Внешнеторговые отношения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:12, курсовая работа

Краткое описание

Нарастание экономических, социальных и технологических процессов привело в конце XX века к новому качественному явлению известному как глобализация, то есть к новой ступени прежде всего в экономической сфере, которая характеризуется устранением пространственной разобщенности в мире, в результате широкого внедрения транспорта, связи и информационных технологий.

Огромная роль в этом процессе принадлежит транснациональным корпорациям, численность которых к концу прошлого столетия составила около шестидесяти тысяч.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.78 Кб (Скачать)

В группе продукции общего машиностроения наибольший рост отмечен  по статьям: оборудование для обработки  металла – на 279,2%, моторы и двигатели  – на 122,3%, подъемно-транспортное оборудование – на 113,1%, дорожно-строительная техника (бульдозеры и экскаваторы) – на 80,1%.

В целом достигнутый уровень  товарооборота пока не соответствует  потенциалу обеих стран.

Стратегической сферой российско-японского  экономического сотрудничества является топливно-энергетический комплекс, где  наиболее перспективным направлением является реализация сахалинских нефтегазовых проектов, в которых принимают  участие ряд японских компаний (доля японской стороны в проекте «Сахалин-1»  составляет 30%, «Сахалин-2» - 22,5%.

Сахалинские нефтегазовые проекты  продолжают оставаться крупнейшими  объектами инвестиционного сотрудничества между Россией и Японией. С 1 октября 2005 г. началась промышленная добыча нефти  и газа в рамках проекта «Сахалин-1». С завершением строительства  нефтяного терминала в порту  Де-Кастри в 2006 г. начались отгрузки нефти зарубежным потребителям, в том числе и в Японию.

Наращивание объема поставок сахалинской нефти на японский рынок  и появление в российском экспорте, начиная с 2009 года, нового товара - сжиженного природного газа - наряду с созданием  в рамках сахалинских проектов новых  объектов энерготранспортной инфраструктуры и последовательной реализацией  других перспективных проектов в  сфере электроэнергетики, угледобычи, нефте- и газохимии, телекоммуникаций и транспортной инфраструктуры, увеличит объем двусторонней торговли и будет  способствовать приданию ей более сбалансированного  характера.

Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Корея.

За последние годы между  Россией и Республикой Корея  отмечается стабильный рост товарооборота.

Основными российскими экспортными  товарами в Республику Корея в  являлись:

  1. минеральное топливо, нефть и нефтепродукты;
  2. металлы и изделия из них;
  3. продукция химической промышленности;
  4. древесина и целлюлоза;
  5. машины, оборудование и транспортные средства.

Основными импортными товарами из Республики Корея являлись:

  1. машины, оборудование и транспортные средства;
  2. продукция химической промышленности;
  3. металлы и изделия из них
  4. текстильная продукция, обувь.

При сохраняющейся тенденции  наращивания объемов взаимной торговли существуют и отрицательные моменты. Во-первых, экспорт южнокорейских  товаров на российский рынок значительно  превышает российский экспорт в  Республику Корея, что выражается в росте отрицательного для России сальдо торгового баланса. Во-вторых, российский экспорт в Республику Корея остается чуть ли не абсолютно сырьевым.

Если подвести итого, то внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья составил в I квартале 144,5 млрд долларов США (рост на 26,0%), со странами СНГ – 28,5 млрд долларов США (рост на 53,9%).

Сальдо торгового баланса  сложилось положительное в размере 52,6 млрд долларов США, что на 1,2 млрд долларов США меньше, чем в январе-марте 2010 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 43,0 млрд долларов США (снижение на 2,5 млрд долларов США), со странами СНГ – 9,6 млрд долл. США (рост на 3,7 млрд долларов США). 

Экспорт России в январе-марте 2011 года составил 112,8 млрд долларов США  и по сравнению с январем-мартом 2010 года увеличился на 22,3%, в том числе  в страны дальнего зарубежья – 93,8 млрд долларов США (рост на 17,1%), в страны СНГ – 19,0 млрд долларов США (рост на 55,9%). 

Как поясняется в сообщении  ФТС, увеличение стоимостного объема экспорта в январе-марте 2011 года по сравнению  с январем-мартом 2010 года было обусловлено  ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних  цен экспорта в январе-марте 2011 года составил 119,9%, а индекс физического  объема экспорта – 97,2%.

Основу российского экспорта в январе-марте 2011 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в  товарной структуре экспорта в эти  страны составил 73,5%. 

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья  доля металлов и изделий из них  в январе-марте 2011 года составила 10,1%

Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них  снизились на 18,4%. 

Доля экспорта продукции  химической промышленности в январе-марте 2011 года составила 5,5%. 

Доля экспорта машин и  оборудования в январе-марте 2011 года составила 3,5%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий не изменилась по сравнению с январем-мартом 2010 года и составила 2,1%.

Импорт России в январе-марте 2011 года составил 60,2 млрд долларов США  и по сравнению с январем-мартом 2010 года увеличился на 47,1%, в том числе  из стран дальнего зарубежья – 50,7 млрд долларов США (рост на 46,6%), из стран  СНГ – 9,5 млрд долларов США (рост на 49,9%).

В товарной структуре импорта  из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе-марте 2011 года приходилось 45,8%.

Доля импорта продовольственных  товаров и сырья для их производства составила 16,6%.

Удельный вес продукции  химической промышленности в товарной структуре импорта составил 17,0%. 

Доля импорта текстильных  изделий и обуви в январе-марте 2011 года составила 6,9%.

Удельный вес импорта  металлов и изделий из них в  январе-марте 2011 года составил 5,7% .

В страновой структуре  внешней торговли России особое место  занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-марте 2011 года приходилось 47,5% российского  товарооборота. На страны СНГ в январе-марте 2011 года приходилось 16,5% российского  товарооборота (в январе-марте 2010 года – 13,9%), на страны ЕврАзЭС – 8,4% (7,6%), на страны АТЭС – 23,3% (20,4%).

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Россия и международные  объединения, связанные с регулированием таможенного дела

Специфика внутригосударственного таможенного регулирования проявляется среди прочего также и в его тесной взаимосвязи с международным правом. В сферу международно-правового таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, международные перевозки находящихся под таможенным контролем грузов, способы оценки товаров для таможенных целей и др.

Закрепленный нормами  российского таможенного права принцип приоритета международно-правовых норм соответствует стремлению России к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

В настоящее время к  основным международным организациям, занимающимся вопросами таможенно-тарифного регулирования мировой торговли относятся:

  • ВТО — Всемирная торговая организация (ранее — ГАТТ: Генеральное соглашение по тарифам и торговле).
  • ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию.
  • Всемирная таможенная организация (ранее — СТС: Совет таможенного сотрудничества).

В ходе Уругвайского раунда переговоров (на ее 50-й сессии) была учреждена Всемирная торговая организация  — правопреемница ГАТТ, в компетенцию  которой вошло не только регулирования  вопросов международного обмена товарами, но и международное регулирование  сельскохозяйственных рынков, рынков услуг и объектов интеллектуальной собственности.

Структура ВТО несколько  иная: ее учредители отказались от модели периодических раундов и поставили процесс переговоров, входящих в компетенцию ВТО, на постоянную основу.

Высший орган ВТО —  Конференция ВТО на уровне министров государств-участников (созывается не реже одного раза в два года). Из постоянных органов главным является Генеральный совет ВТО в составе представителей всех стран-участниц организации: на него возлагается решение текущих вопросов и подготовка документов для обсуждения на Конференции.

Подотчетны и подконтрольны  Генеральному совету ВТО Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами, Совет по интеллектуальной собственности и три комитета: Комитет по торговле и развитию. Комитет по национальным защитным мерам по устранению диспропорций в соответствующих платежных балансах и Комитет по бюджету, финансам и управлению ВТО.

В общем виде к числу  основных функций ВТО относятся:

  • Координация действий договаривающихся сторон по реализации многосторонних договоренностей.
  • Организация и проведение многосторонних торговых переговоров.
  • Разрешение споров и разногласий при применении многосторонних договоров в рамках ГАТТ/ВТО.
  • Изучение и обобщение применения мер экономической политики на национальном уровне в странах-участниках ВТО.
  • Координация с другими международными организациями, занятыми в сфере регулирования мировой торговли.

Как постоянный орган в  рамках ООН действует с 1964 г. Конференция  ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), деятельность которой также имеет  непосредственное отношение к таможенной сфере. Как и ГАТТ/ВТО учреждена эта организация была с целью решения актуальных проблем международных торгово-экономических отношений. Но в отличие от первой, ЮНКТАД акцентирует свое внимание на решении возникающих проблем по созданию равных условий для участия в мировой торговле наряду с промышленно развитыми странами также и развивающихся стран, на решении конфликтов между промышленно развитыми странами и их бывшими колониями и иным образом зависимыми землями.

Высшим органом ЮНКТАД является его Сессия, созываемая не реже одного раза в четыре года в г. Женеве. Постоянно действующим органом является Совет по торговле и развитию и Постоянный секретариат, в рамках которого действуют следующие комитеты: Комитет по сырьевым товарам, Комитет по готовым изделиям, Комитет по морским перевозкам. Комитет по финансированию торговых операций, Комитет по передаче технологий и Специальный комитет по преференциям.

В рамках Конференции ЮНТКАД была разработана и успешно действует  Общая система преференций, направленная на предоставление развитыми странами односторонних уступок развивающимся странам без их распространение на развитые государства при перемещении товаров через таможенную границу.

Специализированной международной  организацией, занимающейся исключительно вопросами таможенно-правового регулирования, является Всемирная таможенная организация (ранее именуемая Советом таможенного сотрудничества — сокращенно СТС). СТС был создан 15 декабря 1950 г. в г. Брюсселе специально с целью урегулирования таможенных вопросов на международном уровне. Его появление было обусловлено теми же причинами, что и ВТО — обусловленной глобализацией мировой торговли необходимостью гармонизации и унификации мировой торговли и ее таможенного регулирования не на уровне существовавших до этого торговых обычаях и обыкновениях, а на уровне многосторонних международных межправительственных соглашений.

К основным функциям и задачам  СТС относятся: изучение всех вопросов, качающихся международного сотрудничества в таможенно-правовой сфере, исследование и анализ процедурных аспектов национальных таможенных систем государств — участников СТС с целью их согласования и унификации с общепризнанными, осуществление сотрудничества с другими международными организациями и обеспечение необходимой информацией своих членов.

В своей деятельности СТС  руководствуется принципом невмешательства  в национальную экономическую политику государств — его участников под лозунгом о том, разработанные на основе его деятельности международные договоры должны быть призваны всячески облегчать условия мировой торговли за счет формирования единообразной практики осуществления операций по таможенному оформлению и контролю во всех странах - участниках СТС.

Участником Всемирной  таможенной организации (СТС) с января 1992 г. является и Российская Федерация  как правопреемница СССР, который  вступил в СТС незадолго до своего распада — в июле г. 1991

К числу важнейших международных  соглашений в рамках СТС, участниками которых является и Российская Федерация, относятся:

  1. Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. (ратифицирована Россией 18 июля 1996 г.).
  2. Конвенция о временном ввозе (стамбульская) от 26 июня 1990 г. (также ратифицирована Россией 18 июля 1996 г.).
  3. Конвенция о гармонизированной системе описания, классификации и кодирования товаров.
  4. Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.
  5. Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (именуется еще Конвенцией Найроби).
  6. Международная конвенция (Конвенция Киото) об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Информация о работе Внешнеторговые отношения России