Тарифна политика в системе ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
1. Изучить нормативно-правовые базы, обоснованности тарифов и ценообразования на услуги ЖКХ, оценка их соответствия современным нормативам.
2. Проанализировать существующую систему финансирования жилищно-коммунального хозяйства.
3. Разработать предложения по совершенствованию существующей системы в муниципальном образовании городского округа.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………
1. Тарифная политика в системе ЖКХ
1.1. Тарифная политика
1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство
1.3. Нормативное обоснование тарифной политики

2. Анализ тарифной политики В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК
2.1. Общая характеристика МО ГО Южно-Сахалинск
2.2. Анализ тарифной политики в системе представления жилищно - коммунальных услуг населению
2.3. Проблемы, связанные с повышением тарифов на ЖКУ
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

3.1. Механизм решения проблем
3.2. Проект создания методики для понижения уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги
3.3. Рекомендации по внедрению проекта методики
Заключение ………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 182.50 Кб (Скачать)
    Методы  регулирования тарифов    
               
               
Установление  фиксированных тарифов   Установление  предельных тарифов   Индексация  установленных тарифов
Рис. 3.        
 

      Далее была проанализирована тарифная политика в жилищной сфере, установлены виды оплаты за жилые помещения (рис. 4).  

      Плата за жилые помещения        
             
  Плата за содержание жилья   Плата за наем   Плата за ремонт   Плата за управление
               
Содержание  общего имущества (подвала, чердака, подъезда, крыши)     Техобслуживание общих коммуникаций, технических  устройств, в т.ч. лифтов и приборов учета, технических помещений жилого дома   Технический ремонт общего имущества
             
              Кап. ремонт помещений   Кап. ремонт общего имущества дома
Вывоз бытовых отходов     Содержание  придомовой территории    
Рис. 4.                      
 

      В ходе работы были выявлены следующие  недостатки существующего механизма  расчетов и обоснования тарифов  на жилищно-коммунальные услуги:

      1. Процедура утверждения тарифов  в коммунальном секторе остается  непрозрачной, политизированной и  не совпадает по времени с  изменением тарифов на энергоресурсы,  с ростом инфляции и другими  важнейшими факторами. 

      2. В жилищно-коммунальном хозяйстве сохраняется ограниченный уровень рентабельности, в результате доходы предприятий не соответствуют их реальным потребностям.

      3. Расчет тарифов и надбавок  на срок не более трех лет  снижает эффективность реализуемых  инвестиционных и производственных программ в сфере ЖКХ, делает невозможным осуществление долгосрочных проектов.

  1. Существующая система ценообразования может способствовать монополизации структур, регулирующих этот процесс.
  2. Размер оплаты за коммунальные услуги определяется исходя из утвержденных нормативов, что в значительной степени превышает фактическое потребление.
  3. Установленный механизм расчета размера оплаты за содержание и ремонт жилья, исходя из площади занимаемой квартиры, имеет уравнительный характер. Оторванность величины стоимости 1 кв. метр площади от формирующих эту стоимость работ вносит искажения в характер отношений жилищно-эксплуатационных организаций и населения.

      Учитывая, что при нынешнем уровне зарплат и низкой платежеспособности большей части наших соотечественников обеспечить самофинансирование ЖКХ только за счет платежей населения невозможно, необходимы значительные объемы финансирования из бюджета. Поэтому задача состоит в реализации мер, направленных на стабилизацию финансово-экономического положения жилищного хозяйства, на поиск дополнительных источников дохода, улучшение хозяйственно-финансовой деятельности, перераспределение доходов и минимизацию встречных финансовых потоков, снижение нерациональных издержек и совершенствование системы нормативов [19. С. 7-9]. В худшем случае рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги будет продолжаться. 

      2.3. Проблемы, связанные  с повышением тарифов  на ЖКУ 

      Тарифная  политика сегодня базируется на двух критериях, граничные значения которых  определяются государством:

      - стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг;

      - предельно допустимых (максимальных) индексах изменения тарифов и  надбавок на услуги ЖКХ, а  также платы населения за жилье  и коммунальные услуги [27. С. 7].

      Стоимость услуг по содержанию, ремонту жилья и коммунальных услуг рассчитывается по экономически обоснованным тарифам.

      В начале марта по стране прошли акции  протеста против резкого роста тарифов  на услуги жилищно-коммунального хозяйства. И Южно-Сахалинск не стал исключением: одна из политических партий провела на центральной площади города соответствующий митинг. В преддверии этого мероприятия областное объединение профсоюзов распространило заявление, в котором отмечалось, что сегодня квартплата для многих семей стала основной статьей затрат и непосильным бременем. В структуре расходов она якобы занимает свыше 27 процентов. Это было связано с переходом на 100-процентную оплату за услуги ЖКХ, однако это - федеральный стандарт. И его принятие от местной власти не зависит. Однако администрация Южно-Сахалинска, в свою очередь, делает все возможное, чтобы оказать помощь людям со средним и низким уровнем достатка.

      Кроме того, городское Собрание еще два  года назад (по предложению администрации  Южно-Сахалинска) закрепило своим  решением следующий порядок, дополняющий федеральный стандарт. Если доход семьи ниже или равен прожиточному минимуму, то оплата, как предусмотрели депутаты, стала составлять не более 10 процентов. Для семей со среднедушевым доходом, не превышающим двух прожиточных минимумов, уровень допустимых расходов был снижен до 15 процентов.

      В конце февраля мэр города Южно-Сахалинска подписал постановление, утвердившее  порядок расчетов оплаты за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства. Это  тоже позволит дополнительно сократить расходы семейных бюджетов горожан за горячую и холодную воду, а также водоотведение. Остается вовремя предоставить соответствующие справки в ЖЭУ или РКЦ.

      На 1 января 2006 года рост основной составляющей платежей населения - оплаты отопления - по Южно-Сахалинску составил всего 5,4 процента [14].

      С 1-го января 2007 г. государство фактически «уходит» из ЖКХ, проблема управления и обслуживания ЖКХ возлагается на самих собственников жилья и муниципальные власти. Если собственник сам управляет услугами, например, через ТСЖ, то снижение тарифов является интересным. Если управление ЖКХ осуществляется через ДЕЗ, то возможно в этом случае мотивации на снижение тарифов нет ни у кого. ДЕЗ не мотивирован на снижение тарифов, закон запрещает использовать сэкономленные средства от снижения стоимости услуг [16].

      В структуре стоимости ЖКХ примерно треть приходится на содержание жилого помещения (ремонты, уборка, вывоз мусора и т.д.), треть на водоснабжение  и водоотведение, чуть менее трети  на отопление [16].

      Расходы на содержание и ремонт жилого помещения  является одним из наиболее важных вопросов, однако ему меньше всего  уделяется внимания. Проблема заключается  в том, если ЖКХ управляет не сам  собственник, что жители оплачивают капитальный ремонт, согласно тарифу, однако ремонт делается по графику. В этом году – один дом, в следующем – другие трубы, и так далее. Несмотря на то, что ежемесячно взимается плата на капитальный ремонт и текущее содержание большинство домов продолжают нуждаться в ремонте.

      В случае с ТСЖ при условии, что ТСЖ квалифицированно разбирается со структурой тарифов, анализирует нормативы, сумело разобраться с капитальным ремонтом не «сваливает» эти деньги подрядчику в «тарифе» [16].

      Таким образом, исходя из приведенных данных в п. 2.2. можно сделать вывод, что даже федеральные стандарты тарифов на оказание жилищно-коммунальных услуг в городе Южно-Сахалинске оставляют желать лучшего. Даже без приведения статистки на оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения и других, можно сделать вывод, что в городе Южно-Сахалинске тарифы значительно превышают тарифы городов, находящихся на материке. И эта проблема является не маловажной для большинства. 
 
 
 
 

 

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ

НА  ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ 

     3.1. Механизм решения проблем 

       Высокий уровень тарифов на  жилищно-коммунальные услуги является  одной из важных проблем в  муниципальном образовании городского  округа «город Южно-Сахалинск». Но  как говорилось в начале, повышение  тарифов будет продолжаться из-за  неплательщиков, т.к. государство компенсирует расходы за счет увеличения тарифа, хотя и увеличение происходит по федеральным стандартам.

     Для уменьшения роста тарифов в целях определения оценки объективности расчета затрат всех экономических субъектов, чьи товары, продукция, работы и услуги своей стоимостью включаются в формирование тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, была введена обязательная аудиторская экспертиза экономически обоснованных тарифов по соответствующим видам деятельности услуг и ремонтно-эксплуатационного производства в жилье, благоустройстве и дорожно-мостовом хозяйстве, если эта сфера деятельности не регулируется конкурентной средой, а также услуги организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тепло- и электроэнергетики, газоснабжения.

     Элемент регулирования и контроля за ценообразованием, обязательная аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования и обеспечить защиту экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов. 

     3.2. Проект создания методики для понижения уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги  

     При создании контроля и экономического обоснования повышения тарифов  следует выявляет неэффективные  затраты. Так же стараться не допускать  перепродажи услуг на рынке поставляемых жилищно-коммунальных услуг.

     В части тарифной политики следует уделять внимание процедуре утверждения тарифа, которая не должна осуществляться без необходимой экспертной проработки со стороны структур администрации. Отсутствие реальной экспертизы расчетов по утверждаемым тарифам ведет к формализованному контролю за их регулированием. Так же стоит обратить внимание на стандартизацию форм расчетов по обоснованию тарифов разных субъектов естественных монополий.

      Снижать собственные затраты. Применяемые  затратные принципы «плюс прибыль» построения тарифа, не стимулирующие субъектов естественных монополий, должны меняться на новые, основанные на соответствующих индикаторах качества и эффективности деятельности предприятия.

      Не  маловажное внимание стоит уделить  степени информативности расчетов по обоснованию тарифа, позволяющей сопоставлять данные расчетов с данными бухгалтерской отчетности. Для этого в организациях-монополистах следует ввести:

  • совместимые с бухгалтерской отчетностью формы расчетов для утверждения тарифа;
  • графики предоставления необходимых расчетов, адекватные расчетным периодам в бухгалтерском учете, и определить ответственных исполнителей за эту работу.

      Иметь в наличие согласованные планы  регулирования тарифов между субъектами естественных монополий по стоимости своих услуг как в краткосрочном плане, так и на долгосрочные периоды, для возможности ведения бизнес-планирования и бюджетирования на предприятиях.

      В части формирования фактической  себестоимости следует обратить внимание на действующий принцип  построения тарифа, позволяющий включать в затраты услуги различных поставщиков в соответствии с нормативным регулированием в Российской Федерации, экономическая целесообразность которых в то же время вызывает обоснованные сомнения.

Информация о работе Тарифна политика в системе ЖКХ