Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:50, реферат
Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов. В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ископаемые являются исчерпаемыми и невозобновляемыми.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых………......5
1.1 История возникновения налога на добычу полезных ископаемых…5
1.2. Правовой статус налог на добычу полезных ископаемых………….8
1.3. Характеристика налога на добычу полезных ископаемых………..10
1.4. Роль налога на добычу полезных ископаемых
в налоговой системе………………………………………………………17
2. Совершенствование механизма исчисления и взимания налога
на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в России…………………………21
2.1. Основные итоги реализации налоговой политики
в прошедшем периоде……………………………….…………………………21
2.2. Меры, предусматривающие повышение доходов
бюджетной системы Российской Федерации…………………………………23
Заключение…………………………………………………..……………26
Список литературы…………………………………………….…………28
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Волгоградский
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Экономика и управление»
НАУЧНЫЙ РЕФЕРАТ
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
Совершенствование механизма исчисления и взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в России
Засовина О.С., Хиноцкая Ю.И.
Волгоград – 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых………......5
1.1 История возникновения налога на добычу полезных ископаемых…5
1.2. Правовой статус налог на добычу полезных ископаемых………….8
1.3. Характеристика налога на добычу полезных ископаемых………..10
1.4. Роль налога на добычу полезных ископаемых
в налоговой системе…………………………………
2. Совершенствование механизма исчисления и взимания налога
на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в России…………………………21
2.1. Основные итоги реализации налоговой политики
в прошедшем периоде…………………………
2.2. Меры, предусматривающие повышение доходов
бюджетной системы
Российской Федерации…………………………
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Введение
Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.
В настоящее
время любое государство
В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.
Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.
Данный налог
является центральным элементом
новой системы налогообложения
природных ресурсов, заменившим взимавшиеся
с разработчиков недр платежи
на воспроизводство минерально-
Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета горной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом.
Таким образом, из вышесказанного следует важность взимания налога на полезные ископаемые для экономики государства. Отсюда тема научного реферата представляется актуальной.
Предмет работы - сущность налога на добычу полезных ископаемых.
Цель работы: показать принципы построения и проблемы функционирования налога на добычу полезных ископаемых, а также рассмотрение мер, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Задачи работы:
- рассмотреть
историю возникновения и
- дать поэлементную
характеристику налога на
- рассмотреть основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде и меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских ученых - специалистов области налогообложения, исследующих проблемы по изучаемой теме.
В ходе работы над темой использовался анализ правовых документов и научных публикаций.
1. Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых
1.1. История возникновения налога на добычу полезных ископаемых
В ранее действовавшей
(до введения налога на добычу полезных
ископаемых) системе налогообложения
при пользовании недрами
Платежи за пользование
недрами взимались в форме
разовых взносов и/или
Из вышеизложенного
можно сделать следующие
Однако существовали
и такие негативные моменты, сопутствовавшие
плате за пользование недрами, как
возможности прямого получения (минуя
бюджет) недропользователями части
отчислений на воспроизводство минерально-сыр
До введения НДПИ операции по реализации добытой нефти, включая стабильный газовый конденсат, а также добытого природного газа подлежали обложению акцизами в соответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ.
Действовавшее до 2002г законодательство РФ, включавшее раздел платности пользования недрами, носило рамочный характер и не давало достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.
В рамках проводимой в России налоговой реформы для соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков (недропользователей) была подготовлена глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2002г в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001г №126-ФЗ. Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и акциз на нефть (последний – в связи с особым порядком исчисления НДПИ по нефти). В результате механизм налогообложения добычи полезных ископаемых, регулируемый налоговым кодексом РФ, был сведен к НДПИ и акцизу на природный газ. Одновременно в Закон «О недрах» 1999г были внесены изменения, устанавливающие с 1 января 2002г новую систему платежей за пользование недрами, включающую разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плату за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий.
Глава 26 неоднократно изменялась, дополнялась. Федеральным законом от 31 декабря 2001г №198-ФЗ были внесены изменения, касающиеся определения подлежащего налогообложению природного горючего газа и попутного газа из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений.
С 1 января 2004г в связи с изменением механизма налогообложения добычи природного газа (адвалорная ставка НДПИ была заменена специфической налоговой ставкой) был отменен акциз на природный газ.
Результатом проведенных реформ налогообложения добычи полезных ископаемых стало создание фискально-ориентированной системы налогообложения, обеспечивающей существенный рост налоговых поступлений[17,с. 315-316].
1.2. Правовой статус налог на добычу полезных ископаемых
Все платежи, взимание которых так или иначе связано с взаимодействием человека и природы, независимо от их налогового статуса можно подразделить на экологические и природоресурсные платежи. Если объектом экологических платежей является вредное воздействие человека на природу, то объектом природоресурсных платежей являются отношения по использованию различного рода природных ресурсов (земли, лесов, вод, недр и пр.), а также результат такого использования. В контексте приведенного деления налог на добычу полезных ископаемых следует отнести к группе платежей за природопользование, поскольку объектом данного налога является добыча полезных ископаемых (статья 336 НК РФ), которая является одним из видов пользования недрами (статья 6 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 23951 (в редакции Федерального закона от 03 марта 1995 г. № 27-ФЗ)[3].
Группа платежей за природопользование имеет весьма неопределенный правовой статус, поскольку не дает четких оснований для отнесения указанных платежей к налогам, сборам или гражданско-правовым платежам. Однако, применительно к налогу на добычу полезных ископаемых значимость указанной проблематики существенно снижается, поскольку указанный налог ориентирован на обложение стоимости добытых полезных ископаемых (статьи 336–338 НК РФ) и не является условием предоставления государством права пользования недрами. С учетом изложенного можно сказать, что налог на добычу полезных ископаемых является именно налоговым платежом, поскольку отвечает законодательно установленным признакам налога (статья 8 НК РФ), в частности: индивидуальная безвозмездность, обязательный (принудительный) характер, поступление в бюджет, односторонний характер. После вступления в силу изменений, внесенных в текст главы 26 НК РФ Законом № 57-ФЗ применительно к порядку уплаты налога на добычу полезных ископаемых (а именно – после 01.01.2003 г.) налог на добычу полезных ископаемых уплачивается единовременно по итогам налогового периода (статья 344 НК РФ (с изменениями, внесенными Законом № 57ФЗ)). Следовательно, авансовый характер у данного обязательного платежа отсутствует[15,с. 178-180].
Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» введена Федеральным законом от 08 августа 2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации». Следующим этапом при определении правового характера налога на добычу полезных ископаемых является отнесение его к группе прямых или косвенных налогов. Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ (в процессе потребления), тогда как прямые налоги – в процессе приобретения и накопления материальных благ. Источник уплаты прямых налогов формируется у налогоплательщика, тогда как источник уплаты косвенных налогов поступает налогоплательщику в составе иных платежей (как правило, цены). Анализ всех признаков прямых налогов позволяет сделать вывод, что именно к данной группе налог на добычу полезных ископаемых и относится. Во-первых, предметом налога на добычу полезных ископаемых является имущество – полезные ископаемые, а не денежные средства. Во-вторых, связь с исполнением по сделке (реализацией), которое, как правило, выступает объектом косвенных налогов, отсутствует, однако в наличии прямая связь с предметом налогообложения. В-третьих, взимается данный налог непосредственно в виде денежного платежа в бюджет (отсутствует завуалированный характер налогового изъятия). В-четвертых, источник уплаты налога формируется у налогоплательщика. В-пятых, бремя уплаты налога не перелагается на третьих лиц. В свою очередь, относясь к группе прямых налогов, налог на добычу полезных ископаемых является налогом личным, поскольку взимается он исходя из стоимости добытых полезных ископаемых в течение налогового периода (статьи 338 и 343 НК РФ).