Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа
Основу любого малого бизнеса связывают в первую очередь с предпринимательством. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Друкер и др. Р. Кантильон давал следующую трактовку понятия «предприниматель» - это человек, который оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продуктов, услуг), предлагаемых обществу (потребителям) [1, 160].
По оценкам специалистов примерно 50% случаев банкротства малых предприятий случается по причине небольшого объема продаж, в 20% - неспособность выдержать высокую конкуренцию, в 15% - высокие расходы.
Глава 2: Тенденции развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
2.1.
Анализ деятельности субъектов
малого предпринимательства в
Республике Беларусь
К субъектам малых предприятий согласно Закону «О государственной поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства» № 148-З от 1.07.2010 г. относятся: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Таблица 1.1: Основные экономические показатели деятельности малых предприятий | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
число малых предприятий на конец года, единиц | 37660 | 21240 | 67991 | 78761 |
списочная численность | 423813 | 453214 | 570066 | 658296 |
номинальная начисленная зарабатная плата | 433253 | 544501 | 682301 | 1034700 |
Примечание – источник: собственная разработка на основе [стат сборника] и [программы]
Рисунок 2.1: Основные экономические показатели деятельности малых предприятий
Примечание
– источник: собственная разработка
на основе таблица 2.1
По состоянию на 1 января 2010 г. в г. Минске количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц всех форм собственности составляет 29180 единиц или 177,8% к 2005 году, количество индивидуальных предпринимателей в сравнении с 2005 годом возросло на 29,44% и составило 49581 (по данным инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску).
Малое
предпринимательство
Таблица 2.2: Процент малых предприятий по отраслям экономики | ||||
занятые в промышленности | 22,3 | 21,2 | 21 | 24,3 |
строительство | 11,7 | 10,4 | 9,6 | 14,8 |
торговля и общественное питание | 39,1 | 40,5 | 42,5 | 44,7 |
другие | 26,9 | 27,9 | 26,9 | 16,2 |
Примечание
– источник: собственная разработка
на основе [стат сборника] и [программы]
Рисунок 2.2: Процент малых предприятий по отраслям экономики в 2009 г.
Примечание
– источник: собственная разработка
на основе таблица 2.2
прирост
количества субъектов малого предпринимательства
- юридических лиц и
увеличение доли промышленной продукции субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в общем объеме промышленного производства в 2009 году по сравнению с 2008 годом - на 2,6 процентных пункта (по сравнению с 2005 годом - на 5,6 процентных пункта);
ориентированность субъектов малого предпринимательства - юридических лиц на осуществление торговой деятельности: в 2009 году доля организаций торговли и общественного питания составляла 44,7% (в 2005 году - 45,8%);
убыточные микро- и малые организации в 2009 году составили 30,7% к общему количеству организаций (в 2005 году - 22,2%).
В таблице 2.2 приведенные наиболее весомые отрасли, занятые малыми предприятиями такие, как промышленность, строительство, торговля и общественное питание. Как видно из гистограммы, изображенной на рисунке 2.2, наибольший удельный вес по отраслям занимает торговля и общественное питание. Следовательно самой перспективной областью для развития малого предпринимательства является именно эта отрасль, что можно объяснить высоким спросом на рынке и меньшими издержками по сравнению с другими областями.
Становление
малых промышленных организаций
происходит на фоне общей положительной
динамики развития малого предпринимательства
в городе. Данный сектор становится
более продуктивным, поскольку существенно
растет его ниша в производстве товаров
и услуг. Однако непроизводственная
сфера деятельности (прежде всего
торговля и общественное питание) остается
более привлекательной, чем производственная.
Развитие промышленности в малом
предпринимательстве
2.2
Состояние и проблемы малых
предприятий в общественном
Розничный товарооборот предприятий общественного питания Беларуси в 2010 году составил Br3,2 триллиона рублей или около $1,1 млрд. Это на 10% больше, чем в 2009 году. Так что кушать вне дома белорусы стали охотнее, но все же их расходы на приобретение продукции в заведениях общественного питания очень малы – в среднем Br337,5 тыс. в год на человека или менее $10 в месяц. [белстат]
В
последние годы сеть общественного
питания столицы изменилась коренным
образом. Сегодня одновременно за стол
общепита города может сеть 126 тыс. человек
в более чем 1800 предприятиях. Наша
сеть подразделяется на объекты общественного
питания и заведения при
За счет нового строительства, начиная с 2002 года, было открыто 160 объектов общественного питания на 8 тыс. посадочных мест. За счет перепрофилирования и освоения нежилых помещений было открыто 325 объектов на 14,5 тыс. мест.
Решением
Мингорисполкома был утвержден план развития
общественного питания на 2008-2010 годы. За
счет нового строительства в текущем году
в Минске открыто 23 новых объекта на тысячу
посадочных мест, а за счет перепрофилирования
и освоения нежилых помещений - 40 объектов
почти на две тысячи посадочных мест.
В 1993 году в городе функционировало только 18 ресторанов и 12 кафе и баров. Сегодня в Минске работает 148 ресторанов, 282 кафе, 240 баров, 60 закусочных и 22 ресторана быстрого обслуживания.
Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 8 января 2004 г. № 1 "Об утверждении инструкции о порядке отнесения торговых объектов общественного питания к соответствующим наценочным категориям по уровню обслуживания потребителей и инструкции по классификации торговых объектов общественного питания" регулируются требования, которые предоставляются белорусским организациям общественного питания. Со временем в это постановление четырежды вносились изменения и дополнения. В этом документе четко даны определения ресторана, кафе, бара. Например, ресторан - это объект общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, алкогольные, табачные и кондитерские изделия, покупные товары, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией досуга. Кафе - это объект общественного питания по организации питания и досуга потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента кулинарной продукции. Этот нормативный документ определяет все требования, которые должны предъявляться к местам общепита. В этом документе определены ассортиментные требования продукции собственного производства и покупных товаров, которые должны быть в каждом объекте общественного питания. То есть этот нормативный документ является основополагающим в определении типа и наценочной категории места общественного питания.
На сегодняшний день в системе общественного питания действуют наценочные категории "люкс", "высшая", "первая", "вторая" и "третья". Объекты общественного питания общедоступной сети относятся к трем первым категориям. К объектам общественного питания третьей категории относятся столовые учебных заведений и производственных организаций. Вышеуказанный документ определяет порядок присвоения наценочной категории. При Министерстве торговли создана комиссия, которая присваивает эту категорию. Первую и вторую наценочную категорию присваивает комиссия главного управления потребительского рынка. Третью наценочную категорию юридические лица присваивают сами. В настоящее время приоритетное развитие получили предприятия второй наценочной категории - это объекты общественного питания, у которых наценка на продукцию собственного производства не превышает 70%. Нужно сказать, что сейчас более 68% общедоступных объектов общепита относятся ко второй наценочной категории, 27% объектов относятся к первой наценочной категории. К объектам общественного питания наценочной категории "люкс" относится 4 объекта общепита, а к высшей наценочной категории - 29 заведений.
Как
правило, все предприятия общественного
питания имеют раздел "Блюда
белорусской кухни". В обеденном
меню почти всегда можно встретить
блюда белорусской кухни. На сегодняшний
день это требование исключается
для объектов общепита, которые представляют
национальные кухни. В Минске в 60 объектах
общепита представлено более 16 видов
национальных кухонь ближнего и дальнего
зарубежья. Минчане и гости столицы
могут отведать блюда итальянской,
индийской, китайской, японской, арабской,
французской, кубинской и других
кухонь. Нужно сказать, что существуют
определенные требования по ассортименту
реализуемой продукции
Сейчас
ведется интенсивная подготовка
города к проведению чемпионата мира
по хоккею в 2014 году. Это мероприятие даст
положительный толчок в развитии инфраструктуры
города в целом и развития объектов общественного
питания. К 2014 году планируется увеличить
количество посадочных мест в таких заведениях
на 12 тыс. Таким образом, норматив обеспеченности
посадочных мест будет составлять 30 посадочных
мест на тысячу жителей.
[http://all-pages.com/pub_
Информация о работе Тенденции развития малого предпринимательства в Республике Беларусь