Тенденции развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Основу любого малого бизнеса связывают в первую очередь с предпринимательством. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Друкер и др. Р. Кантильон давал следующую трактовку понятия «предприниматель» - это человек, который оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продуктов, услуг), предлагаемых обществу (потребителям) [1, 160].

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 52.53 Кб (Скачать)

    ГЛАВА 1: Малый бизнес, его экономическая  сущность и особенности государственного регулирования в Республике Беларусь

    1. Понятие малого бизнеса, его сущность  и значение в экономике
 

    Основу  любого малого бизнеса связывают  в первую очередь с  предпринимательством. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Друкер и др. Р. Кантильон давал следующую трактовку понятия «предприниматель» - это человек, который оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продуктов, услуг), предлагаемых обществу (потребителям) [1, 160]. Обобщение трудов по проблеме предпринимательства позволяет выделить следующие отличительные особенности предпринимательской деятельности:

  • Деятельность по управлению и эффективному объединению общественных ресурсов, наличие свободы принятия решений при управлении экономическими ресурсами: она определяется соотношением собственных и привлеченных средств, формой организации предпринимательской деятельности, системой государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • Новые идеи, деятельность по поиску и реализации новых комбинаций экономических ресурсов общества. Й. Шумпетор выделял следующие направления новаторской деятельности предпринимателя: изготовление нового или усовершенствование известного продукта; внедрение нового метода производства; освоение нового рынка сбыта; получение нового источника ресурсов; проведение реорганизации производства  [2, 282];
  • Наличие неопределенности  в достижении конечного результата, или предпринимательский риск.

      Таким образом, предпринимательская деятельности объединяет функции собственника, новатора и менеджера.

    Следует разграничивать понятие «предприниматель»  и «предпринимательская деятельность». Предпринимательская деятельность есть «самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение  дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную  ответственность или от имени  и под имущественную ответственность  юридического лица»[3]. А предпринимателем следует считать лицо, которое  реализует предпринимательскую  функцию и идентифицируется в  общественно-правовой системе как  предприниматель, т.е. зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя  или коммерческой организации.

    В 1985 г. Роштрадт выделил следующие тенденции преобразования общества в предпринимательский тип:

  • Растущее признание людьми факта: крупные организации не отвечают потребностям людей в автономии и безопасности;
  • Желание местных властей избежать опасности порабощения локальных экономик одной отраслью;
  • Растущее понимание того, что предпринимательство является приемлемым и риски провала бизнеса допустимы;
  • Понимание того, что свое дело остается одним из возможных путей построения своего благополучия;
  • Появление новых возможностей, создание новых организаций и снижение расходов вхождения на рынки в связи с совершенствованием информационных технологий;
  • Развитие программ обучения предпринимательству;
  • Широкое применение практики использования многих источников доходов функционирования домашнего хозяйства.

    Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности и с образованием юридического лица.  По способу организации предпринимательство  подразделяется:

  • На частное, которое в свою очередь подразделяется на индивидуальное, коллективное (без образования юридического лица: простое товарищества – деятельность на основании договора о совместной деятельности между зарегистрированными индивидуальными предпринимателями, и с образованием юридического лица: полное товарищество, коммандитное товарищество) и институциональное (хозяйственные общества, кооперативы, унитарные предприятия);
  • Государственное (рис. 1.1).
 

    Рисунок 1.1: Виды предпринимательской деятельности по способу организации

      
 
 

 
 
 
 

Примечание  – источник: [4, 11]

    Данная  классификация акцентирует внимание на следующих особенностях. Институциональное  предпринимательство объединяет те виды предпринимательской деятельности, которые предполагают создание системы  управления с разделением функций  менеджера и собственника. Отличительной  особенностью государственного предпринимательства  по сравнению с частным является более низкий уровень экономического риска благодаря бюджетному финансированию. Вследствие этого эффективность функционирования государственных предприятий оказывается, как правило, ниже, чем у частных компаний. 

    При отнесении предприятия к субъектам  малого предпринимательства используются следующие количественные критерии:

  • Численность работников (единственный критерий в Республике Беларусь);
  • Объем годового оборота (европейская практика, иногда используется в США);
  • Объем фондов (очень успешно применяется в Японии).

    В РБ к субъектам малого предпринимательства  относят:

  1. ИП;
  2. Микроорганизации, со средней численностью работников за год до 15 человек включительно;
  3. Малые организации, со средним числом от 16 до 100 включительно;
  4. Средние организации с численностью от 101 до 250.

    Средняя численность как списочная численность  в среднем за год с учетом работников по совместительству и по договорам  гражданско-правового порядка. Специальная  регистрация для получения статуса  малого предприятия не требуется.

    В настоящее время сектор малого и  крупного бизнеса имеет огромное значение в развитии всех развитых стран.

    В Республике Беларусь доля малого бизнеса  в ВВП в 2010 году составляла 20-21% [Interfax.by], когда как в 2009 году этот показатель составлял 11,6% [5].

    В настоящее время малые предприятия  представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности.

    Важной  особенностью, отличающей малое предпринимательство  от крупного, является не столько масштаб  операций, сколько подход к организации  бизнеса.

    На  малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций  ввиду небольшой численности  персонала: например, создавать отдел  кадров для организации с численностью 10 человек явно нецелесообразно. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководитель – собственник компании, поэтому на МП, как правило, существуют только один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объема располагаемых ресурсов период планирования является коротким, как правило, не более одного года. Отмечается следующая зависимость: чем меньше размер предприятия, тем короче цикл управленческих решений [6, 240].

    В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать  по следующим направлениям.

    В области хозяйственного механизма  МБ позволяет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. МП как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности МП лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства.

    В области общественной психологии малый  бизнес воспитывает у участвующих  и связанных с ним людей  психологию собственника, способность  самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной  к конкуренции. Для человека, занимающегося  бизнесом, МБ позволяет реализовать  себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные  задачи.

    В области социальной структуры общества МБ является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.

    МП  являются основой либеральной экономики  на современном этапе: они формируют  основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности МП создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.

    Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики.

 

    1.2. Развитие системы государственной  поддержки и регулирования малого  бизнеса 

    В территории Республики Беларусь поддержку  малому бизнесу оказывают некоторые  международные предприятия:

  1. Международная финансовая корпорация, являющаяся структурным подразделением Мирового банка. Она занимается финансированием частного сектора на возмездной – льготное кредитование и безвозмездной основе – выдача гарантов, совместное финансирование различных проектов по развитию инфраструктуры, консалтингу, повышению образовательного уровня предпринимателей.  По линии данной организации в Республике Беларусь преимущественно осуществляется инфраструктурные проекты совместно с правительством. Миссия Международной финансовой корпорации (IFC) состоит в содействии привлечению инвестиций в частный сектор развивающихся стран. Тем самым IFC вносит свой вклад в борьбу с бедностью и способствует повышению уровня жизни населения.

    Среди программ консультативной помощи IFC в Беларуси можно остановиться на программе «Развитие малого и  среднего бизнеса в Беларуси», которая  проводилась в период с июля 2000 -  по сентябрь 2002. Финансировало  данную программу  Агентство США  по международному развитию (USAID).

    Основной  целью проекта было улучшение  бизнес-среды в Беларуси. Для этого проект работал с республиканскими и местными союзами и ассоциациями предпринимателей. Это сотрудничество было направлено на развитие диалога между предпринимательским сообществом и органами власти. Кроме того, проект проводил совместно с партнерскими организациями информационно-обучающую программу для предпринимателей и широкомасштабную кампанию по созданию благоприятного имиджа предпринимательства в республике.

    В результате двух лет работы проекта  почти каждый пятый предприниматель  республики воспользовался информационно-обучающими услугами проекта. Партнерские объединения  предпринимателей значительно расширили  число членов и клиентов. Еще одним  важным результатом совместной работы стало создание в республике совета региональных союзов предпринимателей, который поднял лоббирующий потенциал  союзов-участников на качественно новый  уровень.

    Также проводилась программа «Развития  объединений малого и среднего бизнеса» в период с октября 2002 – по сентябрь 2004. Финансирование осуществляло Шведское Управление по развитию международного сотрудничества (Sida).

    К основным достижениям данной программы  относятся увеличение членской базы объединений предпринимателей на 54% и увеличение годового дохода объединений  предпринимателей на 40%. В течение  двух лет в семинарах программы  приняли участие 6 180 предпринимателей. Эксперты IFC подготовили более 90 предложений  по изменению законодательства, регулирующего деятельность малого и среднего бизнеса. По "горячей линии" консультации получили около 9 000 предпринимателей. В рамках работы по связям с общественностью были проведены 60 заседаний бизнес пресс-клубов, 15 бизнес-завтраков, в результате которых в средствах массовой информации были опубликованы около 1000 статей на тему малого и среднего бизнеса;

  1. Европейский банк реконструкции и развития (проект технического содействия ЕС ТАСИС): в рамках программ содействия трансформационным процессам в странах с переходной экономикой осуществляется льготное кредитование МП, в том числе с использованием микрозаймов, создание фондов и центров поддержки предпринимательства. ЕБРР осуществляет следующие программы:

Информация о работе Тенденции развития малого предпринимательства в Республике Беларусь