Тенденции развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Основу любого малого бизнеса связывают в первую очередь с предпринимательством. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Друкер и др. Р. Кантильон давал следующую трактовку понятия «предприниматель» - это человек, который оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продуктов, услуг), предлагаемых обществу (потребителям) [1, 160].

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 52.53 Кб (Скачать)
  • Кредитование инвестиционных проектов;
  • Кредиты под пополнения оборотного капитала;
  • Микрокредитование.

    ЕБРР  совместно с правительством РБ участвует  в создании белорусского банка малого бизнеса. Во многих странах ЕБРР выступает  в качестве учредителя венчурных фондов;

  1. Экономические организации и программы ООН: например, совместная программа развития ПРООН и правительства Республики Беларусь «Формирование инфраструктуры поддержки и развитие малого предпринимательства» реализуется по трем направлениям: «Создание национальной сети инкубаторов малого предпринимательства», «Содействие созданию кредитных союзов в Республике Беларусь», «Формирование и развитие микрокредитования в Республике Беларусь»;
  2. Организации и соглашения, действующие в рамках СНГ: в январе 1997 г. подписано Соглашение о поддержке и развитию малых предприятий в государствах-участниках СНГ. В качестве основных направлений сотрудничества в соглашении определено содействие межгосударственных и национальных структур поддержки малого предпринимательства, стимулирование внешнеэкономической и инновационной деятельности субъектов малого бизнеса, финансово-кредитная помощь;  
  3. Национальные агентства развития малого бизнеса других стран (Швеция, Германия, США).

    В развитых странах государственная  поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям:

  • Финансовая поддержка, которая включает в себя обеспечение доступа к льготному кредитованию (применяется довольно редко), гарантирование возврата кредита (этот вид государственной поддержки имеет преимущественное значение), прямые бюджетные субсидии, прямое участие субъектов инфраструктуры малого бизнеса в работе малых предприятий.
  • Коммерческая поддержка, которая в свою очередь включает участие в государственных закупках малых предприятий, помощь в поиске поставщиков и покупателей, в том числе посредствам создания информационной сети, участие в регламентации условий субконтрактации, снижение ставок аренды и помощь в поиске дешевых арендуемых помещений, помощь в подготовке и переподготовке кадров, помощь в осуществлении инновационных проектов путем осуществления доступа к научным областям, лицензиям, ноу-хау, участие в развитии венчурного финансирования, обеспечение защиты интеллектуальной собственности.
  • Помощь в регистрации и лицензировании
  • Обеспечение специальных налоговых режимов функционирования предприятие
  • И другие

    В Республике Беларусь действует система  поддержки развития малого предпринимательства. Общие принципы ее организации сформулированы законе Республики Беларусь «О государственной поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства» № 148-З от 1.07.2010 г. На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств Республики Беларусь.

    Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям:

  1. Формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
  2. Введение упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий;
  3. Упрощение порядка статистической отчетности и регистрации
  4. Частичная компенсация затрат малых предприятий, направляемых на:
  1. Оплату банковских процентов за  кредиты, взятые на инвестиционные цели;
  1. Оплату банковских процентов лизингодателем, пользующимся заемными средствами;
  2. За участие в международных выставках, ярмарках;
  3. Затраты, связанные с изучением зарубежных рынков;
  4. Связанные с подготовкой и переподготовкой кадров за рубежом;
  1. Поддержка ВЭД посредствам предоставления информации по конъюнктуре зарубежных рынков и помощи поиска зарубежных партнеров;
  1. Обеспечение доступа к размещенным государственным заказам, площадям, научно-техническому оборудованию;
  2. Обеспечение исследования предпринимательской среды;
  3. Подготовка и переподготовка кадров.   

    Основными целями государственной политики в  сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства  и конкуренции; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта. [7]

    Основными принципами государственной политики в сфере поддержки малого и  среднего предпринимательства являются обеспечение равного доступа  субъектов малого и среднего предпринимательства  к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности  и комплексного подхода при ее предоставлении; участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной  политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки  малого и среднего предпринимательства. [7]

    Таким образом, можно сказать, что предпринимательская  деятельность в современной экономике  является специфическим фактором производства, объединяющим другие производственные факторы в рамках экономической  единицы. В настоящее время малые  предприятия представлены практически  во всех отраслях экономики. Главной  особенностью малых предприятий  является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность  развития, то проблема выживания МП состоит в наличии резервов для  того, чтобы пережить период спада  и дождаться подъема рынка. Проблема выживания предприятия состоит  в том, что оно должно накопить достаточную сумму прибыли в  период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада. Для стимулирования деловой активности частного сектора государство проводит политику поддержки малого бизнеса, которая имеет как достоинства, так и недостатки. 

    1.3. Проблемы функционирования организаций  малого бизнеса 

    Несмотря  на определенные успехи и положительную  динамику, общий уровень развития малого бизнеса в Беларуси по сравнению  с другими странами, вставшим на путь рыночных реформ, остается одним  из самых низких. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. [Балашевич]

    В соответствии с программой государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Минске на 2010-2012 гг были выявлены некоторые проблемы функционирования организаций малого предпринимательства.

    Отрицательное влияние на развитие организаций  оказывает состояние важнейших  ресурсных рынков. Так, рынок сырья  характеризуется высокими ценами на продукцию базовых отраслей, отсутствием  информации о наличии ресурсов, усложненными порядком и условиями доступа  к ним.

    Финансовому рынку присущ ограниченный набор  используемых финансовых инструментов и услуг; высокая цена кредитов, которые  в основном предоставляются на короткий срок. Банковский кредит с высокой  процентной ставкой, короткими сроками  возврата, наличием залогового обеспечения  не могут служить источником первоначального  капитала для многих предпринимателей.

    Так, например, ВТБ-банк не выдает кредиты вновь открывшимся предприятиям. Кредитная ставка зависит от нескольких составляющих: находится ли клиент на расчетно-кассовом обслуживании данного банка, есть ли у него положительная кредитная история. А окончательная ставка формируется индивидуально в отношении каждого клиента. Могут кредитоваться и те клиенты, которые не находятся на расчетно-кассовом обслуживании в Банке ВТБ. Таким образом, можно сделать вывод: чтобы взять кредит на пополнение оборотных средств необходимо быть процветающим предприятием, что весьма затруднительно для предприятия, имеющего незначительную часть собственных средств. Кроме того, максимальный срок на погашение микрокредита – 3 года с максимальной суммой в 35000$, что является очень коротким сроком для окупаемости данного кредита. А если брать еще больший кредит, то необходимо его частичное покрытие более 50% от суммы кредита. В этих условиях имеет место вымывание оборотных средств субъектов, снижение их конкурентоспособности  и инвестиционных возможностей, что особенно опасно для начинающего бизнеса.[http://www.infobank.by/806/Default.aspx Кредиты для малого бизнеса (Интервью Банк ВТБ)]

    Доступ  предпринимателей на рынок недвижимости ограничивается также серьезными барьерами. Возможности приобретения производственных площадей за счет собственных средств, особенно в начале деятельности, у  них весьма ограничены. Наблюдается большая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности. Большинству малых предприятий не по силам арендовать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремление арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Кроме того, нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существующих условий договора (прежде всего размера арендной платы), что приводит к нестабильности положения арендаторов. [Балашевич]

    Важнейшим стимулирующим рычагом развития предпринимательства является государственный  заказ на продукцию малых организаций, который обеспечивает их выход на рынки сбыта. На сегодняшний день в конкурсах по размещению заказов  на поставку товаров, выполнение работ  и оказание услуг для государственных  нужд принимают участие субъекты предпринимательства всех форм собственности  независимо от подчиненности. Государственный  заказ осуществляется в основном через крупные компании, которым  нередко отдается предпочтение. Так, на основании представленной производственными  организациями коммунальной собственности  г. Минска информации, установлено, что  субъекты малого и среднего предпринимательства  к участию в поставке товаров (работ, услуг) для государственных  нужд не привлекались или привлекались, но не на постоянной основе, а в результате победы в конкурсе на выполнение отдельных, незначительных объемов работ по договорам. [программа]

    Привлечение субъектов малого предпринимательства  к поставкам продукции для  государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как  одну из наиболее важных форм государственной  поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство  и поставку продукции для государственных  нужд субъектами малого предпринимательства. [Балашевич]

    Также можно выделить следующие проблемы:

    Малое предприятие практически не может  выступать монополистом на рынке, вследствие чего оно сталкивается с большой  конкуренцией, а чтобы остаться на данном рынке должно предложить  что-то «новое» либо «старое», но по низкой цене, чего не может себе позволить  из-за своего нестабильного финансового  состояния.

    Из-за небольшой доли на рынке отсутствует  эффект масштаба.

    В начале своей деятельности наблюдается  неуверенность и осторожность деловых  партнеров по сравнению с крупными компаниями из-за неустойчивого положения  на рынке, поэтому малым предприятиям приходиться работать с предварительной  оплатой.

    Наблюдается большая зависимость от крупных  компаний, поставщиков и покупателей, которые в свою очередь могут  «навязывать» свои цены.

    Так как на малых предприятиях наблюдается  принцип единоначалия, то некомпетентность самого предпринимателя и стиль  его управления может привести к  банкротству организации.

Информация о работе Тенденции развития малого предпринимательства в Республике Беларусь