Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности, безопасности личности, общества и государства;
- рассмотрение ключевых тенденций проблематики экономической безопасности

Оглавление

Введение•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 1 Общее понятие и сущность экономической безопасности••••••••••••
1.1 Экономическая безопасность личности, общества и государства•••••••
1.2 Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности••••
1.3 Критерии национальной безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 2 Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.1 Система управления национальной безопасностью и социально-экономические аспекты системы обеспечения экономической безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.2 Анализ основных показателей системы национальной безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.3 Проблема экономической безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 3 Пути повышения экономической безопасности России••••••••••••••••
Заключение•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Список используемой литературы•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••

Файлы: 1 файл

загрузить.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

– определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной перспективе;

– формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.

Экономическая безопасность выполняет защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции.

Защитная функция, то есть защита экономической системы от внутренних и внешних опасностей, напрямую связана с формированием и использованием ресурсного потенциала экономики. Отсюда вытекает триединая задача обеспечения экономической безопасности:

а) создание социально-экономических ресурсов, необходимых и достаточных для отражения угроз и обеспечения экономической безопасности;

б) защита ресурсов страны от нерационального использования, разрушения и других негативных явлений, наносящих ущерб национальной экономике;

в) защита национальной экономики от внешнего социально-экономического воздействия (вторжения), наносящего ущерб безопасности.

Регулятивная функция означает, что нейтрализация рисков и обеспечение экономической безопасности происходят с помощью механизмов, представленных различными подсистемами экономических отношений: внутрихозяйственным, собственно механизмом рынка и механизмом государственного регулирования экономики. Каждый из этих регулирующих механизмов имеет свои функции, объекты и субъекты, методы и инструменты.

Механизм рыночного саморегулирования является объективной основой нейтрализации возникающих угроз. С помощью цен и конкуренции экономика возвращается в состояние равновесия. В то же время практика хозяйствования убедительно подтверждает ограниченную способность хозяйственных субъектов принимать оптимальные решения в условиях неопределенности экономической ситуации рыночной конъюнктуры. Со времен Великой депрессии в странах с рыночной экономикой было выявлено, что некоторые явления выходят за сферу интересов отдельных экономических субъектов и могут нести в себе потенциальные угрозы.

Рыночный механизм – это носитель индивидуальных и групповых интересов, в то время как государство, являясь выразителем национальных экономических интересов, призвано координировать действия субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях (микро-, мезо-, макроэкономическом).

Характер государственного регулирования варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего его ограниченные (постоянно или временно) возможности. Поэтому государственное регулирование экономики направлено на упорядочение, трансформацию отношений саморегулирования в рамках национального хозяйства.

На макроэкономическом уровне регулирующая функция проявляется не только в нейтрализации или снижении опасностей, но и в получении дополнительных выгод (обеспечение устойчивости экономической системы, рост международного авторитета страны). Цель государственного регулирования – оптимизация уровня экономической безопасности, что, в свою очередь, направлено:

– на обеспечение равновесия между сбережениями и инвестициями;

– обеспечение макроэкономической стабильности;

– поддержание устойчивого экономического роста;

– создание экономических и правовых условий функционирования хозяйствующих субъектов и обеспечение их экономической безопасности.

Однако государство противоречиво воздействует на экономические риски, повышая или понижая безопасность экономических субъектов. Максимизация безопасности отдельных индивидов и групп вступает в конфликт с национальной безопасностью. Государство, нейтрализуя угрозы и способствуя росту экономической национальной безопасности в целом, в то же время может ограничивать права и свободы домохозяйств и предприятий. Иными словами, государство, гарантируя защиту интересов экономических агентов и их безопасность, может представлять для них определенную угрозу. В такой ситуации возникает опасность появления новых, так называемых институциональных рисков, продуцируемых непродуманными действиями государства. В этом случае экономическая система начинает выходить за рамки безопасного функционирования. Платой за неосмотрительность могут стать безработица и растущая, неконтролируемая инфляция, расстройство денежной системы и государственных финансов, трудности обновления структуры производства, медленное продвижение к новому качеству экономического роста.

Превентивная функция экономической безопасности направлена на предупреждение возникновения критических ситуаций в экономических процессах. Это предполагает разработку мероприятий социально-экономического и организационно-технического характера, направленных на купирование возникающих угроз и повышение защитных функций системы. Известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить; данный принцип вполне применим и к практике хозяйствования. Однако, чтобы разработать превентивные мероприятия и внедрить их в жизнь, необходимо обладать полной, достоверной и своевременной информацией о надвигающихся опасностях, угрозах и рисках. Информационное обеспечение экономической безопасности представляется исключительно важным. Сигналы, поступающие из внутренней и внешней среды, могут явиться толчком к принятию срочных, а порой и неотложных мер по устранению причин экономической и социальной напряженности. В связи с этим особую значимость приобретают объем и качество информационных ресурсов. С их помощью можно с необходимой и достаточной степенью достоверности определить главные угрозы жизненно важным интересам граждан, общества, государства и, следовательно, создать адекватные условия для безопасности.

Основу информационных средств и ресурсов, обеспечивающих реализацию превентивной функции экономической безопасности, составляет комплекс критериев и показателей-индикаторов. Данная информация играет ключевую роль в диагностике состояния экономической системы и открывает возможности коррекции этого состояния на основе разработки программ.

Инновационная функция определяется способностью экономической безопасности к побуждению поиска нетрадиционных решений в предотвращении возможных негативных последствий, вызываемых действием угроз в национальной экономике.

Реализация данной функции опосредована формированием компенсационного потенциала экономики, который выступает в двух видах: внутренний, основанный на самоорганизации экономической системы, и внешний, детерминированный регулирующим воздействием государства. Главная цель компенсационного потенциала – предотвращение ущерба, его снижение или компенсация. Для достижения данной цели используются разные формы, методы, инструменты, направленные на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого экономического роста.

Социальная функция определяет способность национальной экономики обеспечивать взаимореализацию интересов хозяйствующих субъектов и социальных групп, а также наиболее полно удовлетворять разнообразные потребности всех членов общества. Реализация данной функции способствует формированию высокого качества жизни населения я гарантирует соблюдение социально-экономических прав и свобод граждан.

Каждый человек постоянно подвергается определенным объективным рискам и негативным воздействиям природы и социальной среды. Некоторые из них носят неизбежный характер в силу физиологических закономерностей (старость, болезни и др.). Но есть и социально-экономические факторы, несущие в себе мощный заряд опасностей и угроз: безработица, глубокая дифференциация в распределении доходов, преступность всех видов и др. Задача государства, особенно социально-ориентированного, – задействовать и развивать социально-экономический механизм смягчения указанных рисков и их неблагоприятных последствий.

Рассмотренные функции экономической безопасности как системы позволяют сделать вывод о значимости государства в реализации механизма обеспечения экономической безопасности. Важной является разработка такой экономической политики, при которой экономическая система обладала бы следующими характеристиками:

1) продуктивность, которая  определяет способность экономики  обеспечивать необходимое количество  и качество экономических благ  и услуг в соответствии с  возрастающими потребностями хозяйствующих  субъектов;

2) эффективность, характеризующая соотношение полученных результатов и осуществленных затрат (материальных, финансовых, трудовых). Эффективная экономика является в то же время и безопасной, так как позволяет получать больший результат при наименьших затратах, а следовательно, удовлетворять большее количество разнообразных потребностей людей;

3) гибкость, т.е. способность  быстро реагировать на изменения  внешней среды;

4) адаптационность, тесно  связанная с гибкостью: чем выше  гибкость экономической системы, тем при прочих равных условиях выше и степень ее адаптации к внешним и внутренним стимулам.

Проведенный анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности страны показал необходимость корректировки действующего механизма обеспечения экономической безопасности. За годы, прошедшие с начала рыночных реформ, экономическое, внутри- и внешнеполитическое положение РФ изменилось настолько и в таком направлении, что принятая модель реформирования нуждается в тестировании в большей мере по критериям экономической безопасности, нежели экономической обоснованности с позиции тех или иных теорий. Отсюда вытекает необходимость выделения еще одной функции экономической безопасности – диагностической:определение особенностей экономической политики страны, включающее в себя разработку соответствующих концепций, программ, практической политики, правовой и институциональной инфраструктуры, должно проходить обязательную диагностику с точки зрения экономической безопасности страны.

Таким образом, анализ главных элементов системы экономической безопасности страны и ее функциональный анализ позволяют сделать вывод о том, что именно государство является главным субъектом в механизме обеспечения экономической безопасности. Одним из важнейших элементов государственной системы, обеспечивающим экономический прогресс, является система соответствующих институтов государства, которая отстаивает национально-государственные экономические интересы как внутри страны, так и за ее пределами. Это вынуждает более подробно исследовать институционально-правовые основы экономической безопасности, соблюдение которых является важнейшим фактором и условием при разработке механизма государственного обеспечения национальной экономической безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ основных показателей  системы национальной безопасности

 

В 2013 году продолжается рост российской экономики.

Таблица 1. Социально-экономические показатели за 2012, 2013 год.

2012

2013

 

Первое полугодие

Второе полугодие

 

Год

Первое полугодие

Второе полугодие

Год

ВВП

3,7

4,9

 

4,3

4,5

2,7

3,5

Индекс потребительских цен, на конец периода, за период

5,0

1,1

 

6,1

3,2

3,7

7,0

Индекс промышленного производства

5,3

4,1

 

4,7

3,1

4,1

3,6

Обрабатывающие производства

8,0

5,0

 

6,5

4,5

5,3

4,9

Индекс производства продукции сельского хозяйства

0,7

29,0

 

22,1

4,2

-7,6

-4,4

Инвестиции в основной капитал, %

2,7

11,3

 

8,3

11,6

2,4

5,5

Ввод в действие жилых домов

-3,7

12,6

 

6,6

1,9

8,5

6,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения

-0,6

2,0

 

0,8

3,0

3,0

3,0

Реальная заработная плата

2,1

5,0

 

2,8

10,7

7,5

9,1

Оборот розничной торговли

5,4

8,4

 

7,0

7,1

5,1

6,1

Объем платных услуг населению

3,4

2,6

 

3,0

4,2

3,1

3,6

Экспорт товаров, млрд. долл. США

246,9

275,1

 

522,0

263,4

270,8

534,2

Импорт товаров, млрд. долл. США

148,1

175,7

 

323,8

154,2

188,5

342,7

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

108,2

110,5

 

109,3

111,8

106,2

109,0


За семь месяцев 2013 года, по оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП к соответствующему периоду прошлого года составил 4,2 процента. Рост ВВП был связан с ростом промышленного производства, с высокой динамикой финансовой деятельности, розничной и оптовой торговли. Положительное влияние на рост ВВП оказывали расширение инвестиционного спроса, возросшая ориентация внутреннего спроса на отечественную продукцию и замедление роста импорта. На социальные показатели благоприятно воздействовало быстрое замедление потребительской инфляции в первой половине года. Помесячный рост реальной заработной платы с января по июль устойчиво превышал 10% уровень. На рынке труда растет занятость в большинстве секторов, а уровень безработицы опустился до рекордно низких уровней.

Вместе с тем в первом полугодии 2013 г. экономическая динамика по отношению к соответствующему периоду прошлого года замедлилась до 4,4% после ускорения экономического развития во втором полугодии 2012 г., когда рост ВВП в годовой оценке составил 4,9 %. Динамика и потребительских, и особенно инвестиционных расходов в 2013 году продемонстрировала существенный рост по отношению к первому полугодию 2012 г., но при этом значительно замедлилась по отношению к уровню последних месяцев прошлого года. В целом за 2013 год ожидается, что рост ВВП составит 3,5 процента.

В 2013 году продолжается рост промышленного производства. По итогам января - июля прирост составил 3,2% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе обрабатывающих производств - 4,9%, добычи полезных ископаемых - 0,9%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 1,7 %.

Во втором полугодии заметно ускорение роста промышленного производства до 4,1% к соответствующему периоду прошлого года против 3,1% в первом полугодии, в том числе обрабатывающих производств до 5,3% против 4,5 %.

Динамика инвестиций в основной капитал в текущем году остается нестабильной. Замедление роста инвестиций в основной капитал сопровождается сокращением прибыли предприятий и организаций по отношению к соответствующему месяцу прошлого года, которое происходит третий месяц подряд, начиная с апреля текущего года.

Во втором полугодии ожидается ускорение инвестиционной активности. Драйверами роста станут такие отрасли как торговля, связь и отрасли с высокой долей бюджетного финансирования (образование; государственное управление, обеспечение безопасности и социальное обеспечение). При этом относительно прошлого года рост инвестиций будет замедляться, в частности, во втором полугодии рост инвестиций ТЭКа замедлится за счет высокой базы второго полугодия прошлого года. В целом за год капиталовложения могут увеличиться на 5,5 процента.

Информация о работе Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России