Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 17:51, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности, безопасности личности, общества и государства;
- рассмотрение ключевых тенденций проблематики экономической безопасности
Введение•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 1 Общее понятие и сущность экономической безопасности••••••••••••
1.1 Экономическая безопасность личности, общества и государства•••••••
1.2 Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности••••
1.3 Критерии национальной безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 2 Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.1 Система управления национальной безопасностью и социально-экономические аспекты системы обеспечения экономической безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.2 Анализ основных показателей системы национальной безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.3 Проблема экономической безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 3 Пути повышения экономической безопасности России••••••••••••••••
Заключение•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Список используемой литературы•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, в частности: государственная собственность и предпринимательство, использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов); государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений
В экономической программе России надо основной упор сделать на развитии (с элементами мощной государственной поддержки и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический, химико-лесной комплексы, легкая промышленность. Именно в эти сферы экономики следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала.
С позиции обеспечения национальной экономической безопасности важная проблема - рентный доход России. Перераспределение рентного дохода позволит, с одной стороны, устранить (или, по крайней мере, сократить) разрыв в имущественном положении граждан России - между бедными и очень богатыми. С другой стороны, указанное перераспределение позволит несколько уменьшить количество отечественных миллиардеров, присваивающих значительную часть рентного дохода.
В целях обеспечения национальной экономической безопасности руководству страны надо проводить более взвешенную и последовательную внешнюю политику.
Необходимо методологически четко разграничить понятия «продовольственная обеспеченность общества» и «продовольственная безопасность». Продовольственная обеспеченность - способность государства обеспечить всех членов общества продовольствием в достаточном, рациональном, экологически чистом и безопасном питании в целях укрепления здоровья нации и сохранения ее генофонда, увеличения продолжительности жизни, повышения качества жизни, усиления трудовой активности населения не только с помощью самообеспечения, но и с активным использованием преимуществ международного разделения труда. Продовольственная же безопасность подразумевает способность страны обеспечивать продуктами питания свои текущие и чрезвычайные потребности населения страны в целом, так и каждого отдельно взятого человека в продовольствии в соответствии с научно-обоснованными нормами за счет собственных ресурсов.
В качестве критерия продовольственной безопасности страны используется уровень поставок импортного продовольствия от общих объемов его потребления в стране. В РФ пороговое значение не должно превышать 25%. Превышение указанного уровня порождает стратегическую зависимость от стран-импортеров продовольствия.
Примечательно, что в развитых странах, например, в США еще в 70-е гг. был принят закон о продовольственной безопасности страны, направленный на обеспечение стабильного продовольственного снабжения за счет поддержки отечественного сельского хозяйства и сохранения его природных ресурсов, а также обеспечение высокого качества продовольственных продуктов, поддержание их высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Приоритетными задачами в области обеспечения продовольственной безопасности России должны быть признаны:
Формирование в стране единого продовольственного комплекса и достижение им оптимального уровня производства продовольствия в объеме, ассортименте и качестве, достаточных для удовлетворения потребности населения в питании в соответствии с научно-обоснованными нормами.
Разработка оптимальных вариантов структуры продовольственного импорта (тропических и субтропических культур).
Определение потребностей населения страны в питании и обеспечение населения экологически чистым продовольствием, определяющим здоровье и продолжительность жизни населения, генофонд нации.
Обеспечение экономической доступности к основному набору продуктов питания, что означает обеспечение платежеспособности спроса у основных социальных групп населения и ликвидацию голода и недоедания. Необходима государственная политика перераспределения доходов, расширения занятости и увеличения потребления качественных продуктов питания, регулирование цен на сельхозпродукцию и продовольствие.
Создание и поддержание резервов продовольственного назначения, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях.
Своевременное выявление, прогнозирование и устранение угроз продовольственной безопасности, определение пороговых значений.
Усиление государственного регулирования межрегиональных поставок продовольствия и сырья для более полного обеспечения регионов продовольствием. Например, 23 региона России выращивают зерно в избытке, а 50 регионов ощущают в нем недостаток, при этом у государства отсутствуют действенные рычаги регулирования российского зернового рынка, что позволяет одним регионам устанавливать монопольную цену, а другим завозить импортное зерно, т.к. с учетом транспортных расходов отечественное зерно становится неконкурентоспособным.
Активная поддержка развития интеграции и кооперации, позволяющих снизить трансакционные издержки, оптимизировать товарные и финансовые потоки и повысить конкурентоспособность предприятий.
Развитие рыночной инфраструктуры: организация региональных оптовых рынков и кредитных учреждений, что позволит осуществлять эффективный внутри - и межрегиональный обмен.
Заключение
Решение проблемы обеспечения экономической безопасности России становится одной из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов граждан. А обеспечение этой защищенности – основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально – экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.
В курсовой работе дано определение и выявлена сущность экономической безопасности страны. Определено место экономической безопасности в системе национальной безопасности.
Рассмотрены основные положения Концепции национальной безопасности, ее приоритетные задачи и способы их выполнения на современном этапе развития экономики России.
Охарактеризованы основные критерии и показатели экономической безопасности национальной хозяйственной системы.
Проведен анализ основных показателей экономической безопасности России, в результате чего были выявлены существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности России на современном этапе развития:
- рост валового внутреннего
продукта обеспечивается за
- ежегодно ухудшаются демографические показатели: численность населения, естественный прирост, ожидаемая продолжительность жизни, качество миграционных потоков;
Список используемой литературы
1. Абалкин Л.Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. - №12. - С.3.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт-М, 2002. – 384с.
3. Видякина (Мякинникова) Н.А.
Продовольственная
4. Глазьев С. Основа обеспечения
экономической безопасности
5. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспент Пресс, 2006. – 319 с.
6. Корбут А.В. Продовольственная
безопасность населения России:
состояние, тенденции, проблемы - [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/
7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040с.
8. Курс экономической теории: учебник / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848с.
9. Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие. - М.: Агар, 2000. – 254 с.
10. Основные направления
агропродовольственной политики правительства
Российской Федерации на 2001 – 2010 годы.
» - [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.mcx.ru/navigation/
11. Основы экономики
12. Основы экономической теории. Политэкономия: учебник / Под ред. Д.Д. Москвина. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 528с.
13. Официальный сайт издательства «Российская газета» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/
14. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fagps.ru
15. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
16. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
17. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.: Вильямс, 18-е изд., 2008. – 214 с.
18. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 6-е изд., 2006. – 378 с.
19. Уровень коррупции в
России самый высокий за
20. Халтурина Д. А., Коротаев А. В. (Ред.). Алкогольная катастрофа и потенциал государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России. Москва: УРСС, 2008. – 54с.
21. Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – 859 с.
22. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Гончаренко Л.П. – Из-во: Экономика, 2008. – 543 с.
23. Федеральный закон о безопасности. №390-ФЗ, от 28 декабря 2010 года
24. Указ Президента РФ
от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной
безопасности Российской
25. Стратегия национальной
безопасности Российской
Информация о работе Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России