Налоговая система и фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль фискальной политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Оглавление

Введение............................................................................................................... 3
1. Исторический аспект в налоговых правоотношениях…………………… 5
1.1. Развитие концепции налогообложения……………………………….. 5
2. Фискальная политика и ее инструментарий……………………................. 9
2.1. Понятие фискальной политики……………………………………….. 9
2.2.Инструментарий фискальной политики……………………………….. 10
2.3.Налоги. Функции налогов………………………………………………. 16
2.4.Виды налогов…………………………………………………………….. 17
2.5.Принципы налогообложения……………………………………………. 22
2.6.Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера…………………………... 24
3. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………… 27
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы.. 27
3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ………………………... 30
Заключение………………………………………………………………………... 45
Список используемой литературы………………………………………………. 48
Приложения……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 119.20 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию РФ

Брянский государственный  университет имени академика  И.Г.Петровского

 

 

Социально-экономический  институт

Финансово-экономический  факультет

 

 

Кафедра статистики и экономического анализа

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Налоговая система и фискальная политика»

 

Работу выполнила:

студентка очного отделения

по специальности

«Коммерция (торговое дело)»

курс 1,группа 1

Левша Ирина Леонидовна

 

Руководитель:

доцент 

Зайцева Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2011г.

Содержание

                             

Введение...............................................................................................................  3

1. Исторический аспект в налоговых правоотношениях……………………  5

     1.1. Развитие концепции налогообложения………………………………..  5

2.   Фискальная политика и ее инструментарий…………………….................  9

      2.1.  Понятие фискальной политики………………………………………..  9

      2.2.Инструментарий  фискальной политики………………………………..  10

      2.3.Налоги. Функции  налогов……………………………………………….  16

      2.4.Виды налогов……………………………………………………………..  17

      2.5.Принципы налогообложения…………………………………………….  22

      2.6.Тяжесть налогообложения.  Кривая Лаффера…………………………...  24

3.  Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………………  27

     3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы.. 27

      3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ………………………...  30

Заключение………………………………………………………………………...  45

Список используемой литературы……………………………………………….  48

Приложения………………………………………………………………………...51

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной курсовой работе мне  хотелось бы раскрыть роль фискальной политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая  сфера, в частности, находятся  ещё в неустойчивой стадии формирования.

В прошлом, в течение длительного  времени, экономисты понимали лишь тот  факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках  государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

     Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исторический аспект в налоговых правоотношениях

1.1.Развитие  концепции налогообложения

 

Налоги как таковые возникли еще с древнейших времен. Правда, тогда они назывались иначе. Это  были жертвоприношения, контрибуции, дань. Большая часть древних налогов  имели натуральную форму.

Первым, кто протянул Матфею дружественную  руку, был Спаситель рода человеческого - Иисус Христос. Примечательно, что  тогда современники мытаря Матфея с  удивлением узнали, что и у налогового инспектора может быть человеческое лицо. Мытарь Матфей впоследствии стал учеником Спасителя и написал  замечательную книгу - Евангелие  от Матфея.

Если по временной ветке подняться  вверх мы окажемся в древней Руси. Тогда подати и дань собирали удельные князья. Кто во что горазд. Хорошие князья собирали налоги со своих подданных, не злоупотребляя и не злобствуя, поэтому от плохих народ старался перебежать к хорошим, и не только в Юрьев день.

Хуже русским людям стало  во времена так называемого монголо-татарского ига - с середины XIII по XVI век нашей  эры. Приходилось платить немало налогов: удельным князьям, Великому князю  Руси (получившему из Золотой Орды ярлык на великое княжение), церковную  десятину (10% от доходов), и наконец, дань в саму Золотую Орду. Удивительно, что по оценкам современных историков  размер дани в Золотую Орду не поражал  воображение и составлял примерно 10% от доходов данников. (Примечание: если такую дань считать «игом», то, как следует назвать «льготное  налогообложение» субъектов малого бизнеса в России - только страховые  взносы во внебюджетные фонды чего стоят).

Большим реформатором налоговой системы  стал Петр I. Со своим верным другом Александром Меньшиковым он изобрел  множество больших и малых  налогов, податей и штрафов, которые  были необходимы для пополнения бездонной  российской казны. В те времена в  налоговую систему были введены: гербовый сбор, подушный налог с  извозчиков, налог на соль, налог  на бороды, налог на въезд в стольный город Санкт-Петербург и многие другие. Среди штрафов было много тех, которые не носили налоговый характер и были, по современным меркам, весьма курьезные. Например, за появление на улице, ассамблее или ином присутственном месте в «срамном» виде налагался штраф. Эта штрафная санкция касалась, в основном, женщин, так как кодекс джентльмена тогда еще до России не докатился. (Примечание: женское платье до колен считалось тогда безусловно «срамным»).

Так как многие россияне еще в  те времена не отличались высокой  налоговой культурой сборщикам  податей - мытарям приходилось нередко  прибегать к экзекуциям и ставить  недоимщиков на «правеж» с помощью  батогов (Примечание: батоги - это крепкие  палки примерно 60 см длиной). Мера была очень эффективная и обеспечивала 100%-ную собираемость налогов.

С развитием цивилизации батоги становились менее популярными, даже в России. Однако долговые тюрьмы, в том числе и для недоимщиков  по налогам не пустовали.

Октябрьский переворот 1917 года в России все поставил с ног на голову. После этого переворота была введена  так называемая продразверздка - то есть принудительный отъем продуктов питания и иных товаров для нужд революции и Красной Армии. Налогового инспектора в то время успешно заменял комиссар с маузером и вооруженные чекисты.

Интересным с точки зрения становления  новой налоговой системы в  СССР стал период новой экономической  политики (НЭП). Советская власть, предоставив  временную свободу малому и среднему бизнесу, в короткие сроки накормила  голодную страну, одела ее и обула (в данном случае без кавычек). В  Советскую Россию хлынул иностранный  капитал, экономика в стране стала  удивительно быстро восстанавливаться. И вот тут-то возникла потребность  в квалифицированных финансовых (налоговых) работниках. И надо сказать  они нашлись и со своей задачей  справились неплохо. Свидетельством тому может служить известное стихотворение  пролетарского поэта Владимира  Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». Похоже, что в те времена  финансовые органы крепко «достали»  выдающегося поэта. Свидетельством тому являются следующие строчки: «В ряду имеющих лабазы и угодья и я обложен и должен караться. Вы требуете с меня пятьсот в полугодие и двадцать пять за неподачу деклараций.»

Писатели и поэты, как лица «свободной профессии», облагались в то время  налогом наравне с кустарями - ремесленниками и торговцами. Однако торговцы - так называемые «непманы» могли резко снизить свою налоговую базу, предъявив документально подтвержденные расходы. Что они и делали грамотно и без труда. Поэту же предъявить что-либо в расходы было весьма затруднительно. А платить тысячу рублей налога в год (побольше, чем иные «непманы») было довольно обидно. Да еще за несвоевременную подачу деклараций взыскивалось 5% от суммы налога. Любопытно, что тогда и сейчас имеет место полная преемственность в налоговых санкциях за непредставление в установленный срок налоговой декларации - те же 5% [18,с.49].

Во времена «развитого социализма»  в СССР деятельность налоговых (финансовых) органов предельно упростилась. Экономика страны была централизована, прозрачна и малоэффективна. Желающих экспериментировать с уклонением от уплаты налогов на государственном уровне было мало. Это и понятно, так как тогда за крупные хищения государственных средств (от 5000 руб. и больше) могли легко приговорить к высшей мере наказания. И тут не помог бы ни Совет Европы, ни либеральный лорд Джад, ни Папа Римский. Советские руководители тогда не понимали что такое политкорректность.

Острая потребность в эффективных  налоговых органах в России возникла с переходом от «развитого социализма»  к плохо развитому капитализму  в начале «лихих» 90-тых. Многие российские предприниматели по причине низкой налоговой культуры посчитали, что  предоставленная им экономическая  свобода дает им право на злостное уклонение от уплаты налогов. Однако налоговые органы России (20-летие  образования которых отмечалось 21 ноября 2010 года) уже тогда сумели таким горе-бизнесменам объяснить, что они неправы.

Ярким примером к этому является небезызвестный «сиделец» Ходорковский. На вопрос о том, справедливо ли осужден  Михаил Ходорковский национальный лидер  Владимир Путин ответил, приведя  слова Глеба Жеглова о том, что «вор должен сидеть в тюрьме». Ходорковскому вменяется в вину мошенничество и достаточно солидное хищение на многие миллиарды рублей.

У нас принято во всем ориентироваться  на передовые страны Запада. Например, г-н Мэдофф недавно в США получил за аналогичное преступление совсем нехилый срок - 150 лет лишения свободы. А еще раньше в 20-е годы прошлого века во времена так называемого «сухого закона» в Америке известный гангстер Аль Капоне, которого никак не могли «повязать» и привлечь к ответственности за многочисленные убийства и прочие кровавые преступления, «погорел» на элементарной неуплате налогов. В итоге он был осужден, сроки наказание ему добавлялись несколько раз, и в конечном итоге он умер в тюрьме.

 

2.Фискальная политика и ее инструментарий

2.1. Понятие фискальной политики

 

Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению. Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений. Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями. Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.

Информация о работе Налоговая система и фискальная политика