Эффективное налогообложение,
возможно, обеспечить путем гармоничного
сочетания выбранного налогового механизма
с целями и задачами, которые ставит
перед собой государство при
управлении экономикой страны. [3,с.48]
Эффективность налогообложения
определяется соотношением налоговых
поступлений в бюджеты с общими
затратами на сбор налогов, в том
числе и в отношении к каждому
конкретному налогу. Эффективность
налогообложения заключается в
следующем:
- для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
- для хозяйствующих субъектов - в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;
- для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги. [4,с.48]
Доходы федерального бюджета
за январь-март 2009 года, по предварительным
данным Минфина России, составили 1 729,9
млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п.
ВВП ниже величины за аналогичный период
2008 года.
Общий объем налоговых
и других платежей, администрируемых
ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в
2009 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует
показателю доходов, администрируемых
ФНС России, в процентах ВВП в 2008 году.
Доходы, администрируемые ФТС России,
поступили по итогам января-марта 2009 года
в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3%
ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые
другими администраторами, за отчетный
период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей,
или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).
Поступление доходов в
январе-марте составило 25,8% от объема
доходов федерального бюджета, учтенного
при разработке поправок в закон
о федеральном бюджете на 2009 год
и плановый период 2010 и 2011 годов. К
наиболее существенным факторам, оказавшим
негативное влияние на доходы федерального
бюджета, прежде всего, относится падение
мировых цен на энергоносители на
фоне снижения физобъемов добычи и экспорта
нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте
2009 года снизилась более чем в 2 раза по
сравнению с аналогичным показателем
прошлого года и составила 43,0 доллара
за баррель. Наряду с этим произошло существенное
снижение импорта. Налоговые реформы,
связанные со снижением налоговой нагрузки,
в частности, сокращение федеральной ставки
налога на прибыль, вступившие в силу в
2009 году также способствовали сокращению
доходов федерального бюджета в первом
квартале 2009 года (см. прил. 1). [5,с.48]
С учетом исполнения бюджета по доходам
и расходам дефицит федерального
бюджета в январе-марте 2009 года составил
-50,5 млрд. рублей или -0,6% ВВП (в аналогичном
периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей
или 6,7% ВВП).
В январе-марте 2009 значительный объем
поступлений, согласно предварительным
данным Минфина России, обеспечили
«другие федеральные органы» - 340,7
млрд. рублей, что составляет 19,7% от
общего объема доходов, поступивших
за этот период. Основную их часть составляет
процентный доход за пользование
денежными средствами, размещенными
на счетах в иностранной валюте,
открытых в Центральном Банке
Российской Федерации для учета
средств Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния, в
сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно.
Без учета указанных средств,
поступление доходов по прочим администраторам
в январе-марте 2009 года составили 69,6
млрд. рублей, что ниже доходов за
январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.
При формировании проекта бюджета
учитывалось налоговое законодательство,
действующее на момент составления
проекта бюджета, а также одобренные
основные направления налоговой
политики, предусматривающие внесение
изменений и дополнений в законодательство
Российской Федерации о налогах
и сборах. [4,с.48]
Налоговый механизм является наиболее
действенным и эффективным рычагом
государственного регулирования. От того,
насколько эффективной будет налоговая
система государства, зависит и эффективность
функционирования страны и народного
хозяйства в целом.
3.2. Перспективы развития налоговой системы
РФ
Одним из важнейших направлений налоговой
политики в долгосрочной перспективе является
поддержание такого уровня налоговой
нагрузки, который, с одной стороны, не создает
препятствий для устойчивого экономического
роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям
в бюджетных доходах для предоставления
важнейших государственных услуг. Такой
приоритет определен в Концепции долгосрочного
социально-экономического развития РФ
на период до 2020 года, которая была разработана
Минэкономразвития и одобрена Распоряжением
Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней
определено, что основным стратегическим
направлением в сфере налоговой политики
является усиление стимулирующего влияния
налоговой системы на развитие экономики
при одновременном выполнении фискальной
функции.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному
Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике
в 2010-2012 годах» определено, что налоговая
политика должна быть нацелена на решение
двух основных задач - модернизацию российской
экономики и обеспечение необходимого
уровня доходов бюджетной системы. В трехлетней
перспективе приоритеты Правительства
РФ в области налоговой политики составлены
с учетом преемственности ранее поставленных
базовых целей и задач и направлены на создание
эффективной налоговой системы, сохранение
сложившегося к настоящему моменту налогового
бремени.
Одним из наиболее значимых предложений
по изменению налогового законодательства
является отмена единого социального
налога (ЕСН). В связи с принятыми решениями
о проведении пенсионной реформы начиная
с 1 января 2010 года, ЕСН будет заменен страховыми
взносами на обязательное пенсионное страхование,
обязательное медицинское страхование
и обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством.
Помимо этого планируется внесение
изменений в действующее законодательство
о налогах и сборах по следующим направлениям.
Налог на прибыль организаций: В среднесрочной перспективе должны
быть приняты дополнительные меры в области
совершенствования налогообложения прибыли,
а именно [6,с.48]
в рамках проведения амортизационной политики предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп;
требуют изменений нормы, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний;
требует решения вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
требуется установить в НК правила налогообложения налогом на прибыль организаций операций с ценными бумагами, в частности: правила определения налоговой базы при совершении договоров займа; правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком; правила налогообложения с операциями РЕПО;
предлагается разработать подходы к решению отдельных вопросов налогообложения налогом на прибыль организаций розничной и мелкооптовой торговли. В частности, предполагается: установить общий предельный размер товарных потерь, возникающих при оказании услуг в области розничной торговли; предоставить возможность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль для организаций торговли с открытым доступом покупателей к товарам на сумму товарных потерь от недостачи товаров по неустановленным причинам, выявленных по результатам инвентаризации;
планируется усовершенствовать механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов. Предлагается исключить норму (п. 5 ст. 261 НК), в соответствии с которой налогоплательщики не включают в состав расходов для целей налогообложения расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов;
необходимо уточнить порядок налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК);
в рамках сближения бухгалтерского и налогового учета предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте.
Совершенствование НДС: В плановом периоде предполагается продолжить
работу по совершенствованию НДС, с тем,
чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее
важных источников доходов бюджета, не являлся
слишком обременительным для налогоплательщиков
с точки зрения администрирования. По совершенствованию
налогового законодательства предлагается
решить следующие проблемы [6,с.48]
необходимо продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки;
необходимо уточнить порядок ведения раздельного учета для целей НДС организациями, осуществляющими клиринговую деятельность (клиринговыми организациями) на рынке ценных бумаг, деятельность по определению (сверке) обязательств из заключаемых на биржах (организаторах торговли) гражданско-правовых договоров, предметом которых является товар или иностранная валюта, финансовых инструментов срочных сделок, а также обеспечению и (или) контролю их исполнения;
целесообразно внесение изменений в порядок оформления счетов-фактур, а также решение вопроса о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов;
требуется разработать порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов, налоговых органов, операторов электронного документооборота счетов-фактур в рамках электронного документооборота счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи.
Совершенствование акцизного
налогообложения: В ближайшее время планируется
внести ряд поправок, направленных на уточнение
действующего порядка налогообложения
с целью повышения его эффективности, а именно:
установить единую дату уплаты акцизов по всем видам подакцизных товаров - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем;
уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти;
уточнить нормы, регламентирующие представление банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками реализации подакцизных товаров на экспорт;
уточнить порядок возмещения (путем зачета или возврата) суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, а также порядок возмещения акцизов (подтверждения правомерности освобождения от уплаты акцизов) при экспорте подакцизных товаров;
осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации.
Налог на доходы физических
лиц: В плановом периоде в порядок
налогообложения доходов физических лиц
(НДФЛ) предполагается внести следующие
изменения:
предполагается упрощение порядка заполнения налоговой декларации;
в целях соответствия текущей экономической ситуации требуется индексация предельных размеров суточных, облагаемых НДФЛ, в соответствии с прогнозным значением инфляции, а также курса рубля к основным мировым валютам;
в среднесрочной перспективе необходимо уточнить определение налогового резидентства физических лиц, целесообразно предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица;
в рамках концепции создания в РФ международного финансового центра предполагается внести целый ряд изменений в законодательство о налогах и сборах в части уплаты НДФЛ, направленных на оптимизацию порядка налогообложения при совершении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, в частности:
введение налогового вычета в размере до 1 млн рублей при реализации ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, при условии, что указанные ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика более 1 года;
введение
возможности переноса на будущее убытков
физических лиц, полученных в результате
совершения операций с ценными бумагами;
закрепление в НК порядка налогообложения физических лиц при осуществлении ими сделок РЕПО и осуществлении займа ценными бумагами (по аналогии с организациями);