Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:11, курсовая работа
цель работы – выявление проблем, которые возникают при реализации деятельности ТНК на международном рынке, и определение направлений их решения.
Для достижения поставленной цели в работе решились следующие задачи:
1. определены основные рынки, на которые распространяется деятельность большинства транснациональных корпораций;
2. выявлены особенности этих рынков;
3. дана характеристика и оценка деятельности ТНК;
4. раскрыты возникающие проблемы и трудности для транснациональных корпораций при освоении нового рынка;
5. представлена современная ситуация на международном рынке с участием ТНК.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. ТНК как основной элемент мировой экономики: содержание и характеристики ………………………………………….………………………..6
Глава II. Технологии выхода ТНК на новые рынки разных стран...........……17
Глава III. Проблемы освоения нового рынка и возможные направления их решения………………………………………………………………………..…44
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованной литературы…………………………………………...51
Важной проблемой, ухудшающей инвестиционный климат, является отсутствие системы защиты интеллектуальной собственности, а также недейственность судебной власти, без которой любые гарантии прав собственности, исполнения контрактов и прочее обращаются в пустой звук.
Учитывая величину Российской Федерации и различия с позиции экономико-географического положения и, следовательно, в инвестициях между областями, отдельно необходимо рассмотреть инвестиционную привлекательность регионов. В качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов России были приняты две в значительной степени самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.48
Динамика иностранных инвестиций показывает, что зарубежные инвесторы усиливают свое присутствие на российском рынке. География инвестиционного сотрудничества весьма разнообразна. На сегодняшний день зафиксировано взаимодействие с инвесторами, по крайней мере, из 25 стран мира. При этом компании из Германии зарегистрированы в 40% регионов страны, из США – в 36,7%, из Швеции – в 30%, из Китая – в 20%, из Великобритании – в 16,7%, из Франции и Финляндии – в 13,3%. Заметную роль в экономике российских регионов играют Канада, Бельгия, Голландия, Австрия, Италия, Норвегия, Швейцария, Дания, Чехия, Турция; менее значительное влияние оказывают Польша, Израиль, Южная Корея, Кипр, Виргинские острова, Малайзия, Казахстан и Украина. Проявляют умеренную активность в российских регионах и международные институты – Мировой банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).49
Период низкой инвестиционной активности 1998-1999 гг., который был обусловлен финансовым кризисом на большинстве развивающихся рынков и падением доверия к России после августа 1998г., в 2000-2002 гг. сменился интенсивным расширением спроса на инвестиционные ресурсы. По сравнению с 1999 г. удельный вес иностранных собственников в структуре инвестиций в основной капитал повысился в 2,2 раза, а инвестиций совместной российской и иностранной форм - на 4,4 п.п. При этом с 2000 г. фиксируется опережающий рост иностранных инвестиций по сравнению с динамикой внутренних инвестиций в основной капитал.50
В отраслевом плане
Во-первых, иностранные инвесторы
перехватывают инициативу у
Во-вторых, наиболее интересной
В-третьих, активно внедряются
иностранные компании на рынок
производства цемента и
В-четвертых, иностранный
В-пятых, в зоне пристального
внимания иностранных
Глава III. Проблемы освоения нового рынка и возможные направления их решения
Вне зависимости выбора ТНК между двумя основными рынками, самой распространенной проблемой при вхождении на новый рынок для транснациональных корпораций служит преодоление барьеров входа (так называемых препятствий для деятельности новых компаний на рынке). Рассмотрим различные виды входных барьеров.
Схема 1. Барьеры
входа на внешний рынок52
Охарактеризуем существующие барьеры входа:
санитарного контроля и т.п.);
оплаты в конвертируемой валюте, право вывоза прибылей, обязательное наличие дистрибьюторской системы, обеспечивающей осуществление технического обслуживания и т. д.;
которые препятствуют международной торговле, а также отсутствие необходимой нормативно-правовой базы в стране-реципиенте, защищающей иностранного партнера или предоставляющей ему национальный режим хозяйствования.
Государственное регулирование деятельности международных компаний осуществляется двумя способами: национально-правовым и международно-правовым.
Национально-правовое регулирование заключается в использовании норм национальной системы права. В большинстве развитых государств сформировались так называемые инвестиционные законы и кодексы, которые относятся к деятельности иностранных фирм, а именно к условиям и гарантиям иностранных инвестиций в принимающей стране.
В национальное законодательство входит национальный режим принимающей страны, то есть условия, которые уравнивают права иностранного инвестора с правами национальных предприятий. Сюда также относятся дополнительные льготы и привилегии иностранному инвестору, которые созданы для компенсации риска иностранного инвестора.
Следствием этого ограничения, являются затраты, которые могут возникнуть для реализации отдельных положений правительственных постановлений по вхождению в рынок, которые могут быть слишком дорогими и длительными по времени (например, затраты на приобретение лицензий для осуществления определенных видов деятельности и так далее).
В развитых странах конкуренция на рынке более острая: покупатели и поставщики являются технологически сильными и состоятельными, потоки знаний имеют обоюдную направленность и связаны главным образом с новыми технологиями, продуктами и методами организации работы.
В
большинстве развивающихся
Решение этой проблемы крайне важно для компании, поскольку связи с местными поставщиками обеспечивают снижение производственных издержек в принимающих странах, позволяют повышать уровень специализации и гибкости при более четкой адаптации технологии и продукции к местным условиям. Наличие развитых в технологическом отношении поставщиков может открыть иностранным филиалам доступ к внешним технологическим и кадровых ресурсам.
Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке кадров, осуществляя высококачественный отбор персонала, его обучение, различные программы убеждения. Например, немецкая компания «Metro Cash and Cary» решает эту проблему следующим образом – управление в дочерних компаниях осуществляется руководителями высшего звена из Западной Европы, причем пока не был назначен ни один директор с опытом работы в Восточной Европе. Они стараются привнести в компанию «материнскую» корпоративную культуру и опыт ведения успешного бизнеса.
Самым
распространенным решением таких проблем
служит анализ деятельности успешных
«новичков», благодаря этому оценивается
высота входных барьеров на основе сравнения
объема прибыли укоренившихся фирм до
входа и объема прибыли вошедших в отрасль
фирм после входа.
Заключение
Современный
этап экономического развития мирового
хозяйства характеризуется
В результате проведенной работы была достигнута поставленная цель.
Во-первых, были определены основные рынки, на которые распространяется деятельность большинства транснациональных корпораций – это рынок развитых стран и рынок развивающихся стран. На сегодняшний день половина дочерних компаний или филиалов транснациональных корпораций размещена в развивающихся странах. Однако глобальная триада - США, Европейский Союз и Япония – продолжают удерживать свою роль как основного места концентрации львиной долю общего объема ввоза прямых иностранных инвестиций.
Во-вторых, была дана характеристика деятельности ТНК при выходе на новые рынки и сделан вывод, что принятие решения об освоении новых рынков зависит от баланса между четырьмя группами факторов:
В-третьих, были выявлены особенности этих двух рынков.
Характерной чертой рынка развивающихся стран является емкость потребительского рынка при слабом развитии ряда секторов экономики и невысокие производственные затраты. Размещая свои активы в этих странах, ТНК получают возможность снизить себестоимость и соответственно повысить конкурентоспособность продукции. Желание в привлечении иностранного капитала со стороны самих стран проявляется в постоянных попытках улучшения инвестиционного климата. Это осуществляется через улучшение политической обстановки, нормативно – правовой базы и экономической сферы, которые находятся не в самом лучшем состоянии. Многие из развивающихся стран проводят, например, жесткую денежно-кредитную политику, борются с инфляцией и стремятся поддерживать бездефицитный бюджет.