Внешнеторговый потенциал России и пути его укрепления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:21, доклад

Краткое описание

Несмотря на долгий период упадка российской экономики, наблюдавшийся в 1990-е годы ХХ века, в настоящее время экономика страны сумела преодолеть ряд негативных тенденций, таких как «массовая утечка умов», падение реального объема ВВП и др., и сохранила значительный потенциал, способный стимулировать успешное развитие РФ на мировом рынке готовых товаров и услуг. Так, например, по объему валового внутреннего продукта Россия уже замыкает первую восьмерку развитых стран мира.

Файлы: 1 файл

leskina5.doc

— 50.50 Кб (Скачать)


Внешнеторговый потенциал России и пути

его укрепления

Ситников О.В., 2 курс, БУАиА

Научный руководитель – к.э.н., ст. преподаватель Лескина О.Н.

 

Несмотря на долгий период упадка российской экономики, наблюдавшийся в 1990-е годы ХХ века, в настоящее время экономика страны сумела преодолеть ряд негативных тенденций, таких как «массовая утечка умов», падение реального объема ВВП и др., и сохранила значительный потенциал, способный стимулировать успешное развитие РФ на мировом рынке готовых товаров и услуг. Так, например, по объему валового внутреннего продукта Россия уже замыкает первую восьмерку развитых стран мира.

Экономически объективные факторы успешного развития и полноправного включения России в мировое хозяйство:

1) большая территория;

2) внушительные размеры пахотных земель – 125 млрд. м3 из 850 млрд. м3 во всем мире;

3) разнообразные природные ресурсы – нефть, газ, уголь, руды металлов и др.;

4) большое количество рабочей силы - Россия занимает шестое место в мире по объему трудоспособного населения;

5) дешевая рабочая сила;

6) квалифицированная рабочая сила (высокий процент населения имеет высшее и среднетехническое образование);

7) высокий научно-технический потенциал – относительно большое число научных работников - 1,9 млн. человек. [1]

Однако экономический потенциал России не востребован в полной мере. Страна имеет огромные резервы для интенсификации своего экономического роста, в частности в таких отраслях как: авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия и энергетическое машиностроение. До сих пор Россия может соперничать на равных с США как космическая держава. Благодаря мировому признанию российских технологий в ракетостроении и освоении Космоса вообще, Россия сотрудничает в этой области со многими развитыми странами. В целом высокие технологии в различных отраслях российской экономики опираются на сложившиеся в последние десятилетия научные традиции и школы, которые при наличии адекватного экономического механизма вполне могут помочь стране реализовать все ее возможности.

Богатый природный энергетический потенциал обеспечивает России весьма выгодное положение. Она по-прежнему является единственной крупной мировой державой, полностью удовлетворяющей свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов. По запасам минерального топлива на душу населения Россия находится впереди всех крупных промышленно развитых государств. В этих условиях торговля энергоносителями и минеральным сырьем до сих пор выступает главным профилем специализации страны в международном разделении труда, что можно оценивать не столько как слабость, сколько как важное временное стратегическое преимущество с национальной и глобальной точек зрения.

Роль топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в развитии мировой экономики не уменьшается, а возрастает. Современная экономика, несмотря на интенсивное внедрение энергосберегающих технологий, продолжает неуклонно увеличивать масштабы общественных и индивидуальных энергетических потребностей. По подсчетам специалистов, объем мирового производства и потребления первичных энергоносителей в начале ХХ1 в. превысит 10 млдр. ус. т. При этом 75 % потребления будет приходиться на развитые страны, где проживает всего 1/6 часть населения земли.

Устойчивость российского ТЭК одинаково необходима как для отечественных, так и для зарубежных потребителей, ибо продукция ТЭК составляет примерно 25 % всей стоимостной величины выпуска национальной промышленности, поставки энергетического сырья из России в последнее время покрывают 80 % потребностей Украины, 100 % - стран Балтии, свыше 50 % - стран Восточной и Центральной Европы и до 20 % -западноевропейских стран, входящих в ОЭСР.[2]

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу основными направлениями внешнеэкономической политики нашего государства будут являться:[3]

1.            Укрепление позиций России на мировом рынке энергоносителей путем увеличения экспорта нефти и газа и услуг, связанных с энергетикой, на европейский и азиатские (прежде всего китайский) рынки.

2.            Устойчивое расширение экспорта сырья и повышение уровня его обработки.

3.            Существенное увеличение экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, в том числе, за счет организации иностранными компаниями экспортоориентированных производств в России.

4.            Развитие транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей реализацию внешнеэкономического потенциала российской экономики.

5.            Информационная поддержка экспортной и финансовой деятельности российских компаний, поддержка продвижения российских инвестиций в приоритетных странах и регионах.

6.            Поддержка иностранных инвестиций в развитие обрабатывающих производств в России, энергетической, транспортной, торговой инфраструктуры.

7.            Формирование многовекторной модели участия России в интеграционных процессах с Евросоюзом, государствами СНГ, Китаем и Индией.

8.            Активное участие в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры.

9.            Активизация участия в международной помощи развитию в целях решения гуманитарных, экологических и иных проблем развивающихся стран.

10.       Участие России в международных исследовательских проектах по  приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

11.       Участие в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.

В настоящее время России необходимо участие в целом комплексе разнонаправленных и разноскоростных интеграционных процессов. Выделяют в частности Европейский и Евразийский вектор интеграции.

Европейский вектор интеграции опирается на процесс присоединения России к ВТО, вступление в ОЭСР и развитие диалога с Евросоюзом, которое обеспечивает все более глубокое вовлечение России в глобальную экономику и закрепляют доминирующее положение европейского направления в ее внешней торговле и движении капитала. Взаимная зависимость Европы от российских энергоносителей и России от импорта европейских технологий и капиталов, а также экспорта в Европу сырья и топлива, в долгосрочной перспективе будет усиливаться, а не ослабевать. Однако, несмотря на развитие интеграционных процессов с Евросоюзом, для России сохраняется угроза вытеснения с европейских рынков, девальвации транзитного потенциала и неравноправного обмена энергетическими активами с европейскими партнерами.

На сегодняшний момент образовались предпосылки для выработки нового типа взаимодействия России со своими партнерами по СНГ и азиатскими странами. Экономический эффект от перспективного евразийского экономического объединения во многом будет определяться работоспособностью его институтов и эффективностью потенциальных совместных проектов в энергетике и транспорте. Рынки потенциальных стран-участников могут дать импульс кооперации и в сфере машиностроения, АПК, совместных НИОКР.

В настоящее время ЕврАзЭС является одним из наиболее динамично развивающихся объединений в мире со среднегодовым темпом роста около 7%. Потенциальный эффект интеграционных процессов, преимущественно за счет усиления взаимных инвестиций и совместных проектов, может добавить к базовой траектории экономического роста до 1,5 - 2 процентных пунктов. Россия получает возможность стать одним из лидеров и центров новой перспективной интеграционной группировки. Вместе с тем, сложность интеграционного процесса, неоднородность его участников столь велики, что процесс создания работоспособного объединения займет много лет. Кроме того, первоочередной задачей, как для России, так и для ряда ее партнеров по интеграционным процессам, является присоединение к ВТО. Отсюда, скорость продвижения на евроазиатском направлении во многом предопределяется скоростью развития евроатлантического партнерства.

Учитывая курс России и ряда стран-членов ЕврАзЭС на стратегическое партнерство с ЕС, Россия могла бы выступать для стран-членов ЕврАзЭС не просто как самостоятельный рынок, но и как «окно в ЕС». Одна из возможных целей – создание в перспективе общей для СНГ и ЕС зоны свободной торговли. Будучи крупнейшими внешнеэкономическими партнерами России, страны Европы и СНГ являются естественными партнерами России по встраиванию в глобальные производственные цепочки. Создание стратегических альянсов между российскими и европейскими компаниями, с участием компаний стран СНГ, может существенно повысить глобальную конкурентоспособность всех участников таких альянсов.

Очевидно, что в будущем географическая структура внешней торговли России будет изменяться в соответствии с:

      различной динамикой спроса и предложения в странах-партнерах;

      освоением рынков, на которых российская продукция остается представленной в недостаточной мере (прежде всего, рынков стран Азии и Латинской Америки);

      изменением структуры российского внешнеторгового оборота - снижением веса минеральных продуктов и ростом инвестиционного импорта.

Учитывая все вышесказанное, наша страна обязана в ближайшие годы наладить выпуск конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции. Россия имеет все шансы занять достойное место в мировом экономическом сообществе.

 



[1] Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.

[2] Министерство экономического развития и торговли РФ - http://www.economy.gov.ru.

[3] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ // Минэкономразвития России, 2007 г.

 


Информация о работе Внешнеторговый потенциал России и пути его укрепления