Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:13, реферат

Краткое описание

В современных условиях развития все большее число предприятий оборонно-промышленного комплекса осознают необходимость сознательного перспективного управления финансовой деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней финансовой среды. Следует согласиться с мнением большинства исследователей в том, что эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью предприятия, подчиненного реализации цели повышения его рыночной стоимости в условиях происходящих существенных изменений макроэкономического характера, конъюнктуры финансового рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает финансовая стратегия.

Оглавление

1.Роль финансовой стратегии в парадигме стратегического управления предприятия.
2.Направления деятельности при разработке корпоративной стратегии.
3.Детализация функций финансовой стратегии предприятий.
4.Принципы системы стратегического управления.
5.Этапы разработки финансовой стратегии компании.
Вывод.

Файлы: 1 файл

Реферат Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей.docx

— 197.59 Кб (Скачать)

Крупные интегрированные  структуры в сфере ОПК, как  правило, используют стандартные модели структур и принятия решений и недостаточно активно вводят многомодельные системы, которые широко используют ведущие мировые корпорации.

Любая стратегия формируется  для реализации определенной цели, которая выбирается предварительно. Практически стратегия есть путь, основание для достижения цели.

Необходимо отметить, что  большое практическое и теоретическое  значение имеет оценка подходов, формулирование их отличий в зависимости от областей методологии, практической и теоретической деятельности. Подходы тесно связаны с целевой ориентацией организаций, которая на практике трансформируется в процесс выбора стратегии, ее целеполагания7 (см. рис. 1.6).

Реализация любой стратегии  предусматривает организационные  меры по осуществлению выбранного варианта стратегии, разработку проекта и  плана, реструктуризацию, контроль (мониторинг) аналитического процесса, реализацию решений.

Конкурентное преимущество зависит не только от позиции компании. Его можно считать реальной и  движущей силой лишь при должной  активности руководства компании, качестве выбираемых и реализуемых путей развития, уровне мобилизации потенциала, способности привлекать капиталовложения и т.д. Кроме того, большую роль в повышении конкурентоспособности предприятий ОПК играет государство через реализацию механизма квотирования, лизинга высокотехнологического оборудования, прямой государственной поддержки, протекционистской политики на внешнем рынке и др.

В литературе часто делаются попытки сузить (с нашей точки  зрения) трактовку стратегической цели до традиционного увеличения финансового 

потенциала компании путем  реструктуризации и диверсификации производства8.

 




 







 

 

Рис. 1.6 Этапы перехода от целей к выбору стратегии корпорации

 

Современные условия функционирования предприятий ОПК (особенно кризисные  ситуации в условиях глобализации) предопределяют расширение сферы стратегического  целеполагания компании. В частности, это касается обеспечения финансовой устойчивости и безопасности компании, учет не только динамики прибыли, но и принятие во внимание национальных интересов страны в области обороны.

Рассмотрев целевую ориентацию финансовой стратегии предприятия  ОПК, перейдем к основам ее формирования. При формировании финансовой стратегии необходимо использовать существующие, апробированные на практике, методики построения такого рода стратегий, конкретизируя их для каждого отдельного предприятия.

В целях решения задач  диссертационного исследования дадим  краткую характеристику существующим методикам построения финансовых стратегий корпораций.

 

 

5.Этапы разработки финансовой стратегии компании

Так, методика разработки финансовой стратегии компании предложенная И. Бланком включает в себя следующие этапы9:

1) Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Условиями определения периода формирования финансовой стратегии является предсказуемость развития экономики, отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

2) На основе SWOT-, SNW- и PEST-анализов, портфельного анализа, сценарного анализа, сравнительного финансового анализа, анализа финансовых коэффициентов, интегрального анализа по модели Дюпон, экспертного анализа осуществляется исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка; с помощью данных методов можно проанализировать внутреннюю и внешнюю финансовую среду компании. Методы оценки внутренней и внешней среды компании представляют собой в большей степени качественный анализ. На наш взгляд к числу недостатков данных методов относят: эти методы оценки  необходимо использовать в комплексе с др. методами; они не предоставляют детально проработанной оценки стратегической позиции компании. При использование данных методов в качестве инструмента для обоснования проектов и стратегий необходимо понимать, что они являются лишь одним из способов систематизировать уже существующие знания. Если эти знания неверны или их слишком мало, то и результаты анализа будут иметь небольшую ценность;

3) Оценка сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия;

4) Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия;

5) Разработка стратегических финансовых целей компании (формирование финансовой философии, учет объективных ограничений в достижении стратегических целей, формирование главной стратегической финансовой цели, формирование «дерева стратегических финансовых целей»). Система стратегических целей отражается в конкретных показателях - целевых стратегических нормативах;

6) Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации, которая обеспечивает динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени;

7) Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности;

8) Принятие основных стратегических финансовых решений – процесс рассмотрения возможных способов достижения стратегических финансовых целей и выбора наиболее эффективных из них для практической реализации  (выбор финансовой стратегии предприятия, формулировка финансовой политики по основным аспектам финансовой деятельности, формирование портфеля возможных стратегических финансовых альтернатив, оценка и отбор альтернатив, составление программы стратегического финансового развития);

9) Оценка эффективности принятой финансовой стратегии. Оценка эффективности проводиться с помощью нескольких критериев: согласованность с прогнозируемыми изменениями внешней среды, с корпоративной стратегией, с внутренним потенциалом компании, реализуемость, уравновешенность отдельных объектов, эффективность реализации, допустимые уровни риска.

10) Организация контроля реализации финансовой стратегии.

Другим примером методологического  подхода к построению финансовой стратегии компании может служить  исследование Кытманова А.В. Согласно его исследованию, процесс разработки и реализации финансовой стратегии  предприятия осуществляется по следующим  этапам10.

1. Определение общего  периода формирования финансовой  стратегии. Этот период зависит от ряда условий. Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования корпоративной стратегии развития предприятия. Так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования финансовой стратегии допустим).

Важным условием определения периода  формирования финансовой стратегии  предприятия является предсказуемость  развития экономики в целом и  конъюнктуры тех сегментов финансового  рынка, с которыми связана предстоящая  финансовая деятельность предприятия - в условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным  и в среднем должен определяться рамками 3-5 лет.

Условиями определения периода  формирования финансовой стратегии  являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

  1. Исследование факторов внешней финансовой среды. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработки финансовой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью предприятия.
  2. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его финансовой деятельности. В процессе такой оценки необходимо определить обладает ли предприятие достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться открывающимися инвестиционными возможностями, а также выявить какие внутренние его характеристики ослабляют результативность финансовой деятельности. Для диагностики внутренних проблем осуществления этой деятельности используется метод управленческого обследования предприятия, основанный на изучении различных функциональных зон предприятия, обеспечивающих развитие финансовой деятельности.
  3. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия. В процессе такой оценки должно быть получено четкое представление об основных параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития финансовой деятельности предприятия: каков уровень стратегического мышления собственников, управляющих и финансовых менеджеров предприятия; каков уровень знаний финансовых менеджеров (их информационной осведомленности) о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней среды; какова эффективность действующих на предприятии систем финансового анализа, планирования и контроля; в какой мере они ориентированы на решение стратегических задач и т.п.
  4. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Главной целью этой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Вместе с тем эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития предприятия. Система стратегических целей должна обеспечивать выбор наиболее эффективных направлений финансовой деятельности; формирование достаточного объема финансовых ресурсов и оптимизации их состава; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.
  5. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности. Сформированная на предшествующем этапе система стратегических финансовых целей должна получить конкретизацию определенных целевых стратегических нормативов. Разработка таких целевых стратегических нормативов финансовой деятельности служит базой для принятия основных управленческих решений и обеспечения контроля выполнения финансовой стратегии.
  6. Принятие основных стратегических финансовых решений. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, определяются главные стратегии финансового развития предприятия в разрезе отдельных доминантных сфер, финансовая политика по отдельным аспектам его финансовой деятельности, формируется портфель альтернатив стратегических подходов к реализации намеченных целей и осуществляются их оценка и отбор. Это позволяет сформировать комплексную программу стратегического финансового развития предприятия.
  7. Оценка разработанной финансовой стратегии. Такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых предприятием. По результатам оценки в разработанную финансовую стратегию вносятся необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации.
  8. Обеспечение реализации финансовой стратегии. В процессе реализации финансовой стратегии наряду с заранее намеченными стратегическими мероприятиями готовятся и реализуются новые управленческие решения, обусловленные непредвиденным изменением факторов внешней финансовой среды.
  9. Организация контроля реализации финансовой стратегии. Этот контроль осуществляется на основе стратегического финансового контроллинга, отражающего ход реализации основных стратегических целевых нормативов финансовой деятельности предприятия.

Вывод

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод о том, что принципиальные подходы, а также последовательность основных этапов процесса разработки финансовой стратегии предприятия, предлагаемые зарубежными и отечественными исследователями, имеют достаточно общий характер и позволяют вносить  в них изменения, отражающие характерные  особенности функционирования предприятий  ОПК.

Проведенный анализ позволяет  нам утверждать, что гипотетически  модель финансовой стратегии предприятия  оборонных отраслей может включать следующие взаимосвязанные блоки: цели и задачи; уровни реализации; внешние и внутренние факторы формирования; инструменты и методы реализации; результативность стратегии.

Проведенный автором анализ существующих методик позволяет  автору представить схематично концептуальный алгоритм формирования финансовой стратегии на предприятиях ОПК.

В заключении данного исследования необходимо отметить , что сложность формирования стратегии предприятий ОПК связана с необходимостью учета множества динамичных, нечетких, не всегда формализуемых целей и ориентиров.

1 См.: Аминова З. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. – М.: Компания Спутник +, 2002. – 536 с.; Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. – 711 с.; Бригхем Ю., Гапенски О.Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2 т. Пер. с англ. – СПб.: Экономическая школа, 1997. – 959 с.; Ван Хорн Дж.К, Вахович Дж. М. (мл) Основы финансового менеджмента. – 11-е изд.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2001. – 988 с.; Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Финансовая стратегия как фактор экономического роста предприятия //Финансы и кредит, №30, 2004. с.5-8.; Загорский А.Л. Финансовая стратегия интегрированных бизнес-групп. Монография. – С.-Пб.: «Издательство НПК «РОСТ», 2005. – 356 с.; Илышева Н.Н., Крылов С.И. Финансовая стратегия организации – понятие, содержание и  анализ.//Финансы и кредит, №17, 2004. с.8-17.;  Хоминич И.П. Финансовая стратегия компании. – М.: Российская экономическая академия, 1998. – с.156. и др.

2 См.: Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. – 711 с.

3 См.: Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. С. 21.

4 См.: Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Финансовая стратегия как фактор экономического роста предприятия //Финансы и кредит, №30, 2004. с.5-8.

5 См.: Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. С. 97.

6 Cм. Мочальников А.В. Современные особенности корпоративного инвестирования: тенденции, эффективные решения. / Сб. «Стратегия и приоритеты экономической политики». -М.:ИЭ РАН, 2003.

7 См.: Докучаев М. Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития. М.: Академия, 2003.

8 См.: Богатырев М.И. Об использовании стратегически ориентированных систем управления корпоративных финансов. // Вестник РЭА им. Плеханова Г.В. 2008. № 1.

9 См.: Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2004. С. 127.

10 См.: Кытманов А.В. Финансовая стратегия как фактор устойчивого развития предприятия: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.10; 08.00.05. – Ижевск, 2005г.


Информация о работе Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей