Теория и практика формирования госуударственного бюджета в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: рассмотреть на теории и на практике формирование государственного бюджета в условиях рыночной экономике.
Задачи:
1.Рассмотреть на теоретическом уровне формирование государственного бюджета в рыночной экономике.
2.На практике рассмотреть формирование государственного бюджета за2011-2014 г.г.
Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 6
1.1.Бюджетная система государства 6
1.2. Государственный бюджет и его структура 10
Глава 2. Федеральный бюджет. Формирование и исполнение. 14
2.1.Федеральный бюджет - как форма образования и расходования денежных средств 14
2.2.Особенности формирования федерального бюджета РФ 15
2.3.Исполнение федерального бюджета РФ 18
федеральный бюджет денежный доход 18
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение: 28

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет, понимаемый в буквальном смысле слова как  «денежная сумка», кошелек для  помещения, хранения, извлечения денег, имеет двоякое толкование. С одной  стороны, это совокупность, масса  финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С дрyгoй стороны, бюджет – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами .

Для любого человека понятие «бюджет» ассоциируется  с его финансовым состоянием, накоплением  денежных средств, соответствием денежных доходов и расходов, избыточностью  или дефицитностью личного кошелька.

Бюджетная система  и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической  системы, воплощают базисный способ финансового регулирования экономики.

Бюджеты и бюджетное  регулирование существуют в любой  социально- -экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета.

В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном  уровне следует из господствующей в  планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной – финансовым.

В странах с рыночной экономикой составлению, утверждению, анализу исполнения государственных  годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному государственному планированию. Реальная ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства. В целом в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в образование, движение, распределение финансовых pecypcов организаций и граждан гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа. Вместе с тем бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран с pыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой.

С помощью бюджетов, также  как и посредством связанных  с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы.  Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные закупки, капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.

Целью работы является: рассмотреть на теории и на практике формирование государственного бюджета в условиях рыночной экономике.

Задачи:

1.Рассмотреть  на теоретическом уровне формирование  государственного бюджета в рыночной  экономике.

2.На практике рассмотреть  формирование государственного  бюджета за2011-2014 г.г.

Объектом исследования курсовой работы является государственный  бюджет Российской Федерации.

 

 


 

Глава 1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

 

Глава 1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

1.1.Бюджетная  система  государства

      Бюджетная  система  страны  представляет  собой  сложный  механизм,  характеризующий  особенности  взаимоотношений  государства  и  местных  органов  власти.

Структура  бюджета  страны  зависит  от  её  государственного  устройства.  В  странах,  имеющих  унитарное  устройство,  бюджетная  система  имеет  как  бы  двухъярусное построение  -  государственный  и  местный  бюджеты.  В  странах  с  федеративным  государственным  устройством    имеется промежуточное  звено  -  бюджеты  штатов,  земель, регионов и  соответствующих  им  административных  образований.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты  субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные  бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

  Бюджет  любого  уровня  представляет  собой  централизованный  фонд  денежных  ресурсов,  которыми  располагает  и  распоряжается  правительство  страны  или  администрация  конкретной  территории. К  бюджетам  территории  относятся:  бюджеты  крупных  регионов -  штатов,  земель,  департаментов;  бюджеты  местных  органов  управления  -  городов,  графств,  районов  и  т.  д.

Структурно,  любой  бюджет  включает  две  части:  доходы  субъекта  и  его  расходы.

Расходы  показывают  направление  и  цели  бюджетных  ассигнований.  По  своей  структуре  расходные  статьи,  например  государства,  подразделяются  на  расходы  по  государственному  управлению,  на  военные  расходы,  расходы  на  социально-экономические  цели,  расходы  на  хозяйственную  деятельность  государства,  расходы  на  осуществление  внешнеэкономической  деятельности.

Расширение  функций  государства  сопровождается  тем,  что  масштабы  государственных  расходов  увеличиваются  темпами,  значительно  превышающими  темпы  роста  ВНП. 

К  числу  важнейших  статей  государственных  расходов  относятся  затраты,  связанные  с  созданием  наиболее  благоприятных  предпосылок  для  функционирования  производственных  секторов  экономики.  Всё  более  значительное  место  занимают  и  расходы  на  создание  объектов  социальной  инфраструктуры,  в первую  очередь -  на  образование и здравоохранение.

Значительный  удельный  вес  продолжают  занимать  военные  расходы.  Рассматривая  военные  расходы,  необходимо  учитывать  не  только  прямые,  но  и косвенные затраты,  к  числу  которых  относятся  выплаты  процентов  по  военным  долгам,  пенсии  и  пособия  инвалидам  войны,  ветеранам  и  т.  д.

Важной  составной  частью  финансовой  системы  государства  являются  местные  бюджеты.  За  счёт  их  расходов  финансируются,  в  первую  очередь,  объекты  коммунальной  собственности,  строительство  дорог,  школ,  развитие  средств  связи,  а  также  жилищное  строительство.  Бюджеты  местных  органов  власти  используются  также  на  социально-культурные  нужды,  содержание  объектов  здравоохранения,  поддержания  экологического  равновесия. 

Доходы  государственного  бюджета  состоят,  в  первую  очередь, из  налогов, собранных как  центральными,  так  и  местными  органами  власти,  государственных  займов. Повышение налоговых ставок и количества налогов, как правило, ведет к временному увеличению доходов бюджета, поскольку чрезмерно высокие налоги начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивают к уклонению от налогов и т.д. Результатом этого является сокращение налоговой базы, с которой взимаются налоги и, следовательно, уменьшается объем налоговых поступлений. Наглядно взаимосвязь между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками отражает кривая Лаффера (рис.1).

А  также поступлений так называемых  внебюджетных  и целевых  фондов.  Создание  такого  рода  фондов  обусловлено  необходимостью  мобилизации  крупных  финансовых  расходов  для  конкретных  целей,  прежде  всего,  социально-экономического  характера.  К  числу  их  относятся  социальное  страхование,  строительство  дорог,  охрана  окружающей  среды,  подготовка  и  переподготовка  рабочей  силы  и  многое другое.  Число их  постоянно растет,  примером  этому может служить, к сожалению, не наш бюджет, а федеральный бюджет  США,  в рамках  которого  насчитывается  свыше  800  подобных  фондов.

    Государственные  финансы,  в  которые  входят  бюджеты  центрального  правительства,  местных  органов  власти  всех  уровней,  а  в  ряде  стран  и  некоторые   внебюджетные  фонды,  -  важнейшая  составная  часть  хозяйственного  механизма  развитых  стран.  Это  тот  рычаг,  с  помощью  которого  правительство  оказывает  огромное  воздействие  на  весь  процесс  производства  и  распределения.  Бюджетная  система  выполняет  при  этом  три  функции:

 фискальную  -  через изъятие налогов обеспечивает  необходимые  ресурсы  для  правительственной  деятельности,  то  есть  для  покрытия  расходов  на  военные,  экономические  и  социальные  программы,  а  также  на  существование  аппарата  управления;

 экономического  регулирования  -  налоги  и расходы используются  как  рычаги  управления  хозяйственной деятельностью  и  осуществления  определённых  целей  экономической  политики  (стабилизации  экономики,  стимулирования  её  роста,  структурных  сдвигов  и  т.  п.);

  выравнивания  доходов  -  то  есть  перераспределения доходов,      благодаря  прогрессивной  системе  налогообложения  и  системе  трансфертных  платежей,  мало  обеспеченным  и  безработным  гражданам,  инвалидам,  детям,  отсталым  регионам  и  т.  п.

Главная  особенность  стран  с  рыночной  экономикой  состоит  в    том,  что  с  помощью  бюджета  финансируются  по  преимуществу  только  те  общественные  потребности  или  сферы  народного  хозяйства,  где  частное  предпринимательство  и  рыночные  отношения  не  работают  или  работают  плохо,  а  также  те  сферы,  где  требуется  защита  интересов  отдельных  слоёв  общества  или  населения  в  целом.

В целом в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в образование, движение, распределение финансовых pecypcов организаций  и граждан гораздо меньше, чем  в экономике нерыночного типа. Вместе с тем бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран с pыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой.

 

1.2. Государственный бюджет и его структура

  Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения [8; с. 320].

   Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы) [5; с. 422].

   Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия [2; с. 203].

   В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

    Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся [11; с. 402]:

1. Контрольная функция.  Бюджет позволяет осуществлять  контроль за действиями исполнительной  власти, который может осуществляться  в различных формах – со  стороны специализированных органов,  наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. Информационная функция.  Бюджет – это индикатор текущего  состояния экономики страны, социальной  сферы, политической ситуации. Структура  его доходной и расходной части  позволяет судить о приоритетах  государственной политики, масштабах  влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Информация о работе Теория и практика формирования госуударственного бюджета в рыночной экономике