Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 17:51, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности, безопасности личности, общества и государства;
- рассмотрение ключевых тенденций проблематики экономической безопасности
Введение•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 1 Общее понятие и сущность экономической безопасности••••••••••••
1.1 Экономическая безопасность личности, общества и государства•••••••
1.2 Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности••••
1.3 Критерии национальной безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 2 Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.1 Система управления национальной безопасностью и социально-экономические аспекты системы обеспечения экономической безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.2 Анализ основных показателей системы национальной безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.3 Проблема экономической безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 3 Пути повышения экономической безопасности России••••••••••••••••
Заключение•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Список используемой литературы•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
– определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной перспективе;
– формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.
Экономическая безопасность выполняет защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции.
Защитная функция, то есть защита экономической системы от внутренних и внешних опасностей, напрямую связана с формированием и использованием ресурсного потенциала экономики. Отсюда вытекает триединая задача обеспечения экономической безопасности:
а) создание социально-экономических ресурсов, необходимых и достаточных для отражения угроз и обеспечения экономической безопасности;
б) защита ресурсов страны от нерационального использования, разрушения и других негативных явлений, наносящих ущерб национальной экономике;
в) защита национальной экономики от внешнего социально-экономического воздействия (вторжения), наносящего ущерб безопасности.
Регулятивная функция означает, что нейтрализация рисков и обеспечение экономической безопасности происходят с помощью механизмов, представленных различными подсистемами экономических отношений: внутрихозяйственным, собственно механизмом рынка и механизмом государственного регулирования экономики. Каждый из этих регулирующих механизмов имеет свои функции, объекты и субъекты, методы и инструменты.
Механизм рыночного саморегулирования является объективной основой нейтрализации возникающих угроз. С помощью цен и конкуренции экономика возвращается в состояние равновесия. В то же время практика хозяйствования убедительно подтверждает ограниченную способность хозяйственных субъектов принимать оптимальные решения в условиях неопределенности экономической ситуации рыночной конъюнктуры. Со времен Великой депрессии в странах с рыночной экономикой было выявлено, что некоторые явления выходят за сферу интересов отдельных экономических субъектов и могут нести в себе потенциальные угрозы.
Рыночный механизм – это носитель индивидуальных и групповых интересов, в то время как государство, являясь выразителем национальных экономических интересов, призвано координировать действия субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях (микро-, мезо-, макроэкономическом).
Характер государственного регулирования варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего его ограниченные (постоянно или временно) возможности. Поэтому государственное регулирование экономики направлено на упорядочение, трансформацию отношений саморегулирования в рамках национального хозяйства.
На макроэкономическом уровне регулирующая функция проявляется не только в нейтрализации или снижении опасностей, но и в получении дополнительных выгод (обеспечение устойчивости экономической системы, рост международного авторитета страны). Цель государственного регулирования – оптимизация уровня экономической безопасности, что, в свою очередь, направлено:
– на обеспечение равновесия между сбережениями и инвестициями;
– обеспечение макроэкономической стабильности;
– поддержание устойчивого экономического роста;
– создание экономических и правовых условий функционирования хозяйствующих субъектов и обеспечение их экономической безопасности.
Однако государство противоречиво воздействует на экономические риски, повышая или понижая безопасность экономических субъектов. Максимизация безопасности отдельных индивидов и групп вступает в конфликт с национальной безопасностью. Государство, нейтрализуя угрозы и способствуя росту экономической национальной безопасности в целом, в то же время может ограничивать права и свободы домохозяйств и предприятий. Иными словами, государство, гарантируя защиту интересов экономических агентов и их безопасность, может представлять для них определенную угрозу. В такой ситуации возникает опасность появления новых, так называемых институциональных рисков, продуцируемых непродуманными действиями государства. В этом случае экономическая система начинает выходить за рамки безопасного функционирования. Платой за неосмотрительность могут стать безработица и растущая, неконтролируемая инфляция, расстройство денежной системы и государственных финансов, трудности обновления структуры производства, медленное продвижение к новому качеству экономического роста.
Превентивная функция экономической безопасности направлена на предупреждение возникновения критических ситуаций в экономических процессах. Это предполагает разработку мероприятий социально-экономического и организационно-технического характера, направленных на купирование возникающих угроз и повышение защитных функций системы. Известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить; данный принцип вполне применим и к практике хозяйствования. Однако, чтобы разработать превентивные мероприятия и внедрить их в жизнь, необходимо обладать полной, достоверной и своевременной информацией о надвигающихся опасностях, угрозах и рисках. Информационное обеспечение экономической безопасности представляется исключительно важным. Сигналы, поступающие из внутренней и внешней среды, могут явиться толчком к принятию срочных, а порой и неотложных мер по устранению причин экономической и социальной напряженности. В связи с этим особую значимость приобретают объем и качество информационных ресурсов. С их помощью можно с необходимой и достаточной степенью достоверности определить главные угрозы жизненно важным интересам граждан, общества, государства и, следовательно, создать адекватные условия для безопасности.
Основу информационных средств и ресурсов, обеспечивающих реализацию превентивной функции экономической безопасности, составляет комплекс критериев и показателей-индикаторов. Данная информация играет ключевую роль в диагностике состояния экономической системы и открывает возможности коррекции этого состояния на основе разработки программ.
Инновационная функция определяется способностью экономической безопасности к побуждению поиска нетрадиционных решений в предотвращении возможных негативных последствий, вызываемых действием угроз в национальной экономике.
Реализация данной функции опосредована формированием компенсационного потенциала экономики, который выступает в двух видах: внутренний, основанный на самоорганизации экономической системы, и внешний, детерминированный регулирующим воздействием государства. Главная цель компенсационного потенциала – предотвращение ущерба, его снижение или компенсация. Для достижения данной цели используются разные формы, методы, инструменты, направленные на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого экономического роста.
Социальная функция определяет способность национальной экономики обеспечивать взаимореализацию интересов хозяйствующих субъектов и социальных групп, а также наиболее полно удовлетворять разнообразные потребности всех членов общества. Реализация данной функции способствует формированию высокого качества жизни населения я гарантирует соблюдение социально-экономических прав и свобод граждан.
Каждый человек постоянно подвергается определенным объективным рискам и негативным воздействиям природы и социальной среды. Некоторые из них носят неизбежный характер в силу физиологических закономерностей (старость, болезни и др.). Но есть и социально-экономические факторы, несущие в себе мощный заряд опасностей и угроз: безработица, глубокая дифференциация в распределении доходов, преступность всех видов и др. Задача государства, особенно социально-ориентированного, – задействовать и развивать социально-экономический механизм смягчения указанных рисков и их неблагоприятных последствий.
Рассмотренные функции экономической безопасности как системы позволяют сделать вывод о значимости государства в реализации механизма обеспечения экономической безопасности. Важной является разработка такой экономической политики, при которой экономическая система обладала бы следующими характеристиками:
1) продуктивность, которая
определяет способность
2) эффективность, характеризующая соотношение полученных результатов и осуществленных затрат (материальных, финансовых, трудовых). Эффективная экономика является в то же время и безопасной, так как позволяет получать больший результат при наименьших затратах, а следовательно, удовлетворять большее количество разнообразных потребностей людей;
3) гибкость, т.е. способность
быстро реагировать на
4) адаптационность, тесно
связанная с гибкостью: чем выше
гибкость экономической
Проведенный анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности страны показал необходимость корректировки действующего механизма обеспечения экономической безопасности. За годы, прошедшие с начала рыночных реформ, экономическое, внутри- и внешнеполитическое положение РФ изменилось настолько и в таком направлении, что принятая модель реформирования нуждается в тестировании в большей мере по критериям экономической безопасности, нежели экономической обоснованности с позиции тех или иных теорий. Отсюда вытекает необходимость выделения еще одной функции экономической безопасности – диагностической:определение особенностей экономической политики страны, включающее в себя разработку соответствующих концепций, программ, практической политики, правовой и институциональной инфраструктуры, должно проходить обязательную диагностику с точки зрения экономической безопасности страны.
Таким образом, анализ главных элементов системы экономической безопасности страны и ее функциональный анализ позволяют сделать вывод о том, что именно государство является главным субъектом в механизме обеспечения экономической безопасности. Одним из важнейших элементов государственной системы, обеспечивающим экономический прогресс, является система соответствующих институтов государства, которая отстаивает национально-государственные экономические интересы как внутри страны, так и за ее пределами. Это вынуждает более подробно исследовать институционально-правовые основы экономической безопасности, соблюдение которых является важнейшим фактором и условием при разработке механизма государственного обеспечения национальной экономической безопасности.
2.2 Анализ основных показателей системы национальной безопасности
В 2013 году продолжается рост российской экономики.
Таблица 1. Социально-экономические показатели за 2012, 2013 год.
2012 |
2013 | |||||||
Первое полугодие |
Второе полугодие |
Год |
Первое полугодие |
Второе полугодие |
Год | |||
ВВП |
3,7 |
4,9 |
4,3 |
4,5 |
2,7 |
3,5 | ||
Индекс потребительских цен, на конец периода, за период |
5,0 |
1,1 |
6,1 |
3,2 |
3,7 |
7,0 | ||
Индекс промышленного производства |
5,3 |
4,1 |
4,7 |
3,1 |
4,1 |
3,6 | ||
Обрабатывающие производства |
8,0 |
5,0 |
6,5 |
4,5 |
5,3 |
4,9 | ||
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
0,7 |
29,0 |
22,1 |
4,2 |
-7,6 |
-4,4 | ||
Инвестиции в основной капитал, % |
2,7 |
11,3 |
8,3 |
11,6 |
2,4 |
5,5 | ||
Ввод в действие жилых домов |
-3,7 |
12,6 |
6,6 |
1,9 |
8,5 |
6,3 | ||
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
-0,6 |
2,0 |
0,8 |
3,0 |
3,0 |
3,0 | ||
Реальная заработная плата |
2,1 |
5,0 |
2,8 |
10,7 |
7,5 |
9,1 | ||
Оборот розничной торговли |
5,4 |
8,4 |
7,0 |
7,1 |
5,1 |
6,1 | ||
Объем платных услуг населению |
3,4 |
2,6 |
3,0 |
4,2 |
3,1 |
3,6 | ||
Экспорт товаров, млрд. долл. США |
246,9 |
275,1 |
522,0 |
263,4 |
270,8 |
534,2 | ||
Импорт товаров, млрд. долл. США |
148,1 |
175,7 |
323,8 |
154,2 |
188,5 |
342,7 | ||
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель |
108,2 |
110,5 |
109,3 |
111,8 |
106,2 |
109,0 |
За семь месяцев 2013 года, по оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП к соответствующему периоду прошлого года составил 4,2 процента. Рост ВВП был связан с ростом промышленного производства, с высокой динамикой финансовой деятельности, розничной и оптовой торговли. Положительное влияние на рост ВВП оказывали расширение инвестиционного спроса, возросшая ориентация внутреннего спроса на отечественную продукцию и замедление роста импорта. На социальные показатели благоприятно воздействовало быстрое замедление потребительской инфляции в первой половине года. Помесячный рост реальной заработной платы с января по июль устойчиво превышал 10% уровень. На рынке труда растет занятость в большинстве секторов, а уровень безработицы опустился до рекордно низких уровней.
Вместе с тем в первом полугодии 2013 г. экономическая динамика по отношению к соответствующему периоду прошлого года замедлилась до 4,4% после ускорения экономического развития во втором полугодии 2012 г., когда рост ВВП в годовой оценке составил 4,9 %. Динамика и потребительских, и особенно инвестиционных расходов в 2013 году продемонстрировала существенный рост по отношению к первому полугодию 2012 г., но при этом значительно замедлилась по отношению к уровню последних месяцев прошлого года. В целом за 2013 год ожидается, что рост ВВП составит 3,5 процента.
В 2013 году продолжается рост промышленного производства. По итогам января - июля прирост составил 3,2% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе обрабатывающих производств - 4,9%, добычи полезных ископаемых - 0,9%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 1,7 %.
Во втором полугодии заметно ускорение роста промышленного производства до 4,1% к соответствующему периоду прошлого года против 3,1% в первом полугодии, в том числе обрабатывающих производств до 5,3% против 4,5 %.
Динамика инвестиций в основной капитал в текущем году остается нестабильной. Замедление роста инвестиций в основной капитал сопровождается сокращением прибыли предприятий и организаций по отношению к соответствующему месяцу прошлого года, которое происходит третий месяц подряд, начиная с апреля текущего года.
Во втором полугодии ожидается ускорение инвестиционной активности. Драйверами роста станут такие отрасли как торговля, связь и отрасли с высокой долей бюджетного финансирования (образование; государственное управление, обеспечение безопасности и социальное обеспечение). При этом относительно прошлого года рост инвестиций будет замедляться, в частности, во втором полугодии рост инвестиций ТЭКа замедлится за счет высокой базы второго полугодия прошлого года. В целом за год капиталовложения могут увеличиться на 5,5 процента.
Информация о работе Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России