Внешнеторговые отношения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:12, курсовая работа

Краткое описание

Нарастание экономических, социальных и технологических процессов привело в конце XX века к новому качественному явлению известному как глобализация, то есть к новой ступени прежде всего в экономической сфере, которая характеризуется устранением пространственной разобщенности в мире, в результате широкого внедрения транспорта, связи и информационных технологий.

Огромная роль в этом процессе принадлежит транснациональным корпорациям, численность которых к концу прошлого столетия составила около шестидесяти тысяч.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.78 Кб (Скачать)

Введение

На протяжении XX в. внешняя торговля Российской Федерации осуществлялась на фоне потрясении и конфликтов военного, экономического и социального характера.

В послевоенное время капиталистический  мир неоднократно сотрясался экономическими кризисами мирового масштаба. Наиболее разрушительный кризис был с 1929 по 1933 года (Великая Депрессия), в который  оказались вовлечены все промышленно- развитые страны.

Страны искали выход из сложившейся ситуации путем расширения внешнеторговых связей, и одним из таких объектов стала Советская  Россия, которая воспользовалась  сложившейся ситуации для прорыва  экономическо й блокады, устроенной капиталистическим миром.

В результате Второй Мировой  Войны в мире произошли координальные  изменения территориального, политического  и экономического планов. В ходе разгрома Германии и ее союзников  неизменно возросло военное могущество СССР и США.

Раскол мира на две системы, во главе которых стояли СССР и  США, стал решающим моментом всего XX столетия. Геополитическая обстановка складывалась под влиянием и как результат противостояния двух держав. Это противостояние оказывало сильное влияние на систему мирового хозяйства и международную торговлю. К другим не менее значительным итогом войны стало крушение колониальной системы.

Распад СССР и социального  лагеря в последнем десятилетии  XX в. стал еще одной катастрофой планитарного характера.

Россия, будуче признанной приемницей СССР, потеряла статус великой державы, в результате чего мир, в политическом плане, из биполярного превратился  в однополярный.  Единственным значимым центром стал США.

Во второй половине XX в. в мировом хозяйстве стали нарастать интеграционные процессы. Европейские страны в порядке противостояния американской, а впоследствии и японской экономической экспансии, образовали мощный политико-экономический блок под названием Европейский Союз.

А страны Юго-Восточной Азии объединились в несколько экономических  блоков (например, АТЭС).

В итоге,  мир в экономическом  плане сгруппировался в трех основных центрах: Северная Америка, Европейский  Союз и Юго-Восточная Азия.

Нарастание экономических, социальных и технологических процессов  привело в конце XX века к новому качественному явлению известному как глобализация, то есть к новой ступени прежде всего в экономической сфере, которая характеризуется устранением пространственной разобщенности в мире, в результате широкого внедрения транспорта, связи и информационных технологий.

Огромная роль в этом процессе принадлежит транснациональным  корпорациям, численность которых  к концу прошлого столетия составила  около шестидесяти тысяч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История установления экономических связей со странами Дальнего зарубежья

Объемы и товарная структура  внешней торговли Российской Федерации  на разных этапах были результатом  выполнения задач, которые ставились  внешнеторговой политикой.

В первые годы советской  власти в годы гражданской войны  и после военный период внешней  торговли практически не было или  ее объемы были незначительны. Обороты  внешней торговли стали заметно  нарастать с середины двадцатых годов по мере развития индустриализации страны.

Торговая структура импорта  определялась потребностями индустриализации.

В 1929 году стоимость ввезенных  машин и оборудования составила  около одной третьей всего  импорта, а в 1932 году на машины и оборудование приходилось уже более половины стоимости. В результате больше всего  вывозили металл, изделия из металла, то есть товары производственного назначения.

В структуре экспорта преобладали  продукты неглубокой переработки, сырье, энергоносители, около двадцати пяти процентов вывозили зерна и продовольственных  товаров, а около двадцати процентов  приходилось на энергоносители (например: уголь, нефть и т.д.), лесоэкспорт, а также пушнину, лен и хлопок.

Характерной была география  торговых связей. Оборудование завозилось из Германии и Соединенных Штатов Америки, при резко отрицательном  балансе с этими странами, то есть Россия больше закупала в этих странах  товаров, чем в свою очередь поставляла туда.

Определенная роль в поставках  оборудования была у Великобритании и Франции. С этими странами торговый баланс имел заметно положительное  сальдо.

В девяностые годы география  российской внешней торговли стала  выглядеть совершенно по-новому, в  частности за счет появления новых  контрагентов  в лице бывших советских  республик.

Внешняя политика России по отношению к странам дальнего зарубежья в 1992-1993 гг. находилась в  состоянии переходного периода. Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот период оказывало  тяжелое социально-экономическое положение страны.

 Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ стало следование России в формате глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение ее международного престижа как великой державы и, как следствие, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в урегулировании арабо-израильского конфликта, пассивная позиция в арабском мире и кризисе на Балканах.

В ходе визита Б. Н. Ельцина в США в загородной резиденции в Кэмп-Дэвиде 1 февраля 1992 г. состоялось подписание российско-американской Декларации об окончании "холодной войны", где было заявлено, что  обе державы более "не рассматривают  друг друга в качестве потенциальных  противников". Вслед за этим в  апреле 1992 г. Россия была принята в  Международный валютный фонд и Всемирный  банк, которые обязались предоставить России финансовую помощь в размере 24 млрд долларов для проведения рыночных преобразований. Однако эта помощь предоставлялась не единовременно  и при жестком контроле этих международных  финансовых организаций.

 Самым главным стало в российско-американских отношений явилось подписание в Москве 3 января 1993 г. нового договора1, в соответствии с которым обе стороны согласились на значительное сокращение (на две трети) своих ядерных арсеналов к 2003 г. При этом Россия обязывалась пойти на сокращение 3000 ракет СС-20, что серьезно ослабляло оборонный потенциал страны.

В связи с этим договор СНВ-2 до настоящего времени не утвержден Федеральным Собранием РФ. Значительное место в российской внешней политике в 1992-1993 гг. отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, наладились постоянные контакты со странами АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), а Китай стал главным торговым партнером России. Одной из самых сложных проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего это связано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых "северных территорий" - четырех островов Курильской гряды. Одновременно резко ослабли связи России с ее традиционными союзниками в Азии - Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и другими странами.

 В то же  время на фоне ослабления реального  влияния и роли России на  международной арене формально  ее статус великой державы  и постоянного члена Совета  Безопасности ООН даже возрос. Происходили регулярные встречи  на высшем уровне с лидерами  ведущих стран Запада, и прежде всего США, Франции, Германии, Великобритании, а в июле 1992 г. Президент России был впервые приглашен на политическую часть совещания, проходившего в Мюнхене, "большой семерки" развитых стран мира.

В последующем участие  российского Президента в саммитах "клуба великих держав" стало регулярны, а на состоявшейся в июне 1997 г. в Денвере (США) очередной встрече лидеров стран "большой семерки" было принято решение о преобразовании ее в "большую восьмерку" с участием России.

Летом 1997 г. президент  России начал диалог об укреплении партнерства с Германией и  Францией. В итоге в октябре 1997 г. на сессии Совета Европы (Россия была принята в состав этой организации  в январе 1996 г.) Ельцин предложил создать своеобразный Совет лидеров России, Франции и Германии - большую европейскую "тройку", к которой, возможно, присоединится и Великобритания.

 В 1995 г. впервые за последние пять лет была преодолена тенденция сокращения доли стран Центральной Европы во внешней торговле России. Товарооборот с этим регионом за 1992-1995 гг. возрос на 21,2% и составил в 1995 г. 11,2 млрд долл., в том числе экспорт - 7,7; импорт - 3,5 млрд долл. Доля стран Центральной Европы в общем объеме торговли России со странами дальнего зарубежья повысилась до 12,7%. Страны Центральной Европы продолжают оставаться важными торговыми партнерами России.

Тесные экономические связи  сохранились и развиваются до сих пор.

Все таки первое место в  торговом обороте занимают страны Европейского Союза, на которые приходится около  половины российского внешнеторгового  оборота.

А в Западно-Европейских  странах закупаются технологическое  оборудование, поставляемое в рамках ПИИ (Прямые Иностранные Инвестиции) по заказам российских фирм для модернизации промышленных отраслей, а также бытовая  техника и автомобили.

Российский экспорт в  страны Европейского Союза формируется  преимущественно за счет продукции  ТЭК (Топливно-Энергетический Комплекс).

Страны, связанные с Российской Федерацией внешнеторговыми отношениями, входят в ряд региональных группировок- это Европейский Союз, страны СНГ  и страны Азиатско-Тихоокеанского Сотрудничества.

Важной предпосылкой развития российско-западноевропейских экономических  связей остается географическая близость, которая позволяет избегать лишних транспортных издержек, но все равно  между этими странами развита  транспортная система.

Россия была признана страной  с переходной экономикой, что дает ей льготы и преимущества.

Этот статус допускает  применение разумного протекционизма на этапе формирования рыночных отношении, сокращая объем ограничительных  мер в отношении российского  экспорта в страны Европейского Союза, но позволяет частично их сохранять  в отношении российского импорта  из Европейского Союза.

Более половины стоимости  российского экспорта в Западную Европу приходится на энергоносители (нефть, газ и т.д.), второе место  это металлы (прокат черных металлов, ферросплавы, цветные металлы и  т.д.), меньшая доля приходится на минеральные  удобрения, лес и лесобумажную продукцию.

В импорте из Европейского Союза значительная доля стоимости (до сорока процентов) приходится на оборудование и транспортные средства, около одной  пятой (двадцать процентов) занимают медикаменты, а также заметное место принадлежит  продовольственным товарам и  товарам народного потребления.

  Страны Дальнего зарубежья – основные торговые партнеры РФ в виду того, что именно на них приходится основная доля экспорта нефти. Кроме того, эти страны являются главными импортерами продукции автомобильной и машиностроительной отраслей, услуг, оборудования и продовольственных товаров.

В условиях глобализации экономики, более интенсивного включения российской экономики в мирохозяйственные  связи, завершающего этапа переговоров  по вступлению России во Всемирную  торговую организацию возрастает роль и значение таможенно-тарифного  регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью.

Главной особенностью таможенной политики государства является её многофункциональность, основными аспектами которой  являются поддержка целесообразного  для внутренних интересов страны соотношения импорта и экспорта товаров, защита экономических интересов  отдельных отраслей промышленности, рационализация товарной структуры  ввоза, пополнение доходной части бюджета, обеспечение равных условий конкуренции для отечественных производителей.

В мировой торговле широкое  применение получила практика предоставления различного рода таможенных льгот и  преференций в отношении товарного  импорта, в том числе зависящих  от страны происхождения ввозимого  товара. В настоящее время действует  система добровольных односторонних  таможенных тарифных преференций под  эгидой ООН - «Общая система преференций» (Generalized Preferential System).

В рамках Общей системы  преференций (ОСП) во многих развитых странах, таких как США, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Норвегия, страны Евросоюза, и ряда других осуществляется предоставление односторонних льгот по уплате ввозной  таможенной пошлины при импорте  товаров из развивающихся стран  и стран с переходной (транзитивной) моделью экономики.

Российская Федерация, как  правопреемница СССР, взяла на себя обязательство по применению Общей  системы преференций и предоставляет  с 1992 года преференциальный режим в  отношении импорта отдельных  промышленных и сельскохозяйственных товаров, происходящих из 152 развивающихся  и наименее развитых стран дальнего зарубежья.

Информация о работе Внешнеторговые отношения России