Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:49, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что на современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических преобразований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И это несмотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласила Россию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретических проблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное место принадлежит социальной функции государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основы социальной функции государства в экономике Российской Федерации………………………………………………6
1.1 Становление социальной функции государства в системе его внутренних функций……………………………………………………………………………6
1.2 Понятие, содержание и формы социальной функции государства в современной России……………………………………………………………..10
1.3 Реформы социальной политики…………………………………………….13
2 Анализ содержания социальной политики России на современном этапе...17
2.1 Основные направления современной социальной политики России…….17
2.2 Российская модель социальной политики на современном этапе………..19
2.3 Социальная и стабилизационная функции государства в борьбе с бедностью в условиях трансформационной экономики………………………26
3 Перспективы и проблемы социальной политики в современной России….30
3.1Социальные перспективы развития России………………………………..30
3.2Стратегии возможного развития социальной политики в РФ.....................33
3.3 Проблемы социальной политики в условиях современной России……...38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников………
Современный период социально-экономического развития России характеризуется одновременным осуществлением фундаментальных преобразований практически во всех областях жизнедеятельности общества — экономической, социальной, политической, административной и др. сферах. Практика последних лет реформирования показала, что эти преобразования фрагментарны, слабо связаны между собой и, зачастую, приводят к негативным социальным последствиям. Социальная функция государства заключается в обеспечении определенных стандартов благосостояния, а также в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социальную защиту можно определить
как систему мер государства, обеспечивающих
помощь тем группам населения, которые
в силу недостатка средств не могут поддерживать
приемлемые для данного общества условия
жизни, нуждаясь в защите. Выделяют
такие элементы социальной защиты, как
социальное страхование, социальное обеспечение
и социальная помощь. На сегодняшний день в РФ осуществляются следующие виды обязательного государственного социального страхования: — пенсионное страхование; — социальное страхование по случаю временной нетрудоспособности; — социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; — медицинское страхование; — страхование от безработицы. Социальное обеспечение — это
система создаваемых государством правовых,
экономических и организационных мер,
которые направлены на компенсацию или
минимизацию последствий изменения материального
и социального положения граждан, а в случаях,
предусмотренных законодательством РФ,
— и иных категорий физических лиц вследствие
наступления обстоятельств, признаваемых
государством социально значимыми. Организации
социального обеспечения принимают на
себя заботу о тех категориях населения,
которые в законодательном порядке обладают
правом на длительную или постоянную помощь
в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной
трудоспособностью или отсутствием иных
источников существования. Наиболее распространенный
вид социального обеспечения — пенсионное
обеспечение. Наличие семьи способствует улучшению социальной защищенности граждан. Внутрисемейные перераспределительные отношения выводят из состояния бедности миллионы людей: детей, учащихся, а также значительную часть взрослых граждан. Риск попадания в состояние бедности для отдельных категорий населения более высок. Исходя из этого, выделяют социальную защиту: 1) детей и семей с детьми; 2) трудоспособного населения; 3) нетрудоспособных граждан; 4) семьи, которая предполагает
профилактику социальных Вышеназванные направления социальной защиты населения, безусловно, входят в содержание социальной политики. В таблице 1 представлены государственные механизмы и инструменты для борьбы с различными формами бедности. В случае абсолютной бедности
необходимо использовать различные инструменты
пассивной социальной защиты. Для решения
проблемы относительной и субъективной
бедности более подходят инструменты
активной социальной защиты, связанные
с созданием условий для повышения квалификации
и получения работы с более высоким уровнем
заработной платы. Выявление глубины и
масштабов реальной бедности, организация
активных и пассивных форм регулирования
бедности и их мониторинг являются взаимосвязанными
аспектами социальной политики. |
Данные говорят о том, что большинство
безработных людей трудоспособного возраста
не ищет работу, поэтому политика создания
новых рабочих мест, по-видимому, не поможет
им выйти из состояния бедности. Заметим,
однако, что безработные лица трудоспособного
возраста могут находиться в составе домашних
хозяйств с высоким уровнем дохода. В этом
случае причиной отсутствия работы у одного
из членов семьи может быть не низкая конкурентоспособность
или наличие барьеров для входа на рынок
труда, а рациональное внутрисемейное разделение
труда. В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные люди, ищущие работу, готовые приступить к ней и зарегистрированные в таком качестве. Беднейшие слои населения, которые не работают долгое время, имеют низкие шансы на трудоустройство. Со временем, такие люди выходят из состава зарегистрированных безработных, поэтому безработица является достаточно значимым и постоянно действующим фактором формирования бедности. Таблица 1 – Механизмы и инструменты борьбы с бедностью[7]
Как показывают исследования, усиление мер социальной поддержки или развитие социального страхования не способны значительно улучшить уровень жизни безработных. Только экономическое развитие, сопровождающееся увеличением платежеспособного спроса на труд со стороны работодателей и ростом занятости, способно значительно уменьшить безработицу. Однако экономический рост не обязательно вызывает снижение безработицы. Напротив, в определенных условиях экономический рост может сопровождаться повышением безработицы в силу: — опережающего роста производительности труда по сравнению с динамикой объема производства; — несоответствия квалификации увольняемых работников требованиям, предъявляемым к рабочей силе на вновь создаваемых рабочих местах; — территориальных и региональных дисбалансов между спросом на рабочую силу и ее предложением; — невозможности адаптации к труду лиц, утративших трудовые навыки в результате длительной безработицы[2]. Таким образом, влияние экономического роста на занятость двояко. С одной стороны, экономический подъем является условием повышения занятости. С другой стороны, рост не означает автоматического сокращения безработицы. Стимулирование экономического роста, повышение занятости и сокращение бедности должны рассматриваться как различные стороны единого процесса реализации государственной политики социально-экономического развития. |
Информация о работе Совершенствование системы социальной защиты населения в рыночной экономике