Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:45, реферат
Цель настоящей работы заключается в анализе проблемы участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. определить понятие, принципы и особенности размещения заказов для государственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства;
2. рассмотреть способы размещения заказов для государственных и муниципальных;
3. анализировать существующие проблемы участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для муниципальных нужд, а также найти пути решения указанных проблем.
Введение 3
1. Понятие, принципы и особенности размещения заказов для государственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства 4
2. Способы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд 7
3. Проблема участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для муниципальных нужд 9
Заключение 14
Список использованных источников 15
Аукцион - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.
Аукцион может быть открытым и закрытым. Закрытый аукцион проводится в том же случае, что и закрытый конкурс - размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.
В целом аукцион проводится при функционирующем рынке, в случаях, когда товары, работы и услуги можно сравнивать только по их ценам. Перечень товаров, работ, услуг, при которых проводится аукцион, установлен постановлением Правительства Российской Федерации №236-Р. Не допускается проведение конкурса, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни. До утверждения Правительством Российской Федерации такого перечня решение о форме торгов принимается заказчиком самостоятельно с учетом положений Закона. [13]
Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа регулируются статьей 15 Закона. [1]
В соответствии с указанной статьей государственные и муниципальные заказчики обязаны от 10 до 20 процентов общего годового объема поставок, товаров, выполнения работ, оказания услуг размещать у субъектов малого предпринимательства. Указанный диапазон квоты государственный контрактов не применяется в случае размещения заказа для нужд обороны страны и безопасности государства.
Этой же статьей регулируются начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа. Ранее эта цена варьировалась в пределах от 2 (в случае оказания услуг) до 3 млн. рублей (в случае поставки товаров, выполнения работ). С 2009 года Постановлением Правительства РФ размер лотов для субъектов малого предпринимательства был увеличен в пять раз с 3 млн. до 15 млн. рублей.
Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ. В 2009 году данный перечень был существенно расширен, в него был включен широкий перечень дополнительных позиций. [18]
Тем не менее несмотря на отмеченные благоприятные тенденции в части поддержки малого предпринимательства посредством государственного заказа, существуют вопросы, которые на данный момент остаются без ответа.
1) Отсутствие эффективного контроля за выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства. Как уже было сказано, существует определенная квота по размещению государственных и муниципальных заказов у субъектов малого предпринимательства. В прошлых периодах указанное требование, как правило, редко соблюдалась, что зачастую обуславливалось отсутствием каких-либо санкций за ее несоблюдение. Административная ответственность за нарушение квоты была введена лишь в середине 2009 года. При этом можно констатировать, что практика применения мер ответственности по отношению к "недобросовестным заказчикам", не соблюдающим квоту, пока не сложилась. По некоторым оценкам, доля стоимости государственных контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, не превышает в 2009 году 2% (причем федеральные заказчики заключили с малыми предприятиями контрактов в стоимостном выражении не более 1% всех контрактов), а доля участия малых предприятий в аукционах - не больше 11%. Несоблюдение законодательно закрепленной квоты снижает действенность государственной поддержки малых предприятий через государственный и муниципальный заказ.
2) Вопрос статистического учета доли малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе. Данный вопрос фактически является смежным с предыдущим вопросом. Существующая система статистического учета (форма отчетности "1-торги") не позволяет более-менее достоверно оценить реальный вес малого бизнеса в государственном и муниципальном заказе. По мнению экспертов, статистическая форма наблюдений "1-торги" дает ответы лишь на три из восьми вопросов, связанных с участием субъектов малого предпринимательства в госзаказе, и то весьма неполно2. В связи с этим порядок расчета объема заказов, который следует разместить у субъектов малого предпринимательства, определен нечетко. Сложившаяся ситуация позволяет заказчикам манипулировать квотой заказов, предназначенных для размещения у субъектов малого предпринимательства.
3) Сложности с официальным подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" устанавливает критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого предпринимательства. Однако заказчики в большинстве случаев не имеют возможности проверить участников размещения заказа на предмет соответствия этим требованиям3. Основной проблемой здесь является отсутствие официального порядка подтверждения информации о статусе субъекта малого предпринимательства в законодательстве о размещении заказов. Такая ситуация увеличивает вероятность возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков. [20]
4) Недостаточный уровень использования государственного заказа для поддержки малого предпринимательства. В настоящее время наблюдается значительный рост объема закупок для государственных нужд. За период 2000-2007 гг. он вырос почти в 9 раз. Сейчас объем государственного заказа составляет порядка 9% ВВП. При этом сфера применения государственного заказа не распространяется на государственные компании и государственные корпорации, в которых действуют внутрикорпоративные правила размещения заказов. В то же время объемы закупок у них составляют значительную величину. Так, например, объемы заказов Газпрома, РЖД и Сбербанка вместе взятых превышают 10% ВВП, а объемы заказов у государственных корпораций - 2% ВВП4. Распространение действия Федерального закона № 94-ФЗ на государственные компании и корпорации позволит расширить сферу применения государственного заказа (а следовательно и возможности участия в государственном заказе малых предприятий) до 15-20% ВВП.
Потенциал поддержки малых предприятий также снижается по причине отсутствия механизмов привлечения субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей у крупных исполнителей государственных и муниципальных контрактов.
5) Невысокий уровень осведомленности и низкий уровень доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу. Как показывает практика, предприниматели могут ничего не знать о госзаказе, а если знать, то не верить в возможность выигрыша. Участие в торгах может ассоциироваться у малых предприятий с большими сложностями и даже с усилением контроля за деятельностью компании. Многие предприниматели не участвуют в конкурсных процедурах, поскольку не верят, что они проводятся честно. [21]
В международной практике получили распространение самые разнообразные подходы к расширению участия малого бизнеса в выполнении государственных заказов. В частности, государство может привлекать малые предприятия к выполнению государственных заказов путем:
1) установления императивного требования для крупных поставщиков привлекать малые предприятия на условиях субконтрактации и субподряда;
2) организации специальных торгов для объединений малых предприятий либо объединений крупных и малых предприятий;
3) квотирования части государственного заказа для малого бизнес;
4) выделения в сложной составной продукции простых частей и размещение заказов на эти простые части среди субъектов малого предпринимательства.
Особое внимание в зарубежных странах уделяется широкому использованию механизмов субподряда, развитию практики "прощенного" государственного заказа для малых предприятий. Так, например, в США при заключении контракта с государством на сумму свыше 50 тыс. долларов генеральный подрядчик обязан передавать в порядке промышленной или научно-технической кооперации часть заказа по субподряду: в договорах с генеральными подрядчиками документально фиксируется процент стоимости контракта, выделяемого для малого бизнеса. [6]
Программы поддержки малого бизнеса через государственный заказ также предусматривают широкое информационное обеспечение малых предприятий, внедрение информационных технологий участия малого предпринимательства в размещении заказов.
Ученые в рамках решения указанных проблем предлагаю разного рода решения.
С целью улучшения доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам предлагается осуществить следующие меры:
1. Рассмотреть возможность увеличения квоты заказов, размещаемых у малых предприятий, с 10 до 30%.
2. Усовершенствовать статистические формы отчетности, используемые для количественной оценки участия предприятия в закупках, а также разработать порядок расчета квотируемого объема заказа.
3. Проработать вопрос о дальнейшем ужесточении мер ответственности за нарушение квоты по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства. В частности, предлагается предусмотреть уголовное наказание за неоднократное нарушение данной квоты, для чего необходимо внести изменения в Уголовный кодекс.
4. Разработать механизм подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства.
5. Распространить сферу действия Федерального закона 94-ФЗ на заказы государственных компаний и государственных корпораций, обеспечить доступ субъектов малого предпринимательства к получению таких заказов.
6. Проработать вопрос о применении к победителям торгов требований по привлечению субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей по государственным и муниципальным контрактам. [18]
7. Расширить информационно-консультационную поддержку предприятий - потенциальных участников закупок.
В частности, предлагается:
1) осуществлять активную пропаганду государственного заказа в федеральных СМИ;
2) разрабатывать специальные рекомендации малым предприятиям по участию в торгах;
3) формировать реестры "лучших практик" участия малых предприятий в государственных и муниципальных закупках. [20]
8. Организовать систему мониторинга размещения заказов у субъектов малого предпринимательства с участием представителей бизнес-ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей. [21]
Перспективным направлением в этой связи может стать разработка и формирование общероссийских и региональных рейтингов, оценивающие деятельность заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства.
Итак, размещение государственных и муниципальных заказов на малых предприятиях не только политически выгодный лозунг. Государственные закупки у малых предприятий являются элементом национальной политики и значительным источником материального обеспечения нужд социально-экономического развития регионов и местных органов власти Российской Федерации. В то же время это одна из важнейших составляющих развития рыночных отношений по всей территории России, которая способна обеспечить как создание новых рабочих мест, так и поддержание занятости, снижение социальной напряженности и многое другое.
Однако на практике при реализации требований статьи 15 "Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа" Закона [1] государственные заказчики, а также сами субъекты малого предпринимательства сталкиваются с рядом проблем.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства включает многочисленные виды практической деятельности. Целью этой политики является поддержка небольших предприятий, которые не обладают достаточными ресурсами для работы на обычных конкурентных рынках в силу ограниченности финансовых, материально-технических и производственных возможностей. Одно из направлений политики - привлечение малого предпринимательства к выполнению государственных и муниципальных контрактов. Это подразумевает, что при размещении государственных (муниципальных) контрактов на поставки товаров, выполнения работ или оказание услуг на конкурсах или иными предусмотренными законами способами органы государственной власти (местного самоуправления) используют специальные мероприятия, которые позволяют малому бизнесу получать государственные (муниципальные) контракты или подключаться к их выполнению на последующих этапах.
Однако, в действительности, данное направление государственной политики реализуется недостаточно эффективно: в 2002-2006 годах объем государственного (муниципального) заказа, переданного малому предпринимательству, составлял в среднем 7% от общего объема размещенного заказа.
Очевидно, что эта ситуация вряд ли может быть признана удовлетворительной. Возможности малого бизнеса по поставкам товаров (выполнению работ, оказанию услуг) существенно выше. Однако их недостаточное привлечение к выполнению государственных и муниципальных заказов связано со множеством причин, среди которых можно назвать и недостаточный опыт органов государственного управления и местного самоуправления при проведении закупок, а также недостаточный опыт и, в некоторой степени, пассивность субъектов малого бизнеса в истребовании причитающихся согласно действующему законодательству льгот; и несовершенство действующего законодательства в области государственных и муниципальных закупок; и отсутствие практических механизмов обеспечения участия малого предпринимательства в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд.
В настоящий момент в нашей стране делаются определенные шаги по развитию системы поддержки субъектов малого предпринимательства при размещении государственных и муниципальных заказов. Но отдельные моменты законодательства в этой сфере целесообразно усовершенствовать, чтобы максимально облегчить их правоприменение заказчиками и реализацию своих прав участниками - субъектами малого предпринимательства.
1. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 05.05.2010 N 78-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС "Консультант плюс"
2. Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственных заказов / В.Е. Белов // Право и экономика. - 2005. - № 2. - С. 19-24.
3. О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя: указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.2007 № 9757) [Электронный ресурс] / СПС "Консультант плюс"
4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24 февраля 2010 г. N 17-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС "Консультант плюс"
5. Моклаков А.А. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: комментарий к новому закону // Право и экономика. - 2005. - № 11. - С.11-15.