Происхождение Центральных банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 20:48, реферат

Краткое описание

Денежное хозяйство оставалось неустойчивым из-за быстрого стирания находившихся в обращении монет. Этому способствуют ограниченные объемы металла в распоряжении государств, рост количества монетных дворов и отсутствие технических средств, обеспечивающих чеканку монет. Вместе с тем в ходе Великих географических открытий 15-16 вв. банковская деятельность получает дальнейшее развитие. Действия крупных банков усиливают конкуренцию, стимулируют специализацию денежных операций.

Подлинное развитие банковской деятельности начинается с совершенствованием денежного обращения. Наряду с монетным обращением появляются бумажные деньги. К сожалению, излишний выпуск бумажных денег приводил к их обесценению и невозможности регулирования денежного обращения. Наряду с бумажными появляются кредитные деньги. Они полностью заменяли деньги в отличие от бумажных, бывших в обращении временно.

Файлы: 1 файл

доклад по финансам.docx

— 27.44 Кб (Скачать)

3. Происхождение  Центральных банков

В рамках зарождения банковского дела в 17 в. исторически  важную роль приобретают центральные банки. Временные текущие затруднения и необходимость иметь денежные запасы в ликвидной форме усиливают потребность в платежных средствах. Появившиеся в платежном обороте векселя облегчали обмен, но не позволяли ускорить процесс денежного обращения. Вексель имел ограниченную сферу обращения - оптовую торговлю. Посредством векселя невозможно было приобрести розничный товар в кредит. По мере развития кредитных отношений усиливается несоответствие между товарным обращением, которое компенсируется расширением вексельного обращения, и объемом обращающихся полноценных монет.

Денежное хозяйство  оставалось неустойчивым из-за быстрого стирания находившихся в обращении  монет. Этому способствуют ограниченные объемы металла в распоряжении государств, рост количества монетных дворов и  отсутствие технических средств, обеспечивающих чеканку монет. Вместе с тем в  ходе Великих географических открытий 15-16 вв. банковская деятельность получает дальнейшее развитие. Действия крупных  банков усиливают конкуренцию, стимулируют  специализацию денежных операций.

Подлинное развитие банковской деятельности начинается с совершенствованием денежного обращения. Наряду с монетным обращением появляются бумажные деньги. К сожалению, излишний выпуск бумажных денег приводил к их обесценению и невозможности регулирования денежного обращения. Наряду с бумажными появляются кредитные деньги. Они полностью заменяли деньги в отличие от бумажных, бывших в обращении временно. Эмиссионной функцией банков становится выпуск кредитных средств обращения. Первоосновой эмиссии кредитных денег стало обращение векселей для коммepческого кредитования. Векселя как долговые обязательства начинают играть роль денег, приобретая особую форму движения. Они используются как средство платежа до указанного в нем срока погашения. Вексель наделяется денежными свойствами при условии приобретения им ликвидного характера.

Превращение векселя  в банкноту в качестве признанного  обществом денежного эквивалента  осуществляется в порядке эмиссионных операций банков. В банках векселя обмениваются на равноценное (за вычетом учетного процента) количество монет или бумажных денег. Концентрируя массы долговых обязательств, банки принимают на себя ответственность за конечные расчеты по учетным векселям. Банкноты, выпускаемые банками, входят во всеобщее употребление и начинают рассматриваться как наличные деньги.

В Швеции и в Англии во второй половине 17 в. появляются первые образцы государственной формы эмиссионной деятельности. Оба банка возникают на основе частного предпринимательства. Но достаточно быстро, в пределах нескольких десятилетий приобретают статус государственных (королевских) банков.

Банкнотное обращение  частных банков имело существенные недостатки: необходимость постоянного  приема и выпуска банкнот, отношения  между банком и его клиентами, приобретающими банкноты; не носили личного  характера. Обладатели банкнот часто  не в состоянии были судить о кредитоспособности банка. Доверие, оказанное банкнотам  со стороны общества, имело слабую экономическую основу, определяемую периодом возникновения и масштабами деятельности частных эмиссионных  банков.

Банк Стокгольма (будущий Риксбанк) в 1650 г. в целях избавиться от неудобств, связанных с использованием депозитных сертификатов как аналога векселей (короткий срок обращения, при погашении требовалось исчисление ссудного процента), выпустил беспроцентные чеки на предъявителя как ценные бумаги. Чеки (билеты) обрели платежную силу. Они стали выполнять все функции монет и приниматься при погашении векселей. Только с 1668 г. этот банк стал именоваться королевским.

Подобная ситуация складывается и в Англии. Она была усугублена тем, что король Карл 2 занял  у частных лондонских банкиров крупную  сумму денег, но впоследствии отказался  их вернуть. Это обстоятельство ухудшило финансовое состояние английских банкиров. Пришлось вмешаться парламенту. На основе имевшегося частного банка он создает королевский банк, который  обеспечил возврат денег, предоставив  собственные средства взаймы государству  сроком на 11 лет под 8% годовых. Банк смог наладить эмиссию собственных  платежных средств. Объем данных средств зависел от объема учетных  операций. В 1694 г. Банк Англии фактически начинает свою деятельность. Используя сложившуюся форму организации бизнеса (акционерное общество), он получает от государства привилегии в виде определенной монополии. Она предполагала предоставление права увеличения капитала в обмен на предоставление кредита правительству.

Ни один другой банк, состоявший из 7 и более партнеров, не имел права выпуска банкнот (со сроком выплаты менее полгода). Это  фактически привело к исключению акционерных обществ из эмиссионного бизнеса. С 1742 г. Банк Англии становится единым акционерным обществом по выпуску банкнот. «Концентрация привилегий» в Банке Англии усиливает его положение в выпуске банкнот. Мелкие банки переходят к практике хранения в нем своих денежных средств.

К началу ХIХ в. Банк Англии обретает основные черты центрального банка страны. Банкноты Банка Англии становятся законным средством платежа. В 1812 г. правительство объявляет их универсальным средством платежа. Банки рассматривают банкноты центрального банка в качестве средства обеспечения эмиссионной деятельности. В местном денежном обращении решающую роль стали играть обязательства Банка Англии. Закон Пиля 1844 г. окончательно провозглашает монополию эмиссионной деятельности Банка Англии. Не обеспеченная золотом банкнотная эмиссия ограничивается. Банки теряют эмиссионные права при слиянии или поглощении с другими банками, а также при добровольном отказе от эмиссионных прав. Приобретение эмиссионных прав вновь образованными банками запрещается.

Неразменные банкноты превращаются в кредитные деньги в масштабах всей экономики страны. Они не имеют внутренней стоимости и тесно связаны с движением торгового национального капитала и богатства, обеспечивают устойчивость денежного обращения системой государственного кредита и по стоимостной характеристике сравнимы с казначейскими бумажными деньгами.

Отделение эмиссионной функции  от кредитной в  Банке Англии формирует основы денежного обращения, регулируемого центральным банком. Активно начинает использоваться внутренний государственный долг для поддержания устойчивости денежного обращения. За период 1844-1921 гг. эмиссионное право утратили 207 частных банкирских домов и 72 акционерных банка Великобритании.

Образование центральных  банков происходило и в других странах, но в более поздний период. Так, Банк Франции был создан в 1800 Г., Банк Германии - в 1875 Г., Банк Италии - в 1893 г., в США роль банка стала играть появившаяся в 1913 г. Федеральная резервная система.

Концентрация привилегий в центральном банке предопределила централизацию денежного капитала, с ней кредитные операции банков приобретают дополнительный стимул роста и устойчивость. Это обеспечивается за счет расширения обслуживаемых банковскими  услугами территорий и установления льгот для крупных клиентов. Дальнейшее совершенствование кредитной деятельности позволило ликвидировать периодически появлявшиеся противоречия между лондонскими (столичными) и провинциальными банками  в результате конкуренции на финансовом рынке и создать единую банковскую систему.

Опыт первых центральных  банков свидетельствует, что необходимость  в существовании данных кредитных  институтов увязана с функционированием  государственной власти и усилением  ее влияния на развитие товарно-денежных отношений. В равной степени и  эмиссионная активность первых центральных  банков была направлена на поддержание  устойчивости национальной экономики.

На  ранних стадиях развития капитализма  отсутствовало четкое разграничение  между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот  как один из источников мобилизации  капитала. По мере развития кредитной  системы происходил процесс централизации  банкнотной эмиссии в немногих крупных  коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска  банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался  эмиссионным или национальным, а  в дальнейшем - центральным банком (ЦБ), что соответствовало его  главенствующему положению в  кредитной системе.

Первые  ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX в.

Исторически существовало два пути образования  центральных банков. Одни из них  стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это  имело место главным образом  в странах, где капиталистические  отношения сложились сравнительно рано (в середине XIX - начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром  в 1844 г., Банк Франции - в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г.

В эпоху  государственно-монополистического капитализма  получил большое развитие процесс  национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Другие  банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные  центры.

После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты в ФРГ - Бундесбанк (1957 г.) и Австрии - Резервный банк Австрии (1960 г.).

В современных  условиях в большинстве стран  центральные банки, по сути, являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежат  государству. Например, государству  принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала национального банка Бельгии.

Сегодня центральный банк - ключевой элемент  финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает  проводником официальной денежно-кредитной  политики. В свою очередь, денежно-кредитная  политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования  экономики.

В 1920 г. международная финансовая конференция  в Брюсселе отмечала, что "в странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать". Там  же подчеркивалось: "Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов". Таким образом, вопрос независимости ЦБ не надуман. Эта  независимость гарантирует эффективность  его деятельности.

Исторически ЦБ обычно формировались как акционерные  компании, наделенные особыми полномочиями. Термин "центральный банк" подразумевал самый крупный банк, находящийся  в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали  ЦБ (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у  Банка Италии или Национального  банка Австрии).

В большинстве  случаев капитал ЦБ полностью  принадлежит государству, но акционерами  могут быть коммерческие банки и  другие финансовые институты. ЦБ по сравнению  с коммерческими банками стали  скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции  и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с  тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной  экономикой, в регулировании кредитных  потоков.

Чаще  всего ЦБ подотчетен парламенту (или  специальной парламентской комиссии). Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает  по срокам с формированием нового кабинета.

Назначение  может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся  на парламентское большинство, вправе провести свою кандидатуру (которую  часто предлагает официально). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться  на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в ФРГ.

Существенная  степень независимости ЦБ обусловлена  его задачами, которые в любой  стране обычно определяются как поддержание  денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного  экономического роста. Правительство  озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов (что подчас противоречит долговременным интересам всего  государства). Относительно независимый  ЦБ в такой ситуации должен выступать  своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет  объективные пределы, так как  его принципиальные противоречия с  правительством могут отрицательно сказаться на эффективности экономической  политики, которую оно проводит. Поэтому прослеживается тенденция  к усилению влияния правительства  в лице, прежде всего, министра.финансов. Например, в Великобритании независимость Банка Англии начала постепенно уменьшаться с момента его национализации в 1946 г., а с приходом в 1979 г. к власти консерваторов этот процесс ускорился. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе  с тем ЦБ имеют официальное  право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны  министерства финансов применяется  крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное  значение имеет четкое разграничение  государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности  правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих государствах прямое кредитование правительства практически не осуществляется (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничивается (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Относительно  высокий удельный вес государственных  ценных бумаг в балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в государственном  долге, так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор сделан на использование в операциях  Банка Англии коммерческих векселей, и они стали основой обеспечения  банкнотной эмиссии.

Значение  ЦБ как эмиссионной монополии  и расчетного центра существенно  снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные  органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной  политики.

Законодательно  эмиссионная монополия за ЦБ как  представителем государства закреплена в Западной Европе и США только в отношении банкнот и в  некоторых случаях монет.

Здесь наличное обращение занимает крайне скромное место даже в расчетах населения - обычно менее 5-10%. Планирование наличного  обращения отсутствует ввиду  его бессмысленности: деньги автоматически "продаются" банками через отделения  ЦБ по мере предъявления спроса и не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Поэтому  монополия на банкнотную эмиссию  не подразумевает ее жесткого контроля или увязки с макроэкономическими  показателями.

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых обязательств государства  только тем, что банкноты - простые  векселя до востребования - могут  использоваться как законное платежное  средство и по ним не надо платить  процент. Поскольку современные  деньги имеют кредитный характер, банковские счета, по сути, почти не отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой  банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

В государствах Западной Европы и США на банкнотах  не пишут, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и  прочими активами ЦБ (но это отражено в публикуемых балансах ЦБ). В  качестве обеспечения выступает  актив ЦБ, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под  залог ценных бумаг. В развитых странах  вопрос обеспечения банкнотной эмиссии  решается по-разному, но он всегда имеет  юридическую основу: нередко законодательно определен характер обеспечения  и, следовательно, установлены косвенные  пределы выпуска бумажных денег.

О незначительной роли функции ЦБ как эмиссионного центра нередко свидетельствует  отсутствие специального подразделения  в головной конторе ЦБ (например, Банк Англии). Данная функция все  более рассматривается как техническая  и касается, в основном, отделений  банка, непосредственно занимающихся кассовой работой, а также типографии, печатающей банкноты. Монополия нужна, прежде всего, для исключения злоупотреблений  и содействия проведению единой денежно-кредитной  политики.

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую  эмиссию, и она не равнозначна  средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным  образом обязательные резервы (чего от них требуют власти в порядке  денежно-кредитного регулирования) и  в меньшей степени - средства для  клиринговых расчетов. Безналичная  эмиссия не совершается исключительно  ЦБ. Коммерческие и прочие банки  могут создавать денежную массу  теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ - при нехватке средств регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.

Принципиальной  особенностью системы денежного  обращения в капиталистических  странах является практически полное отсутствие разделения наличного и  безналичного оборота; безналичные  и наличные деньги имеют равную покупательную  способность; перелив из одной формы  в другую обусловлен реальными потребностями  экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного  обращения, взаимодействие денежного  рынка с рынком товаров и производством  делает процентные ставки регулятором  деловой активности, дает в руки государства эффективный инструмент.

Денежно-кредитная  политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным  образом воздействовать на валютный курс, процентные ставки и на общий  объем ликвидности банковской системы  и, следовательно, зкономики. Достижение этих задач преследует цель: стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу любой ЦБ обычно отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо формируется на основе приоритетов правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики, как  правило, четко определены. Правительство  ограничено в своих действиях  и обычно не вмешивается в повседневную работу банка, согласовывая с ним  лишь общую макроэкономическую политику.

Различают "узкую" и "широкую" денежно-кредитную  политику. Под узкой политикой  подразумевают достижение оптимального валютного курса с помощью  инвестиций на валютном рынке, учетной  политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика преследует своей  целью борьбу с инфляцией через  воздействие на денежную массу в  обращении. С помощью прямых и  косвенных методов кредитного контроля регулируются ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки.

Денежно-кредитная  политика должна быть четко увязана  с бюджетом и налоговой политикой  и соответственно с финансированием  госбюджета.

 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Происхождение Центральных банков