Транспарентность Центрального банка и её границы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:04, реферат

Краткое описание

Наряду с независимостью важной характеристикой проводимой ЦБ по-литики является так называемая прозрачность или транспарентность, под ко-торой, как правило, понимается степень раскрытия и достаточности инфор-мации, обнародуемой ЦБ, на основе которой экономические агенты форми-руют свои поведение и ожидания.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Транспарентность Центрального банка и её границы ……………………....4
1.1 Что такое транспарентность? ………………………………………………. 4
1.2 Преимущества и недостатки транспарентности …………………………... 6
1.3 Индекс транспарентности …………………………………………………... 7
1.4 Предложения по повышению транспарентности Банка России .………….7
Заключение ………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 866.00 Кб (Скачать)

     Центральному  банку следует отчитываться за проведение денежно-кредитной политики и за выполнение других функций, которые ему поручены.

     Все экономические агенты должны быть уверены в том, что власти проводят именно ту политику, которая соответствует национальным интересам. Органам денежно-кредитного регулирования необходимо не только раскрывать информацию, но и объяснять свои цели и свои решения.

     Транспарентность  политики центрального банка далеко не всегда признавалась необходимой. До 1990-х годов деятельность денежных властей окружала строжайшая секретность.  Сегодня ситуация заметно изменилась. Информационная открытость стала неотъемлемой нормой деятельности центральных банков развитых стран.

     Весомый вклад в развитие и распространение высоких стандартов информационной политики центральных банков внес МВФ. В 1999–2000 гг.

     Фонд  принял Кодекс надлежащей практики по обеспечению транспарентности в денежно-кредитной политике. В частности, МВФ призывает центральные банки раскрывать всем заинтересованным лицам цели своей деятельности, ее правовые, институциональные и экономические основы, принципиальные решения и их обоснования, данные и информацию, связанные с денежно-кредитной политикой и банковским регулированием в полном объеме, в доступной форме и на своевременной основе.

     В практических целях различается  несколько видов транспарентности в денежно-кредитной политике:

     − транспарентность целей экономической  политики (политическая транспарентность);

     − раскрытие информации об экономических данных, моделях и прогнозах (экономическая транспарентность);

     − информация о механизмах принятия решений  в денежно-кредитной политике (процедурная  транспарентность);

     − транспарентность информации о действиях центрального банка на финансовых рынках и об ошибках регулирования (операционная транспарентность);

     − информация о мотивах принятия решений  и возможных будущих действиях (стратегическая транспарентность).

     На  основе этой классификации Эйффингером и Гераатс был построен индекс транспарентности центрального банка. Каждый из видов транспарентности оценивался по трехбалльной шкале. Итоговый индекс представлял собой сумму полученных индексов. Максимально возможное значение (15) соответствовало наивысшей степени транспарентности.

     В настоящее время по степени транспарентности лидирует Западная

     Европа и Океания, а отстают Северная Африка и Южная Азия.  В десятке стран с наиболее транспарентными денежными властями на первые места вышли Резервный банк Новой Зеландии, шведский Риксбанк и Банк Англии. Примечательно, что в списке лучших оказались Чешская Республика, Филиппины и Венгрия. Банк России входит в группу с наименьшей информационной транспарентностью и находится в одном ряду с центральными банками Сальвадора, Бахрейна, Украины и Катара.

     Заметим, что, как и в случае с индексами  независимости ЦБ, методы оценки индекса  транспарентности в значительной мере  субъективны. Кроме того, если индексы  независимости все-таки уже приобрели международное признание, то индексы транспарентности пока остаются фактически экспериментальными. В то же время, сказанное не означает, низкой важности транспарентности, а скорее свидетельствует о сложности ее измерения.

     С точки зрения международных норм нормативно-правовые требования к раскрытию информации Банком России невысоки. Федеральный Закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает всего пять форм подотчетности перед Государственной думой и раскрытия информации о деятельности регулятора: годовой отчет Банка России; ежегодный правовой акт «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики»; проверка Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России; парламентские слушания о деятельности Центрального банка; доклады председателя Банка России о деятельности, возглавляемого им ведомства при представлении годового отчета и «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».

     Банк  России на протяжении последних лет постепенно повышает транспарентность своей деятельности. Его руководство заявляет о приверженности информационной открытости. В частности, в «Основных направлениях … » на 2008 г. сказано, что «Банк России видит своей задачей увеличение открытости и прозрачности своих действий и повышение степени доверия общества к проводимой политике. Публикация аналитических материалов и информации о развитии ситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе направлена на разъяснение обществу целей и мер проводимой Банком России политики».

     И все же рост информационной открытости происходит всего лишь по одному из направлений. Банк России публикует  информационные материалы, которые регулярно подготавливают различные департаменты, а также текущую макроэкономическую и финансовую статистику.

     Остальные направления деятельности Банка  России и особенно то, что касается процесса принятия решений, практически  не раскрываются. В 2009 г. ЦБ РФ начал  сопровождать комментариями свои решения  по поводу изменения процентных ставок, однако они все еще являются не слишком подробными и содержательными.

     В начале 1999 г. Банк Англии провел опрос  центральных банков на предмет определения  уровня их транспарентности и независимости, в ходе которого 33 центральных банка  были разделены на две группы. В первую вошли 20 банков развитых стран Запада, во вторую – 13 банков стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). По результатам опроса каждому банку присваивались рейтинги независимости и транспарентности. Казалось бы, что  более независимые центральные банки будут характеризоваться большей транспарентностью, но, по данным опроса, это не подтвердилось. Так, если центральные банки развитых стран разделить на две группы (с рейтингом независимости выше и ниже 80%), то у первой группы рейтинг транспарентности составит всего 67,7%, а у второй – 73,3%. Второй важный вывод состоит в том, что центральные банки стран ЦВЕ в среднем обладают меньшей транспарентностью, чем их западные соседи (индекс транспарентности 53,5 и 70,3%, соответственно), хотя располагают практически тем же уровнем независимости (77,4 и 76,5%). Страны ЦВЕ успешно пользуются традиционными методами коммуникации с общественностью и рынками путем публикации оценок и исследований, но сильно отстают в использовании современных методов – таких, как публикация и разъяснение прогнозов.

     Таким образом, повышение транспарентности политики ЦБ является самостоятельной  задачей, которая, по всей видимости, должна решаться совместно с задачей повышения уровня независимости ЦБ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

     1 Кузьмин, М.М., Ленков, И.Н., Терехова, И.А. Транспарентность денежно-кредитной политики и повышение требований к раскрытию информации Банком России / Центр экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (Аналитический отчет). –М.: МФПА, 2008.- 29 с.

     2 Трунин, П.В., Князев, Д.А., Сатдаров, А.М. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы / П.В. Трунин, Д.А. Князев, А.М. Сатдаров. - М.: ИЭПП, 2010. - 76 с.: ил. - (Научные труды / Институт экономики переходного периода; № 133P).- ISBN 978-5-93255-284-1

     3 Каллаур, П. Транспарентность как один из важнейших принципов деятельности центрального банка // Банковский вестник.- 2007.- июль. – С.4

     4 Литовских, А.М. Транспарентность и ее влияние на деятельность банковского сектора // Известия Южного федерального университета.- 2006.- № 17. -С.310

       5 Моисеев, С.Р. Транспарентность банков и рыночная дисциплина: поиск эффективных решений // Промышленник России. – 2010.- №12 (123).-С.124

     6 Сухов, М.И. Транспарентность и капитализация кредитных организаций // Деньги и кредит. -2007. -№7. -С.15

     7 Моисеев, С. Р. Открытость и транспарентность денежно-кредитной политики / С. Р. Моисеев // Банковское дело. - 2001. - N 5. - С. 2-6

     8 Электронный ресурс: http://top.rbc.ru/finances/11/02/2009/279871.shtml - Эксперты: ЦБ повышает транспарентность банковской системы

     9 Электронный ресурс: http://www.cbr.ru/ - Официальный сайт ЦБ РФ 
 
 
 

Информация о работе Транспарентность Центрального банка и её границы