Трансформация деятельности транснациональных корпораций на международных рынках: возможности и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

цель работы – выявление проблем, которые возникают при реализации деятельности ТНК на международном рынке, и определение направлений их решения.
Для достижения поставленной цели в работе решились следующие задачи:
1. определены основные рынки, на которые распространяется деятельность большинства транснациональных корпораций;
2. выявлены особенности этих рынков;
3. дана характеристика и оценка деятельности ТНК;
4. раскрыты возникающие проблемы и трудности для транснациональных корпораций при освоении нового рынка;
5. представлена современная ситуация на международном рынке с участием ТНК.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. ТНК как основной элемент мировой экономики: содержание и характеристики ………………………………………….………………………..6
Глава II. Технологии выхода ТНК на новые рынки разных стран...........……17
Глава III. Проблемы освоения нового рынка и возможные направления их решения………………………………………………………………………..…44
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованной литературы…………………………………………...51

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

     На  позиции стран в списке возможных реципиентов со стороны ТНК влияет ряд определенных факторов. Это успехи освоения рыночных основ ведения хозяйственной деятельности, скорость структурных преобразований, темпы экономического роста, устойчивость развития (сбалансированность бюджета, размер государственного долга, состояние внешнеторгового баланса и платежного баланса по текущим операциям, уровень внешней задолженности), местоположение и другие индикаторы возможностей для эффективного  вложения капитала.16

     Рассмотрим  сначала рынок развивающихся  стран.

     Ключевую  роль в формировании инвестиционного  климата страны играют политика и действия органов государственного управления, от которых во многом зависят гарантии прав собственности, создание инфраструктуры, функционирование финансовых рынков и рынков труда, уровень коррупции.

     В 2005 году Всемирный банк приступил  к реализации двух важных инициатив.

     В первую очередь, исследование инвестиционного климата, которое в настоящее время охватывают более 26 тысяч официально зарегистрированных фирм в 53 развивающихся странах. В ходе этих обследований собираются данные об ограничениях, с которыми сталкиваются фирмы, включая ограничения, связанные с коррупцией, финансированием, регулированием, налогообложением, инфраструктурой и рынком труда. Кроме того, собираются объективные количественные данные, позволяющие увязать показатели инвестиционного климата с результатами деятельности фирм, с тем чтобы понять их влияние на производительность и решения об инвестировании.

     Вторая  инициатива - проект «Ведение бизнеса». В рамках этого проекта, в котором участвует более 140 стран, собираются данные о затратах на реализацию деятельности компании. Базовая информация включает данные о затратах времени и средств, связанных с соблюдением различных норм, включая регистрацию предприятия, обеспечение исполнения контрактов и трудовое законодательство.17

     Проведенные исследования показали, что затраты, связанные с ненадежностью инфраструктуры, неисполнением договорных обязательств, преступностью, коррупцией и госрегулированием, могут составлять более 25% от объемов продаж, то есть значительно превысить сумму налогов, взимаемых с компаний. Кроме того, издержки широко различаются по уровню и структуре в различных странах.

Диаграмма 1. Развивающиеся страны. Затраты  компаний, возникающие в процессе реализации их деятельности, (% от объема продаж)18

     

     К тому же издержки, связанные с перебоями в электроснабжении, другими недостатками инфраструктуры, преступностью и коррупцией, могут более чем вдвое превышать издержки регулирования. Одни только издержки, связанные с перебоями в электроснабжении, составляют более 10% объема продаж в Индии и Кении, а издержки, связанные с преступностью, превышают 10% объема продаж в Азербайджане, Армении и Перу. Взятки составляют в среднем более 6% объема продаж в Алжире, Камбодже и Никарагуа.19

       В развивающихся странах наибольшую  обеспокоенность для компаний  вызывает политическая нестабильность. Она, а также факторы риска, обусловленные политическими причинами, — незащищенность прав собственности, макроэкономическая нестабильность и произвольная интерпретация регулятивных норм — уменьшают объем инвестиций.20

       В результате исследований Всемирного Банка, был выявлен перечень основных факторов, которые оказывают воздействие на активность компаний.

Таблица 3. Факторы, влияющие на инвестиционную активность компаний 21

Факторы %
Политическая  неопределенность 28
Макроэкономическая  нестабильность 23
Налоги 19
Государственное регулирование 10
Коррупция 10
Финансы 4
Энергоснабжение 2
Трудовые  навыки 2
Преступность 2
 

     Еще один фактор, который влияет на инвестиционный климат принимающей стороны, это конкуренция на рынке. Вполне естественно, что фирмы предпочитают иметь меньше конкурентов, однако ограничение конкуренции, выгодное одной фирме, лишает возможностей другие. Усиление конкуренции заставляет фирмы вводить новшества, повышать производительность и разделять выгоды от повышения производительности с потребителями и работниками. Согласно данным «Доклада о мировом развитии», усиление конкуренции фактически может повысить вероятность нововведений более чем на 50%. Открытость для внешней торговли также может быть одним из наиболее эффективных способов усиления конкуренции. Конкуренция с трудом поддается измерению на агрегированном уровне, однако данные на уровне фирм показывают, насколько существенными могут быть различия в степени конкуренции между странами. В Польше о наличии сильной конкуренции сообщает почти 90% фирм, то есть примерно в два раза больше, чем, например, в Грузии.

     Кроме того, ТНК при выходе на новый рынок необходимо учитывать еще три источника различий. Во-первых, значительные различия существуют не только между странами, но и внутри стран. Более того, действующий в стране закон может по-разному применяться в разных районах страны. Например, в Бразилии передача титула собственности занимает 15 дней в Бразилиа и 35 дней в Рио-де-Жанейро, а в Сальвадоре — 65 дней. Во-вторых, условия инвестирования могут различаться по видам фирм, причем менее крупные фирмы часто оказываются в наиболее трудном положении.22

     В совокупности все вышеперечисленные  факторы ограничивают возможности  и снижают стимулы для реализации деятельности ТНК в данном регионе.

     Если  изучать привлекательность развивающихся стран для иностранных инвесторов, то она, в первую очередь, связана с их достаточно емким потребительским рынком при слабом развитии ряда секторов экономики. С другой стороны, и это главное, привлекательность связана с  меньшими, чем в развитых западных странах, производственными затратами за счет более низкой стоимости рабочей силы (при достаточно высоком уровне ее квалификации), а также электроэнергии и других ресурсов.

     Таким образом, перемещая в эти страны свои активы, прежде всего сборочные  производства, ТНК получают возможность снизить себестоимость и соответственно повысить конкурентоспособность продукции. К тому же многие из развивающихся стран проводят жесткую денежно-кредитную политику, борются с инфляцией и стремятся поддерживать бездефицитный бюджет, то есть создают благоприятные условия для привлечения иностранного капитала.

     Со  стороны развивающихся стран  также существует интерес в привлечении  иностранного капитала. Главным образом, это связано с желанием простимулировать развитие передовых отраслей экономики и придать динамизм всей экономике в целом. В этих целях совершенствуется инвестиционный климат, создается необходимая инфраструктура, организуются специальные экономические зоны с особо льготными условиями для иностранного предпринимательского капитала.

     В связи с этим, наблюдается явная  тенденция к значительной либерализации  режимов ПИИ. За 1991-2000 года в законодательные  базы различных стран мира внесено 1185 изменений, из них 1120 направлены на ликвидацию ограничений для иностранных компаний, на установление более благоприятного режима ПИИ.23

     Основными направлениями либерализации национальных законодательств развивающихся стран об иностранных инвестициях в последнее десятилетие являются:

•  упрощение  процедур получения разрешения на инвестирование;

•  ослабление ограничений на владение собственностью;

•  предоставление  новых  или  продление  сроков ранее предоставленных «налоговых каникул»;

     Экономический  смысл  «налоговых  каникул»  состоит  в  повышении  привлекательности  размещения инвестиций и тем самым увеличении в будущем налогооблагаемой базы. Временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением  иностранного  капитала:  создание  рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, передовых технологий и т.д. Практика применения «налоговых каникул» характерна для многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии.

•  вычет  из налогооблагаемой базы суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития;

•  введение ускоренной амортизации;

•  отмена или ослабление ограничений на репатриацию  прибылей,  капитала,  заработной платы иностранного персонала и  доходов от ликвидации капитала;

•  полная  или  частичная  отмена  требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного  сырья, найма местной рабочей силы;

•  увеличение  продолжительности  допустимого  периода использования иностранного персонала;

•  отмена или снижение минимального объема инвестирования капитала;

•  снятие ограничений на деятельность иностранных  инвесторов в отдельных отраслях экономики.24

     Так же растет значение регулирования ПИИ  на международном уровне, постоянно  увеличивается число двусторонних соглашений между странами по поводу инвестиций. За 90-е годы пятикратно возросло число заключенных договоров, и к концу 2000 года их насчитывалось 1940. Только за 2000 год  78 стран заключили 84 двусторонних соглашений, причем 36 из них были подписаны между развивающимися странами (в прошлом преобладали соглашения, где одной стороной была развитая, другой – развивающаяся).25

     Одним из наиболее распространенных за рубежом  способов обеспечения стабильной деятельности  иностранных инвесторов является включение в законы или в соглашения о совместном  предпринимательстве и инвестиционном  сотрудничестве  «стабилизационной  оговорки».  Самая распространенная  разновидность  стабилизационной оговорки  –  так  называемая  «дедушкина  оговорка» (Grandfather’s clause) – положение, согласно которому в течение времени,  предусмотренного  оговоркой,  на инвестора не  распространяется  действие  законодательных и нормативных актов,  принятых  после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменившим условия его деятельности в худшую сторону. Эта оговорка проста и удобна в применении и при продолжительном  сроке  ее  действия  служит  эффективным инструментом привлечения инвестиций.26

     В  целях  более  широкого  привлечения  иностранного  капитала  создаются  свободные  экономические зоны, где действуют особые правовые нормы в области налогового и таможенного регулирования. Свободные экономические зоны  играют  значительную  роль в стимулировании  инвестиционной  деятельности  на внутреннем  рынке страны,  их  создание  способствует развитию  экспортно-ориентированных  производств, увеличению валютных поступлений в бюджеты, созданию дополнительных экономических и финансовых условий для развития экономик регионов. Предоставляемые льготы позволяют транснациональным компаниям получать  более  высокие  прибыли.

     В мировой  практике  в  зависимости  от  конкретной целевой и отраслевой направленности СЭЗ подразделяются на несколько видов. В свободную  таможенную зону  товары  иностранного  происхождения  ввозятся, складируются,  хранятся,  сортируются,  подвергаются  обработке,  продаются  и  покупаются  без  взимания таможенных  пошлин  и  налогов,  без  применения  мер экономической  политики,  данная  территория  с  точки зрения  налогового  режима  рассматривается  как  территория, находящаяся за пределами таможенной территории страны. СЭЗ такого рода существуют в Китае, Уругвае, ОАЭ, Австралии.27

     Китай  имеет  наиболее  положительный  опыт  по созданию  свободных  экономических  зон,  основанных на  привлечении  иностранного  капитала,  использовании  избыточной  дешевой  рабочей  силы, финансовой поддержке  правительства  страны  и  местных  органов власти.  Правительство  установило  особый  режим стимулирования  инвесторов  в  прибрежных  районах посредством льгот по налогообложению, землепользованию, валютным операциям в специальных экономических зонах и 14 открытых городах в Восточном Китае.28

     Таким образом, можно сделать вывод, что  развивающиеся страны, заинтересованные  в  привлечении  иностранных инвестиций, одновременно сохраняют независимость своей экономики и одновременно применяют политику стимулирования инвестиций, вырабатывая на многосторонней основе стандарты  по  урегулированию  деятельности иностранных инвесторов.

     Постепенно  происходящие изменения в инвестиционном климате развивающихся стран приводят к тому, что в них все чаще размещают свои дочерние компании транснациональные корпорации, то есть наблюдается увеличение притока прямых иностранных инвестиций.

     Объем импорта инвестиций в развивающиеся страны, согласно данным статистики UNCTAD, к 2007 году заметно усилился и достиг уровня в 367,3 млрд. долл., несмотря на низкое значение этого же показателя в период 1989-1992 годы. Другими словами в 2007 году на долю развивающихся стран приходилось 25% общемировых прямых иностранных инвестиций, по сравнению с 18% в 1992 году.  
 
 

Информация о работе Трансформация деятельности транснациональных корпораций на международных рынках: возможности и проблемы