Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:12, курсовая работа
Нарастание экономических, социальных и технологических процессов привело в конце XX века к новому качественному явлению известному как глобализация, то есть к новой ступени прежде всего в экономической сфере, которая характеризуется устранением пространственной разобщенности в мире, в результате широкого внедрения транспорта, связи и информационных технологий.
Огромная роль в этом процессе принадлежит транснациональным корпорациям, численность которых к концу прошлого столетия составила около шестидесяти тысяч.
Введение
На протяжении XX в. внешняя торговля Российской Федерации осуществлялась на фоне потрясении и конфликтов военного, экономического и социального характера.
В послевоенное время капиталистический
мир неоднократно сотрясался экономическими
кризисами мирового масштаба. Наиболее
разрушительный кризис был с 1929 по 1933
года (Великая Депрессия), в который
оказались вовлечены все
Страны искали выход из сложившейся ситуации путем расширения внешнеторговых связей, и одним из таких объектов стала Советская Россия, которая воспользовалась сложившейся ситуации для прорыва экономическо й блокады, устроенной капиталистическим миром.
В результате Второй Мировой Войны в мире произошли координальные изменения территориального, политического и экономического планов. В ходе разгрома Германии и ее союзников неизменно возросло военное могущество СССР и США.
Раскол мира на две системы, во главе которых стояли СССР и США, стал решающим моментом всего XX столетия. Геополитическая обстановка складывалась под влиянием и как результат противостояния двух держав. Это противостояние оказывало сильное влияние на систему мирового хозяйства и международную торговлю. К другим не менее значительным итогом войны стало крушение колониальной системы.
Распад СССР и социального лагеря в последнем десятилетии XX в. стал еще одной катастрофой планитарного характера.
Россия, будуче признанной приемницей СССР, потеряла статус великой державы, в результате чего мир, в политическом плане, из биполярного превратился в однополярный. Единственным значимым центром стал США.
Во второй половине XX в. в мировом хозяйстве стали нарастать интеграционные процессы. Европейские страны в порядке противостояния американской, а впоследствии и японской экономической экспансии, образовали мощный политико-экономический блок под названием Европейский Союз.
А страны Юго-Восточной Азии объединились в несколько экономических блоков (например, АТЭС).
В итоге, мир в экономическом плане сгруппировался в трех основных центрах: Северная Америка, Европейский Союз и Юго-Восточная Азия.
Нарастание экономических, социальных и технологических процессов привело в конце XX века к новому качественному явлению известному как глобализация, то есть к новой ступени прежде всего в экономической сфере, которая характеризуется устранением пространственной разобщенности в мире, в результате широкого внедрения транспорта, связи и информационных технологий.
Огромная роль в этом процессе принадлежит транснациональным корпорациям, численность которых к концу прошлого столетия составила около шестидесяти тысяч.
Объемы и товарная структура внешней торговли Российской Федерации на разных этапах были результатом выполнения задач, которые ставились внешнеторговой политикой.
В первые годы советской власти в годы гражданской войны и после военный период внешней торговли практически не было или ее объемы были незначительны. Обороты внешней торговли стали заметно нарастать с середины двадцатых годов по мере развития индустриализации страны.
Торговая структура импорта
определялась потребностями
В 1929 году стоимость ввезенных машин и оборудования составила около одной третьей всего импорта, а в 1932 году на машины и оборудование приходилось уже более половины стоимости. В результате больше всего вывозили металл, изделия из металла, то есть товары производственного назначения.
В структуре экспорта преобладали продукты неглубокой переработки, сырье, энергоносители, около двадцати пяти процентов вывозили зерна и продовольственных товаров, а около двадцати процентов приходилось на энергоносители (например: уголь, нефть и т.д.), лесоэкспорт, а также пушнину, лен и хлопок.
Характерной была география торговых связей. Оборудование завозилось из Германии и Соединенных Штатов Америки, при резко отрицательном балансе с этими странами, то есть Россия больше закупала в этих странах товаров, чем в свою очередь поставляла туда.
Определенная роль в поставках оборудования была у Великобритании и Франции. С этими странами торговый баланс имел заметно положительное сальдо.
В девяностые годы география российской внешней торговли стала выглядеть совершенно по-новому, в частности за счет появления новых контрагентов в лице бывших советских республик.
Внешняя политика России
по отношению к странам дальнего
зарубежья в 1992-1993 гг. находилась в
состоянии переходного периода.
Шел активный поиск новых инструментов
осуществления национальной политики
РФ в изменившемся мире. Доминирующее
влияние на формирование внешнеполитической
доктрины России в этот период оказывало
тяжелое социально-
Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ стало следование России в формате глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение ее международного престижа как великой державы и, как следствие, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в урегулировании арабо-израильского конфликта, пассивная позиция в арабском мире и кризисе на Балканах.
В ходе визита Б. Н. Ельцина в США в загородной резиденции в Кэмп-Дэвиде 1 февраля 1992 г. состоялось подписание российско-американской Декларации об окончании "холодной войны", где было заявлено, что обе державы более "не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников". Вслед за этим в апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые обязались предоставить России финансовую помощь в размере 24 млрд долларов для проведения рыночных преобразований. Однако эта помощь предоставлялась не единовременно и при жестком контроле этих международных финансовых организаций.
Самым главным стало в российско-американских отношений явилось подписание в Москве 3 января 1993 г. нового договора1, в соответствии с которым обе стороны согласились на значительное сокращение (на две трети) своих ядерных арсеналов к 2003 г. При этом Россия обязывалась пойти на сокращение 3000 ракет СС-20, что серьезно ослабляло оборонный потенциал страны.
В связи с этим договор СНВ-2 до настоящего времени не утвержден Федеральным Собранием РФ. Значительное место в российской внешней политике в 1992-1993 гг. отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, наладились постоянные контакты со странами АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), а Китай стал главным торговым партнером России. Одной из самых сложных проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего это связано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых "северных территорий" - четырех островов Курильской гряды. Одновременно резко ослабли связи России с ее традиционными союзниками в Азии - Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и другими странами.
В то же
время на фоне ослабления
В последующем участие российского Президента в саммитах "клуба великих держав" стало регулярны, а на состоявшейся в июне 1997 г. в Денвере (США) очередной встрече лидеров стран "большой семерки" было принято решение о преобразовании ее в "большую восьмерку" с участием России.
Летом 1997 г. президент России начал диалог об укреплении партнерства с Германией и Францией. В итоге в октябре 1997 г. на сессии Совета Европы (Россия была принята в состав этой организации в январе 1996 г.) Ельцин предложил создать своеобразный Совет лидеров России, Франции и Германии - большую европейскую "тройку", к которой, возможно, присоединится и Великобритания.
В 1995 г. впервые за последние пять лет была преодолена тенденция сокращения доли стран Центральной Европы во внешней торговле России. Товарооборот с этим регионом за 1992-1995 гг. возрос на 21,2% и составил в 1995 г. 11,2 млрд долл., в том числе экспорт - 7,7; импорт - 3,5 млрд долл. Доля стран Центральной Европы в общем объеме торговли России со странами дальнего зарубежья повысилась до 12,7%. Страны Центральной Европы продолжают оставаться важными торговыми партнерами России.
Тесные экономические связи сохранились и развиваются до сих пор.
Все таки первое место в торговом обороте занимают страны Европейского Союза, на которые приходится около половины российского внешнеторгового оборота.
А в Западно-Европейских странах закупаются технологическое оборудование, поставляемое в рамках ПИИ (Прямые Иностранные Инвестиции) по заказам российских фирм для модернизации промышленных отраслей, а также бытовая техника и автомобили.
Российский экспорт в страны Европейского Союза формируется преимущественно за счет продукции ТЭК (Топливно-Энергетический Комплекс).
Страны, связанные с Российской Федерацией внешнеторговыми отношениями, входят в ряд региональных группировок- это Европейский Союз, страны СНГ и страны Азиатско-Тихоокеанского Сотрудничества.
Важной предпосылкой развития российско-западноевропейских экономических связей остается географическая близость, которая позволяет избегать лишних транспортных издержек, но все равно между этими странами развита транспортная система.
Россия была признана страной с переходной экономикой, что дает ей льготы и преимущества.
Этот статус допускает
применение разумного протекционизма
на этапе формирования рыночных отношении,
сокращая объем ограничительных
мер в отношении российского
экспорта в страны Европейского Союза,
но позволяет частично их сохранять
в отношении российского
Более половины стоимости российского экспорта в Западную Европу приходится на энергоносители (нефть, газ и т.д.), второе место это металлы (прокат черных металлов, ферросплавы, цветные металлы и т.д.), меньшая доля приходится на минеральные удобрения, лес и лесобумажную продукцию.
В импорте из Европейского Союза значительная доля стоимости (до сорока процентов) приходится на оборудование и транспортные средства, около одной пятой (двадцать процентов) занимают медикаменты, а также заметное место принадлежит продовольственным товарам и товарам народного потребления.
Страны Дальнего зарубежья – основные торговые партнеры РФ в виду того, что именно на них приходится основная доля экспорта нефти. Кроме того, эти страны являются главными импортерами продукции автомобильной и машиностроительной отраслей, услуг, оборудования и продовольственных товаров.
В условиях глобализации экономики, более интенсивного включения российской экономики в мирохозяйственные связи, завершающего этапа переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию возрастает роль и значение таможенно-тарифного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью.
Главной особенностью таможенной политики государства является её многофункциональность, основными аспектами которой являются поддержка целесообразного для внутренних интересов страны соотношения импорта и экспорта товаров, защита экономических интересов отдельных отраслей промышленности, рационализация товарной структуры ввоза, пополнение доходной части бюджета, обеспечение равных условий конкуренции для отечественных производителей.
В мировой торговле широкое
применение получила практика предоставления
различного рода таможенных льгот и
преференций в отношении
В рамках Общей системы преференций (ОСП) во многих развитых странах, таких как США, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Норвегия, страны Евросоюза, и ряда других осуществляется предоставление односторонних льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при импорте товаров из развивающихся стран и стран с переходной (транзитивной) моделью экономики.
Российская Федерация, как
правопреемница СССР, взяла на себя
обязательство по применению Общей
системы преференций и