Напомним, что в настоящее время в соответствии
со ст. 1 Федерального закона от 19 июня
2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере
оплаты труда" МРОТ составляет 5205 руб.
в месяц.
Следует отметить, что эти
цифры в полной мере не характеризуют
истинных масштабов бедности в нашей стране,
поскольку, по мнению экспертов, величина
прожиточного минимума занижена в 1,5 —
2 раза.
Одним из индикаторов крайне низкой эффективности
социальной политики в РФ является высокая
дифференциация доходов населения. Разрыв
в уровне доходов в нашей стране приобретает
опасный с точки зрения социальной стабильности
характер. Критическим в этом плане считается
семи-, восьмикратный разрыв в уровне доходов
крайних децильных групп населения. В
России же oн достиг в 2004 г. 14,8 раза.
Коэффициент Джини согласно таблице
3 в 2011 году составлял 0,416 (тогда как в 1992
г. он был равен 0, 289 ), что свидетельствует
о резком углублении дифференциации доходов
в период рыночных преобразований, т.к.
чем ближе этот коэффициент к нулю,
тем более равномерное распределение
доходов; чем ближе коэффициент Джини
к единице, тем больше доходы концентрируются
самой богатой группой граждан (выше степень
поляризации общества).
Коэффициент Джини (коэффициент концентрации
доходов) – это индекс, который устанавливает
степень отклонения фактического объема
распределения доходов населения от линии
их равномерного распределения.
Таблица 3 – Обобщенные индикаторы
уровня жизни, дифференциации населения
и социальной напряженности в России[23]
Наименование индикатора |
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1. Индекс человеческого
развития
(ИЧР) |
0,825
|
0,813
|
0,819
|
0,825
|
2.Коэффициент фондов (Кф), в разах |
16,8 |
16,7 |
16,5 |
16,1 |
3. Коэффициент Джини (Кдж) |
0,422 |
0,422 |
0,421 |
0,416 |
4. Коэффициент социальной
напряженности (Ксн = Кдж / ИЧР) |
0,513 |
0,519 |
0,514 |
0,504 |
Данные табл. 3 показывают, что
принимаемые государством меры оказались
недостаточны для значительного снижения
уровня бедности в стране. Отметим, что
приведенные в этой таблице величины прожиточного
минимума соответствуют утвержденным
Постановлениями Правительства значениям
и не отвечают их фактическим размерам.
Если взять в качестве величины ПМ более
объективные значения (например, 8000 руб.
в месяц на человека в 2010 г.), то коэффициент
бедности за рассматриваемые годы был
бы более 17 %, а доля населения, живущего
ниже порога нищеты, была бы не менее 5
%. Именно эти категории населения России
нуждаются в первоочередной социальной
поддержке со стороны государства.
Другим важным выводом из данных
табл. 2 является значительное превышение
среднего уровня дохода (СрД) над соответствующей
величиной его медианного значения (МеД).
Это превышение объясняется чрезвычайно
высокими доходами тех групп населения,
которые принято называть богатыми и очень
богатыми, по сравнению с другими категориями
населения.
Главной причиной социальной
напряженности в обществе является социальное
неравенство в распределении доходов
при недостаточном уровне экономического
развития страны и не вполне адекватной
социальной политики государства.
О неудовлетворительном состоянии
социальной политики в современной России
свидетельствует крайне низкий удельный
вес заработной платы и социальных выплат
в ВВП. Если в развитых странах доля заработной
платы и доля социального страхования
(т.е. заработной платы, отложенной или
зарезервированной на случаи реализации
социальных рисков) в ВВП составляют соответственно
45 — 60 и 12 — 25%, что в совокупности дает
57 — 65%, то в России все эти пропорции неоправданно
занижены. Удельный вес заработной платы
в ВВП — 26%, а взносов на социальное страхование
разных видов — 7,5%. Совокупные расходы
на эти два базовых института — чуть больше
33% ВВП, т.е. вдвое меньше, нежели в странах
с современной рыночной экономикой.
Для современной России характерны
и глубокие различия в условиях жизни
населения в субъектах Федерации. По данным
Всероссийского центра уровня жизни, коэффициент
дифференциации валового регионального
продукта на душу населения по субъектам
Федерации превысил 5000%; коэффициент дифференциации
покупательной способности среднедуше
вых денежных доходов составил 1 000%, а коэффициент
дифференциации уровня благосостояния
превысил 3 800%.
Особую тревогу вызывают проблемы
подрастающего поколения. Наиболее серьезная
из них с точки зрения социальных последствий
— проблема здоровья. По данным Минздрава
России, здоровыми в нашей стране можно
считать лишь 9,6 млн., или 32%, детей (первая
группа здоровья), 15,6 млн., или 52%,— имеют
функциональные отклонения (вторая группа
здоровья), а 4,8 млн., или 16%, страдают хроническими
заболеваниями (третья, четвертая и пятая
группы здоровья). Известно, что 40% детей
рождаются уже больными. Кроме того, следует
учесть очень значительный — в 4,5 раза
за последние 10 лет рост количества детей-инвалидов
(в 2002 г. их общее число достигало 620 тыс.).
Заключение
В результате проведенного
исследования можно сделать следующие
выводы.
Среди многообразия функциональной
деятельности государства, социальная
функция, учитывая ее высокую роль в обеспечении
нормальной жизнедеятельности людей,
занимает одно из ведущих мест. Посредством
ее реализации: а) создаются достойные
условия жизни каждому человеку и обеспечивается
гражданский мир; б) осуществляется социальная
защита безработных, пожилых, инвалидов,
многодетных семей, сирот, детей в неполных
семьях, а в условиях межнациональных
конфликтов беженцев и вынужденных переселенцев;
в) происходит укрепление социальной справедливости
и солидарности в обществе, а также гуманного
демократического строя, охраняющего
индивида.
Успешная деятельность государства
в социальной сфере является одним из
условий эффективной реализации экономической,
политической и других государственных
функций.
Под социальной функцией современного
Российского государства следует понимать
деятельность государства, направленную
на обеспечение достойных условий существования
для каждого человека, создание равных
и справедливых возможностей для развития
личности в целом.
Такой подход, во-первых, отражает
предназначение государства социальной
ориентации. Ведь практически каждый человек
постоянно подвергается определенным
объективным рискам и негативным воздействиям
среды.
Во-вторых, такая позиция совпадает
с международными стандартами, которые
закрепляют обязанность государства обеспечивать
достойный уровень жизни своих граждан.
Это определяется и во Всеобщей декларации
прав человека (ст.25), и в ст. 11 Международного
пакта о социальных, экономических и культурных
правах.
В содержание социальной функции
современного Российского государства
необходимо включать:
Во-первых, материальную поддержку
нуждающихся;
Во-вторых, психологическую
помощь, направленную на сохранение самоуважения
личности и оздоровление микроструктуры
среды с целью восстановления самостоятельности;
В-третьих, создание для каждого
достойных условий существования и равных
жизненных шансов в социальной сфере;
В-четвертых, гарантированность
самореализации граждан в экономической
деятельности для получения соответствующих
материальных благ.
Содержание социальной функции
государства определяется движением России
к правовому социальному государству,
которое призвано не только обеспечивать
интересы социально незащищенных слоев
населения, но и заботиться о благополучии
каждого человека, оставляя место для
индивидуальной экономической инициативы.
На современном этапе развития
Российского государства объективной
реальностью стало обострение социальных
проблем. В период экономических реформ
и социально-политических преобразований
произошло резкое ограничение деятельности
государства в социальной сфере, что поставило
большую часть населения на грань выживания.
Социальная функция имеет приоритетное
место в системе функций современного
Российского государства, поскольку с
ней связано решение задач, направленных
на возрождение Российского государства,
на создание условий для достойной жизни
российского общества, большая часть членов
которого не удовлетворена социальной
политикой государства, в котором бедность
приобрела массовый характер.
В связи с тем, что одной из примечательных
тенденций времени является старение
населения и все меньшее количество работающих
обеспечивают пенсионеров и детей, а еще
меньше их будет завтра, развитие пенсионной
системы могло бы значительно улучшить
социальную деятельность Российского
государства в сфере обеспечения и улучшения
качества жизни неработающих пожилых
людей, находящихся на заслуженном отдыхе.
В исследовании проанализированы
тенденции и перспективы развития социальной
функции современного Российского государства.
Данная проблема всегда был в центре внимания
государственной власти, но до настоящего
времени ситуация остается критической.
Думается, у нашей страны есть
реальные возможности правового и экономического
обеспечения социальной функции современного
Российского государства. Результаты
реформ, и положительные и отрицательные,
создали некоторые благоприятные предпосылки
для начала практического продвижения
к российской модели социального государства.
По самым оптимистическим прогнозам, уже
в ближайшем будущем будут созданы условия
для достойной жизни и свободного развития
человека нашей страны.
Итак, из всего вышеизложенного
мы видим, что для современной России в
современных условиях требуется некоторое
обновление социальной функции государства,
что необходимо главным образом для установления
разумного справедливого соотношения
интересов различных социальных групп
с интересами общества в целом.
Список использованных
источников
- Трунин С. Н. Экономика труда: учебник/С.
Н. Трунин. – М.: 2009. – 396 – 416
- Современное государство, социум,
человек. Российская специфика. – М.: ИФРАН,
2010. – 248 с.
- Александрова, А. П. К вопросу о понятии «социальное государство» / А. П. Александрова // Актуальные проблемы правоведения. — 2007.— №2 (17). — С. 55 – 60.
- Бабаев, С. В. Теория функций современного российского государства: дис. канд. юрид. наук / Бабаев С. В. — Н. Новгород, 2001. — 201 с.
- Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Инфра-М, 1998. — 784 с.
- Волгин, Н. Послание Президента России Федеральному
Собранию РФ - социальные приоритеты развития / Николай Волгин // Социальная политика и социальное партнерство, 2013.
- № 6. - С. 1.
- Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. "Политология". 2005.
N 2.
- Гонтмахер, Е. Социальные проблемы России и альтернативные
пути их решения / Е. Гонтмахер, Т. Малева // Вопросы экономики,
2008. - N 2. - С. 61-72.
- Жильская, Л. В. Сущность социального государства / Л. В. Жильская // История государства и права. — 2005. — № 3. — С. 9 — 11.
- Зорькин, В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1
- Коробов, С. Е. Социальная функция государства: дис. канд. юрид. наук/Коробов С. Е.— М., 2000. — 181 с.
- Кочеткова Л.Н. Социальное государство:
европейская теория и российская практика
// Власть. 2008. N 4.
- Мещеряков, Д. Социально-экономические проблемы России
и перспективы их решения / Д. Мещеряков // Российский экономический журнал, 2007.
- N 9/10. - С. 116-120.
- Милецкий, В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: Изд-во СПб.ун-та, 2007.
- Морозова, Л. А. Функции Российского государства на современном этапе / Л. А. Морозова // Государство и право. — 1993. — № 6. — С. 98 — 108.
- Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М. М. Рассолов, В. П. Малахов, А. А. Иванов. -2-е изд., перераб. идоп. — М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2010. — 448 с.
- Родионова, О. В. Характерные черты социальной функции современного государства / О. В. Родионова // История государства и права.— 2007. — № 3. — С. 9 — 10.
- Росенко, С. И., Кумпен, А. А. Социальная
дифференциация современного российского
общества. – М.: Петрополис, 2008. – 100 с.
Тамбовцев, В. Цели социально-экономического развития
России в четырех стратегиях / В. Тамбовцев // Вопросы экономики,
2008. - N 3. - С. 124-133.
- Трунин, С. Н. Финансово-экономические проблемы социальной
политики в современной России / С. Н. Трунин // Финансы и кредит, 2006. - N 32. - С. 3-4.
- Храмцов, А.Ф. Социальное государство.
Практики формирования и функционирования
в Европе и России // Социологические исследования.
2007. N 2.
- Основные проблемы социального развития России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.
2004. N 15.
- Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 2009. — 21 янв. (№4831). — С. 1 — 3.
- http://www.gks.ru.html