Внешнеторговый потенциал России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:44, диссертация

Краткое описание

Реформы в этой сфере стартовали еще в 1986 г., а к концу 80-х гг. была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли. Даже по оценкам экспертов Европейского банка реконструкции и развития успехи России в области либерализации внешнеторгового и валютного режима значительно превосходят аналогичные достижения соседей из ближнего зарубежья и вполне сопоставимы с прогрессом реформ в странах

Файлы: 1 файл

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИуже готово.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

продукции на внешние рынки  является надлежащее обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности при непосредственном участии специализированных российских агентств.

Эффективная реализация двухполюсной модели участия России в международном

разделении труда предполагает переход от пассивной экспортной политики занятия свободных или малоэффективных рыночных ниш к активному позиционированию отечественной экспортной продукции на перспективных растущих зарубежных рынках. В этой связи повышается роль целенаправленной государственной поддержки экспортной деятельности по следующим основным направлениям:

— использование рыночных механизмов для кредитования производства продукции на экспорт с постепенным переносом центра тяжести с бюджетного финансирования и государственных гарантий на решение этих вопросов силами крупных коммерческих банков и ведущих страховых компаний;

— более активное применение механизмов налогового поощрения экспортеров;

— поддержка участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и поставок комплектного оборудования на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов на срок более одного года;

— создание благоприятных условий  для участия российского бизнеса  в перспективных

международных проектах, осуществляемых на условиях тендера, при активной дипломатической, консультационной и информационной помощи государства;

— наращивание усилий по прямому  позиционированию российской экспортной

продукции на внешних рынках путем  широкого привлечения отечественных

бизнесменов к участию в международных выставках и ярмарках, организации зарубежных торговых миссий, различного рода коммерческих презентаций и семинаров силами российского загранаппарата.

Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования

экспорта является создание более  благоприятных условий доступа  российских

товаров на внешние рынки.[13]

В этой связи необходимо активизировать работу по отмене дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта, в том числе добиваться признания за Россией статуса страны с рыночной экономикой. Здесь нужно шире задействовать сами предприятия-экспортеры, их союзы и объединения, а также торговые представительства и российские части межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Для этих же целей следует эффективнее использовать возможности членства России в международных организациях.

Необходимо проводить более  наступательную внешнеторговую политику, предпринимая адекватные шаги по отношению к странам, ограничивающим доступ российских товаров на свои рынки. Важно разработать закон, позволяющий принимать ответные меры против государств, вводящих необоснованные ограничения на ввоз российских товаров. В условиях неуклонного усиления международной конкуренции за рынки сбыта повышается роль массированного внешнеполитического обеспечения

экспортной деятельности, включая  весь арсенал дипломатических средств (визиты

руководителей государства, проведение официальных мероприятий, дипломатическая

поддержка и др.).

Совершенствование структуры торгово-экономических  связей России предполагает

максимальное использование выгод, предоставляемых стране ее евразийским расположением, соблюдение сбалансированного и взвешенного подхода к выработке приоритетов в региональном сотрудничестве. С течением времени эти направления могут корректироваться в зависимости от изменения акцентов в геополитических и экономических интересах России.

Необходим более реалистичный подход к проблеме совершенствования внешнеэкономических связей России на многосторонней основе. В этих условиях стратегия России должна быть нацелена на создание условий для постепенного перехода от начальных к более продвинутым стадиям экономического сотрудничества.

Вместе с тем региональная интеграция с другими странами должна происходить

только на принципах, совместимых  с дальнейшей интеграцией России в мировое сообщество. Тенденция к регионализации никоим образом не должна подавлять тенденцию к глобализации мирохозяйственных связей. Интеграция же с другими государствами отвечает стратегическим интересам России лишь тогда, когда она будет содействовать решению этой ключевой задачи.

Говоря о перспективах развития российского рынка услуг, необходимо

учитывать следующие возможные  реалии.

1. На рубеже XXI века Европейский союз, на долю которого сейчас приходится

35% внешнеторгового оборота России, вступает в новый этап своего  расширения

за счет государств Центральной  и Восточной Европы и Балтии. Их число может быть в перспективе увеличено с 15 до 26. За счет расширения ЕС заметно увеличит свой ресурсный потенциал (территорию

— на 34%, население — на 29%). ЕС может превратиться в крупнейший в мире рынок с 500 млн потребителей, сохраняя пространственную перспективу для дальнейшей интеграции.

2. Единый внешний таможенный тариф в ЕС заметно ниже, чем национальные тарифы присоединяющихся стран. По подсчетам Экономической комиссии ООН, для Европы эта разница достигает по основным российским товарам 12-23 процентных пунктов (минеральное сырье — до 12, текстиль — 15, машины и химикаты — 18, лес и черные металлы — 21 и нефтепродукты — 23).

3. Присоединяющимся к ЕС новым странам придется отказаться и от количественных

ограничений российского ввоза  товаров и услуг, так как в  ЕС их применение носит лишь исключительный характер. Наоборот, третьим странам, включая Россию, периодически предоставляются льготные квоты на ввоз по сниженным таможенным ставкам тех товаров, в которых Евросоюз испытывает временную нехватку.

4. Наконец, в странах-претендентах  должно будет введено единое и предсказуемое

регулирование транзита взамен нынешнего негарантированного и вымогательского, обустроена цивилизованная таможенная граница, что уменьшит ущерб России от контрабанды и таможенных нарушений.

5. Вместе с тем расширение  ЕС имеет свои негативные экономические последствия,

поскольку будет увеличиваться  переориентация экономических связей присоединяющихся стран с Востока на Запад. На их «европеизированные» территории может уйти значительная часть иностранных инвестиций.

  Протекционистская единая сельскохозяйственная политика закроет рынки присоединившихся к ЕС стран для российского аграрного экспорта. Та же политика

может привести к росту местных  цен на сельхозпродукцию, что лишит Россию важного источника дешевого аграрного импорта. Существующее в настоящее время частичное субсидирование аграрного экспорта ЕС в третьи страны, по решению Уругвайского раунда ГАТТ и по бюджетным причинам, будет на перспективу последовательно сокращаться. Однако на присоединяющиеся страны также распространится жесткая политика конкуренции в ЕС, в том числе антидемпинговые правила, которые являются пока дискриминационными для России.

Вместе с тем главные потенциальные  трудности российскому экспорту на данные рынки возникают в сфере стандартизации и сертификации продукции и услуг. В настоящее время применяемые бывшие технические нормы СЭВ в присоединяющихся странах, по которым в основном работает и российская промышленность, будут постепенно заменяться на нормы ЕС, что подразумевает необходимость масштабной переаттестации экспортной продукции, в первую очередь машиностроительной, химической, текстильной и пищевой, на которую распространяются такие нормы.[3;251]




Информация о работе Внешнеторговый потенциал России