Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа
Основу любого малого бизнеса связывают в первую очередь с предпринимательством. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Друкер и др. Р. Кантильон давал следующую трактовку понятия «предприниматель» - это человек, который оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продуктов, услуг), предлагаемых обществу (потребителям) [1, 160].
ГЛАВА 1: Малый бизнес, его экономическая сущность и особенности государственного регулирования в Республике Беларусь
Основу любого малого бизнеса связывают в первую очередь с предпринимательством. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Друкер и др. Р. Кантильон давал следующую трактовку понятия «предприниматель» - это человек, который оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продуктов, услуг), предлагаемых обществу (потребителям) [1, 160]. Обобщение трудов по проблеме предпринимательства позволяет выделить следующие отличительные особенности предпринимательской деятельности:
Таким образом, предпринимательская деятельности объединяет функции собственника, новатора и менеджера.
Следует
разграничивать понятие «предприниматель»
и «предпринимательская деятельность».
Предпринимательская
В 1985 г. Роштрадт выделил следующие тенденции преобразования общества в предпринимательский тип:
Предпринимательская
деятельность может осуществляться
в виде индивидуальной трудовой деятельности
и с образованием юридического лица.
По способу организации
Рисунок
1.1: Виды предпринимательской
Примечание – источник: [4, 11]
Данная
классификация акцентирует
При
отнесении предприятия к
В РБ к субъектам малого предпринимательства относят:
Средняя
численность как списочная
В настоящее время сектор малого и крупного бизнеса имеет огромное значение в развитии всех развитых стран.
В Республике Беларусь доля малого бизнеса в ВВП в 2010 году составляла 20-21% [Interfax.by], когда как в 2009 году этот показатель составлял 11,6% [5].
В
настоящее время малые
Важной особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса.
На
малых предприятиях слабо представлена
специализация выполняемых
В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать по следующим направлениям.
В области хозяйственного механизма МБ позволяет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. МП как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности МП лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства.
В области общественной психологии малый бизнес воспитывает у участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, МБ позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи.
В области социальной структуры общества МБ является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.
МП являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности МП создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.
Малые
предприятия являются неотъемлемым
и, как показывает практика, наиболее
эффективным элементом
1.2.
Развитие системы
В территории Республики Беларусь поддержку малому бизнесу оказывают некоторые международные предприятия:
Среди программ консультативной помощи IFC в Беларуси можно остановиться на программе «Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси», которая проводилась в период с июля 2000 - по сентябрь 2002. Финансировало данную программу Агентство США по международному развитию (USAID).
Основной целью проекта было улучшение бизнес-среды в Беларуси. Для этого проект работал с республиканскими и местными союзами и ассоциациями предпринимателей. Это сотрудничество было направлено на развитие диалога между предпринимательским сообществом и органами власти. Кроме того, проект проводил совместно с партнерскими организациями информационно-обучающую программу для предпринимателей и широкомасштабную кампанию по созданию благоприятного имиджа предпринимательства в республике.
В результате двух лет работы проекта почти каждый пятый предприниматель республики воспользовался информационно-обучающими услугами проекта. Партнерские объединения предпринимателей значительно расширили число членов и клиентов. Еще одним важным результатом совместной работы стало создание в республике совета региональных союзов предпринимателей, который поднял лоббирующий потенциал союзов-участников на качественно новый уровень.
Также
проводилась программа «
К основным достижениям данной программы относятся увеличение членской базы объединений предпринимателей на 54% и увеличение годового дохода объединений предпринимателей на 40%. В течение двух лет в семинарах программы приняли участие 6 180 предпринимателей. Эксперты IFC подготовили более 90 предложений по изменению законодательства, регулирующего деятельность малого и среднего бизнеса. По "горячей линии" консультации получили около 9 000 предпринимателей. В рамках работы по связям с общественностью были проведены 60 заседаний бизнес пресс-клубов, 15 бизнес-завтраков, в результате которых в средствах массовой информации были опубликованы около 1000 статей на тему малого и среднего бизнеса;
Информация о работе Тенденции развития малого предпринимательства в Республике Беларусь