Тенденции развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Основу любого малого бизнеса связывают в первую очередь с предпринимательством. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Друкер и др. Р. Кантильон давал следующую трактовку понятия «предприниматель» - это человек, который оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продуктов, услуг), предлагаемых обществу (потребителям) [1, 160].

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 52.53 Кб (Скачать)

    По  оценкам специалистов примерно 50% случаев  банкротства малых предприятий  случается по причине небольшого объема продаж, в 20% - неспособность  выдержать высокую конкуренцию, в 15% - высокие расходы.     

 

    Глава 2: Тенденции развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь

    2.1. Анализ деятельности субъектов  малого предпринимательства в  Республике Беларусь 

    К субъектам малых предприятий  согласно Закону «О государственной  поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства» № 148-З от 1.07.2010 г. относятся: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Таблица 1.1: Основные экономические показатели деятельности малых предприятий
  2006 2007 2008 2009
число малых предприятий на конец года, единиц 37660 21240 67991 78761
списочная численность 423813 453214 570066 658296
номинальная начисленная зарабатная плата 433253 544501 682301 1034700

    Примечание  – источник: собственная разработка на основе [стат сборника] и [программы]

    Рисунок 2.1: Основные экономические показатели деятельности малых предприятий

    

    Примечание  – источник: собственная разработка на основе таблица 2.1 

    По  состоянию на 1 января 2010 г. в г. Минске количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц всех форм собственности  составляет 29180 единиц или 177,8% к 2005 году, количество индивидуальных предпринимателей в сравнении с 2005 годом возросло на 29,44% и составило 49581 (по данным инспекции  Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску).

    Малое предпринимательство способствует стабилизации ситуации на рынке труда. Списочная численность работников микро- и малых организаций в среднем за 2009 год составляла 658,3 тыс. человек или 166,2% к 2005 году. Каждый четвертый работник трудился на предприятиях торговли и общественного питания. На предприятиях промышленности было занято 24,3% трудящихся, строительства - 14,8%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников субъектов малого предпринимательства - юридических лиц достигла в 2009 году 1034,7 тыс. рублей, что ниже заработной платы работников крупных и средних организаций на 28,6%. Наиболее высокий уровень оплаты труда приходился на отрасль "финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение" (2179,6 тыс. рублей), наименьший - на "непроизводственные виды бытового обслуживания" (495,8 тыс. рублей). Среднемесячная заработная плата работников малых промышленных организаций составила 1040,4 тыс. рублей. Как видно из рисунка 2.1 все перечисленные показатели имеют тенденцию роста.

Таблица 2.2: Процент малых предприятий  по отраслям экономики
занятые в промышленности 22,3 21,2 21 24,3
строительство 11,7 10,4 9,6 14,8
торговля  и общественное питание 39,1 40,5 42,5 44,7
другие 26,9 27,9 26,9 16,2

    Примечание  – источник: собственная разработка на основе [стат сборника] и [программы] 

    Рисунок 2.2: Процент малых предприятий  по отраслям экономики в 2009 г.

    

    Примечание  – источник: собственная разработка на основе таблица 2.2 

    прирост количества субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: в 2009 году по сравнению  с 2008 годом составил 112,1% и 111,7% (по сравнению  с 2005 годом - 177,8% и 141,7% соответственно);

    увеличение  доли промышленной продукции субъектов  малого предпринимательства - юридических  лиц в общем объеме промышленного  производства в 2009 году по сравнению  с 2008 годом - на 2,6 процентных пункта (по сравнению с 2005 годом - на 5,6 процентных пункта);

    ориентированность субъектов малого предпринимательства - юридических лиц на осуществление  торговой деятельности: в 2009 году доля организаций торговли и общественного  питания составляла 44,7% (в 2005 году - 45,8%);

    убыточные микро- и малые организации в 2009 году составили 30,7% к общему количеству организаций (в 2005 году - 22,2%).

    В таблице 2.2 приведенные наиболее весомые  отрасли, занятые малыми предприятиями такие, как промышленность, строительство, торговля и общественное питание. Как видно из гистограммы, изображенной на рисунке 2.2, наибольший удельный вес по отраслям занимает торговля и общественное питание. Следовательно самой перспективной областью для развития малого предпринимательства является именно эта отрасль, что можно объяснить высоким спросом на рынке и меньшими издержками по сравнению с другими областями.

    Становление малых промышленных организаций  происходит на фоне общей положительной  динамики развития малого предпринимательства  в городе. Данный сектор становится более продуктивным, поскольку существенно  растет его ниша в производстве товаров  и услуг. Однако непроизводственная сфера деятельности (прежде всего  торговля и общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Развитие промышленности в малом  предпринимательстве сдерживается отсутствием производственных площадей и технологического оборудования, большими затратами на организацию производства, затрудненным доступом к сырьевым и материальным базам, высоким налогообложением, отсутствием связей между малыми организациями и организациями более крупного размера и т.д.

 

    2.2  Состояние и проблемы малых  предприятий в общественном питании 

    Розничный товарооборот предприятий общественного  питания Беларуси в 2010 году составил Br3,2 триллиона рублей или около $1,1 млрд. Это на 10% больше, чем в 2009 году. Так что кушать вне дома белорусы стали охотнее, но все же их расходы  на приобретение продукции в заведениях общественного питания очень  малы – в среднем Br337,5 тыс. в год  на человека или менее $10 в месяц. [белстат]

    В последние годы сеть общественного  питания столицы изменилась коренным образом. Сегодня одновременно за стол общепита города может сеть 126 тыс. человек  в более чем 1800 предприятиях. Наша сеть подразделяется на объекты общественного  питания и заведения при организациях и ведомствах. На сегодняшний день в общепите Минска работает более 770 объектов примерно на 45 тыс. посадочных мест. В таких заведениях насчитывается 23 посадочных места на тысячу населения города при нормативе в 17 человек. В центральной части города обеспеченность кафетериями и ресторанами в три раза выше установленной нормы. Это естественно, потому что центральная часть города наиболее оживленная и интенсивная.

    За  счет нового строительства, начиная  с 2002 года, было открыто 160 объектов общественного  питания на 8 тыс. посадочных мест. За счет перепрофилирования и освоения нежилых помещений было открыто 325 объектов на 14,5 тыс. мест.

    Решением  Мингорисполкома был утвержден план развития общественного питания на 2008-2010 годы. За счет нового строительства в текущем году в Минске открыто 23 новых объекта на тысячу посадочных мест, а за счет перепрофилирования и освоения нежилых помещений - 40 объектов почти на две тысячи посадочных мест.  

    В 1993 году в городе функционировало  только 18 ресторанов и 12 кафе и баров. Сегодня в Минске работает 148 ресторанов, 282 кафе, 240 баров, 60 закусочных и 22 ресторана  быстрого обслуживания.

    Постановлением  Министерства торговли Республики Беларусь от 8 января 2004 г. № 1 "Об утверждении  инструкции о порядке отнесения  торговых объектов общественного питания  к соответствующим наценочным категориям по уровню обслуживания потребителей и инструкции по классификации торговых объектов общественного питания" регулируются требования, которые предоставляются белорусским организациям общественного питания. Со временем в это постановление четырежды вносились изменения и дополнения. В этом документе четко даны определения ресторана, кафе, бара. Например, ресторан - это объект общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, алкогольные, табачные и кондитерские изделия, покупные товары, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией досуга. Кафе - это объект общественного питания по организации питания и досуга потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента кулинарной продукции. Этот нормативный документ определяет все требования, которые должны предъявляться к местам общепита. В этом документе определены ассортиментные требования продукции собственного производства и покупных товаров, которые должны быть в каждом объекте общественного питания. То есть этот нормативный документ является основополагающим в определении типа и наценочной категории места общественного питания.

    На  сегодняшний день в системе общественного  питания действуют наценочные категории "люкс", "высшая", "первая", "вторая" и "третья". Объекты общественного питания общедоступной сети относятся к трем первым категориям. К объектам общественного питания третьей категории относятся столовые учебных заведений и производственных организаций. Вышеуказанный документ определяет порядок присвоения наценочной категории. При Министерстве торговли создана комиссия, которая присваивает эту категорию. Первую и вторую наценочную категорию присваивает комиссия главного управления потребительского рынка. Третью наценочную категорию юридические лица присваивают сами. В настоящее время приоритетное развитие получили предприятия второй наценочной категории - это объекты общественного питания, у которых наценка на продукцию собственного производства не превышает 70%. Нужно сказать, что сейчас более 68% общедоступных объектов общепита относятся ко второй наценочной категории, 27% объектов относятся к первой наценочной категории. К объектам общественного питания наценочной категории "люкс" относится 4 объекта общепита, а к высшей наценочной категории - 29 заведений.

    Как правило, все предприятия общественного  питания имеют раздел "Блюда  белорусской кухни". В обеденном  меню почти всегда можно встретить  блюда белорусской кухни. На сегодняшний  день это требование исключается  для объектов общепита, которые представляют национальные кухни. В Минске в 60 объектах общепита представлено более 16 видов  национальных кухонь ближнего и дальнего зарубежья. Минчане и гости столицы  могут отведать блюда итальянской, индийской, китайской, японской, арабской, французской, кубинской и других кухонь. Нужно сказать, что существуют определенные требования по ассортименту реализуемой продукции белорусского производства в отношении вино-водочных изделий, пива и табачных изделий. В реализации объекта общественного питания в обязательном порядке должна быть белорусская водка, в том числе, и в специальном оформлении. Специальное оформление - это водка дешевых сортов, коньяк, который разлит в Беларуси, ликероводочные изделия, шампанское, игристые и виноградные вина. В таких заведениях обязательно должна быть в наличии минеральная и фруктовая вода, соки и пиво белорусских производителей, а также табачные изделия отечественного производства. Безусловно, этот касается только объектов общепита, которые имеют лицензию на право реализации алкогольных и табачных изделий.

    Сейчас  ведется интенсивная подготовка города к проведению чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Это мероприятие даст положительный толчок в развитии инфраструктуры города в целом и развития объектов общественного питания. К 2014 году планируется увеличить количество посадочных мест в таких заведениях на 12 тыс. Таким образом, норматив обеспеченности посадочных мест будет составлять 30 посадочных мест на тысячу жителей.  [http://all-pages.com/pub_print/6697#]

Информация о работе Тенденции развития малого предпринимательства в Республике Беларусь