Центральные банки их функции и операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Банки - огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса, делового мира. Они аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, эмитируют в обращение денежные знаки, обслуживают рынки ценных бумаг, оказывают многообразные экономические услуги, такова роль банков.
Функции банков. Принимая сбережения граждан, банки вкладывают их в коммерческую деятельность; при этом они не только гарантируют сохранность денежных средств, но и выплачивают вознаграждение - процентный доход - владельцам сбережений.

Файлы: 1 файл

Центральные банки их функции и операции.docx

— 54.31 Кб (Скачать)

Центральные банки их функции  и операции

Введение

анки - огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса, делового мира. Они аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, эмитируют в обращение денежные знаки, обслуживают рынки ценных бумаг, оказывают многообразные экономические услуги, такова роль банков.

Функции банков. Принимая сбережения граждан, банки вкладывают их в коммерческую деятельность; при этом они не только гарантируют сохранность денежных средств, но и выплачивают вознаграждение - процентный доход - владельцам сбережений.

Банки, предоставляющие сбережения граждан во временное платное  пользование коммерческим организациям, осуществляют кредитование, стремясь обеспечить: срочность, платность, возвратность и гарантированность выдаваемых кредитов. Срок выдачи кредитов при  этом зависит весьма существенно  от срока, на который сам банк получил  депозиты от своих вкладчиков. Величина платы за кредит определяется общими принципами формирования цены денежных ресурсов на рынке капитала. Возвратность кредита обеспечивается с помощью  законов и органов, контролирующих соблюдение. Гарантированность кредитов проявляется в требованиях банков к заемщикам предоставить обеспечение  или даже передать какое-то имущество  в залог банку - за счет продажи такого обеспечения или залога банк восстанавливает свои потери при невозврате кредитов.

Банки оказывают помощь коммерческим организациям и гражданам в организации  платежей за товары и услуги с помощью  системы безналичных расчетов, в  которой платежи производятся путем  перечисления (перевода) денег со счета  плательщика на счет получателя. Перевод  денег осуществляется в виде записей  в банковских счетах на основе соответствующих  платежных документов, оформляемых  участниками хозяйственной операции.

Банки активно создают  новые формы денег для ускорения  и облегчения платежей за товары и  услуги: чеки, векселя, электронные  кредитные карты и др.

Эффективное функционирование банковской системы  -  необходимое  условие

развития рыночных отношений  в России,  что  объективно  определяет  ключевую

роль центрального  банка  в  регулировании  банковской  деятельности.  Поиск

действенных  форм  и  методов  денежно-кредитного  регулирования   экономики

предполагает изучение и  обобщение накопленного в этой области  опыта стран  с

рыночной  экономикой.  Осуществляемая  в этих   странах   денежно-кредитная

политика является одной  из составляющих экономической политики  и  позволяет

сочетать   макроэкономическое   воздействие   с    быстрой    корректировкой

регулирующих мероприятий, оказывая им  оперативную  и  гибкую  поддержку.  В

связи  с  этим  большой  интерес  вызывают  различные  аспекты  деятельности

центральных банков, являющихся основными проводниками  официальной  денежно-

кредитной политики.

 

 

Глава 1. Банк как элемент  банковской системы: сущность и роль

    1. Банки и банковская система

 

Несмотря на то что банки существуют давно, вопрос о сущности банка является дискуссионным. Выделяют следующие основные аспекты деятельности банков:

  • хранилище денег;
  • учреждение, организация;
  • орган экономического управления;
  • агент биржи;
  • кредитное предприятие.

В новой экономической  энциклопедии дается следующее определение: «Банк — это:

  • система, служащая для накопления (денег, информации и т.д.);
  • кредитно-финансовая организация, аккумулирующая денежные средства и накопления, предоставляющая кредиты, осуществляющая денежные расчеты, выпуск и учет векселей и других ценных бумаг, эмиссию денег, операции с золотом, иностранной валютой и другие функции».

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» понятие  банка следующее: «Банк — это  кредитная организация, которая  имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».

Современная экономическая  теория рассматривает банки как  особый вид финансовых посредников. Банки как особые финансовые посредники характеризуются следующими существенными  признаками:

во-первых, как и всякие финансовые посредники они осуществляют обмен долговыми обязательствами, т.е. банки выпускают свои собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими эмитентами;

во-вторых, банки формируют  собственные обязательства на основе высоколиквидных и фиксированных  по суммам вкладов. Выступая в качестве финансового посредника, банки принимают  на себя безусловные обязательства  с фиксированной суммой долга  перед юридическими и физическими  лицами;

в-третьих, банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий  уровень «финансового рычага», т.е. доли заемных средств в структуре пассива. Банки формируют кредитные ресурсы главным образом за счет заемных средств, что делает их зависимым от внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью со стороны центрального банка и других органов;

в-четвертых, банки имеют  право открывать и обслуживать  расчетные, текущие, валютные и другие счета, эмитировать безналичные  платежные средства и на этой основе обеспечивать функционирование платежной  системы.

Банки как финансовые посредники, принимая денежные вклады от разных субъектов экономических отношений, ссужают их другим субъектам на различные сроки. Первые могут вернуть деньги по требованию или без уведомления, последним деньги нужны обычно на длительный период. Есть субъекты, имеющие деньги, которые они готовы дать взаймы, но желающие также получить их назад тогда, когда им это нужно. В то же время есть субъекты, стремящиеся взять взаймы, но с условием выплатить деньги только через определенный период. Ясно, что эти две группы не могут напрямую вести дела друг с другом. Функция банка состоит из преобразования краткосрочных вкладов в долгосрочные ссуды. Банк действует как посредник, принимая вклады, выплачивая проценты по ним и выдавая ссуды, назначая заемщикам более высокие проценты. Таким образом, банк освобождает вкладчика от необходимости исследовать надежность заемщика.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Несмотря на то что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах  действует несколько законов, в  которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты  и методы их осуществления. В некоторых  государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального  банка, служит закон о центральном  банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с  государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как  эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о  центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о  банковской деятельности. Такой закон  определяет основные права и обязанности  кредитных институтов по отношению  к центральному банку.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени  их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных  объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся  сложившиеся взаимоотношения между  центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов  руководителей.

Среди множества объективных  факторов оценки независимости центральных  банков можно выделить пять важнейших:

•          участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;

•          процедура назначения (выбора) руководства банка;

•          степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

•          права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

•          правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Что касается первого фактора  оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно  не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным  образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов  государственного управления.

Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы  деятельности центрального банка; с  другой - его законодательно установленные  полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

В ряде стран (например, в  США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем  не менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

От четвертого фактора (наличия  установленного законодательством  права государственных органов  отклонять решения руководства  центрального банка, а со стороны  центрального банка - обязательства  координировать проводимые мероприятия  с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка.

Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства  государственных органов в денежно-кредитную  политику обладают центральные банки  Франции и Италии. В этих странах  право определения направлений  вмешательства законодательным  путем передано правительству. Центральный  банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.

В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко  установлена возможность государственных  органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать  его, отменять его решения.

Несколько на более высокой  ступени независимости находятся  центральные банки Австрии и  Дании. Законодательство этих стран  не содержит формального права государства  на вмешательство в денежно-кредитную  политику центрального банка, однако обязывает  его координировать свою стратегию  с политикой правительства.

Центральные банки ФРГ  и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует  право государства на вмешательство  в денежную политику центрального банка.

Пятый фактор независимости  центрального банка выражается в  наличии законодательного ограничения  кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного  финансирования правительства центральным  банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран  мира. Исключение составляют США и  Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.

Информация о работе Центральные банки их функции и операции