Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 17:51, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности, безопасности личности, общества и государства;
- рассмотрение ключевых тенденций проблематики экономической безопасности
Введение•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 1 Общее понятие и сущность экономической безопасности••••••••••••
1.1 Экономическая безопасность личности, общества и государства•••••••
1.2 Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности••••
1.3 Критерии национальной безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 2 Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.1 Система управления национальной безопасностью и социально-экономические аспекты системы обеспечения экономической безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.2 Анализ основных показателей системы национальной безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
2.3 Проблема экономической безопасности••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Глава 3 Пути повышения экономической безопасности России••••••••••••••••
Заключение•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Список используемой литературы•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
Во-вторых, в результате смены руководства России на рубеже веков проблема экономической безопасности государства из декларативной и конъюнктурной стала постепенно превращаться в вопрос практической экономической политики государства. Это послужило толчком для проведения новых исследований и разработки практических подходов к обеспечению национальной безопасности в различных сферах, в том числе и безопасности финансово-хозяйственной деятельности.
В-третьих, процесс начала относительной финансово-экономической стабилизации в России, наблюдаемый в настоящее время, как представляется, отражает завершение некоторого переходного этапа дерегулирования национальной экономики. В определенной степени основной раздел государственной собственности уже произошел, и предпринимательство в большей степени становится заинтересованным в сохранении сложившегося положения, в стабилизации и закреплении достигнутого. Новые радикальные изменения и общественные катаклизмы уже не отвечают интересам предпринимательства, ибо они могут нарушить нормальный производственный процесс, ухудшить сбыт продукции и услуг, и, самое главное, могут угрожать новым радикальным переделом собственности.
В сложившейся ситуации российские предприниматели все в большей степени сами становятся заинтересованными в закреплении своего положения в условиях регулируемого рынка, при совершенствовании законодательной базы предпринимательства, защите личности, имущественных прав, иными словами, в реализации государством своих принципиальных задач обеспечения экономической безопасности финансово-хозяйственной деятельности.
В-четвертых, произошло явное разочарование результатами реформ в среде экономистов и политологов из числа «реформаторов», стоявших у истоков начала экономических преобразований. Таким образом, не только большинство населения, которое осталось «за бортом» рыночных реформ, но и значительная часть российской научной элиты стала критически оценивать результаты проводившегося в стране экономического эксперимента. Спрос на экономический и политический «радикальный либерализм» был крайне высок на этапе разрушения существовавшей системы государственного управления и осуществления приватизации. Однако, как и при других происходивших в истории социальных потрясениях, идеологи радикальных реформ оказались лишними после завершения передела национального богатства. В этих условиях в российской экономической литературе усилилось критическое осмысление проводившихся реформ, все большее внимание стало уделяться роли государства в экономике и проблемам обеспечения национальной экономической безопасности.
В-пятых, глобализация мировой экономики
и международных производственных отношений
ставит под вопрос сохранение национально-государственной
формы организации экономических систем.
Российское предпринимательство, получив
прямой выход на мировые рынки, во многих
случаях сталкивается не просто с отдельными
конкурентными компаниями, а с государственно-
1.3 Критерии национальной безопасности
Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Через нее сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства.
Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы.
Виды экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. Энергетические проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности.
Инфляционная безопасность выражается в росте цен. Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Возрастающую роль в современной экономике играет интеллектуальная безопасность. В настоящее время колоссальную роль в мировой экономике играет глобализация. России важно выработать собственное видение своего места в глобализации.
Экономически развитые государства и их различные интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Национально-государственные интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или их интеграционных союзов, корпоративные интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.
Содержание экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности.
Методологический ключ к классификации угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).
Глава 2 Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России
2.1 Система управления
национальной безопасностью и
социально-экономические
Высший долг государства и его ключевая функция состоят в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями.
Среди принципиально важных элементов участия государств в процессе экономического развития своих стран можно выделить:
1) приведение функций
государства в соответствие с е
2) укрепление потенциала
государства путем активизации
общественных институтов, т.е. разработка
эффективных норм и
3) эффективный преферентный
режим со стороны
Возрастающее влияние государства переносит акцент количественного аспекта государственного влияния на качественный. Роль государства и степень его вмешательства в деловую жизнь целесообразно рассматривать по показателям результативности его деятельности в удовлетворении нужд населения. Институты государственной власти находятся в центре экономического и социального развития страны, но не в качестве непосредственного источника роста, а в качестве катализатора и помощника. Особое внимание обращается на потенциал государства, определяемый как способность эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия. При оценке эффективности функционирования институтов государственной власти большое значение придается характеристикам их активности по созданию предпосылок и условий повышения конкурентоспособности хозяйственных систем.
Государственный уровень определяет гарантии достижения должных результатов по следующим направлениям деятельности:
– создание информационной базы для всестороннего и объективного мониторинга процессов в экономике, включая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам государства, личности, общества;
– разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз экономическим интересам с оценкой результатов осуществления принятых мер;
– координация и контроль за деятельностью по реализации государственной стратегии экономической безопасности.
При определении конкретных инструментов государственного влияния необходимо связывать складывающиеся тенденции работы экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов с их возможностями саморегулирования и стабилизации. Институциональные преобразования, создающие основу эффективного функционирования экономики, социальные процессы, способные снизить напряженность в широких слоях населения, сохраняющийся ресурсно-интеллектуальный и научно-технический потенциал благоприятствуют структурной политике на макро- и микроэкономическом уровне, выработке стимулов и тактики. Важным обстоятельством является усиление активности государства в финансовой, кредитно-денежной, инвестиционной и внешнеэкономической сферах.
Система экономической безопасности, наиболее полно отражающая значение государства, включает в себя следующие семь блоков, соответствующих основным ее категориям и понятиям:
1) концепция национальной безопасности;
2) национальные интересы в сфере экономики;
3) угрозы в сфере экономики;
4) индикаторы экономической безопасности;
5) пороговые значения экономической безопасности;
6) организация экономической безопасности;
7) правовое обеспечение экономической безопасности.
Организационные структуры обеспечения экономической безопасности включают в себя следующие органы обеспечения:
– Совет безопасности РФ;
– Комитет по управлению экономической и социальной безопасностью;
– Межведомственная комиссия по безопасности в области экономики;
– Секция научного совета безопасности РФ по экономической и социальной безопасности;
– Минэкономразвития РФ;
– региональные органы исполнительной власти.
Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности сводится к следующему:
Информация о работе Управление и социально-экономическая система экономической безопасности в России