Транспарентность Центрального банка и её границы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:04, реферат

Краткое описание

Наряду с независимостью важной характеристикой проводимой ЦБ по-литики является так называемая прозрачность или транспарентность, под ко-торой, как правило, понимается степень раскрытия и достаточности инфор-мации, обнародуемой ЦБ, на основе которой экономические агенты форми-руют свои поведение и ожидания.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Транспарентность Центрального банка и её границы ……………………....4
1.1 Что такое транспарентность? ………………………………………………. 4
1.2 Преимущества и недостатки транспарентности …………………………... 6
1.3 Индекс транспарентности …………………………………………………... 7
1.4 Предложения по повышению транспарентности Банка России .………….7
Заключение ………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 866.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки  Российской Федерации 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Финансово-экономический  факультет 

Кафедра банковского дела и страхования 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Организация деятельности Центрального Банка»

 

Транспарентность  Центрального банка  и её границы

  
 
 

                                                                          Руководитель работы 

                                                        _________________ХХХХХХХХ

к. э. н., доцент  каф. «БД и С»

          “____ “  ________________ 2011 г.                          

                                                         Исполнитель 

                                                         Студент группы 08ФК-4

                                                          _______________ХХХХХХХ

                                                         “____ “   ______________ 2011 г.                                           

                                            
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2011

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Транспарентность Центрального банка и её границы ……………………....4

1.1 Что такое транспарентность? ………………………………………………. 4

1.2 Преимущества и недостатки транспарентности …………………………... 6

1.3 Индекс транспарентности …………………………………………………... 7

1.4 Предложения по повышению транспарентности Банка России .………….7

Заключение ………………………………………………………………………. 8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Часть информации, которой  мы обладаем, является

       конфиденциальной, однако  в большинстве  случаев, спустя  время

       она раскрывается. Существует лишь  несколько постоянных  тайн.

     Мышление  руководства центрального банка должно быть описано

       и проанализировано, что позволяет другим избегать ошибок при

       оценке политики  центрального банка. 

     Уильям  Пул, президент Федерального

     резервного  банка Сент-Луиса (США) в 1998 - 2008 гг. 

     Наряду  с независимостью важной характеристикой  проводимой ЦБ политики является так называемая прозрачность или транспарентность, под которой, как правило, понимается степень раскрытия и достаточности информации, обнародуемой ЦБ, на основе которой экономические агенты формируют свои поведение и ожидания.

     В условиях финансового сектора и  возрастающей глобализации изучение  категории «транспарентность» является чрезвычайно важным для понимания ее сущности и требований, предъявляемых к институтам, функционирующим в финансовой сфере, в первую очередь, к центральным банкам. В особенности это актуально в настоящее время, поскольку в мире протекают различные кризисы, одой из причин которых является недостаток прозрачности, который привел к асимметрии информации, а соответственно, и к ошибкам в распределении рисков. Это и обуславливает практическую и теоретическую  значимость изучаемой темы.

     Цель  реферата – изучить транспарентность центрального банка и определить ее границы.

     Реализация  этой цели осуществляется путем последовательного  решения задач:

     - раскрыть сущность транспарентности;

     - определить достоинства и недостатки  транспарентности;

     - проанализировать транспарентность  деятельности центральных банков, в том числе и Банка России;

     - предложить меры по повышению  транспарентности ЦБ РФ.

     Был проведен детализированный анализ транспарентности центральных банков различных стран, а также Банка России на основе индекса Эйффингера-Гераатса. В качестве исследования использовались данные, публикуемые в представительствах Банка России, научные труды отечественных и зарубежных авторов. 
 
 
 
 
 
 

     1. Транспарентность  Центрального банка  и её границы

     1.1 Что такое транспарентность?

     Деятельность  современного центрального банка неразрывно связана с понятием транспарентности (информационной открытости). Вместе с тем транспарентность — не самоцель для центрального банка.  Стратегической целью следования принципу информационной открытости является формирование высокого доверия со стороны общественности к политике, проводимой центральным банком, на основе ее правильного понимания участниками финансового рынка.

     Открытость  деятельности Центрального Банка в первую очередь необходима для его ответственности перед общественностью. Под общественностью мы понимаем все заинтересованные стороны, как частные лица, так и учреждения. Центральному банку следует отчитываться за проведение денежно-кредитной политики и за выполнение других функций, которые ему поручены. Требования к его отчетности должны находить отражение в национальном законодательстве. Отчетность призвана раскрывать информацию о средствах методах и процедурах используемых Центральным Банком, для объяснения своих действий и представления финансового положения. Определение общих аспектов отчетности регулятора в законодательстве необходимо для установления стандарта раскрытия информации, который Центральный Банк должен соблюдать. Наличие законодательно оформленного требования к раскрытию информации гарантирует оповещение регулятором общественности на последовательной и регулярной основе устанавливает принцип его подотчетности обществу. Кроме того оно закладывает традицию представления отчетности, которая способствует прозрачной правовой и экономической среде.

     Общество  должно быть уверено в том, что власти проводят именно ту политику, которая соответствует интересам как можно большего числа экономических агентов. Центральный банк должен работать в условиях двухъярусной системы контроля за его деятельностью. На верхнем ярусе, где денежные власти успешно выполняют свои задачи Центральный Банк наслаждается полной независимостью. На нижнем ярусе, где достижение целевых ориентиров провалено Центральный Банк теряет некоторую часть своей независимости и вынужден оправдывать промахи, а также принимать ответные меры. Двухъярусная система контроля представляет собой механизм стимулирующий Центральный Банк выполнять взятые обязательства [1].

     Чтобы судить, насколько успешен Центральный Банк, он должен раскрывать информацию о своей деятельности. Под транспарентностью или информационной прозрачностью понимается раскрытие всем заинтересованным лицам целей деятельности Центрального Банка, его правовых институциональных и экономических основ, принципиальных решений и их обоснования данных и информации, связанных с денежно-кредитной политикой и банковским регулированием, а также условий подотчетности в полном объеме в доступной форме и на своевременной основе. Транспарентности противостоит информационная неопределенность, когда участники рынка не имеют достоверного представления о рыночной конъюнктуре и действиях регулятора и не могут принять верные решения о потреблении и инвестициях.

     Транспарентность имеет четыре характеристики: (см. рисунок 1)

  1. доступность (открытость) информации – регулятор должен в открытом доступе или по первому запросу предоставлять информацию о своей деятельности;
  2. полнота охвата информации – необходимо предоставлять достаточный объем информации, чтобы объяснить как прошлые, так и будущие меры денежно-кредитной политики;
  3. своевременность информации – информация должна предоставляться с минимальным запаздыванием во времени, она должна включать прогнозы будущего состояния экономики и  действий властей;
  4. целостность информации – инструменты и каналы информационной политики должны быть совместимы друг с другом и скоординированы; в противном случае меньшая транспарентность оказывается более предпочтительной.

     

     Рисунок 1 – Характеристики транспарентности [1]

     Публичным раскрытием информации называется акт представления информации или данных всем заинтересованным лицам в удобной и легко доступной форме. Примерами форм публичного раскрытия информации являются устные или письменные заявления представителей центрального банка публикации в официальном бюллетене, газете, отчете или отдельном документе, а также информация, размещенная на сайте. Публичное раскрытие информации происходит определенным способом называемым инструментом информационной политики Центрального Банка. К инструментам относятся такие способы, как пресс-релиз,  конференция, стенограмма, публичное выступление, брифинг, интервью протокол собрания отчеты семинары и др. Инструменты используются по различным информационным каналам, к которым относятся телевидение, радио и или печатные и электронные СМИ, интернет-сайт, собственные бумажные и электронные издания и прямое     взаимодействие.

     В экономической литературе выделяется два метода, с помощью которых регулятор транслирует рынку информацию: «канал заверений» и «канал детализации». По первому каналу Центральный Банк пытается убедить общественность в своих намерениях подтвердить приверженность заявленным целям. Тем самым он стремится снизить экономическую неопределенность в краткосрочном периоде времени. Формируя информационную картину окружающей среды и заявляя цели, денежные власти пытаются успокоить рынок и стабилизировать ожидания игроков – в этом состоит смысл его заверений. По второму каналу Центральный Банк снабжает рынок подробностями об окружающей среде. Распространение регулятором сведений о развитии экономики позволяет частному сектору более эффективно и с меньшими затратами планировать деятельность. Оба канала помогают Центральному Банку формировать нужную реакцию рынка на денежно-кредитную политику.

     Транспарентность и ответственность Центрального Банка, как и его независимость должны институционально закрепляться оформляться в законодательстве. Денежные власти должны раскрывать информацию в  следующих направлениях:

     - транспарентность целей денежно-кредитной политики: раскрытие информации о целях и количественных ориентирах денежно-кредитной политики;

     - транспарентность экономических данных: раскрытие макроэкономических данных моделей и прогнозов, используемых при принятии  решений;

     - транспарентность процедур денежно-кредитной политики: раскрытие информации о внутреннем процессе принятия решений, включая стенограммы, протоколы или отчеты комитета по денежно-кредитной политике;

     - транспарентность реализации денежно-кредитной политики: раскрытие информации о мерах по достижению целей денежно-кредитной политики;

     - операционная транспарентность: раскрытие информации о результатах и эффектах политики, а также ошибках и издержках регулирования включая точность прогнозов.

     «Лучшая практика» раскрытия информации, которой придерживаются ведущие центральные банки, соответствует представленной классификации транспарентности. Характеристики образцовой информационной политики центральных банков Новой Зеландии, Швеции, Великобритании, Канады, еврозоны и ряда др. представлены на рисунке 2.

     

     Рисунок 2 – «Лучшая практика» раскрытия  информации центральными банками [1].

Информация о работе Транспарентность Центрального банка и её границы