнение курсовой работы для студентов