Совершенствование механизма исчисления и взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:50, реферат

Краткое описание

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов. В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ископаемые являются исчерпаемыми и невозобновляемыми.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых………......5
1.1 История возникновения налога на добычу полезных ископаемых…5
1.2. Правовой статус налог на добычу полезных ископаемых………….8
1.3. Характеристика налога на добычу полезных ископаемых………..10
1.4. Роль налога на добычу полезных ископаемых
в налоговой системе………………………………………………………17
2. Совершенствование механизма исчисления и взимания налога
на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в России…………………………21
2.1. Основные итоги реализации налоговой политики
в прошедшем периоде……………………………….…………………………21
2.2. Меры, предусматривающие повышение доходов
бюджетной системы Российской Федерации…………………………………23
Заключение…………………………………………………..……………26
Список литературы…………………………………………….…………28

Файлы: 1 файл

семестровка по налогам.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

В завершение характеристики правового статуса налога на добычу полезных ископаемых следует указать, что данный налог относится к  числу налогов неокладных, т. е. налогов, которые самостоятельно рассчитываются налогоплательщиком, что прямо следует из статьи 52, пункта 1 статьи 338 и статьи 343 НК РФ[19,с. 115-118].

 

1.3. Характеристика налога на добычу полезных ископаемых

 

Объектом налогообложения  налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

  1. полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  2. полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  3. полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

  1. общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  2. добытые (собранные) минералогические. Палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  3. полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
  4. полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  5. дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений[1].

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ[1].

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование в соответствии с законодательством РФ в течении 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр[1]. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому[1].

Количество  добытого полезного ископаемого  определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

В отношении  добытых полезных ископаемых, для  которых установлены различные  налоговые ставки либо налоговая  ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно  к каждой налоговой ставке[1].

Оценка стоимости  добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним  из следующих способов:

  1. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  2. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговым периодом признается календарный месяц[1].

Налоговые ставки по видам полезных ископаемых представлены в Таблице 1[8,с. 86].

Таблица 1 Налоговые  ставки по видам полезных ископаемых.

Ставка налога

Срок уплаты налога

- полезные ископаемые  в части нормативных потерь полезных ископаемых;

- попутный газ;

- подземные воды, содержащие полезные  ископаемые;

- полезные ископаемые при разработке  некондиционных или ранее списанных  запасов полезных ископаемых;

- полезные ископаемые, остающиеся  во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств;

- минеральные воды, используемых  в лечебных и курортных целях  без их непосредственной реализации;

- подземные воды, используемые  в сельскохозяйственных целях;

- нефть на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края (при соблюдении определенныхусловий);

- сверхвязкая нефть, добываемая  из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа х с, при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр;

- нефти на участках недр, расположенных  севернее Северного полярного  круга полностью или частично  в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн на участке недр (при соблюдении определенных условий);

- нефти на участках  недр, расположенных полностью или  частично в Азовском и Каспийском  морях, до достижения накопленного  объема добычи нефти 10 млн.  тонн на участке недр (при соблюдении  определенных условий);

- нефти на участках  недр, расположенных полностью или  частично на территории Ненецкого  автономного округа, полуострове  Ямал в Ямало-Ненецком автономном  округе, до достижения накопленного  объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр (при соблюдении определенных условий);

- газа горючего природного (за исключением попутного газа), закачанного в пласт для поддержания  пластового давления при добыче  газового конденсата в пределах одного участка недр в соответствии с техническим проектом разработки месторождения;

- нефти на участках  недр, расположенных полностью или  частично в Черном море, до  достижения накопленного объема  добычи нефти 20 млн. тонн на  участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами;

- нефти на участках недр, расположенных  полностью или частично в Охотском море, до достижения накопленного объема добычи нефти 30 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами;

- нефти на участках недр, расположенных  полностью или частично севернее 65 градуса северной широты полностью  или частично в границах Ямало-Ненецкого  автономного округа, за исключением  участков недр, расположенных полностью  или частично на территории полуострова Ямал в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами;

- кондиционных руд олова, добываемых  на участках недр, расположенных  полностью или частично на  территории Дальневосточного федерального  округа, на период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года включительно;

- газа горючего природного на  участках недр, расположенных полностью  или частично на полуострове  Ямал в Ямало-Ненецком автономном  округе, используемого исключительно  для производства сжиженного  природного газа, до достижения накопленного объема добычи газа горючего природного 250 млрд. кубических метров на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет, начиная с 1-го числа месяца, в котором начата добыча газа горючего природного, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа;

- газового конденсата  совместно с газом горючим  природным, используемым исключительно  для производства сжиженного  природного газа, на участках  недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи газового конденсата 20 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет, начиная с 1-го числа месяца, в котором начата добыча газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25-е число месяца, следующего  за истекшим налоговым периодом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25-е число месяца, следующего  за истекшим налоговым периодом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25-е число месяца, следующего  за истекшим налоговым периодом.

 

 

 

 

калийные соли

3,8%

- торф;

- горючих сланцев;

- апатит-нефелиновые,  апатитовые и фосфоритовые руды

4%

кондиционные руды черных металлов

4,8%

- сырье радиоактивных  металлов;

- горно-химическое неметаллическое  сырье (за исключением калийных  солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд);

- неметаллическое сырье,  используемое в основном в  строительной индустрии;

- соль природная и  чистый хлористый натрий;

- подземные промышленные  и термальные воды;

- нефелины, бокситы;

5,5%

- горнорудное неметаллическое  сырье;

- битуминозные породы;

- концентраты и другие  полупродукты, содержащие золото;

- иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки

6%

- концентраты и другие  полупродукты, содержащие драгоценные  металлы (за исключением золота);

- драгоценные металлы, являющиеся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота);

- кондиционный продукт  пьезооптического сырья, особо  чистого кварцевого сырья и  камнесамоцветного сырья

6,5%

минеральные воды и лечебные грязи

7,5%

- кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

- редкие металлы, как  образующие собственные месторождения,  так и являющиеся попутными  компонентами в рудах других  полезных ископаемых;

- многокомпонентные комплексные  руды, а также полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов;

- природные алмазы  и другие драгоценные и полудрагоценные  камни

8%

нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная

446 рублей за 1 тонну

газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья

556 рублей за 1 тонну

газ горючий природный  из всех видов месторождений углеводородного  сырья

509 рублей за 1 000 кубических  метров

антрацит

47 рублей за 1 тонну

уголь коксующийся

57 рублей за 1 тонну

уголь бурый

11 рублей за 1 тонну

уголь, за исключением  антрацита, угля коксующегося и угля бурого

24 рубля за 1 тонну


 

 

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог полежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого, соответствующего вида.

Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и  стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность представления  налоговой декларации у налогоплательщика  возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая  добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом[1].

Определенные  особенности исчисления и уплаты налога установлены при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщиками в данном случае являются инвесторы  по соглашениям о разделе продукции, за исключением тех случаев, когда  выполнение работ по соглашению о  разделе продукции, в том числе добычу полезных ископаемых, осуществляет оператор по соглашению. В этих случаях исчисление и уплата налога должны производиться оператором, который выступает в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

Налоговая база определяется в общеустановленном порядке, т. е. как стоимость добытых полезных ископаемых, но с учетом особенностей, которые установлены в соглашении о разделе продукции для определенной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом стоимость определяется по каждому соглашению о разделе продукции и деятельности, не связанной с выполнением соглашения о разделе продукции.

При выполнении соглашения применяются установленные  налоговые ставки, но с коэффициентом 0,5. При этом они не могут изменяться в течении всего срока действия соответствующего соглашения. Кроме того, НК РФ введена оговорка, в соответствии с которой при выполнении соглашений, заключенных до вступления в действие налога на добычу полезных ископаемых, применяются условия исчисления и уплаты налога, установленные в соглашении о разделе продукции, с учетом норм российского законодательства о налогах и сборах, действовавших на дату подписания соответствующего соглашения[20,с. 214-216].

 

1.4. Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе

 

Налог на добычу полезных ископаемых был включен  в российскую налоговую систему  в 2001г и вступил в действие с 1 января 2002г. Впервые за годы существования  налоговой системы с принятием  гл. 26 НК РФ была упорядочена система  налогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговые платежи за природные ресурсы. Условия исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых основаны на действовавшем до его введения порядке функционирования платы за пользование недрами с включением в ставку налога половины ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также ставку акциза за сырую нефть. Данный налог был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере. Поэтому одновременно с введением этого налога отменена действовавшая плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газ.

Кроме того, введение налога на добычу полезных ископаемых позволяет в определенной мере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целей налогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики. Дело в том, что сложившаяся система реализации нефти для дальнейшей переработки вертикально интегрированными компаниями позволяла в широких масштабах использовать трансфертные цены, которые значительно ниже рыночных, что приводило к потере доходов бюджетов всех уровней, в частности, за счет уменьшения поступлений платы за пользование недрами при нефтедобыче, размер которых напрямую зависел от уровня цен реализации. Введение налога на добычу полезных ископаемых было направлено также на решение задач экономического принуждения природопользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога должны были стать основным источником для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей природной среды. Изменение порядка налогообложения недропользования позволяет обеспечить снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что должно положительно сказываться на создании благоприятного инвестиционного климата[20,с. 224-227].

До принятия специальной главы второй части НК РФ вопросы платности пользования природными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании. При этом важнейшее положение налогообложения природопользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении налогов, взимаемых при пользовании природными ресурсами. При этом все важнейшие элементы налогообложения природопользования, в том числе определение объекта обложения, налоговая база, ставка налога, налоговые льготы и некоторые другие, устанавливались межведомственными инструкциями. По отдельным же платежам, например таких, как плата за пользование недрами, ставка налога регулировалась в лицензионных соглашениях, т. е. определялись органами исполнительной власти совместно с налогоплательщиком. Вместе с тем, согласно ст.17 части первой НК РФ, вступившей в силу с 1 января 1999г, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены законодательно налогоплательщики и все элементы налогообложения. Таким образом, налоги, связанные с использованием природных ресурсов, три года фактически являлись незаконными.

Информация о работе Совершенствование механизма исчисления и взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в России