Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра национальной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Экономика
общественного сектора"
Совершенствование
системы социальной защиты населения
в рыночной экономике
ГОУ ОГУ 080100.62.5014.315 ОО
Руководитель работы
_______________ О.Ф. Лапаева
«_____» ________________ 2014 г.
Исполнитель
студент гр. 11Эк(б)РЭк
________________ Е.В. Хитро
«______» ___________________ 2014 г.
Оренбург 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические
основы социальной функции государства
в экономике Российской Федерации………………………………………………6
1.1 Становление социальной функции
государства в системе его внутренних
функций……………………………………………………………………………6
1.2 Понятие, содержание и формы
социальной функции государства в современной
России……………………………………………………………..10
1.3 Реформы социальной политики…………………………………………….13
2 Анализ содержания социальной
политики России на современном
этапе...17
2.1 Основные направления современной
социальной политики России…….17
2.2 Российская модель социальной
политики на современном этапе………..19
2.3 Социальная и стабилизационная
функции государства в борьбе с бедностью
в условиях трансформационной экономики………………………26
3 Перспективы и проблемы социальной
политики в современной России….30
3.1Социальные перспективы развития
России………………………………..30
3.2Стратегии возможного развития
социальной политики в РФ.....................33
3.3 Проблемы социальной политики
в условиях современной России……...38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………...47
Введение
Социально-ориентированная
рыночная экономика предполагает значительную
деятельность государства в решении социальных
проблем. Это связано с тем, что рыночная
экономика не гарантирует трудящимся
право на труд, стандартное благосостояние,
образование, не обеспечивает социальную
защиту. Поэтому возникает необходимость
вмешательства государства в сферу распределения
доходов путем реализации социальных
функций государства.
В социальной сфере
господствующее положение занимает
государственный сектор. Расширенная
социальная политика означает
общедоступность социальных программ,
универсальность социальных выплат.
Социальная политика государства
призвана гарантировать населению
минимальный доход; социально защищать
население от болезней, инвалидности,
безработицы, старости; обеспечивать
население высоким уровнем социальных
услуг. Социальная политика государства
реализуется через механизм государственных
программ социального обеспечения
и системы социальных услуг.
Экономическую базу социальной
политики государства составляет перераспределение
индивидуальных доходов населения через
государственный бюджет. В последние годы
до наступления финансового кризиса российская
экономика развивалась высокими темпами.
Достигнутая макроэкономическая стабильность
характеризовалась устойчивостью национальной
валюты, ростом доходов бюджетной системы
Российской Федерации и рядом других положительных
тенденций. Однако, качество и уровень
жизни населения, если и повышаются, то
незначительно, а это не может не настораживать.
Актуальность работы обусловлена
тем, что на современном этапе развития
Российского государства объективной
реальностью стало обострение социальных
проблем. В период экономических реформ
и социально-политических преобразований
произошло резкое ограничение деятельности
государства в социальной сфере, что поставило
большую часть населения на грань выживания.
И это несмотря на то, что Конституция
РФ 1993 года в статье 7 провозгласила Россию
социальным государством. В связи с этим
в ряду актуальных общетеоретических
проблем, имеющих важное научно-практическое
значение, существенное место принадлежит
социальной функции государства. Осуществление
этой функции обеспечивает достойное
существование и развитие каждого человека,
создает условия для самореализации личности.
Этим определяется ее особое положение
в системе внутренних функций государства.
В настоящее время социальная функция
наполнилась новым содержанием, что связано
с движением России к социальному правовому
государству. Социальный принцип государственности
актуален как для мирового, так и для российского
политического развития. Следует заметить,
что социальная государственность в России
должна строиться с учетом специфики страны.
Важнейшей нашей особенностью в этой области
является острое противоречие между сформировавшимися
представлениями людей о высокой социальной
защищенности, существовавшей во времена
командного социализма, и ограниченными
возможностями современного государства
в выполнении социальной функции. Поэтому
необходимо выработать собственную модель
социального государства, отвечающую
национально-правовому, экономическому
и культурному развитию нашей страны.
Реализация конституционного положения
о социальном государстве в Российской
Федерации требует как теоретического
осмысления, так и практического воплощения,
так как выбору в пользу формирования
в нашей стране социального государства
нет, и не может быть альтернативы.
Идея социального государства
(или государства благосостояния) давно
и прочно укоренилось, например, в странах
Западной Европы. Для России построение
социального государства в новых для общества
рыночных экономических условиях задача
сложная, методика такого строительства
подчас не выработана, в основном это путь
«проб и ошибок». Возникает потребность
в изучении данного феномена. Единого
определения такого государства нет, поскольку
очень различны представления о его содержании.
Задачи социального государства постоянно
усложняются. Сейчас они распространились
уже на систему социального обеспечения
и социального страхования, здравоохранение,
семейную и жилищную политику, образование,
профессиональное обучение и переподготовку.
Социальное законодательство западноевропейских
государств все время расширяется и обновляется
в соответствии с меняющимися условиями
жизни и внутренней ситуацией в отдельных
странах.
Данная работа имеет целью наиболее
полно и комплексно, с позиций системного
подхода исследовать и охарактеризовать
содержание социальной функции современного
Российского государства, определить
ее место и значение в системе иных функций
государства, выявить основные тенденции
ее развития, показать особенности социальной
функции государства в рыночной экономике.
Достижение поставленной цели
предполагает решение следующих задач:
- изучение, обобщение и анализ
имеющегося теоретического и эмпирического
материала по данной проблеме с учетом
тенденций развития российского общества;
- определение места и значения
социальной функции современного Российского
государства в системе иных функций государства;
- определение понятия социальной
функции государства и раскрытие ее содержания
и форм в современный период;
- анализ реформ социальной
политики в России;
-рассмотрение основных
направлений социальной политики
России;
-исследование российской
модели социальной политики, обоснование
этой модели;
- исследование перспектив развития
социальной функции современного Российского
государства в условиях формирования
демократического правового социального
государства;
- анализ особенности социальной
политики в России;
-комплексный анализ социальных
проблем России.
Объектом исследования является
социальная функция современной России,
общественные отношения, складывающиеся
в социальной сфере.
Предметом исследования выступают
социально-экономические отношения, возникающие
между населением и государством.
Методологическую основу исследования
составляет диалектико-материалистический
метод познания объективной действительности
и основанные на нем общенаучные и частнонаучные
методы (анализ, синтез, обобщение, индукция,
дедукция, логический, социологический,
статистический, системно-структурный,
сравнительно-правовой, а также методы
наблюдения и моделирования).
Проблемы функционирования,
построения и коррекции социальных функций
государства рассматриваются в большом
количестве научных статей, монографических
исследований. Отметим, что целостной
работы, рассматривающей указанные проблемы
с позиций инструментов и методов современной
науки теории государства и права пока
не выходило.
Вопросы государственных функций, в том
числе социальной, затрагивались в работах
Н.Г. Александрова, М.И. Байтина, Ф.М. Бурлацкого,
А.П. Глебова, А.И. Денисова, Л.И. Загайнова,
Л.И. Каска, Г.Н. Манова, И.С. Самощенко, Н.В.
Черноголовкина, В.М. Чхиквадзе. Однако
большинство научных трудов не отражает
современных реалий, так как опубликованы
более 20 лет назад.
Отдельные аспекты данной проблемы нашли
отражение в трудах юристов (С.С. Алексеева,
П.П. Глушенко, Е.А. Лукашевой, Л.А. Морозовой,
В.П. Саль-никова, Б.Н. Топорнина), а также
специалистов в области политологии, социологии
и экономики (В. Дзодзиева, Т.Н. Заславской,
В.П. Милецкого, Л.С. Ржанициной, Н.М. Римашевской,
В.О. Рукавишникова, С. Смирнова, В. Торлопова).
Социальная функция государства до сих
пор не становилась предметом монографических
исследований.
В диссертации Е.М. Андреевой социальная
функция демократического государства
рассматривалась в рамках целостной системы
управления обществом, но не получила
должного освещения.
Таким образом, в настоящее время проблема
социальной функции Российского государства
не может считаться достаточно исследованной.
Теоретической основой
написания работы послужили работы
таких авторов как Бродская
Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В.Вечканов
Г.С., Вечканова Г.Р Грязнова А.Г.,
Данилова О.В. и др. Также немаловажный
вклад в анализ социальных
проблем России и альтернативных
путей их решения внесли доктор
экономических наук, профессор Е.
Гонтмахер и кандидат экономических
наук, директор Независимого института
социальной политики Т. Малева. В
их работе наиболее полно и
чётко отражены стратегии возможного
развития социальной политики
в РФ. Проблемам социальной политики
в современной России уделил
внимание и С.Н. Трунин. Перспективы
и тенденции развития социальной
политики в России изложены
достаточно интересно в статье
Е. А. Фроловой. В процессе написания
работы также использовались
такие периодические издания
как "Финансы и кредит", "Человек
и труд", "Проблемы теории
и практики управления", "Вопросы
экономики", «Социальная политика
и социальное партнёрство», «Российский
экономический журнал».
Таким образом, учитывая важность
рассматриваемой проблематики и достаточно
широкий круг ученых и специалистов, рассматривавших
вопросы социального государства с методологических
позиций различных областей знаний, а
также учитывая изменчивость социальной
обстановки в российском государстве
и скорость, с которой меняются приоритеты
как в реальной политике государства,
так и в науке, представляется важным рассмотреть
социальную функцию государства в контексте
изменившейся социально-экономической
и политической ситуации.
1 Теоретико-методологические
основы социальной функции государства
в экономике Российской Федерации
1.1 Становление социальной
функции государства в системе его внутренних
функций
В данном параграфе обобщим
научные представления о сущности функций
государства и месте социальной функции
в их системе, сформулируем определение
социальной функции, приемлемое для различных
периодов развития государства, отразим
концепцию развития социальной функции
Российского государства.
Проблематика социального государства
была и остается одной из важных в юридической
науке и практике, так как социальная направленность
внутренней политики государства определяет
благосостояние граждан, развитость государства,
его общественную устойчивость. Исследованию
проблем социального государства посвящены
труды целого ряда ученых-правоведов [3;
17].
Большой вклад в теорию социального
государства внес М.В. Баглай. Он определил
социальное государство как государство,
которое берет на себя обязанность заботиться
о социальной справедливости, благополучии
своих граждан, их социальной защищенности.
Это государство не стремится
к уравниловке
за счет отказа от свободы, как это делало
социалистическое государство. Напротив,
оно увязывает свободу и социальную защиту
социально слабых слоев (безработных,
нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку
между этими целями существует определенное
противоречие [5, с. 118 — 119]. Несмотря на
наличие большого числа работ по указанной
проблеме, в ее рамках существуют дискуссионные
вопросы, различные научные взгляды. Критериев,
которые позволили бы именовать государство
в полной мере социальным, пока нет. Данный
вопрос остро стоит в современной России.
В настоящее время наша страна
переживает период становления социальной
государственности, который проходит
сложно, противоречиво и требует нового
осмысления многих позиций, связанных
с ролью государства в гражданском обществе,
проблемами законодательства, регулирующего
социальную сферу и др.
Нужно заметить, что формирование
модели государства всеобщего благосостояния
(как правило, понятия «социальное государство»
и «государство всеобщего благосостояния»
рассматриваются как идентичные) предполагает
существенную трансформацию функций государства,
в первую очередь социальной функции.
Очевидно, что статус социального приобретает
исключительно то государство, в системе
внутренних функций которого социальная
функция играет ведущую роль. Поэтому
всестороннее исследование социальной
функции государства чрезвычайно актуально
для отечественной правовой науки и практики,
в частности с точки зрения ее места в
системе функций.