Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:44, диссертация
Реформы в этой сфере стартовали еще в 1986 г., а к концу 80-х гг. была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли. Даже по оценкам экспертов Европейского банка реконструкции и развития успехи России в области либерализации внешнеторгового и валютного режима значительно превосходят аналогичные достижения соседей из ближнего зарубежья и вполне сопоставимы с прогрессом реформ в странах
1.ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ
1.1Эволюция системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности за годы реформ
Если попытаться выделить новое в развитии товарообмена России с внешним
миром в последние годы, нужно указать на 3 процесса:
— смена действующих хозяйственных механизмов;
— резкие сдвиги в географии торговли;
— изменения в товарной структуре, которые не всегда выглядят впечатляющими,
но, тем не менее, заключают в себе потенциал изменений самого типа международной специализации страны, а также ее конкурентоспособности на мировых рынках.
Становление и развитие России как суверенного государства, формирование
основ перехода страны к рыночным условиям хозяйствования, в том числе и во внешнеэкономической сфере, происходит в сложных условиях. Ликвидация административно-командной системы управления народным хозяйством,
возникновение конкурентной среды и создание рыночной инфраструктуры, «открытие» экономики для внешнего мира — вот тот фон, на котором формируется
структура государственного хозяйственного управления в России.
При этом внешнеэкономический комплекс страны развивается в условиях:
— крушения государственной монополии внешней торговли;
— снятия практически всех ограничений
на самостоятельное участие
— возникновения ближнего зарубежья на месте бывших союзных республик СССР с резко возросшей протяженностью государственной границы России, носящей прозрачный характер;
— потери крупных морских портов на Черном и Балтийском морях, что значительно увеличило экспортные расходы и резко снизило внешнеэкономическую маневренность;
— перехода в ранг дальнего зарубежья стран бывшего Совета Экономической
Взаимопомощи (СЭВ), отношения с которыми стали строиться на новой торгово-политической основе;
— возникновения и усиления феномена «парада суверенитетов» во взаимоотношениях
регионов России с федеральным центром.
На качественно новом уровне Россия стала строить свои взаимоотношения
с международными экономическими и финансовыми организациями — МВФ, МБРР, ВТО/ГАТТ.
В силу целого ряда объективных и субъективных факторов рыночные
преобразования в России затронули, в первую очередь, внешнеторговую деятельность.
Реформы в этой сфере стартовали еще в 1986 г., а к концу 80-х гг. была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли. Даже по оценкам экспертов Европейского банка реконструкции и развития успехи России в области либерализации внешнеторгового и валютного режима значительно превосходят аналогичные достижения соседей из ближнего зарубежья и вполне сопоставимы с прогрессом реформ в странах
Центральной и Восточной Европы. Таким образом, внешняя торговля при всех своих проблемах и противоречиях стала, с одной стороны, своеобразным эталоном рыночных преобразований в России.
С другой стороны, именно во внешнеэкономической сфере кумулятивный
негативный эффект от просчетов, допущенных в ходе реорганизации всей государственной системы управления хозяйственными процессами, проявился особенно ярко. В развитии системы регулирования внешней торговли в 1992-1999 гг. можно выделить три основных этапа:
— этап регулирования
— этап либерализации
использования мер государственного регулирования ВЭС, преимущественно экономических (вторая половина 1994 — август 1998 г.);
— этап усиления регулирующих функций государства (с августа 1998 г.).
Первый этап. Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991 — начале 1992 гг. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования экспорта: квотирование и лицензирование зарубежных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ). Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993 гг. — порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.
С 1992 г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два
года его действия вывозные пошлины охватывали около 3/4 российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции.
Ввоз товаров в Россию, начиная с 1992 г., был свободен от квотирования, тогда как лицензированию подлежал ввоз ограниченного круга изделий — в их число входили химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в порядке, определяемом Правительством и Президентом России (вооружения, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и
яды, продукция, имеющая двойное назначение). Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами. Они дополнялись обязательной сертификацией на предмет безопасности ввозимых товаров и их соответствия российским стандартам.
Второй этап. В течение второй половины 1994 и в начале 1995 гг., по существу,
был отменен прежний порядок
регулирования российского
Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных
валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994 г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.
С 1994 г. действует система валютного контроля при экспорте товаров,
разработанная ГТК России и Центробанком.
В случае непоступления или
1999 г. — Министерства экономического развития и торговли. В 1996-1997 гг. аналогичная система контроля стала действовать в отношении импортных и товарообменных операций.
Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой
деятельности произошли в 1995 г. Наиболее значимыми мероприятиями явились либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена в целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета льгот по таможенным пошлинам (за исключением предоставленных в соответствии с законодательством РФ), введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или
отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам.
Прогрессирующее сужение сферы
тарифного регулирования
полной отменой этого инструмента. Вывозные таможенные пошлины с 1 июля 1996 г. были отменены по всем товарам.
Форсированная либерализация внешнеторгового режима вызвала необходимость
создания сложной, громоздкой системы учета и контроля, разбросанной по разным ведомствам (ГТК, ВЭК, Центробанк, МВЭС, Госналогслужба, налоговая полиция и т. д.). Для российских участников ВЭД это сопровождалось резким увеличением количества документов, которые необходимо было предъявлять различным органам, и усложнением самой процедуры оформления сделки. В результате либерализация сама по себе не принесла
облегчения участникам внешнеэкономической деятельности.
В то же время чрезмерная усложненность
и нескоординированность
частей системы контроля в сфере ВЭС не соответствовала и государственным интересам России, в частности, по-прежнему имел место незаконный перелив капиталов (в том числе валютной выручки) за рубеж.
Третий этап. Одним из важнейших последствий финансово-экономического
кризиса августа 1998 г. стало принципиальное изменение роли государственного
регулирования ВЭД: если ранее оно в значительной степени лишь корректировало действие рыночных механизмов, то в этот период весьма остро встал вопрос об их нейтрализации, а в ряде случаев — и замещении. Резко повысилась эффективность экспортных операций за счет существенного падения курса рубля в августе-сентябре 1998 г. и значительно более
низких темпов роста цен производителей и внутренних оптовых цен. Такая ситуация благоприятствовала восстановлению вывозных таможенных пошлин на основные товары российского экспорта. В отношении импортных товаров изменения таможенного тарифа стали касаться только отдельных товаров, т. е. носить «точечный» характер.
Однако экономические методы регулирования, особенно в период экономической
нестабильности, не во всех случаях позволяли добиваться нужных результатов. На этом этапе введение административных методов регулирования оказалось более эффективным, так как использование экономических инструментов (увеличение ставок таможенных пошлин, налогов, введение системы импортных депозитов и т. п.), с одной стороны, не смогло предотвратить демпинговые поставки по экспорту, а с другой стороны, приводило к
существенному увеличению издержек у импортеров с последующим их перенесением
на стоимость товаров при их реализации на внутреннем рынке. Поэтому с 1999 г. расширяется применение лицензирования поставок товаров как по экспорту, так и по импорту. Вместе с тем возрастает значение таможенного и других видов контроля, что обусловлено переориентацией импортеров на закупку более дешевых и менее качественных видов продукции.
В сфере регулирования ВЭД
российских
Таким образом, почти десятилетний опыт развития внешнеторговой сферы
экономики России доказал в целом неэффективность действия системы ее регулирования. Ошибки и просчеты, допущенные при этом, базируются на главном — чрезмерной и непродуманной либерализации национального внешнеторгового режима, абсолютно неадекватной внутренним экономическим реалиям, и игнорировании мирового опыта проведения подобных преобразований. [3;228]
1.2 Внешнеторговый товарооборот России
По данным таможенной статистики в январе-июле 2008 года внешнеторговый оборот России составил 433,8 млрд.долларов США и по сравнению с январем-июлем 2007 года увеличился на 51,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 368,6 млрд.долларов США (рост на 52,0%), со странами СНГ – 65,2 млрд.долларов США (рост на 48,2%).
В январе-июле 2008 года сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 130,7 млрд.долларов США, что выше аналогичного показателя 2007 года на 48,8 млрд.долларов США. Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса составило 109,6 млрд.долларов США (70,3 млрд.долл.США в январе-июле 2007 года), со странами СНГ – 21,1 млрд.долларов США (11,7 млрд.долларов США).
Экспорт России в январе-июле 2008 года составил 282,3 млрд.долларов США и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 53,2%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 239,1 млрд.долларов США (рост на 52,9%), в страны СНГ – 43,2 млрд.долларов США (рост на 55,0%). Увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть (в страны дальнего зарубежья – на 74,5%, в страны СНГ – на 78,2%), нефтепродукты (соответственно на 67,4% и 75,6%) и природный газ (соответственно на 48,5% и 27,8%).
Основу российского экспорта в январе-июле 2008 года в страны дальнего зарубежья по-прежнему составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 73,2% ( в январе-июле 2007 года – 66,9%).
В январе-июле 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья нефтепродуктов на 2,8%, в том числе мазута – на 9,8%, газа природного – на 19,1%, кокса и полукокса – в 2,3 раза. При этом сократились физические объемы экспорта бензина автомобильного – на 42,7%, дизельного топлива – на 2,1%, нефти сырой – на 6,8%.
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья понизилась доля металлов и изделий из них с 15,2% в январе-июле 2007 года до 12,1% в январе-июле 2008 года, при этом физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа и нелегированной стали возросли – на 13,2%, ферросплавов – на 11,0%, алюминия необработанного – на 23,5%; снизились физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали – на 2,8%, меди рафинированной – на 32,0%.
Доля экспорта продукции химической промышленности в январе-июле 2008 года составила 5,5% (в январе-июле 2007 года – 5,7%). Среди товаров химической промышленности в январе-июле 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возрос экспорт (физические объемы) метанола – на 10,9%, парфюмерно-косметических товаров – на 25,2%, пластмассы и изделий из нее – на 21,4%, моющих средств – на 12,8%, каучука синтетического – на 6,1%. Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-июле 2008 года составила 2,4% (в январе-июле 2007 года – 3,8%). По сравнению с аналогичным периодом 2007 года снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов на 24,0%, пиломатериалов – на 20,2%, фанеры – на 17,0%, в то время как экспорт целлюлозы древесной возрос на 10,1%, бумаги газетной – на 13,7%.
Доля экспорта машин и оборудования в январе-июле 2008 года составила 2,7% (в январе-июле 2007 года – 3,1%). Стоимостной объем поставок железнодорожного оборудования возрос в 2,1 раза, механического оборудования – на 35,0%, электрического оборудования – на 29,3%, инструментов и аппаратов оптических – на 35,8%.