Теоретические основы кредитования физических лиц в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – анализ технологии кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и совершенствование процесса кредитования в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучение теоретических аспектов процесса кредитования физических лиц коммерческим банком.
2. Проведение анализа организации работы по кредитованию физических лиц на примере конкретного банка – ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
3. Разработка мероприятий по совершенствованию кредитного процесса в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы кредитования физических лиц в современных условиях
1.1 Кредитование физических лиц: понятие, сущность, виды кредитования
1.2 Нормативно-правовое регулирование процесса кредитования в Российской Федерации
1.3 Тенденции развития кредитования физических лиц в современных условиях
2. Технология кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка
2.2 Анализ процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.3. Анализ кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3. Совершенствование процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3.1 Особенности кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в современных условиях
3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса кредитования, оценка их эффективности
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 630.50 Кб (Скачать)

 

     Процентная  ставка на уровне средней стоимости  банковских ресурсов, учитывается индивидуальный подход при обосновании заемщиком кредитной ставки при рассмотрении объекта и субъекта кредитования по процентным платежам в зависимости от платежеспособности и надежности заемщика, срока пользования и обеспеченности кредита.

     В рамках острой конкурентной борьбы, в погоне за прибылью банки стараются скопировать наиболее удачные решения своих конкурентов, что приводит к появлению массы практически идентичных продуктов. В связи с этим перед банками-лидерами (или собирающимися стать таковыми) особенно остро встает вопрос не о совершенствовании имеющихся в продуктовой линейке предложений, а о создании принципиально новых, оригинальных и интересных для потребителя продуктов. Говоря о подобного рода розничных продуктах, можно упомянуть как популярные на западе и практически не встречающиеся в России кредиты на обучение (образовательные кредиты), так и кредитные продукты, рассчитанные на специализированные клиентские сегменты (например, автокредитование).

     Десять  банков за первую половину 2008 г. улучшили свои позиции на рынке розничных банковских продуктов. В ряде случаев рывок был значительным: так, МДМ-Банк поднялся на 22 позиции до второго места, став лидером роста. Первое место сохранил за собой "Альфа-банк". Еще два банка - ВТБ-24 и Промсвязьбанк - сохранили свои позиции (13 и 17 место соответственно). С учетом того, что общий список банков, охваченных исследованием, был увеличен с 31 до 51, сохранение позиции можно считать как ее улучшение. Стоит отметить, что первые 3 места в рейтинге занимают именно российские банки: Альфа-Банк, МДМ-Банк и Абсолют Банк.

     Анализ  рейтинга банков по автокредитам. Первое место занял Сбербанк, выдавший за шесть месяцев автокредитов на сумму 48,8 млрд. руб. против 18,8 млрд. по сравнению с первым полугодием 2007 года. Портфель автокредитов банка на 1.07.2008 г. составил 86,5 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в четыре раза. В итоге Сбербанк обогнал в этом сегменте прежних лидеров. Сбербанк осенью 2006 года существенно усовершенствовал условия автокредитования, отменив обязательный первоначальный взнос, обязательное страхование жизни и трудоспособности заемщика, поручительство и расширив перечень доходов заемщика. По информации Сбербанка, эти изменения существенно повысили привлекательность автокредитов.

     Второе  место в рейтинге занял Русфинансбанк, нарастивший за год портфель автокредитов на 132%, до 56,6 млрд. руб. В первом полугодии  текущего года банк выдал автокредиты  на сумму 26,3 млрд. руб. против 13,4 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. В то же время за год свои позиции в рейтинге потеряли банк «Русский стандарт» и МДМ-банк, опустившись со второго на седьмое место и с четвертого на восьмое соответственно. Так, за первое полугодие 2008 года «Русский стандарт» выдал автокредитов на сумму 2,8 млрд. руб. против 14,1 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года, портфель автокредитов банка, по данным на 1 июля 2008 года, составил 25,2 млрд. руб., снизившись за год на 10%. Замедление темпов роста автокредитов в банке «Русский стандарт» произошло из-за ужесточения требований к заемщикам по этим программам.

     МДМ-банк за первые шесть месяцев текущего года выдал автокредитов на сумму 4,3 млрд руб. против 9,2 млрд руб. в первом полугодии прошлого года, объем портфеля автокредитов на 1 июля 2008 года составил 24,4 млрд руб., снизившись за год на 4,2%. Снижение роста портфеля автокредитов можно объяснить отменой программ экспресс-автокредитования.

     Объёмы  выданных ипотечных кредитов продолжают расти, обеспечивая банкам хорошую  динамику прироста всего кредитного портфеля. По итогам первого полугодия 2008 г., в рамках ипотеки выдано около 390 млрд. руб. против порядка 267 млрд. руб., собранных за аналогичный период 2007 года. По сравнению с первым полугодием 2007 года, тройка лидеров ипотечного кредитования сильно не изменилась. Первое и второе место за двумя государственными банками - безусловным лидером рынка кредитования «Сбербанком», с объёмом выданных ипотечных кредитов в 66 млрд. руб., и «Группой ВТБ» с объёмом в 22 млрд. руб. Третье место занял «Москоммерцбанк», сместив банк «Дельтакредит» на шестую позицию в рейтинге, выдав ипотечных кредитов (15 млрд. руб.).

     Некоторым участникам рынка в первом полугодии  удалось показать динамику прироста в несколько сот раз. Рост в 500% показала «Компания Розничного Кредитования», которая увеличила по сравнению с первым полугодием 2007 г. объём выданных кредитов с 415 млн. руб. до 2075 млн. руб. Почти в 4 раза, с 8,7 млн. руб. до 36 млрд. руб., выросли объёмы выдаваемых кредитов у «УРСА Банк».

     Рост  количества банков, занимающихся ипотечным кредитованием, значительно усилил конкуренцию на рынке, что выражается как в снижении ставок, так и в усилении маркетинговых кампаний банков. За последние 2 года количество банков-участников ипотечного рынка выросло с 30 до 400, т.е. уровень конкуренции вырос более чем в 10 раз.

     ООО КБ «ХКБ банк» занимает место в  третьей десятке рейтинга, поскольку  автокредитование и ипотечное кредитование не являются основным направлением деятельности банка, а все его усилия направлены на потребительское кредитование. В этой сфере (на рынке г. Брянска и Брянской области) ООО КБ «ХКБ банк» успешно конкурирует с «Сбербанком» и «Русским стандартом».

     Необходимо  отметить тот факт, что банковское кредитование потребительских нужд населения имеет свои преимущества и недостатки.

     Положительным для ООО КБ «ХКБ банк» является простота организации кредитного процесса, которая позволяет точно оценить объект кредитования, выяснить экономическую целесообразность выдачи ссуды и организовать контроль за ее использованием и погашением. Все это, несомненно, положительно сказывается на организации кредитных отношений банка с заемщиком.

     С другой стороны, к негативным факторам, с точки зрения ООО КБ «ХКБ банк», является достаточно высокий риск. Чем же обусловлен подобный вывод? Во-первых, тем, что в нашей стране современная практика кредитования индивидуальных заемщиков имеет ряд сложностей:

     а) анализ кредитоспособности индивидуальных клиентов на стадии, предшествующей выдаче ссуды, проводят далеко не все банки;

     б) методики анализа кредитоспособности не всегда отвечают требованиям практики;

     в) наличие обеспечения по ссуде нередко носит формальный характер.

     Во-вторых, экономическая ситуация в стране (особенно после кризиса 1998 г.) негативно сказалась на организации кредитования частных клиентов.

     Несмотря  на подобные негативные моменты, ООО  КБ «ХКБ банк» систематически работает над совершенствованием и расширением объектов кредитования. 

    2.3 Анализ кредитного  портфеля ООО «Хоум  Кредит Финанс  Банк» 

     Среди традиционных видов банковской деятельности предоставление кредитов – основная операция, обеспечивающая их доходность и стабильность существования. Выдавая кредиты физическим и юридическим лицам, банк формирует свой кредитный портфель. Таким образом, кредитный портфель банка – это совокупность остатков задолженности по активным кредитным операциям на определенную дату. Клиентский кредитный портфель является его составной частью и представляет собой остаток задолженности по кредитным операциям банка с физическими и юридическими лицами на определенную дату.

     Управление  кредитным портфелем представляет собой организацию деятельности банка при осуществлении процесса кредитования, которая направлена на предотвращение или минимизацию  кредитного риска. Конечными целями кредитной организации при управлении кредитным портфелем является, во-первых, получение прибыли от активных операций, во-вторых – поддержание надежной и безопасной деятельности банка.

     Осуществляя кредитные операции, банк стремится  не только к их объемному росту, но и к повышению качества кредитного портфеля. Таким образом, для эффективного управления кредитным портфелем необходим его анализ по различным количественным и качественным характеристикам как в целом по банку, так и по его структурным подразделениям.

     Количественный анализ предполагает изучение состава и структуры кредитного портфеля банка в динамике (за ряд лет, на квартальные даты отчетного года) по ряду количественных экономических критериев, к которым относят: объем и структуру кредитных вложений по видам; структуру кредитных вложений по группам кредитополучателей; сроки кредитов; своевременность погашения предоставляемых кредитов; отраслевую принадлежность; виды валют; цену кредитования (уровень процентных ставок). Такой анализ позволяет выявить предпочтительные сферы кредитных вложений, тенденции развития, в том числе касательно возвратности кредитов и их доходности.

     На  основе качественной характеристики кредитного портфеля можно дать оценку соблюдения принципов кредитования и степени  риска кредитных операций, перспектив ликвидности данного банка.

     Таким образом, в любом банке состояние  кредитного портфеля должно находиться под постоянным наблюдением.

     Рассмотрим  структуру кредитного портфеля банка  в отраслевом разрезе. ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» активно работает с предприятиями промышленности, строительства, торговли, здравоохранения и прочими. Общая сумма кредитов, выданных предприятиям различных отраслей народного хозяйства в 2008 году, составила 261780 тыс. руб., а в 2007 г. – 191350 тыс. руб., то есть объем кредитного портфеля увеличился за 2008 года на 36,8%. Наблюдается увеличение объема кредитных вложений по всем отраслям кроме промышленности.

     В 2008 году наиболее значительно возрос объем выданных кредитов предприятиям, работающим в сельскохозяйственной отрасли – увеличение составило 61000 тыс. руб. Соответственно в общем удельном весе возросла и стала наибольшей доля кредитов, выданных предприятиям, работающим в сельскохозяйственной отрасли с 20,9% в 2007 году до 38,6% в 2008.

     Второе  место занимают кредиты, выданные предприятиям строительной отрасли, но в 2008 г. объем кредитов, выданный данным предприятиям, увеличился незначительно – на 3000 тыс. руб., а удельный вес снизился с 41,8 % в 2007 г. до 31,7% в 2008 г.

     Кредитование  малого бизнеса в отраслевом разрезе ООО «ХКФ Банк» в г. Брянске представлено в таблице 7, данные которой подтверждают, что основной сферой деятельности малых предприятий является торговля и общественное питание, на долю которых приходится в четвертом квартале 2007 г. – 11 кредитов (45,83%) на сумму 37674000 рублей (63,00%), а первом квартале 2008 г. – 14 кредитов (46,67%) на сумму 48425000 рублей (65,00%). 

     Таблица 8 - Структура кредитного портфеля в отраслевом разрезе

Показатели  кредитования 2006 г. 2007 г. 2008 г. Изменение 2008 г. к
2006 г. 2007 г.
+/- % +/- %
Промышленность
Количество  выданных кредитов 3 3 4 1 133,33 1 133,33
Удельный  вес в общем объеме кредитования, % 11,5 12,50 13,33 1,83 115,91 0,83 106,64
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. 5318 6279 7748 2430 145,69 1469 123,40
Удельный  вес в общем объеме кредитования, % 9,67 10,50 10,40 0,73 107,55 -0,1 99,05
Строительство
Количество  выданных кредитов 3 4 4 1 133,33 0 100,00
Удельный  вес в общем объеме кредитования, % 18,33 16,67 13,33 -5 72,72 -3,34 79,96
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. 6228 7415,2 8195 1967 131,58 779,8 110,52
Удельный  вес в общем объеме кредитования, % 15,6 12,4 11,00 -4,6 70,51 -1,4 88,71
Торговля  и общественное питание
Количество  выданных кредитов 10 11 14 4 140,00 3 127,27
Удельный  вес в общем объеме кредитования, % 42,15 45,83 46,67 4,52 110,72 0,84 101,83
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. 31256 37674 48425 17169 154,93 10751 128,54
Удельный  вес в общем объеме кредитования, % 59,80 63,00 65,00 5,2 108,70 2 103,17
Здравоохранение
Количество  выданных кредитов 2 2 3 1 150,00 1 150,00
Удельный  вес в общем объеме кредитования, % 7,95 8,33 10,00 2,05 125,79 1,67 120,05
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. 3516 4874 6332,5 2816,5 180,11 1458,5 129,92
Удельный  вес в общем объеме кредитования, % 7,66 8,00 8,5 0,84 110,97 0,5 106,25
Прочие
Количество  выданных кредитов 4 4 5 1 125,00 1 125,00
Удельный  вес в общем объеме кредитования, % 16,79 16,67 16,67 -0,12 99,29 0 100,00
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. 3118,9 3647,8 3799,5 680,6 121,82 151,7 104,16
Удельный  вес в общем объеме кредитования, % 6,95 6,10 5,1 -1,85 73,38 -1 83,61

 

     Несколько менее активно выдаются кредиты в строительной сфере: в период с 1.10.2007 по 31.12.2008 было выдано 4 кредита (16,67%) на сумму 7415200 руб. (12,40%), а в период с 1.01.2008 по 30.03.2008 – 4 кредита (13,33%) на сумму 8195000 руб. (11,00%).

     В промышленности за четвертый квартал 2007 г. было выдано 3 кредита (12,50%) на сумму 6279000 руб. (10,50%), а в первый квартал 2008 года – 4 кредита (16,67%) на сумму 7415200 руб. В здравоохранении в период с 1.10.2007 по 31.12.2008 было выдано 2 кредита (8,33%) на сумму 4784000 руб. (8,00%), а в период с 1.01.2007 по 30.03.2008 – 3 кредита (10,00%) на сумму 6332500 руб. (8,50%).

     В отраслевом разрезе кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» по малому бизнесу значительных изменений структуры не наблюдается, как и в первый, так и во второй исследуемый период наибольший удельный вес, больше половины от общего числа, занимают кредиты, выданные на развитие торговли и общественного питания количество которых увеличились за исследуемый период на 3 кредита (27,27%) на общую сумму 10751000 руб. или на 28,54%.

     Все остальные отрасли также показывают положительные изменения, так, например кредитный портфель в области промышленности увеличился на 1469000 руб. или 23,40%, строительства на 779800 руб. или на 10,52%, здравоохранения на 1548500 руб. или на 32,37% и в прочих отраслях на 151700 руб. или на 4,16%. По количеству выданных кредитов строительство осталось на прежнем уровне, в сфере промышленности количество выданных кредитов увеличилось на 33,33%, в сфере здравоохранения на 50,00% категория прочих отраслей увеличились на 25,00%.

     Около 87% кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» — кредиты на сумму меньше 25 тыс. руб. Средняя сумма кредита на конец 2008 г. составляет около 11 тыс. руб.

     Потребительское кредитование - краткосрочный бизнес, соответственно, свыше 97% кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» погашается в течение 1 года.

     Быстрое развитие торговых сетей в регионах России и широкое предложение кредитных продуктов ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» позволило значительно улучшить дифференциацию кредитного портфеля в географическом разрезе. Хотя Москва по-прежнему остается рынком, где потребительское кредитование наиболее востребовано (11% от всего кредитного портфеля ХКФБ на конец 2008 г.), доля московских заемщиков в общем портфеле ХКФБ продолжала сокращаться (14% по состоянию на конец 2007 г. и около 30% — на конец 2006 г.).

     Условия потребительского кредитования физических лиц в ООО «ХКФ Банк» в г. Брянске представлены в программе «Потребительское кредитование». Эта Программа разработана специалистами банка в целях сделать кредиты доступными как можно более широкому кругу физических лиц. Кредиты в рамках программы разработаны с учетом потребностей самого широкого круга потребителей, имеют конкурентные процентные ставки и сжатые сроки рассмотрения заявки. Высокий уровень автоматизации процессов кредитования, дополнительные офисы банка, высококвалифицированный персонал ООО «ХКФ Банк» в г. Брянске делает использование заемных средств для населения простым и удобным.

Информация о работе Теоретические основы кредитования физических лиц в современных условиях