Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:45, реферат
Цель настоящей работы заключается в анализе проблемы участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. определить понятие, принципы и особенности размещения заказов для государственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства;
2. рассмотреть способы размещения заказов для государственных и муниципальных;
3. анализировать существующие проблемы участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для муниципальных нужд, а также найти пути решения указанных проблем.
Введение 3
1. Понятие, принципы и особенности размещения заказов для государственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства 4
2. Способы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд 7
3. Проблема участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для муниципальных нужд 9
Заключение 14
Список использованных источников 15
Итоговая работа
по программе:
«Управление государственными и муниципальными заказами»
на тему:
«Специфика участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд»
Москва - 2010
Содержание
Введение
1. Понятие, принципы и особенности размещения заказов для государственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства
2. Способы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд
3. Проблема участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для муниципальных нужд
Заключение
Список использованных источников
Данная работа посвящена проблеме участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Уже стал общим местом тезис о том, что основополагающей функцией государственного и муниципального заказа является стимулирующая функция. Через заказ стимулируются определенные отрасли хозяйства, обеспечивается проведение научных разработок в индустрии высоких технологий, внедряются новые технологии в наукоемких отраслях, обеспечивается ценовая политика и управление материальными потоками, а также создаются новые рынки. Во многих странах государственные и муниципальные заказы используются как средство поддержки малого предпринимательства. В этом состоит актуальность темы данной работы.
Данный вопрос в литературе достаточно популярен, примером ученых, исследовавших данный вопрос могут быть Белов В.Е., Моклаков А.А., Воробьева О.М., Сокол П.В. и т.д.
Нормативной базой данной работы являются Федеральный закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ и т.д.
Цель настоящей работы заключается в анализе проблемы участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. определить Понятие, принципы и особенности размещения заказов для государственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства;
2. рассмотреть способы размещения заказов для государственных и муниципальных;
3. анализировать существующие проблемы участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для муниципальных нужд, а также найти пути решения указанных проблем.
Методологической основой работы является системный, сравнительно-правовой, а также метод обобщения.
В соответствии со ст.5 Федерального закон РФ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (далее - Закон) [1] под размещением заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд.
Существует несколько определений к понятию государственный заказ:
1. государственный заказ - выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство;
2. государственный заказ - совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета;
3. государственный заказ - предложение, даваемое уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику о поставке товаров, работ, услуг для федеральных и региональных государственных нужд.
Под муниципальным заказом, в свою очередь, понимают заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. [2]
Участниками отношений по размещению заказов для публичных нужд выступают: государственные и муниципальные заказчики, уполномоченные органы, комиссия по размещению заказов, участники размещения заказов, а в некоторых случаях - специализированные организации.
Государственные и муниципальные заказчики - органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, Специализированные организации - юридические лица, привлекаемые для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов. Эти организации действуют от имени и в интересах заказчиков, соответственно права и обязанности по этим действиям возникают лишь у заказчиков или уполномоченных органов. Ответственность за деятельность специализированных организаций солидарно несут заказчики и уполномоченные организации [1].
Основу системы удовлетворения государственных нужд с помощью конкурсных процедур составляют определенные принципы, которые можно разделить на две группы.
Первую группу принципов составляют так называемые “свойства торгов”, т.е. без них будет под вопросом само существование конкурсной системы.
а) Прозрачность (гласность) подразумевает широкую доступность информации об объявлении торгов, об их ходе и результатах, о нормативно - правовой базе закупок.
б) Равенство (справедливость) подразумевает, что условия проведения конкурсов, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников они одинаковы. Кроме того, эти условия не должны меняться в ходе непосредственного проведения торгов. Категорическим требованием является недопущение дискриминационных мер в отношении к какому-либо из участников. Также подразумевается правовое равенство заказчика и поставщиков.
в) Ответственность означает взаимное выполнение обязательств сторонами друг перед другом при осуществлении закупки, а также законность и цивилизованность построения договорных отношений.
Вторая группа принципов связана с затратами (издержками), возникающими в ходе конкурсного размещения заказов и выполнения других процедур, связанных с государственными закупками. Используя данные принципы, можно оценить правильность организации закупок.
а) Экономичность означает, что затраты на организацию и проведение конкурсных торгов, при соблюдении необходимых норм и процедур, включая безусловное обеспечение гласности, равенства и ответственности, должны быть минимально возможными. Особо следует подчеркнуть, что снижение затрат должно происходить за счет улучшения управления организацией и проведением торгов.
б) Эффективность является основным критерием результативности проведения закупок.
Для субъектов малого предпринимательства помимо основных условий, указанных в законе, имеются некоторые льготы и условия для участия в закупках для государственных или муниципальных нужд.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение не менее 10% заказов у субъектов малого предпринимательства. В отношении государственных заказчиков в случае размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства, а также в отношении муниципальных заказчиков такой обязанности не установлено. Перечень соответствующих товаров и их предельная цена устанавливаются постановлением Правительства РФ. В таких торгах могут участвовать исключительно субъекты малого предпринимательства.
В итоге, следует заключить, что государственный заказ - совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета. А муниципальный заказом представляет собой заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
При этом стоит учитывать, что при размещении государственных и муниципальных заказов должны соблюдаться определенные принципы: прозрачности, равенства, ответственности, эффективности, экономичности, законности, а также принцип контроля.
Что касается субъектов малого предпринимательства, то существуют определенные льготы и условия способствующие участию данных субъектов.
В соответствии со статьей 10 Закона [1] размещение заказа может осуществляться двумя способами - путем проведения торгов и без их проведения.
Торги могут проводиться в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. При размещении заказа без проведения торгов осуществляется процедура запроса котировок или процедура закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Конкурс - это торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. [5]
Конкурс может быть открытым или закрытым.
При проведении открытого конкурса заказчик должен опубликовать в официальном печатном издании извещение о проведении открытого конкурса, а также разместить данное извещение на официальном сайте. Осуществляется это все не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. [1]
Законом предусмотрено, что в случае невозможности размещения извещения в официальном печатном издании или на официальном сайте заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных средствах массовой информации (п.3 ст.21 Закона).
Для проведения конкурса заказчиком должна быть разработана конкурсная документация. Требования к содержанию конкурсной документации приведены в ст.22 Закона [1]. После получения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия рассматривает их на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе.
С победителем конкурса заключается государственный (муниципальный) контракт. Гражданским кодексом Российской Федерации определен порядок заключения государственного контракта. Согласно ст.528 ГК РФ проект контракта разрабатывается заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда. Если сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны к заключению государственного контракта. [4]