Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности, безопасности личности, общества и государства;
- рассмотрение ключевых тенденций проблематики экономической безопасности

Оглавление

Введение•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 1 Общее понятие и сущность экономической безопасности••••••••••••
1.1 Экономическая безопасность личности, общества и государства•••••••
1.2 Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности••••
1.3 Критерии национальной безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 2 Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.1 Система управления национальной безопасностью и социально-экономические аспекты системы обеспечения экономической безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.2 Анализ основных показателей системы национальной безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.3 Проблема экономической безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 3 Пути повышения экономической безопасности России••••••••••••••••
Заключение•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Список используемой литературы•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••

Файлы: 1 файл

загрузить.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Во-вторых, в результате смены руководства России на рубеже веков проблема экономической безопасности государства из декларативной и конъюнктурной стала постепенно превращаться в вопрос практической экономической политики государства. Это послужило толчком для проведения новых исследований и разработки практических подходов к обеспечению национальной безопасности в различных сферах, в том числе и безопасности финансово-хозяйственной деятельности.

В-третьих, процесс начала относительной финансово-экономической стабилизации в России, наблюдаемый в настоящее время, как представляется, отражает завершение некоторого переходного этапа дерегулирования национальной экономики. В определенной степени основной раздел государственной собственности уже произошел, и предпринимательство в большей степени становится заинтересованным в сохранении сложившегося положения, в стабилизации и закреплении достигнутого. Новые радикальные изменения и общественные катаклизмы уже не отвечают интересам предпринимательства, ибо они могут нарушить нормальный производственный процесс, ухудшить сбыт продукции и услуг, и, самое главное, могут угрожать новым радикальным переделом собственности.

В сложившейся ситуации российские предприниматели все в большей степени сами становятся заинтересованными в закреплении своего положения в условиях регулируемого рынка, при совершенствовании законодательной базы предпринимательства, защите личности, имущественных прав, иными словами, в реализации государством своих принципиальных задач обеспечения экономической безопасности финансово-хозяйственной деятельности.

В-четвертых, произошло явное разочарование результатами реформ в среде экономистов и политологов из числа «реформаторов», стоявших у истоков начала экономических преобразований. Таким образом, не только большинство населения, которое осталось «за бортом» рыночных реформ, но и значительная часть российской научной элиты стала критически оценивать результаты проводившегося в стране экономического эксперимента. Спрос на экономический и политический «радикальный либерализм» был крайне высок на этапе разрушения существовавшей системы государственного управления и осуществления приватизации. Однако, как и при других происходивших в истории социальных потрясениях, идеологи радикальных реформ оказались лишними после завершения передела национального богатства. В этих условиях в российской экономической литературе усилилось критическое осмысление проводившихся реформ, все большее внимание стало уделяться роли государства в экономике и проблемам обеспечения национальной экономической безопасности.

В-пятых, глобализация мировой экономики и международных производственных отношений ставит под вопрос сохранение национально-государственной формы организации экономических систем. Российское предпринимательство, получив прямой выход на мировые рынки, во многих случаях сталкивается не просто с отдельными конкурентными компаниями, а с государственно-монополистическими структурами, противостоять которым в одиночку они оказываются неспособными.

1.3     Критерии  национальной безопасности

Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Через нее сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства.

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы.

Виды экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. Энергетические проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности.

Инфляционная безопасность выражается в росте цен. Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Возрастающую роль в современной экономике играет интеллектуальная безопасность. В настоящее время колоссальную роль в мировой экономике играет глобализация. России важно выработать собственное видение своего места в глобализации.

Экономически развитые государства и их различные интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Национально-государственные интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или их интеграционных союзов, корпоративные интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.

Содержание экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности.

Методологический ключ к классификации угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

  • Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате:
    • увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции; роста числа безработных, что может привести к социальным конфликтам;
    • расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;
    • задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий.
  • Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как:
    • отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
    • свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
    • усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
    • низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
    • снижение результативности, расширение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
    • приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;
    • завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления и медикаментов;
    • рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

 

Глава 2 Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России

2.1     Система управления  национальной безопасностью и  социально-экономические аспекты  системы обеспечения экономической безопасности

 

Высший долг государства и его ключевая функция состоят в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями.

Среди принципиально важных элементов участия государств в процессе экономического развития своих стран можно выделить:

1) приведение функций  государства в соответствие с его потенциалом, то есть соизмерение желаний с возможностями. Некоторые государства пытаются сделать слишком многое, располагая ограниченными ресурсами, а это зачастую приносит больше вреда, чем пользы. При малых возможностях формы и направления государственного вмешательства должны тщательно анализироваться. Различие в этом плане между развитыми и развивающимися странами можно определить по уровню ассигнований, направляемых на общегосударственные нужды. В целом в промышленно развитых странах государственные расходы достигают сейчас почти половины ВВП, а в развивающихся они составляют примерно одну четверть;

2) укрепление потенциала  государства путем активизации  общественных институтов, т.е. разработка  эффективных норм и ограничений, которые позволяли бы сдерживать произвол властей и бороться с такими проявлениями, как коррупция, экономические правонарушения и преступления, терроризм;

3) эффективный преферентный  режим со стороны государственных  органов по обеспечению (с учетом  страновых особенностей) функционирования хозяйственных систем в целях полного удовлетворения потребностей на основе предоставления товаров и услуг путем создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям вести более здоровую и благополучную жизнь.

Возрастающее влияние государства переносит акцент количественного аспекта государственного влияния на качественный. Роль государства и степень его вмешательства в деловую жизнь целесообразно рассматривать по показателям результативности его деятельности в удовлетворении нужд населения. Институты государственной власти находятся в центре экономического и социального развития страны, но не в качестве непосредственного источника роста, а в качестве катализатора и помощника. Особое внимание обращается на потенциал государства, определяемый как способность эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия. При оценке эффективности функционирования институтов государственной власти большое значение придается характеристикам их активности по созданию предпосылок и условий повышения конкурентоспособности хозяйственных систем.

Государственный уровень определяет гарантии достижения должных результатов по следующим направлениям деятельности:

– создание информационной базы для всестороннего и объективного мониторинга процессов в экономике, включая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам государства, личности, общества;

– разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз экономическим интересам с оценкой результатов осуществления принятых мер;

– координация и контроль за деятельностью по реализации государственной стратегии экономической безопасности.

При определении конкретных инструментов государственного влияния необходимо связывать складывающиеся тенденции работы экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов с их возможностями саморегулирования и стабилизации. Институциональные преобразования, создающие основу эффективного функционирования экономики, социальные процессы, способные снизить напряженность в широких слоях населения, сохраняющийся ресурсно-интеллектуальный и научно-технический потенциал благоприятствуют структурной политике на макро- и микроэкономическом уровне, выработке стимулов и тактики. Важным обстоятельством является усиление активности государства в финансовой, кредитно-денежной, инвестиционной и внешнеэкономической сферах.

Система экономической безопасности, наиболее полно отражающая значение государства, включает в себя следующие семь блоков, соответствующих основным ее категориям и понятиям:

1) концепция национальной  безопасности;

2) национальные интересы  в сфере экономики;

3) угрозы в сфере экономики;

4) индикаторы экономической  безопасности;

5) пороговые значения  экономической безопасности;

6) организация экономической  безопасности;

7) правовое обеспечение  экономической безопасности.

Организационные структуры обеспечения экономической безопасности включают в себя следующие органы обеспечения:

– Совет безопасности РФ;

– Комитет по управлению экономической и социальной безопасностью;

– Межведомственная комиссия по безопасности в области экономики;

– Секция научного совета безопасности РФ по экономической и социальной безопасности;

– Минэкономразвития РФ;

– региональные органы исполнительной власти.

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности сводится к следующему:

Информация о работе Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России