Внешнеторговый потенциал России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:44, диссертация

Краткое описание

Реформы в этой сфере стартовали еще в 1986 г., а к концу 80-х гг. была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли. Даже по оценкам экспертов Европейского банка реконструкции и развития успехи России в области либерализации внешнеторгового и валютного режима значительно превосходят аналогичные достижения соседей из ближнего зарубежья и вполне сопоставимы с прогрессом реформ в странах

Файлы: 1 файл

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИуже готово.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Анализ состояния и прогноз  перспектив развития отечественной науки и высоких технологий показывают, что в конце нынешнего десятилетия (2008—2010 гг.) без принятия срочных мер в этой сфере из-за естественного ухода старшего поколения и очень слабого притока молодежи возможно лавинообразное, безвозвратное сокращение научно-технического потенциала, которое приведет к потере завоеванных учеными, инженерами и рабочими страны позиций. Прогнозы показывают, что к концу первого десятилетия XXI в., если существующие тенденции не будут в корне изменены, значительное недофинансирование науки начнет приводить к усилению экономического спада.

Это грозит таким отставанием от мирового уровня, при котором не может быть обеспечена безопасность страны.

В России традиционно, в течение  почти трех столетий, сложилась уникальная организация науки, характеризующаяся высокоразвитым академическим сектором, в котором около 70% исследований являются фундаментальными (академический сектор составляют институты Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской сельскохозяйственной академии, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии художеств, а не учреждения высшего образования, как это характерно для многих стран за рубежом).   Значительное снижение спроса на результаты прикладных научных исследований и разработок привело к сокращению научного потенциала России и одновременно стало причиной существенного повышения удельного веса и соответственно роли академического сектора науки В целом за последнее десятилетие прошлого века в численности занятых исследованиями и разработками доля академического сектора повысилась в 1,7 раза, а в численности исследователей и техников — в 2 раза учитывая, что здесь сосредоточено свыше половины всех докторов наук и более 40% кандидатов наук, очевиден вывод о том, что в настоящее время академический сектор является основным сектором отечественной науки, в котором сконцентрированы наиболее квалифицированные кадры. Следует учитывать также, что доля исследователей академического сектора, проживающих в регионах Сибири и Дальнего Востока, по отношению к общей численности исследователей этого сектора примерно в 1,8 раза выше соответствующего показателя для сферы НИОКР в целом Это свидетельствует, очевидно, и о высокой роли академической науки в развитии культуры страны.

Исторически сложившееся  параллельное развитие академии наук и вузов заставляет уделять серьезное внимание интеграции академической науки и образования В настоящее время программа Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки дала целый ряд положительных результатов, в частности, достаточно эффективным оказалось создание учебно-научных центров. Сложности ее реализации, однако, вызваны тем, что предполагается интеграция двух субъектов, каждый из которых является монопольным обладателем разнородных ресурсов академический сектор обладает мощным, ориентированным на исследования и разработки интеллектуальным потенциалом и материальной базой, в то время как в ведении вузов находится контингент студентов и значительный в количественном и качественном отношении профессорско-преподавательский состав Очевидно, в целом реформирование науки необходимо, но оно должно быть хорошо подготовлено, чтобы не ухудшить и без того крайне тяжелую ситуацию.[2:168]

 

3.1Развитие высоких технологий в России

 

Как уже отмечалось, наукоемкие отрасли  и высокие технологии играют ведущую роль в развитии социальной сферы и экономики. Они определяют спрос на основную часть достижений науки и одновременно обеспечивают базу предложения материально-вещественных и информационных инноваций практически для всех отраслей экономики. В этих отраслях осуществляется особо интенсивная инновационная деятельность, способствующая расширению и созданию новых рынков сбыта и более эффективному использованию ресурсов. Большая доля добавленной стоимости в объеме произведенной продукции способствует более высокой занятости и оплате труда. Результаты НИОКР, осуществляемых в высокотехнологичных отраслях, способ-

сooтвeтствуют ускоренному развитию других секторов экономики. Размеры наукоемкого сектора и масштабы использования высоких технологий характеризуют научно-технический и экономический потенциалы страны.

В международной практике используется несколько классификаций для определения наукоемкого сектора и высоких технологий. Так, к числу высокотехнологичных относят производства ЭВМ, средств связи, научных приборов, медицинских препаратов, авиационно-космической техники, пластмасс и продуктов неорганической химии, включая химикаты для сельского хозяйства и др., а также производство многих видов вооружений.

В начале 90-х гг. среди  наукоемких или высокотехнологичных отраслей стали дополнительно выделять так называемые ведущие наукоемкие технологии и технологии высокого уровня.

Группу ведущих технологий составляют производства следующих наукоемких продуктов: прогрессивные продукты органической химии и пластики, фармацевтическая продукция; химикаты для сельского хозяйства; радиоактивные материалы; турбины и оборудование реакторов; генераторы для ядерных, гидро- и ветровых электростанций; оборудование для автоматизированной обработки информации; телекоммуникационное, оборудование; электронные приборы и оборудование для медицины; полупроводниковые устройства; прогрессивная продукция электромашиностроения; авиационная и космическая техника; прогрессивные оптические приборы и измерительное оборудование; оружие и системы вооружения. В наиболее развитых странах большая часть технологий этой группы поддерживается государством с помощью протекционистских мер (в первую очередь ядерная, авиационная, космическая промышленность и др.).

В группу технологий высокого уровня включены производства: значительной части продукции химической промышленности (синтетические волокна, красители и пигменты и др.); оборудования для целлюлозно-бумажной, пищевой и текстильной промышленности; полиграфического оборудования; кабелей и оптического волокна; бытовой электроники; офисного оборудования; станков и другого прогрессивного металлообрабатывающего оборудования; автомобилей и подшипников; железнодорожного подвижного состава; медикаментов и медицинского оборудования; традиционных электронных и измерительных приборов; фотооборудования; оптических изделий; прогрессивных видов абразивов; керамической продукции; драгоценных цветных металлов; кондиционеров и обогревателей.    Для большинства технологий высокого уровня характерна ориентация на рыночные условия, соответствующая продукция рассчитана на массового потребителя.

В России высокий технический уровень оборонной промышленности и отдельных гражданских производств, в том числе наукоемких, сочетается со значительным отставанием достаточно большой части отраслей обрабатывающей промышленности от мирового уровня.

О высоком уровне российских систем вооружений свидетельствует большой спрос на них со стороны других стран. Однако в 1990-е гг. доля экспорта в российском производстве наукоемкой продукции значительно возросла за счет значительного сжатия внутреннего рынка. По отдельным позициям она чрезмерно велика. Такая ситуация вызвана тем, что внешняя торговля наукоемкой продукцией стала в период преобразования экономической системы России средством не активного развития экономики, а лишь выживания — сохранения накопленного научно-технического и производственного потенциала.

Если же вести речь об импорте  высокотехнологичной продукции, то зарубежный опыт показывает, что рост доли высокотехнологической продукции в импорте не означает увеличения зависимости развитых стран от зарубежных поставок. Практически все крупные наиболее развитые государства (США, Япония, Германия, Франция, Велико-

британия, Италия) стремятся обеспечить внутренние потребности в высокотехнологичной продукции за счет собственного производства: в 1995 г. у пяти из названных стран уровень самообеспеченности составлял примерно 80% и более; лишь у Италии он был равен 68%. Эти данные подчеркивают необходимость обеспечения технологической безопасности и соответственно устойчивости развития России.

Сфера НИОКР является существенно инерционным сектором экономики; это предопределяет необходимость учета долговременных тенденций (15—20 и более лет) при принятии решений по реформированию науки. Расходы на науку могут рассматриваться как инвестиции, необходимые для развития наукоемких отраслей, так как повышению производства наукоемкой, высокотехнологичной продукции должен предшествовать заблаговременный рост расходов на науку. Процессы в науке инерционны и сложны: подготовка ученого или высококвалифицированного специалиста для сферы НИОКР занимает в среднем 25—30 лет и более, причем процесс накопления знаний продолжается в течение всего периода творческой деятельности.

Очевидно, долгосрочные тенденции изменения качественной составляющей экономического роста должны учитываться в программах выхода из кризиса и перехода на траекторию устойчивого развития.

Необходимо учитывать и новые тенденции развития, связанные с переходом к экономике знаний (о них было сказано выше). У страны имеется достаточно ресурсов для выхода из кризиса за счет: принятия мер по прекращению оттока капитала, включая временный запрет на инвестиции за рубежом (в первую очередь для экспортеров сырья); установления обязательных отчислений с выручки от 1 т экспортируемого сырья на укрепление научно-технического потенциала страны; введения ренты на природные ресурсы; использования рычагов косвенного регулирования, в том числе инвестиционного кредита, и т.д.

Анализ зарубежного опыта показывает, что для этого необходима разработка и реализация соответствующей государственной политики. В целом успешное решение проблем ускорения развития наукоемких производств в России зависит от того, как будет осуществляться преобразование экономической системы и как скоро начнется этап стабильного экономического роста. Один лишь переход к рыночной экономике не может обеспечить такого ускорения. Необходимы реализация целого ряда масштабных мероприятий в соответствии с хорошо продуманной научно-технической стратегией: структурная перестройка производства, развитие малых и средних предприятий; изменение мотивации в сторону ориентации на долгосрочные цели развития; сохранение и дальнейшее повышение уровня научно-технического и производственного потенциала; улучшение подготовки и повышение уровня квалификации кадров, способных работать на высокотехнологичных производствах; ускорение отработки системы социальных гарантий; повышение мобильности трудовых ресурсов и т.д.

Проблемы разработки и реализации научно-технической и промышленной политики на современном этапе для наукоемких производств России являются наиболее важными и вместе с тем сложными. Научно-техническая и промышленная политика на этапе реформирования экономической системы должна быть нацелена прежде всего: на

повышение социально-экономических  условий жизни и здоровья населения  страны; улучшение демографической ситуации; эффективное использование материальных, в том числе невозобновляемых, природных ресурсов; обеспечение экономической, технологической и в целом национальной безопасности; решение экологических и других проблем.

 В условиях ограниченности  финансовых, качественных материальных и трудовых ресурсов и отставания по многим направлениям, науки и техники важнейшим элементом научно-технической политики является разработка общегосударственных приоритетов, служащих ориентиром для финансирования и осуществления капитальных вложений. Выбор приоритетов должен сопровождаться и распределением их во времени и в пространстве (в соответствии с технологической структурой производства и с учетом стадий инновационного цикла продукта или технологии).

Принципы выбора и реализации приоритетов развития науки при экономическом спаде, снижении спроса на результаты НИОКР и сокращении финансирования должны в корне отличаться от тех, которые используются при стабильном развитии экономики. Они должны исходить из долгосрочных целей социально-экономического развития страны, соответствовать оборонительной концепции государства. В условиях сокращения ВВП особенно важно обеспечить управление сферой НИОКР, основанное на изменении не абсолютных объемов, а удельных весов выделяемых финансовых ресурсов в зависимости от степени приоритетности направлений с целью хотя бы частичного сохранения научного потенциала на направлениях, временно неприоритетных, но необходимых для развития научной среды в стране.

Следует учитывать, что в мировой  практике управления сферой НИОКР выбор приоритетных направлений не означает полное закрытие всех оставшихся, как это следует из некоторых предложений по реформированию науки. Анализ развития науки во многих странах показывает, что на приоритетные направления обычно направляется прирост абсолютных объемов расходов на науку, финансирование же направлений, не относящихся к приоритетным, поддерживается, как правило, примерно на постоянном уровне, который медленно повышается вслед за экономическим ростом. Таким образом, в стабильных экономических условиях, при росте ВВП приоритетным направлениям НИОКР выделяется все более высокая доля ассигнований, тогда как для неприоритетных эта доля снижается.[7]

Сохранение и дальнейшее развитие потенциала науки и высоких технологий — важнейшее условие устойчивого  экономического роста России.

В настоящее время как никогда  необходимо понимание того, что наука России, являясь частью мировой науки, представляет собой национальное богатство, основной фактор экономического роста нашей страны, ее устойчивого развития. Огромные географические размеры, большая численность населения, значительные масштабы экономики, высокий уровень научно-технического потенциала России и ее геополитическое положение требуют проведения научных исследований практически по всем направлениям. Потери научно-технического потенциала ведут к сокращению национального богатства России, их не удастся быстро компенсировать из-за большой инерционности передачи знаний от старшего поколения младшему. При этом должны учитываться долгосрочные тенденции сокращения научного потенциала.

Для России потребность в большом числе высококвалифицированных ученых и специалистов, определяется задачами проведения собственных исследований и разработок; освоения лучших достижений в области западной технологии; но это обусловлено и тем, что этой категории занятых, имеющих наиболее высокий уровень образования, в первую очередь свойственно понимание необходимости построения

гражданского общества.

Спрос на исследования и разработки неизбежно возрастет с улучшением экономической ситуации в стране: этого потребуют интересы отечественных производителей, а также иностранных инвесторов, для которых российские условия объективно должны быть предпочтительнее, чем в других странах, не только из-за более низкой заработной платы, но и в силу высокой квалификации научно-технических кадров, их восприимчивости к нововведениям; необходимо учитывать и другие факторы, в том числе геополитические. Решение проблемы преемственности научных знаний должно осуществляться как путем стимулирования притока молодежи, так и предоставления возможности для плодотворной работы ученым и специалистам старших возрастных групп без ограничений по возрасту с установлением ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу в зависимости от стажа работы. Одним из необходимых условий при этом должен быть ускоренный рост заработной платы занятых в НИОКР относительно роста оплаты труда занятых в экономике.

Информация о работе Внешнеторговый потенциал России