- охрана окружающей среды (обеспечение
экологической безопасности страны
и достойного качества жизни
и здоровья населения при условии
сохранения природных систем, поддержания
их целостности и жизнеобеспечивающих
функций);
- формирование социокультурной
среды (повышение роли и качества
общего и профессионального образования;
сохранение национальных языков и культуры
народов, населяющих Российскую Федерацию).[6]
Можно сформулировать приоритеты
формирования социального государства
в Российской Федерации:
В сфере демографического развития: разработка
и реализация государственной демографической
политики, направленной на ликвидацию
тенденций депопуляции (сокращения) населения
страны, снижения смертности (особенно
детской и в трудоспособном возрасте)
и увеличения продолжительности жизни
населения.
В сфере обеспечения достойного уровня
жизни: создание социально-справедливой
и эффективной системы распределения
вновь созданной стоимости между государством,
трудом и капиталом, обеспечение роста
реальной заработной платы и доходов населения
и на их основе – рост качества и уровня
жизни; установление государственных
гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих
в полной мере воспроизводство рабочей
силы. Обеспечить решение этих задач призвано
трудовое законодательство, а также тарифная
автономия, позволяющая работникам и их
профсоюзам на основе социального партнерства
добиваться справедливого решения вопросов
оплаты труда.
В сфере систем жизнеобеспечения населения:
сохранение и приумножение жилого фонда,
повышение его комфортабельности; развитие
коммунального хозяйства, транспорта
и связи за счет бюджетного финансирования
и средств населения по мере роста доходов;
создание нормальных условий жизни в населенных
пунктах.
В сфере социальной защиты населения:
разработка и осуществление государственной
программы преодоления бедности; создание
эффективной системы защиты населения
от социальных рисков; реформирование
системы социального страхования (пенсионного,
социального и медицинского), социального
обеспечения, социального вспомоществования
и благотворительности; осуществление
социальной защиты малообеспеченных семей,
а также инвалидов, пожилых и других слабо
защищенных категорий граждан.
В сфере занятости: обеспечение гражданам
России возможности трудиться на условиях
свободно избранной, полной и продуктивной
занятости; защита трудовых прав и интересов
работников через систему социального
партнерства.
В сфере охраны окружающей среды: обеспечение
достойного качества жизни и здоровья
населения при условии сохранения природных
систем, поддерживание их целостности
и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого
развития общества, обеспечение экологической
безопасности страны.
В сфере формирования социокультурной
среды: повышение роли и качества общего и профессионального
образования; государственная поддержка
системы образования и учреждений культуры;
сохранение национальной самобытности
языка и культуры народов, населяющих
Российскую Федерацию.
Эффективная социальная политика
является фактором экономического роста:
-повышение возможности населения
уплачивать налоги, что увеличивает доходную
часть государственного бюджета;
-увеличение доходов и сбережений
населения, которые служат новыми источниками
для инвестиций;
-сокращение количества индивидов,
нуждающихся в социальной помощи, что,
в свою очередь, ослабляет нагрузку на
расходную часть государственного бюджета,
повышая его сбалансированность;
-повышение спроса на товары
и услуги, что стимулирует экономический
рост;
-повышение образовательного
и квалификационного уровней рабочей
силы, - главный фактор современного экономического
роста.
Социальные направления жизнедеятельности
населения и их совершенствование занимают
в Послании Президента страны Федеральному
Собранию РФ (12 декабря 2012 г.) особое место[23].
Среди социальных приоритетов,
в частности, В.В. Путин называет:
— решение жилищного вопроса
для более широких категорий граждан (молодых
семей, специалистов социальной сферы,
врачей, учителей, ученых, инженеров) за
счет ввода доступного жилья экономкласса,
а также расширения возможности его
аренды; — значительное улучшение качества
медицины и образования (за счет прихода
в социальную сферу новых профессионалов,
искоренения бытовой коррупции, равнодушия
к своим обязанностям и т.д.);
— усиление стимулов развития
профессиональных сообществ медицинских
работников, педагогов, ученых, работников
культуры. Такие сообщества, как отмечает
Президент России, должны стать ядром
дееспособного гражданского общества;
— существенный (на четверть)
рост числа граждан, обладающих экономическими
возможностями среднего класса (наиболее
заметно это будет в регионах). Возрождение
провинциальной интеллигенции, которая
во все времена была профессиональной
и моральной опорой России[23].
2.2 Российская модель
социальной политики на современном этапе
В настоящее время в мире используется
множество различных моделей социальной
политики, однако с точки зрения ее целевых
установок различают концепции социального
и субсидиарного государства.
Концепция социального государства
предполагает обязанности государства
по обеспечению высокого уровня жизни
и созданию условий для всестороннего
развития личности каждого человека.
Концепция субсидиарного государства,
напротив, предполагает предоставление
гражданам лишь минимальных гарантий
и помощь государства только ограниченному
кругу лиц, которые по тем или иным причинам
(состояние здоровья, дети-сироты или дети
из малообеспеченных семей и т.д.) не могут
сами обеспечить себе достойный уровень
жизни. Большинство же членов общества
должны получать высокие доходы благодаря
своей самостоятельности, инициативной
деятельности, воспитанию чувства ответственности
за результаты своих действий. Кроме того,
утверждается, что чрезмерные социальные
расходы порождают социальное иждивенчество,
нежелание значительной части граждан
участвовать в общественном производстве,
осуществлять предложение на рынке труда.
При этом социальная сфера рассматривается
исключительно как затратная, отвлекающая
значительную часть ресурсов общества
на реализацию неэффективных с экономической
точки зрения программ[18].
Более подробно эти концепции
рассмотрим в третьей главе работы, поскольку
применительно к нашей стране нельзя однозначно
определить какая именно модель социальной
политики осуществляется Россией на сегодняшний
день. Можно утверждать, что Россия реализует
на практике смешанную модель социальной
политики, т.к. осуществляемые Россией
основные направления социальной политики
свидетельствую об осуществлении одновременно
и социальной и субсидиарной концепции
в определённых соотношениях. Перспективы
развития социальной политики в России,
которые определяются предпочтением осуществления
той или иной модели рассмотрены, как уже
отмечалось, в третьей главе. Вывод о том,
какая модель социальной политики
наиболее приоритетна и перспективна
для России, также представлен в третьей
главе.
В данном параграфе рассмотрим
российскую модель социальной политики,
и проанализируем отдельные направления
деятельности России, позволяющие обосновать
осуществление ей той или иной концепции.
Итак, ситуация в социальной
сфере Российской Федерации актуализирует
проблему выбора оптимальной модели социальной
политики. В современных условиях усиливается
противоборство двух альтернативных её
вариантов – политики социального и субсидиарного
государства.
Многие намеченные и уже осуществлённые
решения в сфере социальной политики свидетельствуют
о стремлении реализовать концепцию субсидиарного,
а не социального государства:
Во-первых, «Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2005 — 2008 гг.)», одобренная
Правительством Российской Федерации,
предполагала ограничение объемов бюджетного
финансирования ключевых отраслей социальной
сферы, прежде всего образования и здравоохранения[16].
Расходы на развитие этих отраслей из
федерального бюджета рассматриваются
как подлежащие минимизации. Таким образом,
речь идет о свертывании обязательств
государства по развитию социальной сферы,
что фактически означает снижение уровня
социальных гарантий, предоставляемых
гражданам государством. Как известно,
в Конституции Российской Федерации провозглашены
гарантии получения бесплатного образования
и бесплатной медицинской помощи. Между
тем «Программа» предполагала введение
частичной платности среднего образования
(платными станут около 25% услуг в общеобразовательной
школе). Реформа здравоохранения, предусматриваемая
в «Программе», фактически ориентирована
не на повышение качества бесплатно предоставляемых
медицинских услуг, а на жесткий контроль
за денежными расходами на оказание медицинской
помощи населению. Например, целевые показатели
«Программы» предусматривают сокращение
количества вызовов «скорой помощи» и
«излишних мощностей больниц». При этом
следует иметь в виду, что уже в настоящее
время структура расходов федерального
бюджета Российской Федерации принципиально
отличается от структуры расходов бюджетов
западных стран[5]. В России доля затрат
на выполнение традиционных функций государства
(общее административное управление, поддержание
общественного порядка и национальная
оборона) в бюджетных расходах чрезвычайно
высока — 36,7%. Это почти в 4 раза выше, чем
в развитых странах, и в 1,5 раза чем в развивающихся.
В то же время на реализацию социальных
функций приходится всего лишь 21,3% расходов
федерального бюджета. Это чрезвычайно
низкий показатель, значительно уступающий
не только развитым, но и развивающимся
государствам. В России государство расходует
на исполнение своих традиционных функций
примерно 6% ВВП, что почти на 25% превышает
общемировой показатель, зато в 6 раз меньше
(около 3,5% ВВП) тратит на социальные функции[23].
Во-вторых, свидетельством реализации
концептуальных установок субсидиарного
государства в Российской Федерации служит
программа монетизации льгот. В 1990-е гг.
в стране были введены многочисленные
льготы для различных слабозащищенных
категорий населения (инвалидов и участников
Великой Отечественной войны, пенсионеров
и т.д.). Предполагалось, что такие меры
позволят обеспечить максимальную защиту
слоев населения в условиях рыночных реформ.
Однако обеспечить в полном объеме свои
обязательства перед льготниками государство
не смогло, и многие льготы остались «на
бумаге». Поэтому с 1 января 2005 г. для большинства
льготников, за исключением узкой категории
(Герои Советского Союза, Герои России,
Герои Социалистического Труда, полные
кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы),
натуральные льготы заменены денежной
компенсацией. При этом для льготников,
обеспечиваемых из федерального бюджета,
был введен так называемый социальный
пакет. Стоимость соц. пакета с 1 апреля
2013 года составляет 839,65 рублей в месяц[20].
Он предполагает предоставление
3 видов льгот:
— приобретение лекарственных
средств по рецептам врача (фельдшера)
— 646,71 рублей;
— предоставление путевок на
санаторно-курортное лечение — 100,05
рубля;
— бесплатный проезд на пригородном
железнодорожном транспорте, а также на
междугородном транспорте к месту лечения
и обратно — 92,89 рубля[23].
Соцпакет, который вычитается
у каждого федерального льготника из ежемесячной
денежной выплаты, поступает в «общий
котел». Например, среди льготников есть
те, кто не нуждается в лекарственном обеспечении
и не пользуется своим правом на эту льготу.
Именно их 646,71 р. идут на нужды тех людей,
кто пользуется данной льготой. Таким
образом, соцпакет предполагает реализацию
страховых принципов: средства вкладывают
все льготники, а пользуется ими только
определенная часть.
В-третьих, модель пенсионной
реформы, осуществляемой в Российской
Федерации, также ориентирована на концепцию
субсидиарного государства. Данная модель
предполагает повышение роли накопительной
пенсии в процессе реализации реформы.
На начальном её этапе на финансирование
накопительных пенсий приходилось 10% всех
ресурсов, но предполагается увеличение
до 30 — 35%. Именно накопительная пенсия
должна играть ключевую роль в пенсионном
обеспечении россиян. Такой подход ориентирован
на повышение экономической ответственности
работников за размеры своих будущих пенсий.
Однако сам институт накопительных пенсий
вызывает ряд вопросов. Прежде всего, возникает
проблема эффективного использования
и приумножения пенсионных средств. Размер
дохода от капитализированной части этих
ресурсов должен как минимум перекрывать
потери от инфляции. Однако любые программы
долгосрочного инвестирования объективно
сопряжены со значительными рисками для
их участников, обусловленными нестабильностью
инвестиционного рынка. Следует также
иметь в виду, что институт накопительных
пенсий предполагает строго индивидуальный
характер накопления соответствующих
финансовых ресурсов, что, по существу,
означает отказ от механизмов их солидарного
перераспределения между застрахованными
лицами[13]. Это существенно повышает риски
ненакопления необходимых объемов средств
в случае более раннего выхода на пенсию
по состоянию здоровья, инвалидности,
значительных периодов учебы, болезней
и безработицы.
Кроме того, продолжает оставаться
острой проблема вывода заработной платы
из тени. Многие предприниматели, предоставляя
заведомо заниженные данные о размерах
начисленных фондов заработной платы,
не осуществляют необходимых отчислений
на финансирование накопительной части
трудовой пенсии своих работников, что
создает серьезную угрозу для их пенсионного
обеспечения.
В то же время институту страховых
пенсий в новой пенсионной системе отведено
второстепенное место. В течение пяти
лет с момента начала пенсионной реформы
предполагалось снизить в 2 раза долю пенсионных
взносов, направляемых на финансирование
страховых пенсий (с 40 до 20%). Такой подход
противоречит мировой практике. В подавляющем
большинстве развитых стран именно страховая
пенсия играет главную роль в пенсионном
обеспечении населения, что соответствует
рекомендациям Международной организации
труда и Международной ассоциации социального
обеспечения. Несомненными преимуществами
института страховых пенсий являются:
надежная сохранность финансовых средств,
полная прозрачность для населения, высокий
уровень замещения заработков пенсией
(т.е. отношение пенсии к заработной плате).
В ряде западных стран этот показатель
достигает 70%. В Российской Федерации,
напротив, в последние годы происходит
снижение средней величины коэффициента
замещения — с 38% в 1998 г. до 25 — 30% в настоящее
время. При этом с ростом заработной платы коэффициент
замещения сокращается. Сегодня при месячной
заработной плате, равной 3 тыс. р., он составляет
40%, 6 тыс. р. — 30%, 12 тыс. р. — 18%, а при 18 тыс.
р. — 14% .
В то же время в последние годы
происходит активизация сторонников альтернативной
модели социальной политики, предполагающей
последовательную реализацию на практике
доктрины социального государства, провозглашенной
в ст. 7 Конституции Российской Федерации.
Об этом свидетельствуют четыре общенациональных
проекта, выдвинутых Президентом РФ в
2005 г. Они затрагивают приоритетные сферы
социально-экономического развития.
Проект «Образование» предусматривает,
в частности, следующие направления:
— стимулирование общеобразовательных и высших учебных заведений,
активно внедряющих инновационные образовательные
программы;
— поддержка талантливой молодежи;
— поощрение лучших учителей;
— внедрение современных образовательных
технологий.
Приоритетный национальный
проект "Образование" призван ускорить
модернизацию российского образования,
результатом которой станет достижение
современного качества образования, адекватного
меняющимся запросам общества и социально-экономическим
условиям. Обеспеченность детей дошкольными
образовательными учреждениями в прогнозный
период будет иметь тенденцию к увеличению
и в 2014 году составит 59% (в 2010 году - 57 процентов).