Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:13, реферат

Краткое описание

В современных условиях развития все большее число предприятий оборонно-промышленного комплекса осознают необходимость сознательного перспективного управления финансовой деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней финансовой среды. Следует согласиться с мнением большинства исследователей в том, что эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью предприятия, подчиненного реализации цели повышения его рыночной стоимости в условиях происходящих существенных изменений макроэкономического характера, конъюнктуры финансового рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает финансовая стратегия.

Оглавление

1.Роль финансовой стратегии в парадигме стратегического управления предприятия.
2.Направления деятельности при разработке корпоративной стратегии.
3.Детализация функций финансовой стратегии предприятий.
4.Принципы системы стратегического управления.
5.Этапы разработки финансовой стратегии компании.
Вывод.

Файлы: 1 файл

Реферат Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей.docx

— 197.59 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Кубанский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Экономический факультет

РЕФЕРАТ

 

На  тему:

«Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей».

 

 

 

 

 

Выполнил

Матузов О.В.

Направление финансовая экономика.

Группа 117.

 

 

 

Краснодар, (2012год)

Оглавление:

1.Роль финансовой  стратегии в парадигме стратегического  управления предприятия.

2.Направления  деятельности при разработке корпоративной стратегии.

3.Детализация  функций финансовой стратегии предприятий.

4.Принципы системы стратегического управления.

5.Этапы разработки финансовой стратегии компании.

Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Роль финансовой стратегии в парадигме стратегического управления предприятия.

В современных условиях развития все большее число предприятий  оборонно-промышленного комплекса  осознают необходимость сознательного перспективного управления финансовой деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней финансовой среды. Следует согласиться с мнением большинства исследователей в том, что эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью предприятия, подчиненного реализации цели повышения его рыночной стоимости в условиях происходящих существенных изменений макроэкономического характера, конъюнктуры финансового рынка и связанной с этим неопределенностью,  выступает финансовая стратегия.

Разработка финансовой стратегии  предприятия на современном этапе  базируется на методологических принципах  новой концепции управления –  «стратегического управления», – активно  внедряемой с начала 70-х годов  в корпорациях США и большинства  стран Западной Европы. Концепция  стратегического управления отражает четкое стратегическое позиционирование предприятия (включая и его финансовую позицию), представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах их адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Рассматривая более поздний  период, необходимо отметить, что к  концу XX, началу XXI века вопросам разработки финансовой стратегии предприятия посвящены многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых и специалистов1.

Автору данного исследования близки подходы И.А. Бланка, наиболее полно аккумулировавшего и обобщившего  в своих работах именно вопросы формирования финансовой стратегии предприятия. В своих исследованиях он утверждал, что основой финансовой стратегии предприятия является финансовая идеология, которая характеризует систему основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности конкретного предприятия, определяемых его «миссией» и финансовым менталитетом его учредителей и менеджеров2.

Отсюда можно сделать  вывод о том, что финансовая стратегия  предприятия представляет собой  систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.

Рассматривая роль, которую играет финансовая стратегия в парадигме стратегического управления предприятия, необходимо дифференцировать виды стратегий развития по их уровням. В системе стратегического управления выделяют три основные вида стратегий – корпоративную стратегию (определяющую перспективы развития организации в целом),  стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц), направленные на обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его рентабельности,  функциональные стратегии, сформированные по основным видам  деятельности компании.

В упрощенном виде финансовая стратегия может быть представлена как одна из функциональных стратегий  компании (производственной, инвестиционной, маркетинговой, кадровой, организационно-структурной и др.). Однако она является основной, базовой стратегией компании, поскольку отдельными финансовыми методами и инструментами в рамках финансового менеджмента она обеспечивает реализацию других функциональных стратегий, являющихся элементами общей стратегии компании.

2.Направления деятельности при разработке корпоративной стратегии.

Обобщая теоретические взгляды  на место и роль финансовой стратегии  в стратегическом наборе предприятия, можно представить её в следующем  виде (см. рис. 1.2).

Иллюстрация позволяет автору выделить несколько направлений  деятельности при разработке корпоративной стратегии. Во-первых, это деятельность по достижению диверсификации. Применительно к предприятиям оборонно-промышленного комплекса этот аспект определяет, будет ли диверсификация  ограничиваться несколькими отраслями ОПК или распространится на многие другие, что и определит будущую позицию компании в каждой из целевых отраслей. Во-вторых, улучшение общих показателей работы в тех оборонных отраслях, где уже действует фирма. По мере утверждения позиции компании в выбранных отраслях корпоративная стратегия концентрируется на улучшении работы во всех сферах деятельности компании. Решения должны быть приняты в отношении усиления конкурентных позиций в долгосрочной перспективе и доходности предприятий, в которые вложены средства. В-третьих, необходимо нахождение путей получения синергетического эффекта среди родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество, поэтому, чем сильнее у предприятия связь между различными направлениями деятельности, тем больше у нее 



 

 


















 

Рис. 1.2  Место финансовой стратегии в стратегическом наборе предприятия ОПК

возможность для совместных усилий и достижения конкурентных преимуществ. И, в-четвертых, создание приоритетных инвестиционных направлений, перелив ресурсов компании в наиболее перспективные области.

С учетом места финансовой стратегии в стратегическом наборе предприятия исследователи определяют следующие ее сущностные характеристики3:

- финансовая стратегия  предприятия является одним из  видов его функциональных стратегий;

- в системе функциональных  стратегий предприятия финансовая  стратегия занимает одно из ведущих мест;

- финансовая стратегия  охватывает все основные направления  развития финансовой деятельности  и финансовых отношений предприятия;

- процесс разработки финансовой  стратегии определяет необходимость формирования специфических финансовых целей долгосрочного развития предприятия;

- процесс разработки финансовой  стратегии предопределяет выбор  наиболее эффективных направлений достижения поставленных целей;

- финансовая стратегия  определяет оптимальные пути  распределения дефицитных финансовых  и  материальных ресурсов;

- финансовая стратегия  призвана учитывать меняющиеся  условия внешней среды в процессе  финансового развития предприятия  и адекватно реагировать на эти изменения;

- адаптация финансовой  стратегии к меняющимся условиям  внешней среды обеспечивается  в первую очередь изменениями  направлений формирования и использования  финансовых ресурсов предприятия.

По общему мнению зарубежных и отечественных исследователей, финансовая стратегия, являясь частью общей стратегии развития предприятия, носит по отношению к последней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей корпоративной стратегии развития предприятия.

Данное обстоятельство связано  с тем, что основная цель общей  корпоративной стратегии - обеспечение высоких темпов развития и повышение конкурентной позиции предприятия ОПК - связана с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (вооружения и военной техники, потребительского или факторов производства). Не исключено, что тенденции развития товарного и финансового рынков могут не совпадать, может возникнуть ситуация, когда цели общей стратегии развития предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае финансовая стратегия вносит определенные коррективы в общую корпоративную стратегию развития предприятия.

Очевидно, что финансовая стратегия не является обычной разработкой управленческих действий, ее эффективность будет реальной, когда:

- стратегия становится  жизненно необходимым для компании  инструментом;

- должно быть выбрано  необходимое направление финансового  развития и дана ему соответствующая оценка;

- должны быть обозначены  реперные точки стратегии, определяющие основную идеологию будущего развития фирмы;

- стратегия должна быть  гибкой и адаптивной, учитывая  быстроту изложения ситуации на финансовых рынках;

- финансовая стратегия  компании должна быть четко  скоординирована с государственными  стратегическими решениями в  области военного строительства и собственными функциональными стратегиями, особенно ориентированными на повышение рыночной стоимости компании.

Финансовая стратегия  предприятия ОПК должна способствовать обеспечению интересов корпорации, национальных интересов экономики страны и обеспечения военно-экономической безопасности государства.

События последних лет (2008-2010 гг.) показывает, насколько финансы продолжают играть ключевую роль в развитии экономики и общества. Поиск путей выхода из финансового кризиса предопределяет появление новых механизмов и инструментов регулирования финансового процесса, все более активную роль играют современные финансовые институты, что обусловливает необходимость выработки новых решений в области их взаимодействия, консолидированного использования.

Учитывая неоднозначность, сложность и многоплановость  категории «финансовая стратегия», ее использование в литературе неоднозначно и зависит, как правило, от общего контекста проблемы финансового  регулирования, которая рассматривается определенными исследователями.

К примеру, в американской и европейской литературе в области  финансового менеджмента понятие  финансовая стратегия отсутствует. В стратегическом менеджменте финансовая стратегия представлена как одна из функциональных стратегий, а в финансовом менеджменте ученые оперируют конкретными терминами как долгосрочные инвестиционные решения, структура капитала, дивидендная политика, кредитная политика, управление денежными средствами, запасами, финансовое планирование и т.д.

Отечественные экономисты-исследователи (Давыдова Л.В. и Ильминская С.А.) конкретизируют финансовую стратегию в качестве рычага для экономического роста компании. При этом, при разработке финансовой стратегии рекомендуют выделять следующие приоритетные направления развития финансовой деятельности, направленные на достижение главной цели финансовой стратегии4:

- формирование финансовых  ресурсов предприятия;

- выбор направлений инвестиционной  деятельности;

- обеспечение финансового  равновесия предприятия.

Выделенные приоритетные направления главной финансовой стратегии предприятия должны получить свою конкретизацию в целевых  стратегических нормативах: темпы роста чистого денежного потока, рентабельность собственного капитала, структура активов, финансовый леверидж, период оборота дебиторской и кредиторской задолженностей. 

Так как цели и задачи, решаемые финансовой стратегией весьма разнообразны, следует сформировать ряд направлений, которые правомерно рассматривать в качестве компонентов финансовой стратегии. (рис. 1.3).

Данные направления  реализации финансовой стратегии характеризуют  различные отношения между субъектами рынка по поводу формирования, распределения, использования фондов финансовых ресурсов, применения финансовых инструментов. Следовательно, финансовую стратегию предприятия можно определить как обобщающую модель и инструмент действий, необходимых для достижения стратегических целей, поставленных компанией.

3.Детализация функций финансовой стратегии предприятий.

В анализе теоретико-методологических основ формирования финансовой стратегии предприятий важную роль играет детализация её функций. Наиболее точно они описаны в исследованиях И.А. Бланка5:

  1. Обеспечение механизма реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего экономического и социального развития организации в целом и отдельных ее структурных единиц.
  2. Реальная оценка финансовых возможностей организации, обеспечение максимального использования его внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.

 

Рис. 1.3. Компоненты финансовой стратегии предприятия

3.       Обеспечение возможности быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.

Информация о работе Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей