Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:44, диссертация
Реформы в этой сфере стартовали еще в 1986 г., а к концу 80-х гг. была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли. Даже по оценкам экспертов Европейского банка реконструкции и развития успехи России в области либерализации внешнеторгового и валютного режима значительно превосходят аналогичные достижения соседей из ближнего зарубежья и вполне сопоставимы с прогрессом реформ в странах
продукции на внешние рынки является надлежащее обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности при непосредственном участии специализированных российских агентств.
Эффективная реализация двухполюсной модели участия России в международном
разделении труда предполагает переход от пассивной экспортной политики занятия свободных или малоэффективных рыночных ниш к активному позиционированию отечественной экспортной продукции на перспективных растущих зарубежных рынках. В этой связи повышается роль целенаправленной государственной поддержки экспортной деятельности по следующим основным направлениям:
— использование рыночных механизмов для кредитования производства продукции на экспорт с постепенным переносом центра тяжести с бюджетного финансирования и государственных гарантий на решение этих вопросов силами крупных коммерческих банков и ведущих страховых компаний;
— более активное применение механизмов налогового поощрения экспортеров;
— поддержка участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и поставок комплектного оборудования на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов на срок более одного года;
— создание благоприятных условий
для участия российского
международных проектах, осуществляемых на условиях тендера, при активной дипломатической, консультационной и информационной помощи государства;
— наращивание усилий по прямому позиционированию российской экспортной
продукции на внешних рынках путем широкого привлечения отечественных
бизнесменов к участию в международных выставках и ярмарках, организации зарубежных торговых миссий, различного рода коммерческих презентаций и семинаров силами российского загранаппарата.
Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования
экспорта является создание более благоприятных условий доступа российских
товаров на внешние рынки.[13]
В этой связи необходимо активизировать работу по отмене дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта, в том числе добиваться признания за Россией статуса страны с рыночной экономикой. Здесь нужно шире задействовать сами предприятия-экспортеры, их союзы и объединения, а также торговые представительства и российские части межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Для этих же целей следует эффективнее использовать возможности членства России в международных организациях.
Необходимо проводить более наступательную внешнеторговую политику, предпринимая адекватные шаги по отношению к странам, ограничивающим доступ российских товаров на свои рынки. Важно разработать закон, позволяющий принимать ответные меры против государств, вводящих необоснованные ограничения на ввоз российских товаров. В условиях неуклонного усиления международной конкуренции за рынки сбыта повышается роль массированного внешнеполитического обеспечения
экспортной деятельности, включая
весь арсенал дипломатических
руководителей государства, проведение официальных мероприятий, дипломатическая
поддержка и др.).
Совершенствование структуры торгово-
максимальное использование
Необходим более реалистичный подход к проблеме совершенствования внешнеэкономических связей России на многосторонней основе. В этих условиях стратегия России должна быть нацелена на создание условий для постепенного перехода от начальных к более продвинутым стадиям экономического сотрудничества.
Вместе с тем региональная интеграция с другими странами должна происходить
только на принципах, совместимых с дальнейшей интеграцией России в мировое сообщество. Тенденция к регионализации никоим образом не должна подавлять тенденцию к глобализации мирохозяйственных связей. Интеграция же с другими государствами отвечает стратегическим интересам России лишь тогда, когда она будет содействовать решению этой ключевой задачи.
Говоря о перспективах развития российского рынка услуг, необходимо
учитывать следующие возможные реалии.
1. На рубеже XXI века Европейский союз, на долю которого сейчас приходится
35% внешнеторгового оборота
за счет государств Центральной и Восточной Европы и Балтии. Их число может быть в перспективе увеличено с 15 до 26. За счет расширения ЕС заметно увеличит свой ресурсный потенциал (территорию
— на 34%, население — на 29%). ЕС может превратиться в крупнейший в мире рынок с 500 млн потребителей, сохраняя пространственную перспективу для дальнейшей интеграции.
2. Единый внешний таможенный тариф в ЕС заметно ниже, чем национальные тарифы присоединяющихся стран. По подсчетам Экономической комиссии ООН, для Европы эта разница достигает по основным российским товарам 12-23 процентных пунктов (минеральное сырье — до 12, текстиль — 15, машины и химикаты — 18, лес и черные металлы — 21 и нефтепродукты — 23).
3. Присоединяющимся к ЕС новым странам придется отказаться и от количественных
ограничений российского ввоза товаров и услуг, так как в ЕС их применение носит лишь исключительный характер. Наоборот, третьим странам, включая Россию, периодически предоставляются льготные квоты на ввоз по сниженным таможенным ставкам тех товаров, в которых Евросоюз испытывает временную нехватку.
4. Наконец, в странах-
регулирование транзита взамен нынешнего негарантированного и вымогательского, обустроена цивилизованная таможенная граница, что уменьшит ущерб России от контрабанды и таможенных нарушений.
5. Вместе с тем расширение ЕС имеет свои негативные экономические последствия,
поскольку будет увеличиваться переориентация экономических связей присоединяющихся стран с Востока на Запад. На их «европеизированные» территории может уйти значительная часть иностранных инвестиций.
Протекционистская единая сельскохозяйственная политика закроет рынки присоединившихся к ЕС стран для российского аграрного экспорта. Та же политика
может привести к росту местных цен на сельхозпродукцию, что лишит Россию важного источника дешевого аграрного импорта. Существующее в настоящее время частичное субсидирование аграрного экспорта ЕС в третьи страны, по решению Уругвайского раунда ГАТТ и по бюджетным причинам, будет на перспективу последовательно сокращаться. Однако на присоединяющиеся страны также распространится жесткая политика конкуренции в ЕС, в том числе антидемпинговые правила, которые являются пока дискриминационными для России.
Вместе с тем главные