Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:13, реферат
В современных условиях развития все большее число предприятий оборонно-промышленного комплекса осознают необходимость сознательного перспективного управления финансовой деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней финансовой среды. Следует согласиться с мнением большинства исследователей в том, что эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью предприятия, подчиненного реализации цели повышения его рыночной стоимости в условиях происходящих существенных изменений макроэкономического характера, конъюнктуры финансового рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает финансовая стратегия.
1.Роль финансовой стратегии в парадигме стратегического управления предприятия.
2.Направления деятельности при разработке корпоративной стратегии.
3.Детализация функций финансовой стратегии предприятий.
4.Принципы системы стратегического управления.
5.Этапы разработки финансовой стратегии компании.
Вывод.
Крупные интегрированные структуры в сфере ОПК, как правило, используют стандартные модели структур и принятия решений и недостаточно активно вводят многомодельные системы, которые широко используют ведущие мировые корпорации.
Любая стратегия формируется для реализации определенной цели, которая выбирается предварительно. Практически стратегия есть путь, основание для достижения цели.
Необходимо отметить, что большое практическое и теоретическое значение имеет оценка подходов, формулирование их отличий в зависимости от областей методологии, практической и теоретической деятельности. Подходы тесно связаны с целевой ориентацией организаций, которая на практике трансформируется в процесс выбора стратегии, ее целеполагания7 (см. рис. 1.6).
Реализация любой стратегии
предусматривает
Конкурентное преимущество зависит не только от позиции компании. Его можно считать реальной и движущей силой лишь при должной активности руководства компании, качестве выбираемых и реализуемых путей развития, уровне мобилизации потенциала, способности привлекать капиталовложения и т.д. Кроме того, большую роль в повышении конкурентоспособности предприятий ОПК играет государство через реализацию механизма квотирования, лизинга высокотехнологического оборудования, прямой государственной поддержки, протекционистской политики на внешнем рынке и др.
В литературе часто делаются попытки сузить (с нашей точки зрения) трактовку стратегической цели до традиционного увеличения финансового
потенциала компании путем реструктуризации и диверсификации производства8.
Рис. 1.6 Этапы перехода от целей к выбору стратегии корпорации
Современные условия функционирования предприятий ОПК (особенно кризисные ситуации в условиях глобализации) предопределяют расширение сферы стратегического целеполагания компании. В частности, это касается обеспечения финансовой устойчивости и безопасности компании, учет не только динамики прибыли, но и принятие во внимание национальных интересов страны в области обороны.
Рассмотрев целевую ориентацию финансовой стратегии предприятия ОПК, перейдем к основам ее формирования. При формировании финансовой стратегии необходимо использовать существующие, апробированные на практике, методики построения такого рода стратегий, конкретизируя их для каждого отдельного предприятия.
В целях решения задач диссертационного исследования дадим краткую характеристику существующим методикам построения финансовых стратегий корпораций.
5.Этапы разработки финансовой стратегии компании
Так, методика разработки финансовой стратегии компании предложенная И. Бланком включает в себя следующие этапы9:
1) Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Условиями определения периода формирования финансовой стратегии является предсказуемость развития экономики, отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.
2) На основе SWOT-, SNW- и PEST-анализов, портфельного анализа, сценарного анализа, сравнительного финансового анализа, анализа финансовых коэффициентов, интегрального анализа по модели Дюпон, экспертного анализа осуществляется исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка; с помощью данных методов можно проанализировать внутреннюю и внешнюю финансовую среду компании. Методы оценки внутренней и внешней среды компании представляют собой в большей степени качественный анализ. На наш взгляд к числу недостатков данных методов относят: эти методы оценки необходимо использовать в комплексе с др. методами; они не предоставляют детально проработанной оценки стратегической позиции компании. При использование данных методов в качестве инструмента для обоснования проектов и стратегий необходимо понимать, что они являются лишь одним из способов систематизировать уже существующие знания. Если эти знания неверны или их слишком мало, то и результаты анализа будут иметь небольшую ценность;
3) Оценка сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия;
4) Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия;
5) Разработка стратегических финансовых целей компании (формирование финансовой философии, учет объективных ограничений в достижении стратегических целей, формирование главной стратегической финансовой цели, формирование «дерева стратегических финансовых целей»). Система стратегических целей отражается в конкретных показателях - целевых стратегических нормативах;
6) Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации, которая обеспечивает динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени;
7) Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности;
8) Принятие основных стратегических финансовых решений – процесс рассмотрения возможных способов достижения стратегических финансовых целей и выбора наиболее эффективных из них для практической реализации (выбор финансовой стратегии предприятия, формулировка финансовой политики по основным аспектам финансовой деятельности, формирование портфеля возможных стратегических финансовых альтернатив, оценка и отбор альтернатив, составление программы стратегического финансового развития);
9) Оценка эффективности принятой финансовой стратегии. Оценка эффективности проводиться с помощью нескольких критериев: согласованность с прогнозируемыми изменениями внешней среды, с корпоративной стратегией, с внутренним потенциалом компании, реализуемость, уравновешенность отдельных объектов, эффективность реализации, допустимые уровни риска.
10) Организация контроля реализации финансовой стратегии.
Другим примером методологического подхода к построению финансовой стратегии компании может служить исследование Кытманова А.В. Согласно его исследованию, процесс разработки и реализации финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам10.
1. Определение общего
периода формирования
Важным условием определения периода
формирования финансовой стратегии
предприятия является предсказуемость
развития экономики в целом и
конъюнктуры тех сегментов
Условиями определения периода формирования финансовой стратегии являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.
Вывод
Таким образом, можно сделать обобщающий вывод о том, что принципиальные подходы, а также последовательность основных этапов процесса разработки финансовой стратегии предприятия, предлагаемые зарубежными и отечественными исследователями, имеют достаточно общий характер и позволяют вносить в них изменения, отражающие характерные особенности функционирования предприятий ОПК.
Проведенный анализ позволяет нам утверждать, что гипотетически модель финансовой стратегии предприятия оборонных отраслей может включать следующие взаимосвязанные блоки: цели и задачи; уровни реализации; внешние и внутренние факторы формирования; инструменты и методы реализации; результативность стратегии.
Проведенный автором анализ существующих методик позволяет автору представить схематично концептуальный алгоритм формирования финансовой стратегии на предприятиях ОПК.
В заключении данного исследования необходимо отметить , что сложность формирования стратегии предприятий ОПК связана с необходимостью учета множества динамичных, нечетких, не всегда формализуемых целей и ориентиров.
1 См.: Аминова З. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. – М.: Компания Спутник +, 2002. – 536 с.; Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. – 711 с.; Бригхем Ю., Гапенски О.Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2 т. Пер. с англ. – СПб.: Экономическая школа, 1997. – 959 с.; Ван Хорн Дж.К, Вахович Дж. М. (мл) Основы финансового менеджмента. – 11-е изд.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2001. – 988 с.; Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Финансовая стратегия как фактор экономического роста предприятия //Финансы и кредит, №30, 2004. с.5-8.; Загорский А.Л. Финансовая стратегия интегрированных бизнес-групп. Монография. – С.-Пб.: «Издательство НПК «РОСТ», 2005. – 356 с.; Илышева Н.Н., Крылов С.И. Финансовая стратегия организации – понятие, содержание и анализ.//Финансы и кредит, №17, 2004. с.8-17.; Хоминич И.П. Финансовая стратегия компании. – М.: Российская экономическая академия, 1998. – с.156. и др.
2 См.: Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. – 711 с.
3 См.: Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. С. 21.
4 См.: Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Финансовая стратегия как фактор экономического роста предприятия //Финансы и кредит, №30, 2004. с.5-8.
5 См.: Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. С. 97.
6 Cм. Мочальников А.В. Современные особенности корпоративного инвестирования: тенденции, эффективные решения. / Сб. «Стратегия и приоритеты экономической политики». -М.:ИЭ РАН, 2003.
7 См.: Докучаев М. Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития. М.: Академия, 2003.
8 См.: Богатырев М.И. Об использовании стратегически ориентированных систем управления корпоративных финансов. // Вестник РЭА им. Плеханова Г.В. 2008. № 1.
9 См.: Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. С. 127.
10 См.: Кытманов А.В. Финансовая стратегия как фактор устойчивого развития предприятия: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.10; 08.00.05. – Ижевск, 2005г.