Трансформация деятельности транснациональных корпораций на международных рынках: возможности и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

цель работы – выявление проблем, которые возникают при реализации деятельности ТНК на международном рынке, и определение направлений их решения.
Для достижения поставленной цели в работе решились следующие задачи:
1. определены основные рынки, на которые распространяется деятельность большинства транснациональных корпораций;
2. выявлены особенности этих рынков;
3. дана характеристика и оценка деятельности ТНК;
4. раскрыты возникающие проблемы и трудности для транснациональных корпораций при освоении нового рынка;
5. представлена современная ситуация на международном рынке с участием ТНК.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. ТНК как основной элемент мировой экономики: содержание и характеристики ………………………………………….………………………..6
Глава II. Технологии выхода ТНК на новые рынки разных стран...........……17
Глава III. Проблемы освоения нового рынка и возможные направления их решения………………………………………………………………………..…44
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованной литературы…………………………………………...51

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

     Чаще  всего выделяют 3 уровня правового  регулирования деятельности ТНК:

  1. внутреннее законодательство;
  2. двусторонние соглашения;
  3. многосторонние соглашения.37

     Внутригосударственное регулирование предполагает подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий  ТНК национальному законодательству принимающей страны. В большинстве  случаев, это инвестиционное законодательство, направленное на определение правового статуса иностранной компании. Однако наиболее уязвимым моментом в одностороннем регулировании деятельности ТНК является то, что благодаря своей организационной структуре, она способна избежать контроля со стороны одного государства. Поэтому для регулирования деятельности ТНК национального законодательства принимающих государств явно недостаточно.

     Между тем на данном уровне возникает и  другая проблема. Поскольку отделения  ТНК реализуют политику головного предприятия, то необходимо учитывать то влияние, которое оказывает законодательство страны их базирования. Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях, не делая особого различия между ТНК и национальными корпорациями. При этом предпринимаются попытки распространить действие внутреннего законодательства на отделения национальной компании, находящиеся за границей. Наиболее типичным примером здесь являются США, где данная позиция нашла отражение в доктрине так называемой «эффективной связи» и теории «транснационального права», которые применяются для обоснования правомерности действия национального права на территории других государств.38 Следствием попыток США по применению своих законов на территории других стран стало принятие нормативных актов, укрепляющих национальный суверенитет этих государств.

     Таким образом, проблемами внутригосударственного регулирования деятельности ТНК  выступают, во-первых, стремление стран  базирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежные отделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национального законодательства принимающих государств.

     Второй  уровень регулирования составляют двусторонние инвестиционные соглашения, которые заключаются между заинтересованными государствами.

     В научной литературе дается неоднозначная  оценка подобным договорам. Одни ученые отмечают тенденцию к унификации содержащихся в них норм, которая подтверждается наличием большого числа соглашений, содержащих часто аналогичные, хотя и не идентичные нормы. Эксперты ООН говорят о подтверждении международного обычая, или, по крайней мере, расширяющейся государственной практике, которая в значительной мере содействует развитию международного права в области экономического сотрудничества.

     Наконец, третьим уровнем регулирования  деятельности ТНК выступают многосторонние международные договоры, которые  в зависимости от числа участвующих  в них стран, могут быть универсальными, региональными и субрегиональными.

     Универсальное регулирование предпринимается под эгидой ООН на основании рекомендаций специально созданных органов – Межправительственной Комиссии по ТНК и Центра по ТНК. В 1975 году ими был разработан Кодекс поведения ТНК, положения которого запрещают применять дискриминационные меры в отношении партнера, закрепляют обязанности ТНК содействовать развитию научно-технического потенциала принимающей страны, предоставлять отчеты о своей деятельности, соблюдать требования финансового и налогового характера. Однако Кодекс до сих пор не принят.39

     Региональное  регулирование деятельности ТНК  предпринимается в рамках ЕС (Европейского сообщества), ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), ЛАЭС (Латиноамериканской экономической системы), СНГ (Содружества  Независимых Государств) и ряда других организаций. Фактически регулирование в рамках этих организаций свелось к регулированию правил конкуренции и защите свободной торговли.40

     Проанализировав ключевые факторы, которыми руководствуются  ТНК при размещении своих дочерних компаний или филиалов, можно сделать один ключевой вывод - либерализация торговой и инвестиционной политики имеет большое значение для ТНК, поскольку последние получают большую свободу для маневра в выборе мест для развертывания своей деятельности.41

     Благодаря положительному инвестиционному климату развитых стран, с середины 20 века основная часть международных прямых инвестиций направлялась именно в них. Особенно притягательными в этом отношении были США и Западная Европа.

     В целом на долю промышленно развитых стран приходится 90% ТНК, на долю развивающихся  стран – 8%  ТНК,  а  на  долю  восточноевропейских  стран –  всего 1%. Наибольшее количество ТНК и их филиалов находятся в США, Японии, Великобритании,  Франции  и  Германии. Отраслевая  же  структура  ТНК диверсифицирована: 60% международных компаний занято в сфере производства, 37% – в сфере услуг и 3% – в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.42

     В  сфере  нематериального  производства  ярко  обозначена  специализация  на определенном  виде  внешнеэкономической  деятельности (в  финансах,  сбыте, менеджменте,  страховании).  При  этом  отрасли,  ориентированные  на  предоставление услуг  для  удовлетворения  потребительского  спроса (торговля,  туристские, транспортные услуги и т.д.), размещаются в экономически развитых регионах – Европе, Северной Америке, зоне Тихоокеанского бассейна.

     В 1990 г. международные прямые инвестиции, вложенные в развитые страны, достигли 1329 млрд. долл., или 81% мировых ПИИ, против 73 миллиардов в 1967 году, когда они составили 69%  от мировых ПИИ.43

     В 2007 году сохранилась динамика увеличения притока ПИИ в развитые страны. Но, к сожалению, развитые страны более всего оказались подвержены экономическому кризису. Данные за 2008 год показывают, что в результате длительных и глубинных проблем финансовых институтов вместе с кризисов ликвидности, потоки ПИИ в целом снизились почти на 33 процента. Внутренние потоки оказались особенно малыми в Финляндии, Германии, Венгрии и Италии, даже по сравнению с уровнем 2006 года. Инвестиции в Великобританию и Францию также существенно упали с учетом их рекордно высокого уровня в 2007 году. Снижение доходов ТНК в развитых странах и уменьшение сумм выдаваемых банками ссуд особенно сказалось на ограничении финансов для инвестирования.

Таблица 8. Развитые страны. Привлеченные прямые иностранные  инвестиции 44 

     
Страна Привлеченные  ПИИ
2008 год 2009 год
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 1 квартал
Европейский союз 193 819 123 008 111 411 71 357 109 556
Франция 28 207 41 206 38 629 9 469 9 243
Германия 8 740 6 020 4 548 5 692 2 550
Ирландия -1 112 -5 251 -6 674 -6 993 1 129
Люксембург 4 247 -3 076 2 597 -757 5 699
Нидерланды 260 635 4 641 79 -34 847 4 950
Великобритания 45 560 27 666 -4 531 28 244 63 177
Швейцария 4 902 7 452 520 4 541 5 321
США 57 825 101 995 64 244 92 048 33 312
Австралия 13 035 30 949 10 156 19 634 4 118
Япония 10 339 6 408 1 744 5 934 2 347
Развитые  страны 292 494 252 280 205 920 207 271 157 435

     В списке государств - крупнейших мировых  получателей инвестиций, первое место  занимают США. За ними идут Франция Великобритания, Великобритания. Замыкает лидирующую группу Япония. Однако основным принимающим регионом остается Евросоюз. На его долю приходится две трети мировых ПИИ.  
 

Таблица 9. Основные развитые страны- реципиенты. 2007 – 2008 гг.

Теперь  рассмотрим российский рынок.

     Россия  постепенно превращается в страну, для экономики которой характерны все большая либерализация, открытый доступ иностранных хозяйствующих  субъектов в большинство сфер экономической деятельности. В частности, в Россию приходят крупные транснациональные корпорации, чья деятельность носит глобальный характер.

     Многие  ТНК прежде чем прийти на российский рынок, нарабатывают опыт сотрудничества в странах с переходной экономикой в государствах ЦВЕ, к ним относятся «Siemens», «General Electric», «PepsiCo», «Motorola», «Fiat» и так далее.

     Для России в целом характерна незавершенность формирования конкретных условий инвестиционного режима, адекватного современным критериям международного инвестиционного сотрудничества. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в РФ пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства.45

     Более того, на региональном уровне существует отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному климату. Большая доля прямых иностранных инвестиций сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском.

     В стране в последние годы все же удалось заложить основы федерального инвестиционного законодательства, все более соответствующего мировой практике. Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти. Если обратиться к собственно количественным характеристикам, то перечень уже принятых и вступивших в действие федеральных законов, прямо или косвенно относящихся к регулированию инвестиционной деятельности, выглядит весьма впечатляюще. Только за период 1991-2004 гг. было принято более 100 федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов, имеющих косвенное отношение к формированию инвестиционного климата в стране. Не менее солидно представлен и «задел» законотворческой деятельности Государственной Думы РФ в этой сфере, о чем свидетельствует и весьма обширный «портфель» законопроектов, подготовленных к рассмотрению российскими законодателями.

     Анализ  принятых соглашений позволяет выделить следующие наиболее существенные нормы инвестиционного режима, которые с небольшими модификациями содержатся практически во всех соглашениях:

  • предоставление иностранным инвестициям национального режима

(НР) или  режима наибольшего благоприятствования  (РНБ), в зависимости от того, какой  из них является более благоприятным  для иностранного инвестора;

  • принятие на себя сторонами соглашения обязательств по поощрению и

взаимной  защите капиталовложений, включая обязательства обеспечивать иностранным инвестициям полную защиту и безопасность, не допускать принятия необоснованных, обязательных к применению или дискриминационных мер в отношении управления, содержания, пользования, владения или распоряжения инвестициями. В ряде соглашений предусмотрено право инвестора нанимать руководящий управленческий и технический персонал по своему выбору, независимо от гражданства;

  • твердое    обязательство      не     прибегать к    национализации          и

экспроприации инвестиций или иным мерам, равным этому  по последствиям, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. При этом обычно фиксируется принцип определения размеров такой компенсации и предусматривается обязательство начислять проценты (на сумму компенсации) с момента экспроприации и до момента выплаты компенсации по коммерческой ставке, устанавливаемой на рыночной основе;

  • предоставление гарантий беспрепятственного перевода за рубеж

платежей, связанных с капиталовложениями, в свободно конвертируемой валюте по рыночному валютному курсу;

  • применение процедур разрешения споров, отвечающих общепринятой

международной практике.46

Перейдем  к анализу экономических факторов.

     В последние годы происходит постепенное  укрепление финансового положения России. Оно базируется  преимущественно на значительных запасах Стабилизационного фонда, сформированного в основном за счет "излишков" доходов от экспорта российских топливно-энергетических ресурсов. Его объем за 2006 г. увеличился более чем в два раза, и по состоянию на 1 января 2007 г. превысил 90 млрд. долл. Продолжающийся рост золотовалютных резервов, размер которых в 2006 году вырос на 66,7% и составил 303,7 млрд. долл., также служит дополнительной защитой экономики от внешних шоков. Все это говорит о наличии макроэкономической стабильности, и том, что Россия как государство платежеспособна и может гарантировать устойчивость национальной валюты. Увеличилась степень доверия кредиторов к государству, что во многом связано с погашением Россией внешних долгов, 21,3 миллиарда долларов были выплачены парижскому клубу кредиторов в 2006 году.47

Информация о работе Трансформация деятельности транснациональных корпораций на международных рынках: возможности и проблемы