Теория и практика формирования госуударственного бюджета в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: рассмотреть на теории и на практике формирование государственного бюджета в условиях рыночной экономике.
Задачи:
1.Рассмотреть на теоретическом уровне формирование государственного бюджета в рыночной экономике.
2.На практике рассмотреть формирование государственного бюджета за2011-2014 г.г.
Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 6
1.1.Бюджетная система государства 6
1.2. Государственный бюджет и его структура 10
Глава 2. Федеральный бюджет. Формирование и исполнение. 14
2.1.Федеральный бюджет - как форма образования и расходования денежных средств 14
2.2.Особенности формирования федерального бюджета РФ 15
2.3.Исполнение федерального бюджета РФ 18
федеральный бюджет денежный доход 18
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение: 28

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

На практике, в связи  с дефицитом финансовых ресурсов и напряженным исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов достаточно широко практикуется лимитирование расходов, когда финансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, зачастую в суммах реально поступающих доходов.

Федеральный бюджет Российской Федерации на 2011 год юридически оформлен в виде Федерального закона от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и вступил в силу 01.01.2011г.

Доходы бюджета на 2011 г. были утверждены в размере 10 303,4млрд. рублей, расходы — в размере 11 022,5млрд. рублей, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 50 389,0 млрд. рублей и уровня инфляции не превышающего 6,5 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года).

В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду  прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен  на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%.

В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,6% (рисунок 1):

 

Рисунок 1

 

Рост инвестиций в  основной капитал в январе-апреле 2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии  ожидается ускорение инвестиционного спроса, что приведет к росту инвестиций в основной капитал в 2011 году на 6% к 2010 году.

В 2012–2014 годах рост инвестиций в основной капитал в среднем  прогнозируется на уровне 8,7% в год. В 2012 году рост инвестиций будет во многом обеспечен инвестиционными программами естественных монополий, в дальнейшем прогнозируется ускорение роста инвестиций в обрабатывающих отраслях.

В январе-мае 2011 года объем  промышленного производства увеличился на 5,2%, по итогам года ожидается рост на уровне 5,4%, что позволит уже в 2011 году выйти на докризисный уровень. К 2014 году объем промышленного производства вырастет на 18,2% по отношению к 2010 году, при этом обрабатывающие производства вырастут на 25,4%. Лидерами роста среди ведущих отраслей обрабатывающих производств будут производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования.

В январе-апреле 2011 года сельское хозяйство выросло на 0,6%, а по итогам всего года по оценке увеличится на 11,8 %. В 2012–2014 годах ожидается  прирост сельского хозяйства в среднем по 2,3% в год.

Следует отметить, что  несмотря на меры по увеличению доходов  федерального бюджета (в том числе  по совершенствованию налогообложения  газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную  продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше ( см. приложение таблица 1)

 

Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (32-35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).

Прогноз доходов федерального бюджета по основным источникам представлен в( см. приложение  таблице 2)

 На 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП и его снижения в 2014 году (см .приложение таблица 3)

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет первым федеральным  бюджетом, который формируется и  будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового  обеспечения услуг, оказываемых  федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

Расходы федерального бюджета  планируются по следующим направлениям (см. приложение таблица 4):

          Необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения  законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

- обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации;

- индексации в 2012 году  фондов оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной  платы) судей и прокурорских  работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;

- обеспечения реализации  программ модернизации здравоохранения  и образования;

- обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;

- обеспечения реформы  денежного довольствия военнослужащих  и сотрудников правоохранительных органов;

- обеспечения с 2012 года полиции за счет средств  федерального бюджета;

- поддержке инновационного  и инвестиционного развития и  т.д.

В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах.

 

Заключение

 

В результате изучения материалов данной курсовой работы, можно сделать  следующие выводы:

  1. Определяющая роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет.
  2. Государственный бюджет - это основной финансовый план государства, который дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
  3. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
  4. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.
  5. Под расходами бюджета понимают денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
  6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
  7. Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

 

Список литературы

    Нормативно-правовые акты  
     1. Бюджетный кодекс РФ

2.Агапова Т.А, Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: Дис, 2003. 416 с.

3.Бюджетное послание Федеральному собранию РФ "О бюджетной политике в 2005 году" от 12 июля 2004г.

4.Грицюн Т.В. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования // Финансы и кредит. – 2004. - № 13.

5.Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 861 с.

6.Экономическая теория. Под ред. И.П. Николаевой. М. ЮНИТИ. 2002г, гл.17.

7.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие для вузов под ред. И.П. Николаевой. М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2004г, гл.15.

8.Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2001. – 832 с.

9.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2001. – 456 с.

10.Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 542с.

11.Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2005. – 464 с.

12.www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ

13.www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Таблица 1 Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %%

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

72,7

75,6

88,1

85,7

89,4

92,1

Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

120,6

125,8

127,5

Расходы в реальном выражении (без  учета компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

118,2

123,3

127,5


 

Таблица 2 Прогноз доходов федерального бюджета млрд. рублей

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

закон

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

Доходы, всего

10 303,4

19,3

10 627,8

18,5

11 687,6

18,4

12 645,5

18,0

в том числе:

               

Нефтегазовые доходы

5 228,2

9,8

4 942,2

8,6

5 228,6

8,2

5 444,3

7,7

Доля нефтегазовых доходов в  общем объеме доходов, %

50,7

-

46,5

-

44,7

-

43,1

-

НДПИ

1 862,4

3,5

1 804,4

3,1

1 962,4

3,1

2 076,9

2,9

Таможенные пошлины

3 365,8

6,3

3 137,8

5,5

3 266,2

5,1

3 367,4

4,8

Ненефтегазовые доходы

5 075,2

9,5

5 685,6

9,9

6 459,0

10,2

7 201,2

10,3

Доля ненефтегазовых доходов в  общем объеме доходов, %

49,3

-

53,5

-

55,3

-

56,9

-

НДС

2 988,9

5,6

3 447,6

6,0

3 901,6

6,2

4 445,1

6,3


 

 

 

 

 

Таблица 3 Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2012-2014 годы млрд. рублей

 

Показатель

2011 год (закон)*

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

%% к ВВП

19,3

18,5

18,4

18,0

Расходы (без учета компенсации  выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

11 961,9

13 156,3

14 293,9

%% к ВВП

20,7

20,8

20,7

20,3

Компенсация выпадающих доходов государственных  внебюджетных фондов в связи со снижением  тарифов страховых взносов

-

236,4

275,6

-

Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

%% к ВВП

20,7

21,2

21,2

20,3

Дефицит

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3





Информация о работе Теория и практика формирования госуударственного бюджета в рыночной экономике