Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:04, реферат
Наряду с независимостью важной характеристикой проводимой ЦБ по-литики является так называемая прозрачность или транспарентность, под ко-торой, как правило, понимается степень раскрытия и достаточности инфор-мации, обнародуемой ЦБ, на основе которой экономические агенты форми-руют свои поведение и ожидания.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Транспарентность Центрального банка и её границы ……………………....4
1.1 Что такое транспарентность? ………………………………………………. 4
1.2 Преимущества и недостатки транспарентности …………………………... 6
1.3 Индекс транспарентности …………………………………………………... 7
1.4 Предложения по повышению транспарентности Банка России .………….7
Заключение ………………………
- парламентские слушания о деятельности Центрального банка;
- доклады председателя Банка России о деятельности возглавляемого им ведомства при представлении годового отчета и «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
В таблице 3 представлен список информационных материалов, которые регулярно готовят различные департаменты Банка России.
Банк России на протяжении последних лет постепенно повышает транспарентность своей деятельности. Его руководство заявляет о приверженности информационной открытости. В частности, в «Основных направлениях … » на 2008 г. сказано, что «Банк России видит своей задачей увеличение открытости и прозрачности своих действий и повышение степени доверия общества к проводимой политике. Публикация аналитических материалов и информации о развитии ситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе направлена на разъяснение обществу целей и мер проводимой Банком России политики».
И все же рост информационной открытости происходит всего лишь по одному из направлений. Банк России публикует информационные материалы, которые регулярно подготавливают различные департаменты, а также текущую макроэкономическую и финансовую статистику.
Остальные
направления деятельности Банка
России и особенно то, что касается
процесса принятия решений, практически
не раскрываются. В 2009 г. ЦБ РФ начал сопровождать
комментариями свои решения по поводу
изменения процентных ставок, однако они
все еще являются не слишком подробными
и содержательными.
Таблица 3 – Программа публикаций Банка России
Однако
на этом положительные аспекты
Руководство Банка России заявляет в намерениях улучшить практику раскрытия информации. Однако никаких конкретных шагов в этом направлении не производится. Более того, руководители центрального банка увязывают повышение транспарентности с введением полноценного таргетирования инфляции. Однако улучшить раскрытие информации для повышения подотчетности доверия репутации и предсказуемости возможно и без таргетирования инфляции. Вне зависимости от режима денежно-кредитной политики центральный банк должен обладать необходимым уровнем прозрачности. Кроме того, перспективы введения полноценного таргетирования инфляции остаются туманными, сроки все время сдвигаются. В январе 2008 г. Правительство РФ в очередной раз поддержало переход к таргетированию инфляции и к плавающему курсу рубля до 2011 г. В случае нового переноса сдвинутся на неопределенные сроки и меры по повышению транспарентности (особенно учитывая, что официальной программы введения таргетирования инфляции, принятой в таких случаях не существует).
Таблица 4 – Оценка транспарентности Банка России посредством индекса Эйффингер-Герааца [1]
В отношении инструментов раскрытия информации Банк России также уступает лучшей практике центральных банков. В таблице 5 приведено сопоставление информационной политики Банка России и ведущих центральных банков. Как можно заключить, отечественные власти значительно уступают по информационной открытости и транспарентности своим зарубежным коллегам. Банк России предпочитает общаться с рынком письменно через отчеты и публикации или в рамках формальных мероприятий, таких как слушания в Государственной думе.
Таблица 5 – Инструменты информационной политики ведущих центральных банков и Банка России [1].
Качество аналитических материалов оставляет желать лучшего. Денежные власти ограничиваются брифингами в периоды нестабильности или для разъяснения своей позиции, они не проводят самостоятельные пресс-конференции, целевые группы регулярно не приглашаются на встречи в центральный банк, образовательная деятельность минимальна. Засекреченными также остаются собрания совета директоров Банка России, он не раскрывает свои экономические модели и об исследовательской работе в его глубинах можно судить только по случайным статьям в специализированной прессе. Наконец, информационная политика ориентирована только на профессиональную аудиторию, учета целевых аудиторий (групп) не происходит. Это противоречит одному из принципов транспарентности - раскрытие информации всем заинтересованным сторонам в доступной форме. В общей сложности, Банк России использует менее половины из возможных инструментов информационной политики.
1.4 Предложения по повышению транспарентности Банка России
Общие документы:
- годовая публикация декларативного документа о стратегии денежно-кредитной политики с раскрытием долгосрочных промежуточных и операционных целей рассказывающая о работе трансмиссионного механизма каналов, по которым использование инструментов денежно-кредитной политики для достижения целей политики оказывает воздействие на результаты экономической деятельности, описанием процедур и инструментов с приведением оценок эффективности денежно-кредитной политики и мерах по ее совершенствованию (примерами подобных изданий являются The Federal Reserve System: Purposes & Functions (США), The European Central Bank - History, role and functions и The implementation of monetary policy in the euro area: General Documentation on Euro system monetary policy instruments and procedures (еврозона), Functions and Operations of the Bank of Japan (Япония));
- ежемесячная финансовая отчетность центрального банка, балансы и отчеты о прибылях и убытках второго порядка (за исключением статей содержащих государственную тайну) с публикацией не позднее недели после окончания месяца;
- регулярная публикация сборника публичных выступлений, интервью и докладов руководителей центрального банка;
- ведение на сайте архива не только годовых отчетов, но и «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики», «Обзоров финансовой стабильности» и др. документов за предыдущие годы;
- раскрытие информации должно иметь адресную основу информация, распространяться в соответствии с потребностями различных аудиторий с использованием устных выступлений, статей, квартальных отчетов, пресс-релизов, учебных материалов, годовых отчетов и брошюр, интервью и брифингов для СМИ.
Организационная структура:
- обнародование и оперативное обновление контактов структурных подразделений центрального банка и их руководителей, а также краткая характеристика руководителей подразделений;
- раскрытие нормативных документов регламентирующих деятельность структурных подразделений центрального банка и их руководителей;
- публикация сведений о составе функциях и результатах деятельности ключевых организационных структур центрального банка (Совета директоров, Комитета по денежно-кредитной политике и Комитета банковского надзора), обнародование графиков и тем заседаний, а также их стенограмм и протоколов не позднее, чем через неделю после заседания;
- необходимо раскрывать сведения о правовой защите должностных лиц и сотрудников центрального банка при выполнении ими своих должностных обязанностей (например, о гарантиях возмещение убытков от привлечения к суду по гражданским искам, возбуждаемым в связи с действиями, которые были совершены персоналом банка при не добросовестном исполнении своих обязанностей);
- следует информировать общественность о стандартах регулирующих личные финансовые дела и материальное положение должностных лиц и сотрудников центрального банка и правилах направленных на предотвращение использования конфликта интересов, в том числе исполнения общих фидуциарных обязанностей в неправомерных целях.
Оперативная публикация:
Исходные данные и исследовательская работа:
- раскрытие содержания и обновления экономико-математических моделей, используемых при принятии решений в области денежно-кредитной политики;
- публикация всех рядов экономических данных, используемых в экономико-математических моделях центрального банка;
-формирование и раскрытие долговременных рядов экономических данных;
- ежеквартальная публикация не только целевых ориентиров, а также прогнозов основных макроэкономических переменных (инфляция, ВВП, валютный курс, промышленное производство, торговый баланс, движение капитала, международные резервы и ключевых показателей банковского сектора, активы, кредиты, собственный капитал, депозиты, счета организаций, ликвидность, процентные ставки); прогнозы должны представлять сценарии (не менее трех сценариев) изменения экономической конъюнктуры;
- ведение на сайте архива статистики и информационно-аналитических материалов не только за два последних года, но и за все предыдущие годы;
- формирование и раскрытие полноценной денежно-кредитной и финансовой статистики по стандарту МВФ, охватывающей активы и пассивы всех секторов экономики;
- регулярная публикация результатов научно-исследовательской деятельности, как в части денежно-кредитной политики, так и в части банковского регулирования и надзора в форме рабочих документов или дискуссионных документов;
- проведение регулярных открытых конференций по проблемам деятельности центрального банка с привлечением широких кругов банковских специалистов, экспертов и ученых.
Таким
образом, повышение транспарентности
политики ЦБ является самостоятельной
задачей, которая, по всей видимости, должна
решаться совместно с задачей повышения
уровня независимости ЦБ.
Заключение
Деятельность современного центрального банка неразрывно связана с понятием транспарентности (информационной открытости).
Открытость деятельности Центрального Банка в первую очередь необходима для его ответственности перед общественностью.
Информация о работе Транспарентность Центрального банка и её границы