Совершенствование системы социальной защиты населения в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что на современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических преобразований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И это несмотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласила Россию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретических проблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное место принадлежит социальной функции государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основы социальной функции государства в экономике Российской Федерации………………………………………………6
1.1 Становление социальной функции государства в системе его внутренних функций……………………………………………………………………………6
1.2 Понятие, содержание и формы социальной функции государства в современной России……………………………………………………………..10
1.3 Реформы социальной политики…………………………………………….13
2 Анализ содержания социальной политики России на современном этапе...17
2.1 Основные направления современной социальной политики России…….17
2.2 Российская модель социальной политики на современном этапе………..19
2.3 Социальная и стабилизационная функции государства в борьбе с бедностью в условиях трансформационной экономики………………………26
3 Перспективы и проблемы социальной политики в современной России….30
3.1Социальные перспективы развития России………………………………..30
3.2Стратегии возможного развития социальной политики в РФ.....................33
3.3 Проблемы социальной политики в условиях современной России……...38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по гос. регулированию.docx

— 271.44 Кб (Скачать)

В 2012 - 2014 гг. предусматривается модернизировать систему общего образования путем создания эффективных механизмов обновления качества общего образования, разработки и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех уровней общего образования[23].

Проект «Современное здравоохранение» ориентирован на улучшение здоровья граждан России, значительное сокращение уровня смертности в нашей стране. Данный проект предполагает:

— повышение размеров оплаты труда отдельных категорий врачей и медицинских сестер;

— развитие первичной и высокотехнологичной медицинской помощи.

Правительство, в частности, сообщило, что за 10 месяцев 2013 года средняя заработная плата врачей по сравнению с 2012 годом увеличилась на 13% и составляет 40,67 тыс. рублей, в том числе терапевтов участковых – 37,53 тыс. рублей (увеличение на 21,1%), педиатров участковых – 38,07 тыс. рублей (увеличение на 21%), врачей общей практики (семейных врачей) – 34,94 тыс. рублей (увеличение на 21,8%), врачей-специалистов – 40,19 тыс. рублей (увеличение на 12,5%). Средняя заработная плата среднего медицинского персонала составляет 22,76 тыс. рублей (увеличение на 14,5%), младшего медицинского персонала – 12,74 тыс. рублей (увеличение на 20,9%)[23].

Реализация проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» должна обеспечить:

— повышение доступности жилья для молодых семей;

— выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (ветеранов, инвалидов и др.);

— широкое развитие ипотечного кредитования.

Стратегической целью проекта в 2011 - 2013 гг. является создание условий для дальнейшего повышения уровня доступности жилья для населения посредством массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности. К 2013 году объем ежегодно предоставляемых ипотечных жилищных кредитов возрастет до 1219 млрд. рублей; доля семей, имеющих возможность приобрести с помощью собственных и заемных средств жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, увеличится с 19% в 2011 году до 25% в 2013 году.

Проект «Развитие АПК» предусматривает комплекс мер по поддержке отечественных производителей сельскохозяйственной продукции.

Об активизации сторонников модели социального государства свидетельствуют, в частности, и намеченные в последнее время коррективы в развитие пенсионной реформы. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству поручено разработать проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы.

Основными целями развития пенсионной системы являются:

-гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

-обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами развития пенсионной системы являются[23]:

-обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

-достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

-обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера (в 2030 году не менее 3 ПМП);

-повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

В основу современной пенсионной реформы, происходящей сейчас в Российской Федерации, заложен принцип накопительных пенсионных средств. Эти средства на счетах граждан начинают накапливаться еще в тот период, когда они занимаются активной трудовой деятельностью, задолго до выхода на пенсию. Причем, накопительный фонд формируется отнюдь не будущими пенсионерами, а их работодателями, которые перечисляют ежемесячно определенные денежные суммы на пенсионный счет. После того, как человек достигает пенсионного возраста и «выходит» на пенсию, часть средств из своего пенсионного счета он получает в виде ежемесячных пенсий, а оставшаяся часть средств продолжает оставаться на его индивидуальном счету, на которую начисляются проценты. По российскому законодательству, каждый работодатель РФ обязан своим рабочим не только выплачивать заработную плату, но и ежемесячно отчислять страховые вклады в Пенсионный Фонд, которые должны быть не менее 22% от сумм средней заработной платы служащего или рабочего. Чтобы механизм пенсионных выплат действовал, 16% от этих страховых взносов переправляется в Федеральный бюджет на текущие расходы по выплатам пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста. А оставшиеся 6% от суммы страхового взноса остаются на личном счету работающего гражданина в счет его накопительной части будущей пенсии. Финансирование трудовой пенсии осуществляется за счет обязательных страховых взносов работодателя, перечисляемых им ежемесячно в Пенсионный фонд России (ПФР). В 2013 году ставка взноса составляет 22% от фонда оплаты труда (в случае, если размер заработной платы за год не превышает 568 000 руб.). Поступающие взносы распределяются на 2 части.

С 1 января 2005 года страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии уплачиваются работодателями только за застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе.

Соотношение страховой и накопительной частей трудовой пенсии представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Обязательное пенсионное страхование для лиц 1967 г. р. и моложе[14]

 

В отношении лиц, которые начнут работать и, следовательно, формировать свою пенсию после 2010 г., планируется, что при трудовом стаже 35 лет размер их пенсии должен быть не меньше 40 процентов заработной платы. Эта цифра приближается к европейским нормам пенсионного обеспечения.

Реализация этих мер привела к внесению изменений в действующую систему налогообложения. С 1 января 2010 г. ЕСН заменен тремя страховыми взносами с общей ставкой 30%. Ставка распределяется следующим образом: в Пенсионный фонд — 22%, в Фонд социального страхования — 2,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1% .

Все эти конкретные направления современной социальной политики России являются катализаторами решения социальных проблем в современной России, это основополагающие способы их решения. Исследование главных проблем социальной политики в России проведём в третьей главе.

 

2.3 Социальная и стабилизационная функции государства в борьбе с бедностью в условиях трансформационной экономики

 

В данном параграфе проанализируем социальную и стабилизационную функции государства в трансформационной экономике России. Рассмотрим процесс перехода от абсолютной формы бедности к ее относительному типу, который означает новый этап в экономическом развитии страны.

           Современный период социально-экономического развития России характеризуется одновременным осуществлением фундаментальных преобразований практически во всех областях жизнедеятельности общества — экономической, социальной, политической, административной и др. сферах. Практика последних лет реформирования показала, что эти преобразования фрагментарны, слабо связаны между собой и, зачастую, приводят к негативным социальным последствиям.

Социальная функция государства заключается в обеспечении определенных стандартов благосостояния, а также в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Социальную защиту можно определить как систему мер государства, обеспечивающих помощь тем группам населения, которые в силу недостатка средств не могут поддерживать приемлемые для данного общества условия жизни, нуждаясь в защите. Выделяют такие элементы социальной защиты, как социальное страхование, социальное обеспечение и социальная помощь. 
Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе, по независящим от них обстоятельствам[4].

На сегодняшний день в РФ осуществляются следующие виды обязательного государственного социального страхования:

— пенсионное страхование;

— социальное страхование по случаю временной нетрудоспособности;

— социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— медицинское страхование;

— страхование от безработицы.

Социальное обеспечение — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми. Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях населения, которые в законодательном порядке обладают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью или отсутствием иных источников существования. Наиболее распространенный вид социального обеспечения — пенсионное обеспечение. 
Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования отдельным группам населения в особых случаях[3]. Она имеет вид периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, а также натуральных выдач и оказания услуг, осуществляемых в целях нейтрализации последствий критических жизненных ситуаций и неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь производится за счет средств местных органов власти, предприятий и организаций, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся людям. 
В системе социальной защиты населения основным объектом является семья.

Наличие семьи способствует улучшению социальной защищенности граждан. Внутрисемейные перераспределительные отношения выводят из состояния бедности миллионы людей: детей, учащихся, а также значительную часть взрослых граждан.

Риск попадания в состояние бедности для отдельных категорий населения более высок. Исходя из этого, выделяют социальную защиту:

1) детей и семей с  детьми;

2) трудоспособного населения;

3) нетрудоспособных граждан;

4) семьи, которая предполагает  профилактику социальных рисков  и проведение мер, направленных на сохранение семьи.

Вышеназванные направления социальной защиты населения, безусловно, входят в содержание социальной политики. В таблице 1 представлены государственные механизмы и инструменты для борьбы с различными формами бедности.

В случае абсолютной бедности необходимо использовать различные инструменты пассивной социальной защиты. Для решения проблемы относительной и субъективной бедности более подходят инструменты активной социальной защиты, связанные с созданием условий для повышения квалификации и получения работы с более высоким уровнем заработной платы. Выявление глубины и масштабов реальной бедности, организация активных и пассивных форм регулирования бедности и их мониторинг являются взаимосвязанными аспектами социальной политики. 
Теперь обратимся к анализу причин бедности. Среди них безусловным лидером является низкая оплата труда.

 
 
 

             Данные говорят о том, что большинство безработных людей трудоспособного возраста не ищет работу, поэтому политика создания новых рабочих мест, по-видимому, не поможет им выйти из состояния бедности. Заметим, однако, что безработные лица трудоспособного возраста могут находиться в составе домашних хозяйств с высоким уровнем дохода. В этом случае причиной отсутствия работы у одного из членов семьи может быть не низкая конкурентоспособность или наличие барьеров для входа на рынок труда, а рациональное внутрисемейное разделение труда. 
Исследования показывают, что численность лиц, которые не работают и не ищут работу, убывает по мере роста уровня материальной обеспеченности. Следовательно, бедность во многих случаях возникает вследствие ухода трудоспособных членов домашних хозяйств с рынка труда. Почему эти люди не ищут работу? В 50% случаев это связано с выходом на пенсию, в 20% — с ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми. Если значительная часть населения отсутствует на рынке труда по неэкономическим мотивам, то программы создания новых рабочих мест не смогут решить проблему бедности[7].

В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные люди, ищущие работу, готовые приступить к ней и зарегистрированные в таком качестве. Беднейшие слои населения, которые не работают долгое время, имеют низкие шансы на трудоустройство. Со временем, такие люди выходят из состава зарегистрированных безработных, поэтому безработица является достаточно значимым и постоянно действующим фактором формирования бедности.

Таблица 1 – Механизмы и инструменты борьбы с бедностью[7]

 

Как показывают исследования, усиление мер социальной поддержки или развитие социального страхования не способны значительно улучшить уровень жизни безработных. Только экономическое развитие, сопровождающееся увеличением платежеспособного спроса на труд со стороны работодателей и ростом занятости, способно значительно уменьшить безработицу. Однако экономический рост не обязательно вызывает снижение безработицы. Напротив, в определенных условиях экономический рост может сопровождаться повышением безработицы в силу:

— опережающего роста производительности труда по сравнению с динамикой объема производства;

— несоответствия квалификации увольняемых работников требованиям, предъявляемым к рабочей силе на вновь создаваемых рабочих местах;

— территориальных и региональных дисбалансов между спросом на рабочую силу и ее предложением;

— невозможности адаптации к труду лиц, утративших трудовые навыки в результате длительной безработицы[2].

Таким образом, влияние экономического роста на занятость двояко. С одной стороны, экономический подъем является условием повышения занятости. С другой стороны, рост не означает автоматического сокращения безработицы. Стимулирование экономического роста, повышение занятости и сокращение бедности должны рассматриваться как различные стороны единого процесса реализации государственной политики социально-экономического развития.




 

 

3 Перспективы  и проблемы социальной политики  в современной России

 

3.1Социальные перспективы  развития России

Проанализируем перспективы развития социальной политики в России, которые определяются предпочтением осуществления той или иной модели социальной политики, которые упоминались уже во второй главе. В данном параграфе рассмотрим эти модели более подробно и сделаем вывод о том, какая модель социальной политики  наиболее приоритетна и перспективна для России. 

Ст. 7 Конституции Российской Федерации декларирует статус «социального государства», и цель его политики — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[22]. Во второй части этой статьи приведен укрупненный перечень социальных обязательств государства, который включает в себя:

1) охрану труда и здоровья людей;

2) установление минимального размера оплаты труда;

3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

4) развитие системы социальных служб;

5) установление иных гарантий социальной защиты.

Наличие социальных обязательств государства делает необходимым проведение специальной государственной политики в социальной сфере — социальной политики, которую можно охарактеризовать как законодательное установление и обеспечение исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционное закрепление социальных прав граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях[12].

Социальная политика в таком ее определении предполагает наличие как минимум четырех элементов в своем составе:

1) общественно поддерживаемой социальной доктрины, законодательных и подзаконных актов по социальным обязательствам;

2) институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств;

3) ресурсов для исполнения социальных обязательств;

4) организационной структуры мониторинга и контроля.

Социальная политика современной России в той или иной степени может характеризоваться наличием всех вышеуказанных необходимых частей.

На данный момент сложились два принципиально различных подхода к роли государства, прежде всего к его социальным функциям.

1) Первый подход основан на государственном патернализме, массированной поддержке жизненного уровня малоимущих слоев населения

за счет ресурсов государства. Данный тип социальной политики характерен для стран Западной Европы, ориентированных на построение так называемой социальной рыночной экономики. Для России на данный момент очевидна его ограниченность: социальные расходы государства составляют 10 % ВВП, и, чтобы довести уровень госрасходов до необходимых 50 % ВВП, требуется наращивать налоговую нагрузку на товаропроизводителей, что значительно затормозит экономический рост. С другой стороны, характерная для всех западных стран социальная ориентация экономики не вытекает из природы рынка, а становится возможной лишь при последовательном проведении государством политики социального уравнивания, обеспечивающей реализацию минимальных жизненных стандартов[3].

2) Второй подход — это ускоренная реализация модели «субсидиарного государства», основанной на принципе: государство отвечает лишь за обеспечение минимальных социальных услуг, остальное граждане должны зарабатывать сами. При этом предполагается перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения. Такой социальный маневр должен снять с государства избыточную социальную нагрузку, обеспечить возможность снижения налогов и создать импульс экономического роста[2].

Именно последней позиции придерживались разработчики программы правительства на долгосрочную перспективу. По их мнению, модель «субсидиарного государства» обеспечит доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Самыми важными направлениями социальной политики в рамках данной модели являются, во-первых, поддержка социально уязвимых групп населения, во-вторых, инвестиции в развитие человека, прежде всего в образование.

Стратегическими целями социальной политики являются:

1) создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующие потребностям развития экономики и гражданского общества;

2) улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышение качества лечебных услуг, развитие массовой физической культуры и спорта;

3) наращивание культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;

4) создание эффективного цивилизованного рынка труда;

5) усиление адресности социальной поддержки населения;

6) обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;

7) создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий[3].

«Субсидиарное государство» требует перераспределения социальной ответственности между государством, общественным сектором и бизнесом. Основные элементы этой модели:

— налаживание партнерства между основными социальными группами в области решения конкретных социальных проблем, демонополизация социальной сферы, диверсификация форм предоставления услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора;

Информация о работе Совершенствование системы социальной защиты населения в рыночной экономике