Единая тарифная система в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерция, составным элементом которой является материально-техническое обеспечение.
Организация закупок материально-технических ресурсов оказывает влияние на деятельность предприятия: качество производимой продукции; производительность труда, себестоимость продукции, прибыль.
В условиях ры

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.docx

— 66.20 Кб (Скачать)

Введение

 

На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерция, составным элементом которой является материально-техническое обеспечение.

Организация закупок материально-технических ресурсов оказывает влияние на деятельность предприятия: качество производимой продукции; производительность труда, себестоимость продукции, прибыль.

В условиях рыночных отношений потребности в материально-технических ресурсах служба снабжения должна определять на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей. Только производственные подразделения могут узнать: что, где и к какому времени требуется. Однако служба материально-технического обеспечения должна проверять заказы производства с точки зрения заказанных материалов техническим условиям, и кроме того, с учетом имеющихся запасов.

Деятельность службы материально-технического обеспечения не ограничивается только этой деятельностью. Следовательно, актуальным вопросом является изучение функций службы материально-технического обеспечения, ее влияние на экономические показатели деятельности предприятия.

Переход предприятий к организации производственно-хозяйственной деятельности на принципах маркетинга должен сопровождаться изменениями организационной структуры управления, характера работы, стиля мышления хозяйственного руководства. В условиях централизованного планирования производства и распределения продукции, когда товарно-денежные отношения в РФ играли формальную роль, коммерческие службы предприятия, в том числе и служба материально-технического обеспечения имела второстепенное значение. При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло. В связи с этим, актуальным вопросом является организация службы материально-технического обеспечения предприятия на современном этапе.

Работа коммерческих служб предприятия оценивается с помощью различных показателей. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому деятельность служб предприятия, в том числе служба материально-технического обеспечения должна быть нацелена на конечный финансовый результат - прибыль.

Закупка материальных ресурсов должна базироваться на маркетинговых исследованиях. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на доставку материальных ресурсов, возможности эффективных замен одних материалов на другие.

Повышенное внимание уделяется возможностям улучшения структуры потребляемых сырья и материалов. Особенно актуальным является использование новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупках материальных ресурсов, развитие и увеличение объема услуг по завозу, складированию, складской обработке, предоставлению предприятиям информации в взаимодействии с транспортными организациями, способах перевозки закупаемых материальных ресурсов и других логистических услуг.

В связи с этим необходимо уделить особое внимание содержанию коммерческой деятельности при закупке материальных ресурсов на предприятии.

Область изучения вопросов организации коммерческой деятельности по закупке материальных ресурсов достаточно емкая, представляет практический интерес.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

1. Роль и значение материально-технического снабжения в рыночных условиях     

В рыночных условиях материально-техническое  обеспечение производства осуществляется преимущественно на основе свободной  купли-продажи материальных ресурсов с использованием механизма оптовой  торговли.     

Оптовая торговля — это способ реализации продукции (товаров) в больших количествах (оптом) для обеспечения производственного потребления или с целью последующей перепродажи. Оптовая торговля организуется по прямым договорам между изготовителями и потребителями, а также по договорам с посредниками. Преимущества ее заключаются в следующем: упрощается схема материально-технического снабжения, вместо нескольких звеньев остается только «потребитель-изготовитель»; для потребителя появляется возможность выбора лучшей продукции, по более низким ценам и наиболее надежных поставщиков; существенно сокращаются сроки выполнения заказа и получения ресурсов; оптимизируются размеры и структура запасов товарно-материальных ценностей; предприятия избавляются от сверхнормативных запасов ресурсов, что благоприятно сказывается на их экономическом положении; можно получить объективную информацию о рынках, товарах, конкурентах, ценовой политике.      

Материально-техническое обеспечение через систему оптовой торговли имеет следующие организационные формы: прямые договора между производителями и потребителями. Применяются при  условии регулярного стабильного  потребления ресурсов в объемах, соответствующих транзитным нормам поставки. Характерны для продукции производственно-технического назначения; по  договорам с посредниками; применяются, когда заказывается незначительное количество продукции, ниже транзитных норм поставки; через фирменные магазины предприятий; комиссионная  торговля излишним для предприятия  сырьем и материалами через специально организованные в регионах комиссионные магазины; ярмарочная  торговля на оптовых ярмарках с участием заинтересованных предприятий.      

Выполняя функции снабжения, предприятие  взаимодействует с многочисленными предприятиями и организациям, что требует финансового и  правового обеспечения. Поэтому  коммерческая деятельность включает работу финансовой и юридической службы предприятия, а также транспортное обслуживание поставок.     

Снабжение и сбыт осуществляется на внутреннем и внешнем рынках. Работа на внешнем  рынке требует соблюдения мировых стандартов, которые устанавливают единый подход к договорным условиям, регламентирующим отношения между покупателями продукции и ее поставщиками. 

Современное производство потребляет большое количество разнообразных видов материально-технических  ресурсов. Внедрение автоматизированного  управления материальными ресурсами  привело к созданию научно-обоснованной системы их классификации и кодирования, на основании которой разработан единый классификатор продукции. Его  применение облегчает оперативное  заключение договоров, контроль за поставками, прием материалов, их хранение.[2] 
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

2. Расчет потребности в сырье и материалах на предприятии     

Классификация материалов служит отправной точкой для нормирования расхода материалов по каждой позиции номенклатуры. В  свою очередь нормы расхода материалов закладывают основу для определения  потребности в материалах на изготовление единицы продукции с последующим  составлением плана снабжения предприятия, расчета себестоимости продукции, выработки стратегии экономного использования материальных ресурсов.      

Под нормой расхода материала следует понимать достаточное и необходимое его количество для изготовления единицы продукции. Иными словами, норма расхода материала — это определенная мера затрат, которая отражает не сложившуюся ситуацию в производстве продукции, а дает ориентир, придает целенаправленный характер в совершенствовании производства, техники, технологии, вида, фасона выпускаемой продукции. В практике нормирования расхода материалов нашли применение следующие методы установления норм: расчетный и графо-аналитический. Расчетный метод основан на подетальном расчете расхода материалов по чертежам и в целом по технологической документации; графо-аналитичсский метод заключается в сопоставлении фактических расходов материалов и данных протоколов, отражающих количество израсходованного материала при изготовлении опытных образцов с последующим графическим представлением и анализом с применением специальных электронных программ.     

В современной практике обоснования  плана материально-технического обеспечения  при нормировании материальных ресурсов используются расчетно-аналитический, опытный и статистический методы. Наиболее прогрессивный — расчетно-аналитический. Он основывается на использовании передовой  технической и экономической  документации — чертежей, технических  карт, плана организационно-технических  мероприятий. Опытный метод предполагает установление норм на основе данных замера, опыта в лабораторных и производственных условиях. При статистическом методе нормы расхода определяют на основе среднестатистических данных о расходах материалов за прошлый период.     

Нормы расхода материальных ресурсов разрабатываются, как правило, на предприятиях в специализированном и укрупненном ассортименте. Ответственность  за них возлагается на главных  инженеров и главных технологов. При нормировании устанавливается  структура нормы — ее состав и  соотношение отдельных элементов. Большинство норм расхода Нр включают: полезный расход материалов (чистый вес изделия) Рп; неизбежные технологические отходы (стружка, угар) Отех; потери, обусловленные нарушением технологии производства и хранения П:     

Нр = Рп + Отех + П     

Нормы расхода дифференцируются: по периоду  действия — на годовые и перспективные; по степени детализации номенклатуры материальных ресурсов — на сводные  и специфицированные; по масштабу действия — на индивидуальные и групповые.     

Разрабатывая  нормы расхода материалов, следует  учитывать не только так называемый полезный расход материала, но и невозвратные потери и неутилизируемые отходы, обусловленные несовершенством технологии, организационными причинами, низкой квалификацией работающих.      

Качество  установленных норм можно оценить  следующими показателями: удельный вес  отходов производства путем сопоставления  массы изделия до обработки и  после, коэффициент использования  материала по детали и изделию  в целом, процент выхода годных изделий.     

Разработанные нормы расхода материалов фиксируются  в специальных документах по расходу  материалов: в картах подетальных норм расхода материалов, в картах раскроя материалов и в ведомостях сводных норм расхода материалов на изделие. Кроме этих документов отдельно разрабатывается форма извещения об изменении норм расхода материалов и правила их ввода в технологический процесс.    

Снабженческая деятельность переплетается с другими  видами деятельности предприятия. Наиболее существенны ее связи с маркетингом, планированием производства и финансовой службой. Часто цели этих служб могут  не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального  потока, проходящего через предприятие. В связи с этим целесообразно  выделение специальной логистической службы, которая бы управляла материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.     

Под логистикой обычно понимают направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сфере производства и обращения.      

Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и  нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и  материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения  готовой продукции до потребителя  в соответствии с интересами и  требованиями последнего, а также  передаче, хранении и обработке соответствующей  информации.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Договор поставки     

Поставляется  продукция по договорам, которые служат документом, определяющим права и обязанности сторон.    

В договорах указываются наименование продукции, количество, ассортимент, комплектность, качество и сортность продукции с указанием стандартов и технических условий, требования к упаковке и таре, сроки поставки продукции, общий срок действия договора, цена на поставляемую продукцию и общая ее стоимость, условия оплаты, предусматривается ответственность сторон за соблюдение условий договоров. После заключения договоров отделы снабжения предприятий должны обеспечить своевременное и комплектное получение материалов, их количественную и качественную приемку, правильное хранение на складах предприятия. Оперативная работа по завозу материалов осуществляется на основе месячных планов, в которых указываются календарные сроки и объемы поставок по важнейшим видам материальных ресурсов. Копии таких планов передаются на соответствующие склады и используются ими для организации подготовительных работ.    

Существует  два варианта организации завоза материальных ресурсов: самовывоз и централизованная доставка.    

Самовывоз характеризуется отсутствием единого органа, обеспечивающего оптимальное использование транспорта. Предприятие самостоятельно договаривается с транспортными организациями, не предъявляет жестких требований к типам используемого транспорта — главное вывезти материальные ресурсы. При этом применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, как правило, не согласованные между собой. Отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары, часто отсутствуют условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки материальных ресурсов.    

При централизованной доставке предприятие-поставщик и предприятие-получатель создают единый орган, цель которого оптимизировать совокупный материальный поток. Для этого разрабатываются схемы завоза продукции, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза продукции; создается парк специализированных автомобилей и выполняется ряд других мероприятий.     

Информация о работе Единая тарифная система в условиях рынка