Совершенствование системы социальной защиты населения в рыночной экономике
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:49, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность работы обусловлена тем, что на современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических преобразований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И это несмотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласила Россию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретических проблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное место принадлежит социальной функции государства.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3 1 Теоретико-методологические основы социальной функции государства в экономике Российской Федерации………………………………………………6 1.1 Становление социальной функции государства в системе его внутренних функций……………………………………………………………………………6 1.2 Понятие, содержание и формы социальной функции государства в современной России……………………………………………………………..10 1.3 Реформы социальной политики…………………………………………….13 2 Анализ содержания социальной политики России на современном этапе...17 2.1 Основные направления современной социальной политики России…….17 2.2 Российская модель социальной политики на современном этапе………..19 2.3 Социальная и стабилизационная функции государства в борьбе с бедностью в условиях трансформационной экономики………………………26 3 Перспективы и проблемы социальной политики в современной России….30 3.1Социальные перспективы развития России………………………………..30 3.2Стратегии возможного развития социальной политики в РФ.....................33 3.3 Проблемы социальной политики в условиях современной России……...38 Заключение……………………………………………………………………….45 Список использованных источников………
— перераспределение социальных
расходов в пользу малоимущих при одновременном
сокращении социальных трансфертов обеспеченным
семьям. Государство сохраняет ответственность
за предоставление ограниченной номенклатуры
бесплатных услуг в области здравоохранения
и образования той части населения, которая
без государственной помощи лишилась
бы доступа к основным социальным благам.
Кроме вышеуказанных подходов
к экономической роли государства существует,
если можно так сказать, «третий путь»,
базирующийся на концепции формирования
массового среднего класса [3]. Он должен
охватить, по оценкам, не менее 50 — 55 % населения
одновременно с уменьшением доли граждан
с доходами ниже прожиточного минимума
до 10%. На этой социально-экономической
базе предлагается активизировать социальную
политику по следующим направлениям:
1) установление нового порядка
индексации минимального размера оплаты
труда с постоянным приближением ее к
прожиточному минимуму;
2) параллельное увеличение
окладов работников бюджетной сферы и
минимального размера оплаты труда; в
итоге реальная заработная плата должна
повыситься не менее чем на 75 %;
3) усиление государственного
регулирования рынка труда, пресечение
попыток его монополизации предпринимательскими
структурами;
4) совершенствование отраслевой
и профессиональной квалификационной
структуры работающих и увязка ее с реализацией
комплексной программы создания и сохранения
рабочих мест;
5) поддержка малого и среднего
предпринимательства;
6) использование принципа адресности
в организации социальной помощи с концентрацией
средств на поддержание нуждающихся категорий
населения;
7) модернизация материально-технической
базы отраслей социальной сферы на основе
централизованного введения современных
технологий;
8) проведение жилищно-коммунальной
реформы на основе энергосберегающих
технологий, более чёткой специализации
прав собственности на объект жилищно-коммунальной
сферы.
Необходимость выполнения этих
задач параллельно с обеспечением достаточного
уровня национальной безопасности задает
предельно жесткие требования к экономическому
росту — его граница должна быть высокой
— более 5-6 % в год. В такой ситуации ключевое
звено в ближайшие 10 лет — инвестиционный
прорыв. Следует подчеркнуть, что лишь
модель экономического роста, ориентированная
на рост благосостояния большинства населения,
сможет реально снять социально-экономический
кризис. Если же в экономической политике
будет сделана ставка «рост ради роста»,
то произойдет обострение социальной
обстановки.
Таким образом, можно сделать
следующий вывод: в ближайшем будущем
социальная политика России будет характеризоваться
направленностью в сторону сокращения
государственных расходов на социальные
нужды, ориентацией на самообеспечение
граждан необходимыми социальными благами
в той степени, в какой позволяют их доходы
с гарантированием минимального уровня
социальной помощи.
3.2 Стратегии возможного
развития социальной политики в Российской
Федерации
Результаты осуществляемой
на сегодняшний день социальной политики,
очень противоречивы, на лицо значительные
сдвиги в выплатах населению, но тем не
мене уровень нищеты в стране говорит
о малой ее эффективности. Поэтому рассмотрим
в данном параграфе несколько путей развития
социальной системы России.
Среди стратегий возможного
развития социальной политики в Российской
Федерации выделяют следующие:
1) стратегия «Инерция»;
2) стратегия «Рантье»;
3) стратегия «Мобилизация»;
4) стратегия «Модернизация».
Рассмотрим каждую из них более
подробно.
1) Стратегия «Инерция» складывается
стихийно, базируясь на традиционном русском
«авось», или «кривая вывезет». России
повезло с ценами на нефть, так, может быть,
везение продолжится и дальше? Пока же
будем копить деньги в Стабилизационном
фонде (или в новых фондах, создаваемых
на его базе), распределяя лишь небольшую
часть из них на цели решения только самых
неотложных социальных проблем[8].
Различия в материальном положении
россиян будут углубляться. Официально
учитываемая заработная плата и сейчас
различается в десятки раз, но дифференциация
усиливается из-за сопоставимых по объему
«серых» выплат. Однако в рыночной сфере
такое положение во многом объективно
обусловлено разделением на успешный
(крупные госмонополии, экспортеры сырья
и обслуживающие их отрасли) и неконкурентоспособный
сектор (легкая промышленность, сельское
хозяйство, значительная часть машиностроения
и оборонной промышленности, малый бизнес).
В то же время сохраняются административные
и коррупционные препятствия для развития
малого бизнеса, доля которого и в ВВП,
и в занятости недопустимо мала и не соответствует
требованиям современной высокоинтеллектуальной
экономики. Наиболее острая ситуация в
области заработной платы сложилась в
бюджетной сфере (образование, здравоохранение,
культура), а также в отношении военнослужащих,
где работодатели — государство и органы
местного самоуправления — пока не нашли
оптимального соотношения между уровнем
оплаты труда и его результатами.
Развитие по инерционному сценарию
приведет к маргинализации многих работников
(в неконкурентоспособных секторах и бюджетной
сфере), когда их значительная часть (не
менее 20—25 млн. человек) потеряют реальные
шансы на эффективную занятость и соответствующую
оплату труда. Опасаясь социального взрыва,
государство будет вынуждено фактически
дотировать мизерную зарплату в этих секторах,
принимая на себя дополнительные финансовые
обязательства, источником покрытия которых
(через налогообложение) станет конкурентная
сфера нашей экономики, что, в свою очередь,
еще больше ее обременит, уменьшая возможности
для дальнейшего развития[8].
При реализации данной стратегии
было бы не избежать массированного социального
обременения и в связи с нынешними тенденциями
в пенсионном страховании и обеспечении.
Рост дефицита Пенсионного фонда во все
большей степени покрывался бы за счет
федерального бюджета. Старение населения
и необходимость поддерживать достигнутый
уровень пенсий рано или поздно при данной
стратегии сделали бы неизбежным либо
повышение ЕСН, либо «раскупорку» Стабилизационного
фонда. Оба варианта прямо противоречат
долгосрочным экономическим интересам
страны. Финансовое положение Пенсионного
фонда не позволило бы в обозримой перспективе
существенно повысить пенсии. Максимум,
на который можно было бы рассчитывать,
— сохранение коэффициента замещения
(25%). Это означает, что отдельно проживающие
пенсионеры, как правило, будут в массе
своей по-прежнему относиться к малообеспеченным
слоям. Следовательно, необходимо проведение
пенсионной реформы, модернизация пенсионной
системы в РФ, которая и осуществляется
на сегодняшний день в РФ, начиная с 2002
года и по сей день. Более подробно об осуществляемой
социальной политике в области пенсионного
обеспечения было уже отмечено во 2-ой
главе.
Как показывают обследования,
«монетизация льгот» практически не повлияла
на снижение уровня бедности в России
из-за сохранения категориального подхода
к социальной помощи, никак не связанного
с уровнем дохода семьи льготника. Если
и в дальнейшем в этой сфере не произойдет
принципиальных изменений, то увеличение
размера ежемесячных денежных выплат,
введенных для «федеральных» и части «региональных»
бюджетников, в лучшем случае не будет
превышать показатель инфляции.
Сложившиеся тенденции не способствуют
снижению в перспективе социального неравенства
как в плане доступа к социальным услугам,
так и с точки зрения денежных доходов.
Структура российского общества останется
неизменной:
-1-2% населения — богатые;
-15-20% — средние классы (доходы
позволяют делать сбережения, широко пользоваться
кредитными механизмами, обладать собственной
квартирой, автомобилем и дачей, образ
жизни предполагает заботу о собственном
здоровье, вложение денег в свое образование
и образование детей, участие в программах
дополнительного медицинского и пенсионного
страхования, отдых за пределами места
жительства, активное участие в местном самоуправлении и т.п.);
-60-65% — промежуточный слой между
средними классами и бедностью (жизнь
от зарплаты до зарплаты, стесненность
в расходах на высококачественные продукты
питания и товары длительного пользования,
практически случайный доступ к качественным
услугам образования и здравоохранения,
высокая вероятность потери доходов и
соответственно сползания в бедность);
-15-20% — бедность (борьба за выживание,
невозможность доступа к качественным
социальным услугам);
Такая социальная структура
не гарантирует общественной стабильности,
не может обеспечить и перелом к лучшему
с точки зрения поддержания доверил в
треугольнике «общество — государство
— бизнес»[2].
2)В рамках стратегии «Рантье»
социальная политика предполагает существенное
усиление перераспределительных функций
государства без проведения модернизационных
реформ. В результате такой политики (если
она будет проводиться достаточно профессионально)
возможно некоторое сокращение имущественных
различий за счет форсированного повышения
доходов (в том числе в рыночном секторе
— через давление на бизнес) наименее
обеспеченных слоев населения. Продолжится
наращивание финансирования через национальные
проекты. При этом объемы выделенных средств
могут возрасти в несколько раз, что позволит
осуществлять дальнейшее обновление материально-технической
базы образования, здравоохранения и,
возможно, культуры (в качестве нового
национального проекта), а также повышение
заработной платы бюджетников.
Реализация всех названных
мер будет сопровождаться мощной пропагандистской
кампанией прежде всего через электронные
СМИ, суть которой — показать, как социально
ориентированное решает назревшие проблемы.
Временная трудовая миграция в страну
может принять своеобразный характер. Большая
сырьевая рента позволит состоятельным
российским гражданам проводить отпуск
за границей. При сохранении социального
неравенства это означает двух-трехкратный
выезд в год вместо расширения круга выезжающих.
Рентополучатели из состоятельных слоев
быстро освоят мир, посетят те столицы,
острова и курорты, куда раньше было невозможно
попасть, может быть, купят там дома и виллы.
Следующее поколение уже не будет знать
своей страны и переключится на жизнь
за рубежом[8].
В принципе подобная стратегия
может быть успешной, и продолжительность
ее реализации зависит в первую очередь
от таких факторов, как цены на нефть и
другое экспортируемое сырье, торговый
и платежный балансы страны. Если, как
прогнозирует нынешнее правительство,
уже через два-три года в России стоимость
импорта сравняется со стоимостью экспорта,
то это будет первым признаком близкого
исчерпания финансовых возможностей проведения
масштабной государственной перераспределительной
политики. А в случае падения цен на нефть
государство может столкнуться с необходимостью
отказа от стратегии «Рантье». Возникающая
тогда развилка очень проста: либо переход
к мобилизационному сценарию, либо формирование
и реализация модернизационной стратегии[7].
3)Рассмотрим стратегию «Мобилизация».
В условиях экономического подъема мобилизация
в социальной сфере представляется маловероятной.
Однако в случае ограничения доходов государства,
усиления тенденций к управлению социальными
процессами «сверху» может проявиться
ряд ее элементов. При наличии больших
групп состоятельных людей мобилизация
означает определенное давление в области
налогов, ужесточение контроля над потреблением,
привлечение частных компаний к полупринудительному
решению социальных проблем, согласно
усмотрению чиновников различных уровней.
Мобилизации — и прежде всего
государственных расходов на культуру
— присущи хорошо известные проблемы.
Мобилизационный сценарий возникает или
как попытка быстро и просто решить сложные
проблемы страны, или как прямое следствие
предыдущей стратегии («Рантье») в случае
наступления «тощих годов» (падение цен
на нефть и другие экспортные товары в
сочетании с неудачей структурной перестройки
экономики), даже до исчерпания средств
Стабилизационного фонда (или других финансовых
резервов). Тогда вряд ли возможно говорить
о какой-либо цивилизованной социальной
политике[8]. Мобилизационная социальная
политика предполагает:
-ограничение денежных доходов
(зарплат, пенсий);
-более широкое использование
методов прямого распределения некоторых
благ и услуг (карточки, нормы) в зависимости
от иерархического положения в общественном
устройстве;
-«сжатие» всех видов неконтролируемой
государством общественной активности.
Как показывает история, такой
поворот событий длится недолго, но может
привести к большим социальным и экономическим
потерям.
4) Для России наиболее желательна
модернизационная стратегия. Только ее
успешная реализация поможет избежать
крупных потрясений, чреватых исчезновением
нашей страны как суверенного государства.
Именно модернизационная стратегия подразумевает
переход российского общества к желаемому
образу жизни, в котором можно выделить
две сферы: моральную и материальную.
Моральная сфера предполагает
(в качестве идеала, к которому следует
стремиться):
-исчезновение столь распространенной
сейчас социальной розни (это относится
к контрастным парам: общество — государство;
бедные — богатые; молодые — пожилые);
-создание и функционирование
многообразных саморегулируемых механизмов
для решения всех типов потенциальных
конфликтов.
При этом важно понимать, что
такой итог — не результат массированной
промывки мозгов или настойчивой рекламы,
а прямое следствие новой социальной политики,
охватывающей все общественные группы,
и нового типа государства, не пытающегося
узурпировать функции гражданского общества.